НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
УДК 602 Х.М.АХМЕДОВ
ББК 32.97
ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ОБЩЕНИЕ С КОМПЬЮТЕРОМ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Сознательное отношение к компьютерному усвоению содержания обучения говорит о том, что ученик проявляет интерес не только к традиционному, но и к компьютерному обучению. Если ученик умеет самостоятельно и добровольно включиться в программированное обучение, то это говорит о высоком уровне его сознательности. Такое отношение этих учеников к своей профессиональной подготовке следует поставить в пример другим ученикам. Только одарённый ученик может подняться до такого уровня. Однако количество таких учеников в настоящее время незначительно. Более того, оно является не следствием школьного образования, как показывает практика, следствием дополнительного образования, которое эти ученики получают после занятий. Родители этих учеников создают комфортные и уютные дидактическое условия для своих детей, покупая современные компьютерные обучающие средства, а также привлекая домашних репетиторов. Эти ученики, в конечном счёте получат как должное общее образование, так и основы профессионального образования.
Поэтому не только учителя, но и родители должны привлекаться к изучению профессионально-познавательных интересов и способностей своих детей, чтобы те могли выбрать себе профессию сознательно и вместе с тем целесообразно формировать познавательные интересы и способности.
Для этого важное методическое значение имеет изучение общения учеников с компьютером, ибо нельзя формировать компьютерные знания, умения и навыки без общения с компьютером.
В связи с этим мы выделяем три варианта контакта, или отсутствия такого контакта между учениками и компьютером:
• отсутствие общения с компьютером;
• нецелесообразное общение с компьютером;
• целесообразное общение с компьютером;
1. При отсутствии общения с компьютером мы имеем дело с одной стороны с отсутствием дидактических и других условий для использования компьютерной техники и технологии. Таковыми причинами могут быть:
• отсутствие компьютерной техники и технологии в школе и дома, учебных центрах, где бы ученики могли получать доступ к компьютерному образованию;
• отсутствие квалифицированных учителей информатики, а также учителей-предметников, которые могли бы организовать компьютерное обучение по своему учебному предмету;
• незнание и неумение родителей и других старших членов семьи использовать компьютерную технику и технологию в различных целях, включая образовательные;
• отсутствие электроэнергии в осенне-зимний период, что приводит к полному и ограниченному отключению общения учеников с компьютером;
• отсутствие должных знаний, умений и навыков у учащихся, необходимых для общения с компьютером;
• отсутствие желания и интереса для получения полноценного компьютерного образования, включая профессионально-компьютерное.
Полное отсутствие общения с компьютером приводит к снижению дидактической и жизненной ценности, как общего, так и профессионального образования. Создание дидактических условий в виде создания современно оборудованных компьютерных классов, подготовки
высококвалифицирован-ных учителей информатики и учителей-предметников, реально знающих и умеющих использовать в учебных целях компьютерную технику и технологию, обеспечение школ необходимой научной и учебной литературой по компьютерной технике и технологии, организация экскурсий в различные подразделения сфер жизнедеятельности общества, где рационально используется компьютерная техника и технология, организация встреч, бесед и конференций с высококвалифицированными специалистами различных отраслей способствуют
217
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
организации полноценного общения учеников с компьютерной техникой и технологий, как в учебное, так и во внеучебное время.
2. При нецелесообразном общении с компьютером мы имеем дело с одной стороны, знанием и умением ученика использовать компьютерную технику с точки зрения процессуального аспекта, но с другой стороны, имеет место нерациональное её применение, особенно в содержательном аспекте. Зачастую ученик использует компьютер как в учебное, так и во вне- учебное время как средство развлечения. При этом компьютер используется как игровой автомат. Подобное пустое времяпровождение наносит вред как здоровью ребёнка, - так как такие дети проводят значительно больше времени у экранов монитора, чем это предусмотрено для каждой возрастной группы нормативными инструкциями, - так и получению полноценного образования, поскольку ученик не ставит перед собой какие-бы то не было учебные цели. Более того, подобное общение с компьютером становится для них самоцелью, что противоречит истинному назначению компьютерной техники. Именно образовательная цель должна быть главенствующей в школьном возрасте, а игровое назначение компьютерной техники должно быть ограничено.
