проблемы управления развитием человеческого II потенциала
УДК [329:336](477) Н.В. ПОДОБЕД, аспирантка кафедры социальной и гуманитарной
политики
Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, Украина, г. Киев, ул. Ежена Потье, 20 Электронный адрес: [email protected]
современное состояние и проблемы финансирования реализации государственной молодежной политики в
Украине
Одними из важнейших социальных проблем молодежи, на решение которых нацелена государственная политика на современном этапе развития Украины, являются проблемы занятости и трудоустройства, доступности получения качественного образования, проблемы обеспечения жильем. Проведение эффективной государственной политики в этом направлении невозможно без стабильного финансирования, основу которого составляют бюджетные поступления. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в Украине, наличие дефицита государственного бюджета обусловливают необходимость анализа существующих и поиска новых источников финансирования молодежной политики.
Согласно статье 5 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», финансирование соответствующих мероприятий осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также других источников, не запрещенных законодательством [11].
При формировании государственной молодежной политики в Украине предлагались различные концепции ее финансирования. В частности, учеными и политиками рассматривались следующие варианты:
В статье анализируются механизмы финансирования трудоустройства молодежи, получения ею высшего образования и обеспечения жильем. Сделаны выводы о необходимости усиления партнерства государства с общественными молодежными организациями, совершенствования механизмов льготного государственного образовательного кредитования, а также разработки государством новой стратегии решения молодежной жилищной проблемы.
Ключевые слова: государственная молодежная политика; финансирование; социальные проблемы; трудоустройство; образование
34 © Подобед Н.В., 2013
- создание фонда содействия молодежной политике за счет ассигнований в размере не менее 2% государственного и местного бюджетов, а также из дополнительных источников финансирования: перечисление средств предприятиями, фондами, организациями при обеспечении для них льготного налогообложения. Предполагалось, что распорядителями средств будут государственные органы управления по делам молодежи на государственном и местном уровнях;
- принятие молодежных программ и финансирование мероприятий государственной молодежной политики в размере не менее 0,5% государственного бюджета и 0,3% местных бюджетов. Распорядителем средств, выделяемых на осуществление государственной молодежной политики, должен был быть Всеукраинский национальный конгресс молодежи (совещательный и консультативный орган при Президенте Украины).
Разработчики государственной молодежной политики в Украине настаивали на обеспечении ее стабильного бюджетного финансирования; постоянно велись поиски дополнительных источников финансирования. В частности, на местном уровне важное значение придавали финансированию молодежных мероприятий через различные молодежные фонды, ожидаемыми источниками формирования которых назывались добровольные отчисления предприятий, гранты международных организаций, поступления из благотворительных фондов.
В настоящее время финансирование мероприятий государственной молодежной политики осуществляется в рамках выполнения Государственной целевой социальной программы «Молодежь Украины» на 2009-2015 годы. Средства на социальное становление и развитие молодежи утверждаются Верховным Советом Украины. Распорядителем этих средств является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти - Государственная служба молодежи и спорта Украины в составе Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины.
Прогнозные объемы и источники финансирования указанной программы на период 2013-2015 гг. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Прогнозные объемы и источники финансирования Государственной целевой социальной программы «Молодежь Украины» на 2013-2015 годы [4]
Источники финансирования 2013 2014 2015 Отклонение, ±
тыс. грн. %
Всего финансирования, тыс. грн. 29267,7 30951,0 32634,3 +3366,6 +11,5
В т. ч.:
государственный бюджет 24351,0 25751,0 27151,0 +2800,0 +11,5
другие источники (местные бюджеты, гранты международных организаций) 4916,7 5200,0 5483,3 +566,6 +11,5
Доля государственного бюджета в общей сумме, % 83,2 83,2 83,2 - -
Данные таблицы свидетельствуют о том, что прогнозные объемы финансирования программы «Молодежь Украины» с каждым годом увеличиваются. В 2015 году они составят 32634,3 тыс. грн., что на 11,5% больше, чем в 2013 году. При увеличении абсолютных сумм финансирования соотношение между бюджетным финансированием и финансированием из других источников остается неизменным: доля государственного бюджета в общей сумме составляет 83,2%.
В последние годы учеными и политиками декларируется отход от патерналистской модели государственной молодежной политики. Признано, что осуществление систематических мероприятий государственными учреждениями за счет бюджетных средств является недостаточно эффективным. Оптимальный вариант - «налаживание сотрудничества органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными и благотворительными организациями» [4].
