Научная статья на тему 'Современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочислен-ных народов Севера (по результатам мониторинговых исследований в высших учебных заведениях)'

Современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочислен-ных народов Севера (по результатам мониторинговых исследований в высших учебных заведениях) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1220
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / SMALLER INDIGENOUS PEOPLES OF THE (RUSSIAN) NORTH / ETHNIC CULTURAL AND MULTICULTURAL CONTINUING EDUCATION / GRADUATE SCHOOL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Нина Игнатьевна, Иванова Алена Васильевна

В статье проанализировано современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера в аспекте непрерывной образовательной системы. Авторы представляют результаты мониторинговых исследований, проведенных в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTEMPOPARY POSITION OF ETHNIC-CULTURAL UPBRINGING AND MULTICULTURAL EDUCATION IN SMALLER INDIGENOUS PEOPLES OF THE (RUSSIAN) NORTH (according to the outcomes of monitoring carried out in graduate school institutions)

The paper explored the contemporary position of ethnic cultural upbringing and multicultural education in smaller indigenous peoples of the (Russian) North in the framework of continuing education system. The authors present the outcomes of monitoring and study carried out in graduate school institutions.

Текст научной работы на тему «Современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочислен-ных народов Севера (по результатам мониторинговых исследований в высших учебных заведениях)»

УДК 930.85

Филиппова Нина Игнатьевна,

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

akademus07@rambler.ru Иванова Алена Васильевна,

кандидат педагогических наук, ученый секретарь, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научноисследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», г. Якутск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО И ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА (по результатам мониторинговых исследований в высших учебных заведениях)

В статье проанализировано современное состояние этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера в аспекте непрерывной образовательной системы. Авторы представляют результаты мониторинговых исследований, проведенных в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: этнокультурное, поликультурное непрерывное образование, высшие учебные заведения, коренные малочисленные народы Севера.

Filippova Nina Ignatyevna,

Candidate of Philology, Leading Researcher, akademus07@rambler.ru

Ivanova Aliona Vasilievna,

Candidate of Pedagogics, Academic Secretary, Leading Researcher Research Institute on Ethno-specific Schooling, Republic Sakha (Yakutia), Yakutsk City

THE CONTEMPOPARY POSITION OF ETHNIC-CULTURAL UPBRINGING AND MULTICULTURAL EDUCATION IN SMALLER INDIGENOUS PEOPLES OF THE (RUSSIAN) NORTH (according to the outcomes of monitoring carried out in graduate school institutions)

The paper explored the contemporary position of ethnic cultural upbringing and multicultural education in smaller indigenous peoples of the (Russian) North in the framework of continuing education system. The authors present the outcomes of monitoring and study carried out in graduate school institutions.

Key words: ethnic cultural and multicultural continuing education, graduate school institutions, smaller indigenous peoples of the (Russian) North.

Концепция непрерывного этнокультурного и поликультурного образования в Российской Федерации основывается на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечаются перспективы развития образования и условий развития. В нем указывается, что система образования призвана обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека.

Этнокультурное образование рассматривается как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

В части доступности всем гражданам обеспечивается на всех ступенях непрерывности: бесплатность на ступени дошкольного, школьного, начального профессионального образования; на ступени высшего и среднего профессионального, послевузовского образования на конкурсной основе. А доступность дополнительного образования для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей [1].

Этнокультурное и поликультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.

Основным образовательным требованием этнокультурного и поликультурного образования является понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры. Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к

родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.

В качестве основных задач этнокультурного и поликультурного образования выдвигаются:

- воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообо-гащение;

- формирование полилингвальной личности: подготовка граждан, способных эффективно общаться на родном и русском языках, также речь может идти об эффективном владении тремя, четырьмя и более языками.

Необходимой предпосылкой становления системы этнокультурного и поликультурного образования является создание образовательного пространства с учетом социокультурных особенностей. Под образовательным пространством подразумевается социальная среда для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей. Образовательное пространство - это семья, дошкольные учреждения, школы, ссузы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Оно с точки зрения структуры должно состоять из трех органически взаимосвязанных частей: формальная (школы, колледжи, вузы и т.д.), неформальная (учреждения дополнительного образования, студии, курсы и т.д.), информальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей, СМИ и т.д.).