Поэтому представление некоторых учителей информатики о том, что лишь бы ученики могли работать с компьютером, является в корне неверным.
Причинами аналогичных следствий, как показывает анализ, являются следующие факторы:
• незнание как учителями, родителями, так и самими учениками личностного и общественного назначения компьютерной техники и технологии;
• незнание образовательной цели компьютерной техники и технологии как учителями, родителями, так и самими учениками;
• незнание вреда долговременного общения ученика с компьютером только в плане игрового развлечения;
• отсутствие образовательных программ, которые бы учителя информатики, учителя-предметники могли целесообразно использовать на уроках, а также во внеучебное время;
• неумение учителей информатики и учителей-предметников составить элементарные образовательные программы;
• отсутствие желания, интереса и способностей у учителей приучить учеников к рациональному, учебному общению с компьютером, и отсутствие желания и познавательного интереса у учеников достичь и решить учебные цели и задачи на компьютере.
В этом плане особую методическую значимость приобретает пересмотр подготовки и переподготовки не только учителей информатики, но и учителей предметников, которые также должны активно включиться в процесс рациональной организации учебного общения учеников с компьютером.
3. При целесообразном общении с компьютером имеет место разумное, сознательное отношение ученика с компьютером, как в профессиональном, так и в содержательном аспектах. Прежде всего, ученик использует компьютерную технику и технологию как в учебное, так и во внеучебное время в образовательных целях. И это соответствует истинной природе вещей, поскольку школьный возраст предполагает, что основным видом деятельности является именно учение. Игровой деятельностью с компьютером ученик занимается строго в соответствии с нормативными регламентами. В таком случае компьютерная игровая деятельность выступает не как средство развлечения, а как вспомогательное средство развития познавательных процессов и способностей в процессе компьютерного обучения. Подобное отношение ученика с компьютером и обучение работе с ним являются следствием разумной образовательной политики прогрессивно мыслящих родителей, классных руководителей, учителей-предметников и, конечно же, самых учеников, которые пытаются самостоятельно решить вопрос о качественной подготовке к профессиональной деятельности. Опыт этой категории педагогических субъектов требует тщательного анализа и всемерного распространения среди других.
Данное положительное педагогическое следствие является результатом:
• сознательного отношения всех педагогических субъектов, включая прежде всего и самих учеников, которые осознали образовательную значимость компьютерной техники и технологии;
• знание и умение учителей информатики направить учеников в педагогически правильное русло при компьютерном обучении;
• знание и умение учителей информатики рассматривать и использовать компьютерное обучение как средство к профессиональной подготовке;
218
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
• осознание родителями и детьми личностной и общественной значимости усвоения компьютерных знаний, умений и навыков в подготовке к жизни и труду.
Именно из этой категории учеников вырастает новое поколение специалистов высокого профиля для различных отраслей общественной жизнедеятельности, которые будут способны поднять экономику страны на качественно высокий уровень. К сожалению количество данной категории школьников в настоящие время незначительно, но при разумном отношении к делу можно создавать реальные психолого-педагогические условия для увеличения данного контингента, что придало бы новый импульс в деле подготовки высококвалифицированных кадров. В этом направлении следует пересмотреть процессуальный и содержательный аспекты подготовки подрастающего поколения к труду.
В соответствии со спецификой каждой выделенной категории учеников мы провели опытноэкспериментальную работу.
