Васильев В. В. Непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел в свете компетентностного подхода / В. В. Васильев // Научный диалог. — 2017. — .№ 10. — С. 301— 310. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-10-301-310.
Vasilyev, V. V. (2017). Continuing Education of Employees of Law Enforcement Bodies in the Light of Competence Approach. Nauchnyy dialog, 10: 301-310. DOI: 10.24224/2227-1295-201710-301-310. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 378:351+37.035.7
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-10-301-310
U I. К I С Н ' S PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-
Непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел в свете компетентностного подхода
© Васильев Вячеслав Вениаминович (2017), orcid.org/0000-0001-7377-8460, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия МВД России» (Нижний Новгород, Россия), vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru.
Статья посвящена роли компетентностного подхода в образовательной деятельности вузов системы образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации как метода нивелирования проблемных вопросов, возникающих в рамках реализации модели непрерывного образования сотрудников различных служб и подразделений территориальных органов внутренних дел. Материалом для данного исследования послужили монографические исследования, посвященные проблематике непрерывного образования, обучения сотрудников полиции, компетентностному подходу к обучению. В работе показано, что непрерывное воспитательно-обучающее воздействие на сотрудников органов внутренних дел, получающих профессиональное образование в образовательных организациях системы МВД России, наиболее эффективно способствует формированию профессиональных и профессионально-специализированных правоохранительных компетенций. Поднимается вопрос о необходимости полноценного функционирования модели непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в ведомственных образовательных организациях. Особое внимание уделяется анализу дополнительного правоохранительного профессионального образования. Указано, что такая его составляющая, как повышение квалификации, является для действующего сотрудника полиции обязательной в течение всего периода его правоохранительной службы. Выполнен обзор экономико-юридических и социологических взглядов на проблему непрерывного образования в нашей стране. Автор останавливается
на перспективах компетентностного подхода в непрерывном образовательном процессе образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: компетентностный подход; непрерывное образование; образовательная организация МВД России; профессиональное образование; воспитательно-обучающее воздействие; сотрудник полиции, территориальный орган внутренних дел.
1. Проблематика непрерывного образования
В числе самых обсуждаемых путей развития благосостояния граждан Российской Федерации, увеличения национального валового внутреннего продукта большинство отечественных и зарубежных экономистов и политологов называют рост производительности труда и повышение в России возраста выхода на пенсию. Не вдаваясь в сферу экономики, мы можем отметить, что реальная отдача от упомянутых «рычагов воздействия на экономику» возможна лишь при реальном, а не декларативном внедрении модели непрерывного образования во все системообразующие сферы жизнедеятельности государства и общества. Постоянное повышение профессионализма работника, его обучение, повышение квалификации, переподготовка, корректировка профессиональных навыков в течение всего периода трудовой деятельности не только являются залогом интенсификации труда и производства, но и компенсируют неизбежное возрастное снижение производительности труда его качеством.
2. Научное осмысление идеи непрерывного образования
Тема непрерывного образования не нова как для педагогической, так и иной отраслевой науки. Приведем лишь две точки зрения — экономико-юридическую и социологическую — на образовательную проблематику.
О. Б. Иванова, исследуя проблемы непрерывного образования в России с экономической и юридической точек зрения, предложила термин непрерывное профессиональное развитие, понимая под ним всесторонне направленную обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции, способствующую развитию личности, открывающую доступ к культурным ценностям и активной гражданской позиции [Иванова, 2014, с. 136].
Вопросы управления взаимодействием субъектов системы непрерывного образования в Российской Федерации с социологической точки зрения были рассмотрены И. Е. Мягких. Она понимает непрерывное образование как гармоничный процесс, допускающий прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую
область, вплоть до смены профориентации; процесс, исключающий тупиковые образовательные траектории и, самое главное, умело сочетающий теоретическую, опытно-экспериментальную и практическую деятельности обучающегося [Мягких, 2014, с. 15].