В 2011 году в Украине был утвержден «Порядок проведения конкурса по определению программ (проектов, мероприятий), разработанных общественными организациями и творческими союзами, для выполнения (реализации) которых предоставляется финансовая поддержка». В конкурсной документации указываются [6]:
- цели и приоритетные задачи, которые соответствуют национальным или региональным программам и на реализацию которых должны направляться программы (проекты), представляемые для участия в конкурсе;
- перечень видов деятельности, которые могут быть поддержаны организатором конкурса, их целевая аудитория;
- описание и смета расходов, необходимых для выполнения программы.
После определения молодежной общественной организации - победителя
конкурса с ним заключается договор о выполнении программы с указанием исполнителей и объемов финансирования. Эта организация обязана участвовать в софинансировании программы (проекта) в размере, установленном организатором конкурса (но не менее чем 25% от необходимого объема финансирования). После выполнения программы исполнитель подает организатору конкурса в месячный срок итоговый отчет о выполнении договора и объемах использованных бюджетных средств.
Украинское государство декларирует обеспечение широкой поддержки деятельности общественных молодежных организаций. Вместе с тем в стране чрезвычайно медленно внедряются современные технологии социального партнерства молодежных организаций с государственными структурами. Для расширения участия первых в решении социальных проблем молодежи следует изучать и внедрять зарубежный опыт. Такое сотрудничество должно строиться в рамках социального заказа на основе заключения социальных контрактов между органами исполнительной власти и молодежными общественными объединениями [14, с. 120].
Важным направлением государственной политики по решению социальных проблем молодежи является обеспечение ее занятости и трудоустройства. Частичное решение этой проблемы - выделение из государственного бюджета
Рис. 1. Удельный вес нетрудоустроенных после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации в общей численности безработных, % [1]
дотаций работодателям для обеспечения молодежи первым рабочим местом. В 2010 году сумма дотаций составляла 10,0 млн грн., а в
2011 и 2012 гг. - 25,0 млн грн. ежегодно [8-10]. Таким образом, в указанный период наблюдается увеличение объемов финансирования в 2,5 раза.
Вместе с тем удельный вес нетрудоустроенных выпускников школ и высших учебных заведений в общей численности безработных продолжает оставаться высоким (рис. 1).
Как видим, в 2009 году в общей численности безработных нетрудоустроенные после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений 1-1У уровней аккредитации составляли 14,1%. В последующие годы наблюдался рост
данного показателя (до 18,7% в 2011 году) и незначительное его снижение в
2012 году.
Анализ статистической информации о состоянии финансирования высшего образования в Украине свидетельствует об увеличении абсолютных объемов государственного финансирования этой сферы (рис. 2).
В 2012 году расходы государственного бюджета на подготовку кадров высшими учебными заведениями 1-1У уровня аккредитации составляли 16856,3 млн грн., а в 2010 г. - 13983,2 млн грн., т.е. прирост за три года составил 20,5%. Вместе с тем анализ показывает, что доля расходов на финансирование высшего образования в ВВП страны уменьшилась (табл. 2).
Рис. 2. Расходы государственного бюджета Украины на высшее образование за период 2010-2012 гг, млн. грн. [8-10]
Таблица 2
Доля расходов государственного бюджета на высшее образование в ВВП Украины (2010-2012 гг.)
Показатели Годы Отклонение, ±
2010 2011 2012 абсолют. %
Валовый внутренний продукт, млрд грн. 1082,6 1302,1 1400,0 +317,4 +29,3
Государственные расходы на высшее образование, млрд грн. 14,0 15,1 16,9 +2,9 +20,7
Удельный вес государственных расходов на высшее образование в ВВП, % 1,3 1,2 1,2 -0,1 х
В 2010 году государственные расходы на финансирование высшего образования составляли 1,3% ВВП, а в 2012 г. они сократились и составили 1,2%. При росте ВВП на 29,3% объемы государственного финансирования высшего образования увеличились на 20,7%. В последние годы в Украине прием студентов на получение образовательно-квалификационного уровня специалиста и магистра за счет средств физических и юридических лиц составляет 65-70% от общего числа принятых. Другими словами, большинство выпускников школ вынуждены получать платное обучение в государственных или частных вузах. При этом распространенной стала вторичная занятость студентов, что отрицательно влияет на качество их обучения. По результатам социологического исследования «Вторичная занятость студенческой молодежи г. Киева», проведенного Государственным институтом семейной и молодежной политики в сентябре 2012 г., 24% опрошенных работали на третьем курсе, 36% на четвертом курсе и 45% на пятом курсе. Основными причинами, побудившими студентов работать, 54% опрошенных назвали необходимость зарабатывать себе на жизнь, 16% - желание помочь родителям, 12% - необходимость платить за обучение [12].
