Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних'

Современное состояние и перспективы профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Л. Н.

Рассматриваются вопросы организации и осуществления профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в высших образовательных учреждениях Министерства внутренних дел (МВД) России и непосредственно в практических органах. Сформулированы предложения по совершенствованию подготовки сотрудников к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current situation and prospects of professional and psychological training of the Interior Service staff in the investigation of group juvenile crimes

The article focuses on various aspects of professional and psychological training of the staff in higher education institutions of the Interior Ministry of Russia. The article contains some proposals aimed at improving the training of the staff in terms of investigation of group juvenile crimes.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних»

6. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. Калининград, 2002.

7. Щебетенко А. И. Два опросника структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека. Пермь, 1994.

Об авторах

И. Н. Симаева — д-р психол. наук, доц., РГУ им. И. Канта, Ьл[email protected]

А. С. Зёлко — ассист., РГУ им. И. Канта, [email protected]

40

УДК 159.9

Л. Н. Костина

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К РАССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматриваются вопросы организации и осуществления профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в высших образовательных учреждениях Министерства внутренних дел (МВД) России и непосредственно в практических органах. Сформулированы предложения по совершенствованию подготовки сотрудников к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних.

The article focuses on various aspects of professional and psychological training of the staff in higher education institutions of the Interior Ministry of Russia. The article contains some proposals aimed at improving the training of the staff in terms of investigation of group juvenile crimes.

В настоящее время одним из важнейших направлении кадровой политики в органах внутренних дел МВД России является совершенствование профессионально-психологической подготовки сотрудников. Под профессионально-психологической подготовкой, по мнению профессора А. М. Столяренко, подразумевается особый виц профессиональной практической подготовки сотрудников органов внутренних дел, отличающийся психологически обоснованной педагогической системой занятий и мер и основанный на применении специальных интенсивных психолого-педагогических технологий. Психологическая цель этого вида подготовки — формирование профессионально-психологической подготовленности сотрудников. Соответственно задачами профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел являются: вооружение прикладными психологическими знаниями; формирование профессионально-психологических навыков и умений; профессиональное развитие психологических качеств; повышение профессионально-психологической устойчивости [1, с. 445].

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 40 - 47.

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях МВД России и связана с накоплением профессионально-психологических знаний. В связи с этим остается актуальным и для настоящего времени утверждение профессора А. Р. Ратинова о том, что ознакомление будущих следователей в процессе обучения, прохождения студентами практики и стажировки со всеми, в том числе и теневыми сторонами будущей службы, необходимо для того, чтобы они своевременно и сознательно могли оценить соответствие предстоящей деятельности их наклонностям. В процессе обучения содержание и методика занятий должны быть подчинены задаче воспитания психологической готовности обучающихся ко всем трудностям следственной работы, а также сознательной самоподготовке и самообучению студента. Кроме того, А. Р. Ратинов подчеркивал, что психологическая готовность должна формироваться и в практической деятельности, «ибо далеко не всегда следователи осознают значение отдельных особенностей своей профессии, ее «узкие» места, подлинные причины допускаемых ошибок» [2, с. 41].

Несмотря на то что данные высказывания касаются подготовки следователей, считаем, что они применимы к подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел в высших образовательных учреждениях МВД России. С учетом данных высказываний А. Р. Ратинова выстраивается своеобразная логическая цепочка (этапы) профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: профессиональное обучение и самоподготовка; стажировка и практика курсантов, слушателей и студентов в органах внутренних дел; самооценка ими своих возможностей и наклонностей в практической деятельности для дальнейшего профессионального развития. К указанным этапам стоит добавить профессионально-психологическую подготовку, которая является в настоящее время обязательной в рамках служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. В дальнейшем мы будем использовать эти этапы для выявления особенностей профессионально-психологической подготовки сотрудников к расследованию групповых преступлений несовершеннолетних.

Отметим, что расследование групповых преступлений несовершеннолетних осуществляют следователи и дознаватели, специализирующиеся по делам несовершеннолетних1. Тем не менее, эта работа носит коллективный характер. Речь идет о том, что эффективность расследования групповых преступлений зависит от того, насколько грамотно следователь организовал взаимодействие с сотрудниками милиции: инспектором подразделения по делам несовершеннолетних, оперуполномоченным, участковым уполномоченным милиции. Организация взаимодействия органов предварительного следствия с со-

1 Специализация следователей по делам несовершеннолетних была введена в Министерстве внутренних дел СССР в 1978 году. Поводом послужил рост преступности несовершеннолетних. В настоящее время специализация следователей по делам несовершеннолетних сохранилась в органах предварительного следствия.