Таблица 1 Общение учеников с компьютером в образовательных целях
№ Уровни сформированное™ отношения учеников к компьютеру Контрольная группа Экспериментальная группа
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1 Отсутствие общения с компьютером 46% 36% 48% 12%
2 Нецелесообразное общение с компьютером 28% 20% 30% 13%
3 Целесообразное общение с компьютером 26% 44% 22% 75%
Объектами экспериментального исследования явились:
• наличие компьютерных классов и количество компьютерной техники и технологии в школах, наличие компьютерной техники у учеников дома, наличие центров компьютерного обучения в микрорайоне, районе, или городе;
• наличие высококвалифицированных учителей информатики в общеобразовательных школах,
количество родителей или других старших членов семьи, знающих как целесообразно общаться с компьютером в образовательных целях, психолого-педагогическая компетентность
преподавателей центров компьютерного обучения;
• наличие достаточного количества учебной и научно-методичес-ких литературы по основам информатики и вычислительной техники;
• выявление объективных причин отсутствия общения с компьютером (кто виноваты? ученики, учителя, родители, кто-то другой?);
• выявление объективных причин целесообразного общения учеников с компьютером;
• определение истинных мотивов целесообразного общения учеников с компьютером в образовательных целях.
При этом искоренение ошибок, недочётов, зафиксированных на начальном этапе осуществляется в контрольных группах традиционными способами, а в экспериментальной группе применяются разработанные нами психолого-педагогические меры оптимизации учебновоспитательного процесса по усвоению компьютерных знаний, умений и навыков.
Уровни сформированное™ отношения учеников к компьютерным знаниям, умениям и навыков до эксперимента в контрольных и экспериментальных группах были приблизительно равны:
46% и 48%; 28% и 30%; 26% и 22%.
После проведения экспериментальной работы в экспериментальных группах количество учеников, не привлечённых к общению с компьютером, снизилось на 36%, а количество учеников, осуществляющих нецелесообразное общение с компьютером, снизилось на 17%. Количество учеников, целесообразно общающихся с компьютером, увеличилось на 49%. Тогда как в контрольной группе наблюдались незначительные изменения: соответственно на 10%, 8% и 18%, что по сравнению с данными экспериментальной группы намного меньше.
С целью оптимизации общения учеников с компьютером мы провели в экспериментальных группах цикл лекций и бесед на темы:
219
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
1. «Основные этапы развития средств деятельности: ручной труд, механизация, автоматизация, компьютеризация»;
2. «О применении компьютерной техники и технологии в сфере здравоохранения»;
3. «Об использовании компьютерной техники и технологии в сфере энергетики»;
4. «Об использовании компьютерной техники и технологии в сфере здравоохранения»;
5. «Компьютерная техника и технология - надёжные помощники учёных»;
6. «Об истории возникновения и развития компьютерной техники и технологии»;
7. «Модернизация управленческой функции при помощи информационных технологий»;
8. «Компьютеризация учебного процесса - эффективный способ формирования у обучаемых знаний, умений и навыков»;
9. «Творение в изобразительном искусстве при помощи программирования»;
10. «О значении систематизации знаний и их программирование»;
11. «Роль компьютерной техники и технологии в освоении космоса»;
12. «О вреде нецелесообразного общения с компьютером»;
13. «Влияние компьютера на здоровье человека»;
14. «О пользе целесообразного общения с компьютером».
Понятия "готовность" и "подготовка" являются родственными и потому они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Относительно нашего исследования соответственно следует определить связь профессионально-компьютерной готовности будущего специалиста с профессионально-компьютерной подготовкой.
Рассматриваемые понятия имеют причинно-следственное отношение. Одно выступает как причина, а другое как следствие. Если качество профессионально-компьютерной готовности в каком-то смысле, или по какому ту параметру нас не устраивает, то нам необходимо изменить форму и содержание профессионально-компьютерной подготовки именно в данном смысле, именно по данному параметру.
В связи с этим очень важно с методической точки зрения объективно измерить и оценить качество профессионально компьютерной готовности школьников, будущих специалистов той или иной отрасли, или же профессии. При этом первоначально необходимо определить понятие профессионально-компьютерной готовности.
Профессионально-компьютерная готовность специалиста включает в своё содержание систему знаний, умений и навыков по применению компьютерной техники и технологии применительно к объекту профессиональной деятельности.