Во многих странах проблему равного доступа молодежи к высшему образованию решают с помощью льготного государственного образовательного кредитования. В европейских странах и странах Балтии предоставляются государственные кредиты на получение высшего образования, в США действует как государственное, так и коммерческое кредитование, в Восточной Азии кредиты в основном имеют коммерческий характер.
В Украине государственная форма кредитования высшего образования существует с 2000 г. На сегодняшний день порядок кредитования определяется постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления целевых льготных государственных кредитов для получения высшего образования», принятым в 2003 г., с изменениями 2011 г. [5]. Согласно постановлению, право на получение кредита имеют молодые граждане в
возрасте до 28 лет, которые успешно сдали вступительные экзамены или учатся на любом курсе высшего учебного заведения, функционирующего на территории Украины. Кредиты предоставляются на 15 лет с уплатой 3% годовых.
Анализ ситуации с развитием этой формы социальной защиты студенческой молодежи свидетельствует, что объемы льготного кредитования образования с каждым годом сокращаются. Так, за период 2006-2010 гг. ежегодные бюджетные ассигнования на целевые льготные государственные кредиты гражданам для получения высшего образования составляли 14,7 млн грн., в 2011 г. — 5,3 млн грн., в 2012 г. — 5,0 млн грн. [13]. Таким образом, объемы льготного кредитования образования уменьшились в 2012 г. в 2,9 раза, что связано с наличием значительного дефицита государственного бюджета. При отсутствии достаточного объема бюджетных средств следует разработать более эффективные механизмы кредитования с целью получения образования, используя зарубежный опыт в этой сфере.
Актуальной социальной проблемой украинской молодежи является проблема обеспечения жильем. Отсутствие приемлемых жилищных условий для молодых семей приводит к ряду негативных последствий социальноэкономического характера и является одной из причин демографического кризиса вследствие увеличения числа разводов и снижения рождаемости.
Степень обеспеченности молодежи жильем в Украине очень низка: только 33% молодых семей живут в отдельных квартирах (для всех семей этот показатель составляет 56,3%), 11% проживают в коммунальных квартирах, 14% снимают квартиры, 10% живут в общежитиях, 1% — в неприспособленных помещениях. Около 31% молодых семей вообще не обеспечены жильем. Из 2,5 млн молодых семей в Украине около 800 тыс. нуждаются в улучшении жилищных условий. В то же время именно в этих семьях рождается до 80% детей [15].
Проблема жилья для молодежи в Украине решалась путем выполнения Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 годы [3]. Содействие молодежному жилищному строительству осуществляется через Государственное специализированное финансовое учреждение «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» при Кабинете Министров Украины. Планировалось, что молодые семьи будут получать государственные долгосрочные льготные кредиты, а также целевые адресные компенсации по кредитам коммерческих банков как на строительство, так и на приобретение жилья на вторичном рынке.
Однако на протяжении последних лет наблюдается тенденция к уменьшению объема ассигнований на долгосрочное льготное кредитование молодых семей на строительство или приобретение жилья. Программа фактически не выполнялась из-за недофинансирования из государственного бюджета. Кроме того, объемы введенного в эксплуатацию жилья за период 2002-2010 гг. составили лишь 12% запланированных [2], стоимость строительства и стоимость жилья на вторичном рынке ежегодно растут, вследствие чего уменьшается количество молодых семей, которые получают льготные долгосрочные кредиты.
Говоря о существующей в стране проблеме обеспечения молодежи жильем, следует отметить, что назрела необходимость в разработке новой стратегии решения молодежной жилищной проблемы. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, роль государства не сводится только к законодательной поддержке, созданию соответствующей общей рыночной среды и других общеэкономических факторов. Государство, используя различные рычаги, должно принимать участие в ипотечных схемах, используя жилищную ипотеку как инструмент решения тех или иных задач.