В полиэтничной России обеспечение высококвалифицированными кадрами, которые будут работать в различных сферах жизни, является главным требованием высшего профессионального образования. Овладение этнокультурной компетенцией, предполагающей знание языка, культуры и традиций родного народа, входит в состав профессиональной компетентности выпускников малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Сохранение культурного наследия и уникальных языков традиционных малочисленных этносов Севера и Дальнего Востока является приоритетной задачей государственных университетов и институтов регионов России. Основной проблемой реализации инновационного развития не только Республики Саха (Якутия), но и в целом Российской Федерации является дефицит соответствующих кадров, способных объединить существующие интеллектуальные и технологические ресурсы и обеспечить внедрение новшеств на российском и мировом рынках. На решение этой задачи, а именно подготовки высококвалифицированных (инновационных) кадров должна быть нацелена образовательная деятельность всех университетов [2].

С целью выявления современного состояния непрерывного этнокультурного и поликультур-ного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» проведен мониторинг в высших учебных заведениях посредством контент-анализа, анкетирования, собеседования. Участниками проведенного нами мониторингового исследования являются студенты, представители девяти малочисленных народов Севера высшего профессионального образования: эвены, эвенки, долганы, чукчи, коряки, юкагир, нанайцы, удэге и ульчи, обучающиеся в четырех высших образовательных учреждениях. Представляем основные сведения о высших образовательных учреждениях, в которых они обучаются.

Количество студентов учреждений высшего профессионального образования, принявших участие в мониторинге:

1. Пединститут СВФУ - 28 (эвены, эвенки);

2. Кафедра народов Севера СВФУ - 21 (эвены, эвенки, долганы, чукча);

3. Другие факультеты СВФУ - 15 (эвены, эвенки, долганы);

4. ЯГСХА - 3 (эвены, долганы);

5. АГИИК - 10 (эвены, чукчи, юкагир, коряки);

6. ХДВГГУ - 17 (эвенки, нанайцы, удэгейцы, ульчи).

Основные сведения об образовательных учреждениях, принявших участие в мониторинговом исследовании:

Северо-Восточный Федеральный Университет. Кафедра северной филологии

Кафедра северной филологии Института языка и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ им. М.К. Аммосова была открыта в 1991-92 учебном году. Первым заведующим кафедры был

д.ф.н. Роббек В.А. Специальность: филолог. Преподаватель. Открытие обучения по специальности обусловлено объективными тенденциями развития социально-экономического, политико-правового, духовно-нравственного развития малочисленных народов Севера, возрождения и сохранения их родного языка, культуры, а также потребностями региона в подготовке педагогических кадров. За сравнительно короткий срок университет внес большой вклад в восполнение интеллектуальной элиты эвенов, эвенков, юкагиров. Если к открытию кафедры в республике было всего 8 эвенских, 2 эвенкийских, одна юкагирская школа, то в настоящее время выпускники кафедры работают в 20 улусах республики учителями эвенского, эвенкийского и юкагирского языков и литературы, директорами и завучами школ, школьными психологами, воспитателями детских учреждений, а также в НВК Саха, на радиостанции «Геван», кафедре северной филологии СВФУ, в ИПМНС СО РАН. Всего окончило отделение более 200 эвенов, эвенков, юкагиров.

В учебном плане предусмотрен необходимый объём часов, учитывающий региональную, национально-этническую специфику. В этой связи введены следующие курсы: «Культура и история народов Якутии», «Якутский язык», «Теория функциональной грамматики», «Дисциплины, вводимые в связи с особенностями республики» (рыболовство, охотопромысел, оленеводство), «Этнография народов Севера», «Национальная культура народов Севера» и др.

Составной частью процесса обучения является самостоятельная работа студентов. Для расширения и углубления теоретического материала студенты выполняют индивидуальные задания, пишут рефераты, защищают курсовые работы, готовят выступления на научно-практические конференции, участвуют на олимпиадах и брейн-рингах. Студенты северного отделения сделали на научнопрактических конференциях более двухсот докладов, посвященных проблемам развития языка, фольклора, литературы, культуры народов Севера.

Учебный процесс по образовательной программе в основном обеспечивается за счёт использования библиотечных фондов, широкого привлечения монографий и сборников, изданных по актуальным вопросам тунгусо-маньчжуроведения, палеоазиатоведения и русской филологии. Часть информации студенты получают через средства массовой информации. По многим видам занятий, а также для сбора фольклорного и диалектологического материала по эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому языкам, фольклору, литературе используются аудио-видеоматериалы.