Непрерывное образование сотрудников правоохранительных органов не находится в отрыве от модели «права на образование в течение всей жизни», провозглашенной ч. 2 ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Качественная, законная профессионально грамотная деятельность сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступлениями и административными правонарушениями создает необходимые условия для роста общественного доверия к деятельности должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Концептуальные вопросы непрерывного образования сотрудников правоохранительных органов, проблемы его реализации в образовательных организациях высшего образования МВД РФ неоднократно становились объектом серьезных научных исследований, предметом обсуждения на конференциях различного уровня и представительских встречах.
Исследуя условия совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, О. И. Копытина особый акцент сделала на инновационных компонентах организации учебной деятельности обучающихся. Ею разработана педагогическая модель непрерывной практики сотрудников органов внутренних дел. Под ней О. И. Копытина понимает особую модульную программу, представляющую собой инновационный компонент профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, сформированный как совокупность модулей, логически и функционально взаимосвязанных, оптимизирующий учебный процесс [Копытина, 2003, с. 7]. С идеей самостоятельности, автономности практики как важного, но далеко не определяющего элемента обучающей деятельности, в отрыве от основного процесса непрерывного образования трудно согласиться.
И. Ш. Галеев, разрабатывая проблематику непрерывного ведомственного правоохранительного образования в системе МВД РФ, обратил внимание на его смысловую составляющую. Он полагал, что сотрудник органов внутренних дел в процессе непрерывного повышения своей квалификации не просто адаптируется в своей профессии или в быстро изменяющихся условиях развития общества, а непрерывно и целенаправленно повышает уровень своего профессионализма, совершенствуя свою личность [Галеев, 2003, с. 7—8]. Разрабатывая личностный подход к обучающемуся сотруд-
нику органа внутренних дел, И. Ш. Галеев оставляет в стороне анализ обучающих компонентов непрерывного образования.
3. Компетентностный подход к непрерывному образованию сотрудников органов внутренних дел
Проводя анализ процесса формирования коммуникативной компетенции у обучающихся, А. А. Драгунова указывает, что современный выпускник вуза должен обладать набором компетенций, которые будут реализованы в последующей профессиональной деятельности [Драгунова, 2014, с. 4]. Несмотря на то, что анализу подвергалась образовательная деятельность педагогической образовательной организации высшего образования, высказанная мысль в полной мере применима и к компетентностному подходу к процессу воспитания и обучения в вузе МВД РФ.
К сожалению, необходимо отметить, что большинство работ, посвященных актуальным вопросам организации и практического воплощения концепции непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел, либо вовсе не касаются проблематики компетентностного подхода к непрерывному воспитательно-обучающему процессу, либо рассматривают ее лишь вскользь.
Несомненный интерес вызывают взгляды Т. С. Купавцева на понятие и содержание компетентностной модели подготовки сотрудников МВД России. В свете его научной концепции под компетентностной моделью понимается научно обоснованная и практико-ориентированная совокупность личностных, ключевых и профессиональных компетенций, обеспечивающих процесс и результат подготовки сотрудника органов внутренних дел к выполнению профессиональных функций на каждой из ступеней профессионального образования. Они находят выражение в системном качестве — компетентности, обеспечивающей готовность и способность сотрудников к оптимальной и эффективной деятельности в профессиональной и личностной сферах [Купавцев, 2013, с. 87]. Проблемой организации непрерывного образовательного процесса в образовательных организациях системы МВД РФ мы видим внедрение указанной Т. С. Купавцевым модели в образовательный процесс лишь в рамках Болонской конвенции. Дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение оказываются вне компетентностной модели ведомственного правоохранительного образования.
Рассматривая компетентностный подход в организации ведомственного правоохранительного образования с психологической точки зрения, Н. В. Мартиросова соглашается с тем, что данный подход ориентиро-
ван на формирование у обучающихся в вузе МВД РФ профессиональных компетенций, обеспечивающих сближение академических знаний и практики. Вместе с тем она, как психолог, указывает на несоответствие между современными требованиями профессиональной подготовки и психологическими технологиями кадрового менеджмента в системе МВД России, в основе которых лежит оценка профессионально важных качеств сотрудников полиции, а не их профессиональных компетенций [Мартиросова, 2014, с. 3—4]. Данная ситуация представляет собой серьезную проблему как для воспитательной составляющей образовательного процесса в системе МВД РФ, так и для процесса обучения и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел.