В этой связи актуальной является новая социальная инициатива Президента Украины относительно удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Порядок удешевления стоимости ипотечных кредитов утвержден постановлением Кабинета Министров Украины в
2012 г. Оно предусматривает частичную компенсацию процентов по кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) жилья или приобретение в объектах незавершенного строительства. Первый взнос заемщика утвержден на уровне не более 25% от суммы кредита, максимальная ставка на момент выдачи кредита — 16% годовых, из которых государство компенсирует 13% [7]. При условии реального функционирования такого механизма станет возможным улучшение жилищных условий молодых граждан.
Можно говорить о некоторой положительной динамике в решении молодежной жилищной проблемы. Однако объемы финансирования молодежного жилищного строительства пока недостаточны для удовлетворения потребности в жилье всех молодых граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это требует совершенствования механизмов привлечения дополнительных источников средств для реализации программы кредитования молодежи на строительство (реконструкцию) жилья.
В целом же, в современной Украине финансирование государственной молодежной политики недостаточно, бюджетные средства, выделенные на это направление, используются неэффективно, механизмы внебюджетного финансирования развиты слабо.
Список литературы
1. Безработное население по причинам незанятости в 2000-2012 гг. [Электронный ресурс]. иИТ: www.ukrstat.gov.ua (дата обращения: 06.10.2013).
2. Выводы Коллегии Счетной палаты Украины по результатам аудита эффективности выполнения государственных программ по обеспечению молодежи жильем [Электронный ресурс]. иЯЬ: www.ac-rada.gov.ua (дата обращения: 06.10.2013).
3. Об утверждении Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 годы [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров Украины от 29 июля 2002 г. № 1089. иИЬ: http://zakon3.rada.gov. ua/laws/show/1089-2002-п (дата обращения: 06.10.2013).
4. Об утверждении Государственной целевой социальной программы «Молодежь Украины» на 2009-2015 годы [Электронный ресурс]: постановле-
ние Кабинета Министров Украины от 28 янв. 2009 г. № 41. иИЬ: http://zakon2. rada.gov.ua/laws/show/41-2009-п (дата обращения: 06.10.2013).
5. Об утверждении Порядка предоставления целевых льготных государственных кредитов для получения высшего образования [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров Украины от 16 июня 2003 г. № 916. иЯЬ: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/916-2003-п (дата обращения: 06.10.2013).
6. Об утверждении Порядка проведения конкурса по определению программ (проектов, мероприятий), разработанных общественными организациями и творческими союзами, для выполнения (реализации) которых предоставляется финансовая поддержка [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров Украины от 12 окт. 2011 г. № 1049. иИЬ: http://zakon3. rada.gov.ua/laws/show/1049-2011-п (дата обращения: 06.10.2013).
7. Об утверждении Порядка удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров Украины от 25 апр. 2012 г. № 343. иИЬ: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/343-2012 (дата обращения: 06.10.2013).
8. О государственном бюджете Украины та 2010 год [Электронный ресурс]: закон Украины от 27 апр. 2010 г. № 2154-УІ. иИЬ: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/2154-17 (дата обращения: 06.10.2013).
9. О государственном бюджете Украины та 2011 год [Электронный ресурс]: закон Украины от 23 дек. 2010 г. № 2857-УІ. иИЬ: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/2857-17 (дата обращения: 06.10.2013).
10. О государственном бюджете Украины та 2012 год [Электронный ресурс]: закон Украины от 22 дек. 2011 г. № 4282-УІ. иЯЬ: http://zakon2.rada. gov.ua/laws/show/4282-17 (дата обращения: 06.10.2013).
11. О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине [Электронный ресурс]: закон Украины от 5 февр. 1993 г. № 2998-ХІІ. иИЬ: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2998-12 (дата обращения: 06.10.2013).
12. Отчет по результатам социологического исследования «Вторичная занятость студенческой молодежи г. Киева» [Электронный ресурс]. иИТ: http://www.dipsm.org.ua (дата обращения: 06.10.2013).
13. Отчеты о выполнении законов Украины «О государственном бюджете Украины» за 2006-2012 годы» [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www. minfin.gov.ua (дата обращения: 06.10.2013).
14. Подобед Н.В. Направления улучшения сотрудничества между государством и молодежными общественными объединениями // Инвестиции: практика и опыт. 2012. № 22. С. 117-121.
15. Шестоптов П.И. Государственная политика в сфере обеспечения молодежи жильем в Украине: сущность, принципы и пути реализации [Электронный ресурс]. иИТ: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/Dutp/2007-1/ txtsZ07spimzu.htm (дата обращения: 06.10.2013).