Учебные планы, рабочие программы разработаны преподавателями с учётом национальноэтнической, региональной, профессиональной специфики. Предметы специализации предусматривают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков по профилю специальности. Студентам предоставлена широкая возможность в изучении основы североведческих наук: тунгусо-маньчжуроведения, этнографии, диалектологии, фольклора, литературы народов Севера. Преподавание осуществляется в форме авторских лекций. Для формирования мировоззрения, углубления теоретических знаний, развития навыков самообразования преподаватели применяют различные методы обучения - творческие мастерские, беседы, дискуссии, мини-конференции, семинары, используют монографические издания по эвенскому, эвенкийскому, юкагирскому языкам, фольклору, литературе.

Для организации педагогической практики студентов кафедра составила договор с экспериментальной специализированной школой-интернатом народов Севера «Арктика» г. Нерюнгри и с общеобразовательной школой №25 г. Якутска. По итогам педпрактики организуется конференция, проводятся консультации и семинары по педагогике, психологии, определяется методическая тема, проводится индивидуальная беседа.

Вся учебно-воспитательная, научно-исследовательская, методическая работа кафедры направлена на сохранение такого уникального явления, как язык, на возрождение национальных корней и традиций эвенов, эвенков, юкагиров посредством совершенствования национальной системы воспитания и образования [3].

Северо-Восточный Федеральный Университет. Педагогический институт

С 1912-13 учебного года в Педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова при кафедре начального образования открыто новое направление подготовки кадров для Севера «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера». Набрана одна группа студентов из районов компактного проживания и традиционного хозяйствования малочисленных народов Севера. В группу поступили 17 студентов, эвены, эвенки и саха. На 2013-14 учебный год - 19

студентов. Программа предусматривает изучение проблем современного начального образования, младшего школьного возраста и подростков с целью обеспечения полноценной готовности выпускника к работе в малокомплектной начальной и основной (кочевой) школе Севера, что предполагает овладение технологиями дистанционного обучения, информационной культурой и соответствующей научной основой организации педагогического процесса. В учебном плане предусмотрено изучение и методика преподавания эвенского, эвенкийского языков и литературы, культура народов РС (Я), этнопсихология, этнопедагогика. Их учебной программой заинтересовалась делегация ЯмалоНенецкого автономного округа, недавно посетившая институт. Заместитель директора ЯмалоНенецкого института повышения квалификации работников образования Валентина Няруй предложила сотрудникам института проводить дистанционные курсы у студентов учебных заведений округа. Вопрос развития кочевых школ в округе стоит особенно остро, и опыт федерального вуза им может пригодиться в подготовке педагогических кадров [3].

Якутская государственная сельскохозяйственная академия

История создания, становления сельскохозяйственного высшего учебного заведения в Республике Саха (Якутия) начинается с открытия сельскохозяйственного факультета Якутского государственного университета (Приказ Минвуза СССР №685 от 28 августа 1956г.). На базе данного факультета в 1985 г. создается Якутский сельскохозяйственный институт, который в 1995 г. преобразован в Якутскую государственную сельскохозяйственную академию.

Многие выпускники вуза стали кандидатами наук, заслуженными работниками сельского хозяйства страны и республики.Всего за 49 лет сельскохозяйственным факультетом, а затем институтом и академией было произведено 45 выпусков ветеринарных врачей, ученых-зоотехников, инженеров, экономистов, бухгалтеров и юристов, которые влились в агропромышленный сектор республики.

Народные депутаты республики - президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Андрей Кривошапкин и ректор ЯГСХА Леонид Владимиров - подписали Соглашение о совместной деятельности и сотрудничестве между Общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Якутская государственная сельскохозяйственная академия». Соглашение регулирует взаимоотношения между Ассоциацией и Академией по вопросам научного, информационного, культурного воздействия, подготовки кадров и развития агропромышленного комплекса. В настоящее время в Якутской государственной сельскохозяйственной академии обучаются 400 студентов из северных улусов и мест компактного проживания малочисленных народов Севера. В том числе 70 студентов из числа коренных малочисленных народов Севера, из них - 26% эвены, 67% эвенки, 4% долганы, 3% юкагиры [4].