Таким образом, компьютерные знания, умения и навыки применяются специалистами той или иной профессии для решения профессиональных задач при помощи компьютерной техники и технологии. Эти профессиональные задачи вытекают из специфики каждой конкретной профессии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воронкова ,О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя / О.Б Воронкова. - 2-е изд., Ростов н/д: Феникс, 2008. - 313 с.
2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и Перспективы / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 234 с.
3.Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников / С.Н. Чистякова. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 128 с.
4. Шевченко, Ф.М. Тренинг "Профориентация для школьников" / Ф.М. Шевченко. - СПб.: Речь, 2007. -168 с.
REFERENCES:
1. Voronkova, O.B. Computer science: a methodological thrift-box of teacher / O.B. Voronkov. - 2nd ed., Rostov on Don: Fenix, 2008. - 313 p.
2. Gershunskiy, B.S. Computerization in education: problems and prospects / B.S. Gershunskiy. - M .: Pedagogika, 1987. - 234p.
3. Chistyakova, S.N. Pedagogical support of self-determination of students / S.N. Chistyakov. - M .: Publishing Center "Academiya", 2005. - 128p.
4.Shevchenko, F.M. Training "Vocational guidance for pupils' / F.M. Shevchenko. - Saints Petersburg.: Rech, 2007. -168 p.
220
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES
№1(42) 2015
Целесообразное общение с компьютером основа формирования профессионально-компьютерной грамотности школьников.
Ключевые слова: целесообразное общение с компьютером, компьютерное знание, профессиональнокомпьютерная грамотность, общение с компьютером, компьютерная техника и технология
Статья посвящена вопросам целесообразного применения компьютера школьниками и задачам учителей информатики, родителей и самих учащихся. Автор статьи критикует отношение к искомой проблеме со стороны той группы школьников, которые рассматривают компьютер исключительно как средство развлечения. Это тем более важно и актуально в свете реализации закона "Об ответственности родителей за воспитание и обучение ребёнка", поскольку как родители, так и учителя должны следить за тем, чтобы дети сознательно относились к компьютерной технике и технологии, чтобы они их использовали в целях профессионально-компьютерной подготовки. В связи с этим обосновывается целесообразность подготовки и переподготовки будущих учителей информатики в заданном направлении. Автором разработаны способы оптимальной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей информатики по формированию профессионально-компьютерной грамотности школьников, доказана дидактическая необходимость организации целесообразного общения школьников с компьютером. Поэтому в системе высшего профессионального образования следует пересмотреть профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей информатики, поскольку главную роль в решении задачи формирования профессионально-компьютерной грамотности будут нести именно они. В этом смысле проведение организационных и объяснительных работ, по мнению автора, является эффективным.
Efficient use of computer is a base of development of professional computer literacy of pupils
Keywords: efficient use of computer, computer knowledge, professional and computer literacy, use of computer, computer equipment and technology
The article deals with the issues of appropriate use of computer by pupils and the tasks of teachers of computer, parents and pupils themselves. The author critically analyzes the attitude of those groups of pupils who consider computer solely a means of entertainment in the article. This is even more important and relevant in the light of implementation of the law "On the responsibility of parents for upbringing and education of a child", as both parents and teachers should ensure that children consciously use computers and computer technology, and use them for professional computer training. In this regard, the expediency of training and retraining of future teachers of computer sciences in a given direction is supported.
The author has developed methods for optimal professional and pedagogical training of future teachers of computer sciences to develop professional computer literacy of pupils. And he has also proved the didactic necessity of expedient use of computer by pupils. Therefore, the system of higher education should revise the professional pedagogical training of future teachers of computer sciences since it is they who play a major role in solving the problem of development of professional computer literacy. In this sense, the author considers the implementation of organizational and explanatory work effective.
Сведения об авторе:
Ахмедов Хусенбой Маджидович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры электроники и вычислительной техники Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Akhmedov Husenboi Majidovich, Candidate of Science in Pedagogy, Assosiate Professor, the Department of Electronics and Computer Sciences, Khujand State University named after academician B.G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]
221