Эффективность практической правоохранительной деятельности сотрудников служб и подразделений территориальных органов внутренних дел МВД России напрямую зависит от качества сформированности их профессиональных и профессионально-специализированных компетенций [Васильев, 2017, с. 64]. К особенностям организации деятельности выпускника образовательной организации системы МВД России (центра профессиональной подготовки территориального органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации) мы относим не только его стопроцентное обеспечение работой, но и его обязанность немедленно приступить к несению правоохранительной службы. От того, насколько качественно сотрудник полиции овладел профессиональными навыками, а равно повысил свою служебную квалификацию, зависят спокойствие граждан в общественных местах, эффективность и оперативность выявления, раскрытия и расследования преступных деяний. Е. В. Вызулин дополнительно указывает на тот факт, что при повышенном внимании к обучающей стороне образовательного процесса в подготовке (повышении квалификации) сотрудника полиции не должна оставаться в стороне его воспитательная составляющая [Вызулин, 2015, с. 42]. Сотрудник полиции должен быть не только специалистом в правоохранительной сфере, но и гражданином и патриотом своего Отечества. Как отмечает начальник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России профессор С. В. Векленко, одной из важнейших задач образовательных организаций МВД России остается подготовка квалифицированных кадров, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами [Векленко, 2016, с. 8]. Рассматривая отдельные педагогические аспекты формирования социокультурной среды в образовательных организациях МВД России, А. В. Вашке-вич и В. А. Смородина приходят к умозаключению, что результативность
получения образования лицами, обучающимися в образовательных организациях МВД России, качество их становления как сотрудника органов внутренних дел, всестороннее развитие их личности находятся в прямой зависимости от воспитывающей среды, в которой осуществляется целостный образовательный процесс [Вашкевич, 2017, с. 101].
4. Опыт реализации компетентностного подхода к обучению в Нижегородской академии МВД РФ
В нашем исследовании мы делали акцент на специфичности образовательных организаций высшего образования системы МВД РФ. Полагаем, что в свете проблематики нашей работы стоит обратить внимание на ведомственную специализацию правоохранительных вузов МВД России. Каждое образовательное учреждение приоритетно занимается подготовкой сотрудников ОВД конкретного, специализированного профиля правоохранительной деятельности. Так, Орловский институт МВД России занимается приоритетной подготовкой сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Воронежский — сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, а Нижегородская академия — сотрудников подразделений обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) и следователей по расследованию преступлений экономической направленности. Рассмотрим на примере специализации обучающихся в Нижегородской академии МВД РФ возможности компетентностного подхода в решении проблем непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел.
Одной из проблем непрерывного правоохранительного образования является недостаточное внимание к вопросам профессиональной ориентации сотрудника ОВД, получающего первоначальное и последующее (в рамках ДПО) образование. Мы полагаем, что реализация компетент-ностного подхода к обучению должна начинаться еще на этапе подготовки гражданина РФ к поступлению в вуз МВД РФ. Нижегородская академия в рамках профориентационной работы и популяризации службы в ОВД уже не первый год проводит всероссийскую олимпиаду школьников «На страже экономики», направленную на выявление молодых специалистов в области экономики, желающих обеспечивать экономическую безопасность нашего государства. Победители олимпиады при общих равных условиях для абитуриентов имеют преимущество при зачислении уже в силу того, что первоначальный этап формирования правоохранительных профессиональных компетенций ими успешно освоен. Дополнительно в рамках проводимого академией «прямого набора» абитуриентов при
проведении различного рода тестирований и собеседований у кандидатов на обучение выявляется не только осознанность выбора будущей профессии, но и психологическая, эмоциональная, интеллектуальная готовность (предрасположенность) к прохождению службы в подразделениях ОВД, специализирующихся на раскрытии и расследовании преступлений экономической направленности. Более того, академией и подшефной общеобразовательной школой заключено и успешно реализуется соглашение об обучении в специализированном кадетском классе с углубленным преподаванием права и основ экономики. Практика подтверждает, что формирование профессиональных и профессионально-специализированных правоохранительных компетенций у данных категорий абитуриентов, зачисленных на обучение в академию, идет успешнее, уровень их итоговой сформированности выше.