Дальневосточный государственный гуманитарный университет. Факультет народов Севера (отделение народов Крайнего Севера)

ДВГГУ - один из университетов Российской Федерации, осуществляющий подготовку учительских кадров для школ Севера и Дальнего Востока. С 1943 г. в стенах старейшего вуза ежегодно обучались и обучаются представители коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ: эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы, ороки, тазы, нивхи, ительмены, камчадалы, коряки, эскимосы, чукчи, чуванцы, челканцы, тофалары, сойоты, долганы, ненцы, ханты, манси. Студенты факультета народов Севера стремятся сохранить традиции отделения народов Крайнего Севера как кузницы учительских кадров. Сегодня на факультете обучаются более 100 человек. Независимо от своей основной профессиональной деятельности молодые люди стремятся знакомиться с этнической историей, культурой и языком своего народа. Именно они должны изменить отношение современного северянина к собственному этносу, его прошлому, настоящему и будущему [5].

Арктический государственный институт искусств и культуры

Факультет фольклора и этнокультуры народов Арктики. Факультет был создан в 2001 г. на основе концепции А.Е. Захаровой, ядро которой составила идея арктического компонента в содержа-

нии образования, предполагающая внедрение в учебный план дисциплин, дающих знания по языкам, фольклору, духовной культуре, этнографии коренных народов Арктики.

Деятельность факультета направлена на сохранение и распространение культурных ценностей народов Севера. Имеется две кафедры: кафедра фольклора и этнокультуры, кафедра хореографии. На факультете учатся 243 студента по очной, заочной и сокращенной формам обучения. По очной - 100, по заочной - 81, по ускоренной - 62. В составе студентов - представители коренных народов крайнего Севера: эвенки, эвены, чукчи, юкагиры, долганы, коряки, энцы и др. Возрастающее из года в год желание молодых людей из регионов крайнего Севера обучаться в АГИИК объясняется, во-первых, пониманием угрозы исчезновения традиционной культуры народов крайнего Севера и возможности получить необходимые знания и навыки в Арктическом институте; во-вторых, особым вниманием государственных структур Республики Саха (Якутия) к проблемам жизнедеятельности и развития малочисленных народов Севера; и в-третьих, наличием в Якутске и республике в целом развитой инфраструктуры учреждений культуры, образования и науки.

Научно-исследовательская работа на факультете ведется по следующим направлениям: эпическое наследие народов Арктики; театрально-игровые традиции сибирских народов; педагогический потенциал культуры народов Севера; хореографическое искусство народов Арктики: теория и история, методика преподавания.

Творческая работа студентов факультета осуществляется на базе фольклорной студии «Аар-Аартык» («Священная дорога»). Студенты и преподаватели факультета активно участвуют во всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках. Выпускники факультета работают в учреждениях культуры и образования дальних и ближних улусов Якутии, Камчатского и Красноярского краев, являются артистами профессиональных творческих коллективов республики - Государственного цирка РС (Я), ГУК Театра Олонхо и др. [6]

Блок данных о респондентах:

в мониторинге приняли участие следующие представители девяти малочисленных народов Северо-Восточного региона России, обучающихся в высших профессиональных образовательных учреждениях: эвены - 29, эвенки - 41, долганы - 4, чукчи - 1, коряки - 3, юкагиры - 1, ульчи - 4, нанайцы - 5, удэгейцы - 3. На отметке «национальность» двое чукчей назвали себя луораветланами. Луораветлан - самоназвание чукчей. Один из коряков свою национальность назвал нымылан. Нымылан - самоназвание оседлых коряков, в отличие от кочевых коряков-оленеводов. Эвены, обучающиеся в вузах, представители Республики Саха (Якутия) (Эвено-Бытантайский, Кобяйский, Усть-Янский, Момский районы), эвенки - Республики Саха (Якутия) (Алданский, Анабарский, Булунский, Жиганский, Олекминский районы), Хабаровского края, Амурской области и Бурятии, долганы - Республики Саха (Якутия) (Анабарский район) и Красноярского края, чукчи, коряки - Камчатского края, нанайцы, ульчи - Хабаровского края, удэгейцы - Приморского края и о. Сахалин.

В числе респондентов 29 лиц мужского пола и 65 женского. Как видно из данных, в высшие профессиональные образовательные учреждения юноши поступают намного реже, чем девушки, особенно мало их в вузах педагогического профиля.