42

трудниками подразделений и служб органов внутренних дел как основанное на законе сотрудничество, базируется на определенных принципах, изложенных в нормах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), а также положениях ведомственных приказов МВД России.

Психологическое своеобразие несовершеннолетних, группового характера преступлений, совершаемых ими, определяют специфику расследования этой категории дел. В соответствии со специальной главой 50 УПК РФ уголовные дела о несовершеннолетних выделены в отдельное производство. По этим делам подлежат установлению, наряду с общепринятым предметом доказывания, дополнительные обстоятельства в соответствии со ст. 421 УПК РФ (возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц). Решение о привлечении специалиста к участию в следственном действии следователь принимает, как правило, на основе анализа следственной ситуации и ее оценки, но иногда не ситуация обязывает следователя использовать знания специалиста, а закон. Так, ст. 425 УПК РФ обязывает следователя привлекать педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, ст. 191 УПК РФ — педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего.

Как показали результаты проведенного исследования2, каждый второй следователь (54,6 %) и оперуполномоченный (47,5 %), каждый третий инспектор подразделения по делам несовершеннолетних (36,7 %) и участковый уполномоченный (33,6 %) не считают оптимальными психологические знания в области возрастной, социальной, криминальной психологии подростков-преступников и групп несовершеннолетних преступников, психологии расследования групповых преступлений несовершеннолетних. В частности, респондентами были отмечены несистематизирован-ность психолого-криминалистических знаний о преступных группах несовершеннолетних и личности несовершеннолетнего преступника; недостаточный уровень знаний о психологических особенностях искренности в показаниях и навыков разоблачения во лжи подозреваемых несовершеннолетних в групповом преступлении и др.

По мнению опытных следователей, принявших участие в интервью, за время, отводимое в образовательном учреждении на изучение психологических дисциплин, достаточно трудно сформировать навыки в использовании методов исследования личности и группы; приемов и методов психологического воздействия на личность, установления пси-

2 В опросе приняли участие 694 сотрудника органов внутренних дел: следователи, специализирующиеся по делам несовершеннолетних, дознаватели, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних, оперуполномоченные, участковые уполномоченные милиции; в интервью — 97 опытных следователей и руководителей органов предварительного следствия.

хологического контакта, общения; тактико-психологических приемов проведения допроса, других следственных действий и т. п. Как отметили опытные следователи, каждый обучаемый не только должен знать сущность той или иной психотехнологии, но и как и где можно ее использовать, чтобы достичь желаемого результата. Почти половина сотрудников органов внутренних дел (44,3 %) указали на необходимость увеличения количества часов учебного времени, отводимого для проведения практических занятий по юридико-психологическим дисциплинам. Тем самым была подчеркнута важность овладения будущими сотрудниками не просто суммой теоретических знаний, а прикладными профессионально-психологическими знаниями и психотехнологиями.

Для выявления причин неоптимальности получаемых знаний мы проанализировали рабочие учебные программы по юридико-психологическим дисциплинам, преподаваемым в высших образовательных учреждениях МВД России. Проведенный анализ тематических планов этих дисциплин показал, что на изучение вопросов, касающихся в той или иной мере психологических особенностей расследования групповых преступлений несовершеннолетних, отводилось больше половины часов (55,5 %). По устоявшейся в отечественной педагогике традиции количество часов, отводимых на теоретические занятия, превышает количество часов на практические занятия в 2,6 раза.

Преподаватели психологии, учитывая прикладной характер своей дисциплины, не в чистом виде проводят теоретические занятия, а «наполняют» последние элементами практических занятий. С этой целью проводятся совместные теоретические и практические занятия с приглашением опытных практических работников — следователей, дознавателей, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции. Кроме того, в образовательном процессе используются следующие формы и методы: моделирование проблемных ситуаций различной степени сложности с последующим поиском решения проблем и получения новых знаний, анализ конкретных профессиональных ситуаций, деловые игры, тренинги и пр.

Если анализировать учебные программы по юридической психологии, то на изучение возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних, преступных групп несовершеннолетних отводится минимальное количество времени (в среднем три часа). Таким образом, будущий следователь, оперуполномоченный, участковый уполномоченный, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, обучаясь в образовательном учреждении МВД, имеют поверхностное представление о том, каковы особенности подростков и детей, которые могут проходить по уголовным делам в качестве свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Эта проблема, безусловно, не может не сказаться на эффективности расследования групповых преступлений несовершеннолетних. Выпускникам образовательных учреждений приходится компенсировать недостатки знаний о возрастных психологических особенностях подростков непосредственно в практике рассле-

44

дования преступлений несовершеннолетних. Частично эту проблему удается решить следователям непосредственно в профессиональной деятельности с помощью наставников, руководителей органов предварительного следствия, специалистов-психологов или педагогов. Кроме того, в каждом подразделении органов внутренних дел проводятся занятия по профессионально-психологической подготовке, что, в свою очередь, стимулирует следователей к самообразованию.