Получение курсантами (слушателями) высшего образования в ведомственном правоохранительном вузе построено в соответствии с компетент-ностным подходом к обучению. Так, разработка учебного плана по каждой специальности (специализации, узкой специализации, профилю подготовки), его наполняемость дисциплинами специализации, дисциплинами по выбору, факультативными дисциплинами направлены на формирование оптимального набора профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, необходимых для полноценного исполнения обязанностей оперуполномоченного подразделений ЭБиПК, следователя по расследованию преступлений экономической направленности.
Как мы отмечали, концепция непрерывного правоохранительного образования сотрудников ОВД немыслима без качественного программирования и осуществления дополнительного профессионального образования. В рамках реализации компетентностного подхода к ДПО сотрудников территориальных ОВД к числу проблем необходимо отнести как сложность формирования учебных групп по узко специализированным направлениям правоохранительной деятельности, так и наполняемость учебных занятий эмпирическими материалами открытого (несекретного) характера. Вместе с тем именно повышение квалификации позволяет максимально скорректировать и модернизировать профессионально-специализированные компетенции сотрудников полиции.
5. Выводы
Подводя итоги краткого научного анализа проблем непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в свете компетентностного подхода, можно констатировать следующее:
1) вопрос места и роли компетентностного подхода к непрерывному образованию сотрудников территориальных органов внутренних дел требует дальнейшей научной разработки как с педагогической, так и с юридической и социологической точек зрения;
2) отдельного внимания требует вопрос имплементации компетентностного подхода в непрерывное образование сотрудников органов внутренних дел в части их дополнительного профессионального образования и особенно повышения квалификации;
3) одним из путей внедрения компетентностного подхода к организации ДПО в форме повышения квалификации сотрудников ОВД является нормативно опосредованная возможность сокращения минимальной численности учебных групп. Это позволит вузу МВД РФ осуществить повышение квалификации узко специализированных сотрудников подразделений территориальных ОВД.
Литература
1. Административно-служебная деятельность участкового уполномоченного полиции : учебник / В. В. Васильев [и др.]. — Нижний Новгород. — Стимул-СТ, 2017. — 315 с.
2. Вашкевич А. В. Педагогические аспекты формирования социокультурной среды в образовательных организациях МВД России / А. В. Вашкевич, В. А. Смородина // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2017. — № 1 (47). — С. 101—103.
3. Векленко С. В. О формировании положительного образа сотрудника органов внутренних дел в процессе обучения / С. В. Векленко // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 3 (45). — С. 7—8.
4. Вызулин Е. А. Этические принципы и нормы деятельности сотрудников органов внутренних дел / Е. А. Вызулин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — 2015. — № 4. — С. 39—46.
5. Галеев И. Ш. Организационно-педагогические условия реализации лич-ностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел (на примере ОВД Республики Татарстан) : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / И. Ш. Галеев. — Казань, 2003. — 24 с.
6. Драгунова А. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков через использование учебных интернет-ресурсов на основе технологий ВЕБ 2.0 : диссертация ... кандидата педагогических наук / А. А. Драгунова. — Ярославль, 2014. — 331 с.
7. Иванова О. Б. О парадоксе непрерывного образования в России / О. Б. Иванова // Непрерывное профессиональное образование : теория и практика : сборник ста-
тей по материалам V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. — Новосибирск : САФБД, 2014. — 423 с.
8. Копытина О. И. Инновационные компоненты непрерывной практики как условия совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / О. И. Копытина. — Воронеж, 2003. — 24 с.
9. Купавцев Т. С. Компетентностная модель подготовки сотрудников МВД России / Т. С. Купавцев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — № 11 (105). — 2013. — С. 85—90.
10. Мартиросова Н. В. Психологическое обеспечение расстановки кадров в подразделениях охраны общественного порядка органов внутренних дел : диссертация ... кандидата психологических наук / Н. В. Мартиросова. — Санкт-Петербург, 2014. —185 с.
11. Мягких И. Е. Управление взаимодействием субъектов системы непрерывного образования в Российской Федерации : диссертация ... кандидата социологических наук / И. Е. Мягких. — Москва, 2014. — 179 с.