Владение родным языком является основным показателем этнокультурной компетенции. Например, в педагогическом институте модульному курсу обучения эвенскому языку и эвенкийскому языкам предусмотрено по 570 часов, из них - 80 ч. лекционных, 129 ч. практических занятий, 306 ч. отведено на самостоятельную работу студентов и 34 ч. на выполнение курсовых и контрольных работ. Преподавателями института сейчас разрабатываются учебные пособия по эвенскому, эвенкийскому языкам и литературам для студентов. Владение родным языком студентов, будущих педагогов,

призванных работать с детьми в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, оставляет пока желать лучшего: свободно владеют 10,6%, недостаточно -51,1%, со словарем - 38,3%.

Некоторые из них, особенно эвены, родным языком считают якутский язык и свободно владеют якутским. Для большинства эвенков языком общения является русский язык.

Возможно, на язык общения влияет и тот факт, что многие из них являются детьми от смешанного брака: например из 23 эвенов 13 являются детьми смешанного брака, из 31 эвенка - 12.

12O lOO SO 6O 4O 2O O

lOO

lOO lOO

7s

7s

ss,3

s3,7

2O

N

7 7,3

2s

2s

7s

2s

2O

O O O

эвены эвенки долганы чукчи юкагиры ульчи нанайцы удэге

коряки

Н влад.своб □ вл.недост О со слов.

O

O

O

O

O

O

O

O

3O

2s

2O

ls

lO

s

O

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н оба род. п смеш.род

эвенки долганы чукчи юкагиры ульчи нанайцы удэге

коряки

Блок о школьном компоненте непрерывного этнокультурного образования мониторинга позволил выявить следующее:

- респонденты больше отмечают, что их становлению как представителя народа, в основном, способствовало участие в танцевальных ансамблях своего народа. Называют такие фольклорнотанцевальные ансамбли, как «Мэрлэнкэ», «Арчан», «Э1чэкээн» и др., в которых учатся не только танцевать, но и знакомятся с другими, например, песенными жанрами фольклора, видами национальной одежды, значениями орнаментов и украшений родного народа. Некоторые отмечают участие в олимпиадах, научно-практических конференциях «Шаг в будущее», школьных кружках (например, «Байа±антай»). Есть отдельные заметки, что роль в этом также играет общение в семье, особенно с бабушками и дедушками, изучение и составление своей родословной. Но таких ответов, к сожалению, мало. Видимо, для совершенствования владения родным языком более необходимы студийные, кружковые и др. виды занятий разговорного жанра, например, литературно-творческие, драматические кружки, занятия по риторике и ораторскому искусству;

- респонденты отмечают, что для осознания себя причастными к одной большой Родине, становления как граждан России имели значение уроки обществознания, истории, школьные дебаты, диспуты, активный образ жизни, участие в различных общественных мероприятиях и в работе общественных организаций;

- знания и умения по этнокультурному образованию, полученные в школе, достаточными считают 29,8% респондентов, недостаточными 36,2 %. 34,0% считают необходимым пополнить свои знания.

В большинстве школ обучение родному языку малочисленных народов Севера ведется только на уроках начальной школы или в виде дополнительных кружковых, факультативных занятий, что действительно недостаточно для овладения языком. Есть учебники по эвенскому и долганскому языкам для 1 -4 классов, учебники по эвенской литературе для 1 -9 классов. Без общения в семье и в детской среде, без необходимой мотивации читать, писать, говорить на родном языке трудно заложить основы знания родного языка. Можно выразить надежду, что с появлением новых технологий обучения языкам, введением единого государственного экзамена появится определенный стимул к изучению родного языка малочисленных народов северо-востока страны.

ios

Приобщение к народному творчеству и культуре родного народа, к его традициям и обычаям составляет часть этнокультурного образования. Большинство респондентов отмечают, что за время учебы в школе научились танцевать народные танцы, затем отмечают умение шить и готовить атрибуты национальной одежды. Реже отмечают умение мастерить изделия народно-прикладного творчества, применять средства народной медицины.

Приобретение навыков соблюдения народных традиций, обрядов происходит в школе, в учреждениях дополнительного образования и семье, но здесь приоритетную роль играет семья (количество позиций: в школе - 103, в учреждениях дополнительного образования - 74, в семье - 167). Приобретение навыков соблюдения народных традиций и обрядов с раннего возраста способствует возрождению этнокультурных ценностей.