Следует признать, что, несмотря на неоднократно высказываемые преподавателями предложения по увеличению общего количества часов, отводимых на изучение психологических дисциплин, эта проблема не решена в настоящее время. Оказались не востребованы предложения преподавателей психолого-педагогических дисциплин о введении в образовательный процесс основ общей, возрастной, социальной психологии, которые могли стать фундаментом для юридико-психологических дисциплин: юридической психологии и психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Продолжая отвечать на вопрос о причинах неоптимальности психологических знаний и профессионально-психологических навыков и умений у сотрудников органов внутренних дел, следует обратить внимание на то, что рабочими учебными планами образовательных учреждений МВД России не предусмотрено проведение специальных курсов по психологическим особенностям расследования преступлений несовершеннолетних, в том числе групповых преступлений. Считаем целесообразным разработку такого спецкурса, так как востребованность психолого-юридических знаний и психотехнологий практикой расследования преступлений несовершеннолетних определяется не только криминогенной обстановкой и ростом преступности несовершеннолетних (в частности, рецидивной). Следует отметить еще не менее важную причину: омоложение личного состава органов внутренних дел, а следовательно, и отсутствие у них должного профессионально-психологического опыта.

С самых ранних этапов обучения курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД знакомятся с практической деятельностью органов внутренних дел. Начиная со 2-го — 3-го курсов курсанты следственных факультетов образовательных учреждений МВД России проходят так называемую ознакомительную практику в органах предварительного следствия, судах, прокуратуре. Эта практика осуществляется под руководством опытных преподавателей предварительного расследования, уголовного процесса и криминалистики. Анализ программ прохождения этой практики показал, что в них отсутствует специальный психологический раздел, который предусматривал бы выполнение конкретных заданий, касающихся решения профессионально-психологических проблем. Цели практики, связанные с закреплением у будущих сотрудников органов внутренних дел комплексных теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, развитием навыков расследования отдельных видов преступлений, по своей сути не предусматривают в этом комплексе психологическую составляющую, оказывающую весо-

мую помощь в осуществлении профессиональной деятельности. Мы допускаем, что некоторые профессионально-психологические знания закрепляются, а навыки и психотехники развиваются стихийно. Например, на практике в органах внутренних дел курсант попадает в ситуацию, когда ее необходимо психологически проанализировать, оказать психологическое воздействие на гражданина или вступить в психологический контакт для получения профессионально значимой информации, наблюдать за поведением тех или иных лиц, обобщить получаемую информацию о личности, группе лиц и пр. Считаем, что такая работа должна проводиться целенаправленно, в соответствии со специально разработанным психологическим разделом практики.

Полагаем, что в программах внеучебной практики в органах внутренних дел необходимо предусмотреть специальный психологический раздел, целью которого является формирование у курсантов и слушателей профессионально-психологических навыков и умений, развитие психологической культуры. Будущие сотрудники органов внутренних дел должны на практике применять разнообразные психологические методы, приемы, способы, техники; оценивать свои возможности и способности. Результаты внеучебной практики целесообразно проанализировать не только с преподавателями выпускающих кафедр, но и с преподавателями юридической психологии. Совместная работа курсанта с преподавателем психологии должна быть сведена к выявлению наиболее и наименее успешных психотехнологий, а также к определению перспектив дальнейшего развития невостребованных психологических качеств личности, которые могут быть задействованы в профессиональной и учебной деятельности. Во внеучебной практике у курсанта при выполнении определенных функциональных обязанностей должны формироваться не только профессиональные, но и профессионально-психологические навыки и умения, развиваться правовая и психологическая культура, профессионально важные качества, профессионально-психологическая устойчивость. Только тогда курсант может «прожить, оценить и примерить» к себе то, что в дальнейшем будет называться профессиональной, служебной деятельностью.

Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел проводится непосредственно в системе служебной подготовки в службах и подразделениях. Согласно «Наставлению по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» на долю профессионально-психологической подготовки отводится «не менее 6 часов» из 180 часов в течение учебного года [3]. Ведущая роль в организации и проведении профессионально-психологической подготовки непосредственно в органах внутренних дел принадлежит руководителям. Полагаем, что им необходимо обратить серьезное внимание на качество проведения занятий по профессионально-психологической подготовке сотрудников. Во-первых, отслеживать те психологические проблемы, с которыми сталкиваются его сотрудники. Во-вторых, для решения этих проблем следует привлекать специалистов узкого профиля: психологов, педагогов, психиатров, которые могут выступить не только в роли преподава-

46

телей, но и как консультанты, помощники в расследовании наиболее сложных уголовных дел. В-третьих, кроме теоретических занятий необходимо использовать деловые и ролевые игры, тренинги и видеотренинги и другие интенсивные технологии. В-четвертых, производить оценку эффективности таких занятий: насколько удалось разрешить те проблемы, которые испытывают сотрудники в профессиональной деятельности. В-пятых, бесценным является опыт отдельных сотрудников и ветеранов органов внутренних дел. Руководитель подразделения должен использовать этот опыт во благо сотрудников, которые начинают служить в органах внутренних дел.

Считаем, что профессионально-психологические навыки и умения необходимо формировать у сотрудников органов внутренних дел при помощи специальных психолого-педагогических технологий как в образовательном процессе, так и непосредственно на занятиях по профессионально-психологической подготовке в системе служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел, курсах повышения квалификации. Полагаем, что стоит использовать опыт проведения практических занятий двумя преподавателями, один из которых является преподавателем юридической психологии. Такой опыт проведения «бинарных» занятий имеется в некоторых высших образовательных учреждениях МВД России и учебных центрах при управлениях внутренних дел субъектов Российской Федерации. При проведении занятий одна подгруппа сотрудников органов внутренних дел, состоящая из трех — пяти человек проигрывает конкретную практическую ситуацию (осмотр места происшествия, обыск, допрос несовершеннолетнего подозреваемого, опрос родителей и пр.), вторая подгруппа смотрит видеозапись, снимаемую в реальном времени, анализирует правильность и эффективность отдельных действий, совершаемых сотрудниками. Затем происходит детальный анализ деятельности сотрудников органов внутренних дел с двух точек зрения — правовой и психологической — с одновременным повтором наиболее важных моментов практической деятельности. По окончании занятия проводится «работа над ошибками»: первой подгруппе дается возможность разыграть правильно эту же ситуацию с учетом высказанных замечаний и пожеланий, исправить допущенные ошибки.

В настоящее время сроки овладения профессиональным мастерством в органах внутренних дел сокращаются. Так, высококвалифицированные, перспективные следователи со стажем работы два —три года уже могут рассматриваться в качестве кандидатов для замещения вышестоящих должностей. Поэтому современные условия службы в органах внутренних дел диктуют необходимость не только быстрого и гибкого «вхождения в должность» специалиста с высшим юридическим образованием, соответствия профессионально-психологических качеств предъявляемым требованиям, но и динамичного профессионального становления в деятельности.

Как отметили опытные следователи, каждый обучаемый уже в высшем образовательном учреждении должен не только владеть профессионально-психологическими знаниями, но «ощутить» себя тем, на кого он учится, «пережить» те эмоции и чувства, с которыми ему придет-

ся столкнуться на практике, общаясь с самыми разными людьми. Речь идет о высоких требованиях, которые предъявляются в настоящее время к выпускникам высших образовательных учреждений Министерства внутренних дел РФ. Они должны не только быть подготовлены к выполнению своих функциональных обязанностей, но и психологически «вжиться» в профессию.

Список литературы

1. Столяренко А. М. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников / / Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.

2. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей: Учебное пособие. М.: Высшая школа МООП СССР, 1967.

3. Приказ МВД РФ № 965 от 8 октября 2002 г. «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

Об авторе

Л. Н. Костина — канд. психол. наук, доц., Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, [email protected]

47

УДК 159.923.2:342.5

В. В. Крутова

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ СРЕДСТВАМИ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

На сегодняшний день государством определена программа развития толерантности. Однако в деятельности самих государственных и муниципальных служащих, которые являются движущей силой воплощения государственных программ, толерантность часто не реализуется. Проведенное исследование показывает низкий уровень толерантности государственных и муниципальных служащих. В статье рассматривается возможность повышения уровня развития толерантности в деятельности государственных и муниципальных служащих средствами социально-психологического тренинга.

Nowadays the programme for the development of tolerance has been elaborated by the government. Tolerance is not often formed through the activity of government and municipal officials who are the driving force of numerous governmental programmes. Recent research shows that the level of tolerance among government officials is low. The article focuses on various techniques of raising the level of tolerance in government and municipal officials by means of social and psychological training.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.