Continuing Education of Employees of Law Enforcement Bodies in the Light of Competence Approach
© Vasilyev Vyacheslav Veniaminovich (2017), orcid.org/0000-0001-7377-8460, PhD in Legal Sciences, associate professor, Professor of the Administrative Activity of the Internal Affairs Agencies Chair, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nizhny Novgorod, Russia), vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru.
The article is devoted to the role of the competence approach in the educational activity of higher educational institutions of the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation as a method of leveling the problematic issues arising in the framework of the implementation of the continuing education model for employees of various services and divisions of territorial bodies of internal affairs. The material for this study is based on the monographic studies on the issues of continuing education, training of police officers and a competent approach to training. The work shows that the continuing educational and training impact on employees of law enforcement bodies who received professional education in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, most effectively promotes the formation of professional and professional-specialized law enforcement skills. The issue of the need for a full-fledged functioning of the model of continuing education of employees of law enforcement bodies in departmental educational organizations is discussed in the article. Special attention is paid to the analysis of a supplementary law-enforcement vocational education. It is pointed out that such a component, as an increase in professional skill, is mandatory for the active police officer during the entire period of his law enforcement service. The review of economic-legal and sociological opinions on the problem of continuing education in our country is completed. The author dwells upon the perspectives
of the competence approach in the continuing educational process of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: competence approach; continuing education; educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia; vocational education; educational and training impact; a police officer, a territorial body of internal affairs.
References
Dragunova, A. A. 2014. Formirovaniye inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii u studentov fakulteta inostrannykh yazykov cherez ispolzovaniye uchebnykh internet-resursov na osnove tekhnologiy VEB 2.0: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Yaroslavl. (In Russ.).
Galeyev, I. Sh. 2003. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya realizatsii lichnostno ori-entirovannogo podkhoda v nepreryvnom professionalnom obrazovanii sotrud-nikov organov vnutrennikh del (na primere OVD Respubliki Tatarstan): av-toreferat dissertatsii. kandidata pedagogicheskikh nauk. Kazan'. (In Russ.).
Ivanova, O. B. 2014. O paradokse nepreryvnogo obrazovaniya v Rossii. In: Nepreryvnoye professionalnoye obrazovaniye: teoriya i praktika: sbornik statey po materi-alam V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, mag-istrantov, aspirantov iprepodavateley. Novosibirsk: SAFBD. (In Russ.).
Kopytina, O. I. 2003. Innovatsionnyye komponenty nepreryvnoy praktiki kak usloviya sovershenstvovaniya professionalnoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del: avtoreferat dissertatsii... kandidata pedagogicheskikh nauk. Voronezh. (In Russ.).
Kupavtsev, T. S. 2013. Kompetentnostnaya model podgotovki sotrudnikov MVD Rossii.
Uchenyyezapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, 11 (105): 85—90. (In Russ.).
Martirosova, N. V. 2014. Psikhologicheskoye obespecheniye rasstanovki kadrov v podraz-deleniyakh okhrany obshchestvennogoporyadka organov vnutrennikh del: dissertatsiya ... kandidatapsikhologicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Myagkikh, I. E. 2014. Upravleniye vzaimodeystviyem subyektov sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: dissertatsiya ... kandidata sotsiolo-gicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Vashkevich, A. V., Smorodina, V. A. 2017. Pedagogicheskiye aspekty formirovaniya sotsiokulturnoy sredy v obrazovatelnykh organizatsiyakh MVD Rossii. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 1 (47): 101—103. (In Russ.).
Vasilyev, V. V. et al. 2017. Administrativno-sluzhebnaya deyatelnost'uchastkovogo upol-nomochennogo politsii: uchebnik. Nizhniy Novgorod. Stimul-ST. (In Russ.).
Veklenko, S. V. 2016. O formirovanii polozhitelnogo obraza sotrudnika organov vnutrennikh del v protsesse obucheniya. Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 3 (45): 7—8. (In Russ.).
Vyzulin, E. A. 2015. Eticheskiye printsipy i normy deyatelnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del. Vestnikpopedagogike ipsikhologii Yuzhnoy Sibiri, 4: 39— 46. (In Russ.).