Блок об этнокультурном образовании в высших профессиональных образовательных учреждениях дает следующие показатели:

- студенты педагогического и филологического профиля отмечают, что в их учебном заведении изучаются родные языки и литературы, культура народов северо-восточного региона страны, методика их преподавания. Например, в педагогическом институте модульному курсу обучения эвенскому и эвенкийскому языкам предусмотрено по 570 часов, из них - 80 ч. лекционных, 129 ч. практических занятий, 306 ч. отведено на самостоятельную работу студентов и 34 ч. на выполнение курсовых и контрольных работ. Преподавателями института сейчас разрабатываются учебные пособия по эвенскому, эвенкийскому языкам и литературам для студентов. Из ответов также видно, что большинство первокурсников имеет мало представления об учебном плане их образовательного учреждения. Студенты непедагогического профиля считают, что этнокультурное содержание недостаточно представлено в формальном компоненте непрерывного образования. Образовательное учреждение дает им возможность знать и изучать:

56,4 ,,

-----------------51 ____ 51------------

60 46,8

40 26,6

20

0

Ида

□ нет

□ н/дост.

язык

литературу историю

культуру

верование

В высшем образовательном учреждении внеаудиторными занятиями, дающими возможность развивать свои способности, названы в первую очередь хореографические кружки, ансамбли, посещение музеев, выставок, выполнение исследовательских проектов, участие в поисковых экспедициях.

Студенты, представители малочисленных народов Севера и Дальневосточного региона, также сообщают о своем участии в различных фестивалях, конкурсах (фольклорных, хореографических), выставках декоративно-прикладного искусства, олимпиадах по родным языкам и культуре, на научно-

практических конференциях образовательных учреждений республиканского, регионального, российского, международного уровня.

Культурное разнообразие в поликультурной среде воспринимается студентами в основном как норма сосуществования и как уважение к другой культуре. А студенты Арктического института искусства и культуры отметили, что воспринимают его и как культурное взаимообогащение.

Студенты считают, что основными источниками их знаний по культуре родного народа являются учебные занятия, мероприятия (такие как олимпиады по родному языку и культуре, конференции, встречи), семья. Наиболее значимыми источниками знаний по культуре других народов названы библиотеки, средства массовой информации, музеи, кино:

И О культуре родного народа □ Окультуре др.народа

Как будущие специалисты студенты педагогического и этнокультурного профиля осознают, что знания и навыки, приобретенные за время обучения, помогут им в будущем в профессиональной деятельности, в адаптации в этнокультурной и поликультурной среде, вхождению в трудовой коллектив, а большинство студентов непедагогического профиля считают, что эти знания помогут им как в адаптации в этнокультурной и поликультурной среде, так и в повседневной жизни, в воспитании детей и т.д.

Выводы мониторинговых исследований.

Большинство студентов малочисленных народов Севера считает, что недостаточно владеет родным языком. Это явление объясняется множеством и социальных, и демографических, и личностных факторов; множеством причин, таких как отсутствие среды общения, недостаточность учебно-методических комплектов на родных языках, недостаточность кадров, в совершенстве владеющих языками малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Решить данную проблему пытаются на уровне федеральной, региональной, республиканской власти, различных министерств, ведомств, департаментов, на уровне образовательных учреждений и отдельно взятой семьи.

Состояние этнокультурного образования на более достаточном уровне находится в образовательных учреждениях культурного и педагогического направления. Но и студенты образовательных учреждений других направлений нуждаются в продолжении этнокультурного образования.

Студентами отмечено значение неформального компонента (участие в олимпиадах по родному языку и культуре, в различных исследовательских проектах, на научно-практических конференциях, в народных танцевальных ансамблях, выставках и др.) в приобретении знаний и навыков по этнокультурному образованию.

В пополнении знаний и навыков этнокультурного содержания информальный компонент образования имеет немаловажное место. Это видно из ответов респондентов, в которых такие позиции, как семья, окружающая среда, средства массовой информации имеют достаточно высокие показатели.

Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества. Кроме того, он будет открыт к изучению и осознанию значимости культуры других народов, уважению к ним. Таким образом, выявление современного состояния этнокультурного и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в системе среднего общего и профессионального образования станет основой разработки моделей организации непрерывного образовательного процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации// http: // sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.

2. Кривошапкин А.В. Роль СВФУ им. М.К. Аммосова в инновационном развитии коренных малочисленных народов Севера // Наука и образование в XXI веке: роль университетов в инновационном развитии региона: тезисы докладов международной конференции. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - 252 с.

3. www.s-vfu.ru/ ипмегэИ.

4. www.vsaa.ru/about-academv.html.

5. www.khspu. ru/news. рЬю.

6. www.aaiki.ru/ins.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.