Научная статья на тему 'Современное педагогическое образование: проектная технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа'

Современное педагогическое образование: проектная технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / STANDARD / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PROJECT TECHNOLOGY / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Энгельман М. А., Анищенко И. Л.

Современный учитель начальных классов это педагог, отвечающий требованиям времени, владеющий не только содержанием образования, но и современными формами, методами, приемами и средствами обучения. Это профессионал, готовый к использованию в процессе обучения и воспитания младших школьников различных образовательных технологий, способствующих повышению уровня их образованности и социализованности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Энгельман М. А., Анищенко И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL EDUCATION: PROJECT TECHNOLOGY AS MEANS OF FORMATION OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

Modern primary school teacher is a teacher, corresponding to the requirements of the time, owning not only the content of education, but also modern forms, methods, techniques and training tools. It is professional, ready for use in the process of training and education of younger pupils of different educational technologies, that enhance the level of their education and socialization.

Текст научной работы на тему «Современное педагогическое образование: проектная технология как средство формирования общих и профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа»

УДК 377 М. А. Энгельман, директор Челябинского

педагогического колледжа № 1 (ЧПК № 1), г. Челябинск, e-mail: [email protected] И. Л. Анищенко, зам. директора по науч.-метод. работе ЧПК № 1

СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Современный учитель начальных классов — это педагог, отвечающий требованиям времени, владеющий не только содержанием образования, но и современными формами, методами, приемами и средствами обучения. Это профессионал, готовый к использованию в процессе обучения и воспитания младших школьников различных образовательных технологий, способствующих повышению уровня их образованности и социализованности.

Ключевые слова: стандарт, компетенция, компетентность, готовность, проектная деятельность, проектная технология, универсальные учебные действия.

Проблема профессиональной готовности будущих педагогических кадров — одна из центральных в теории, науке и практике педагогики.

Современный выпускник педагогического колледжа должен обладать, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, общими и профессиональными компетенциями, содержание которых ориентировано на его успешную личностную и профессиональную социализацию [1].

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС СПО, предполагает освоение содержания профессиональной образовательной программы через новые формы, методы, приемы и средства. Уход от знаниевой парадигмы образования, предполагающей передачу знаний в готовом виде, к компетентностной образованности — практическому результату процесса профессионального обучения — ориентирует на выстраивание нового содержания практико-ориентированной профессиональной подготовки, адаптацию форм, технологий и методов профессионального обучения будущих педагогов к реальным запросам школы.

Этот же подход лежит в основе ФГОС НОО (начального общего образования) и предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности [2].

Следует отметить, что для подготовки современного подрастающего поколения к самостоятельной жизни педагог должен сам быть сформирован как личность, обладать высоким профессионализмом, новым педагогическим мышлением. Поэтому перед профессиональной школой стоит задача усиления воспитательного потенциала образовательного пространства (учебного процесса и внеучебной деятельности).

Средняя профессиональная школа России переживает сложный процесс обновления. Ведущая цель преобразований — максимально приблизить обучение и воспитание будущего специалиста к запросам времени, помочь раскрытию всех дарований личности, создать условия для развития ее творческой активности. Современному учителю недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Выполнение профессиональных функций предусматривает единство интенсивной духовной жизни, творческого подхода к педагогической деятельности и организации развивающей среды для своих воспитанников.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников по специальности «преподавание в начальных классах» сводится к готовности к следующим видам деятельности: преподавание по программам начального общего образования, организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, классное руководство и методическая работа. Каждый из этих видов профессиональной деятельности

Инновационное развитие профессионального образования

содержит перечень общих или профессиональных компетенций, готовность к реализации которых у выпускника определяется в ходе аттестационных испытаний с помощью компетентностно ориентированных оценочных средств.

Одной из наиболее приемлемых образовательных технологий для решения поставленной проблемы мы считаем проектную технологию, получившую в мировой образовательной практике широкое распространение.

История развития метода проектов в России связана с именами отечественных педагогов: П. П. Блонского, Б. В. Игнатьева, Е. Г. Кагарова, Б. Комаровского, Т. Д. Корнейчика, А. П. Пинке-вича, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина и др.

Общим теоретическим проблемам организации проектного обучения на современном этапе посвящены исследования В. Васильева, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, И. А. Зимней, Л. М. Иляевой, И. Ю. Малковой, Е. С. Полат, П. А. Петрякова и др.

В инновационной российской педагогике проектное обучение рассматривается в контексте организации учебного исследования (М. В. Кларин, А. И. Савенков, А. В. Хуторской и др.), так как исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования (Н. Г. Алексеев).

Педагогический опыт Г. В. Балаян, М. И. Башмакова, О. С. Кругловой, О. М. Моисеевой, А. С. Обухова, А. И. Савенкова, И. Д. Че-чель и др. доказал эффективность использования проектов в воспитательном процессе школы.

Перечисленные научные исследования отражают педагогический потенциал проектной технологии, многообразие подходов и идей к ее использованию в образовательной практике. Однако понимание важности метода проектов в современной школе не подкреплено широкой практикой подготовки будущих педагогов к осуществлению проектной деятельности в школе.

Осуществление проектной деятельности как одного из видов профессиональной деятельности в образовательном учреждении (ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования) требует специальной работы по формированию готовности студентов к ее организации.

Эта проблема стала ключевой при определении темы областной инновационной площадки Челябинского педагогического колледжа № 1 «Формирование готовности будущего педагога к реализации проектной технологии» [3; 4].

В соответствии с темой площадки была определена цель работы: разработать и обосно-

вать научно-методические основания, позволяющие повысить эффективность формирования готовности будущего педагога к реализации проектной технологии в профессиональной деятельности в условиях педагогического колледжа.

В основу данного исследования положена гипотеза, в соответствии с которой формирование готовности будущего педагога к реализации проектной технологии в профессиональной деятельности будет осуществляться успешно, если:

• уточнены сущность и критерии готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с использованием проектной технологии;

• присутствует ориентация на компетент-ностный подход в формировании готовности будущего педагога к профессиональной деятельности с использованием проектной технологии;

• разработано содержательное обеспечение теоретического и практического разделов профессиональной подготовки в данном направлении, адекватных психолого-педагогическим основаниям профессиональной деятельности.

В этой связи мы считаем, что выпускник педагогического колледжа, владеющий теоретическими знаниями и практическими навыками реализации проектной технологии, будет более осознанно и профессионально работать над формированием универсальных учебных действий у младших школьников, что, в свою очередь, повысит уровень их образованности и социализованности и, конечно, станет фундаментом для позитивного отношения к образовательному процессу в целом.

Такая позиция находит подтверждение в научной статье А. В. Федотовой. «Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому "планируемые результаты" стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования» [5].

Методологические положения исследования опираются на использование диалектического подхода, предполагающее всестороннее взаимодействие субъекта и объекта процесса в его развитии; комплексный подход, основанный на единстве знаний, умений и навыков; принцип детерминизма; личностно ориентированный деятельностный подход к организации процесса формирования готовности к деятельности в условиях профессиональной школы.

В состав участников областной инновационной площадки вошли администрация, преподаватели и студенты четырех групп второго

курса школьного отделения (обучающиеся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», всего около 100 человек). Выбор данного контингента обусловлен спецификой образовательной программы по данной специальности: период обучения — 3 года 10 месяцев, начало изучения профессионального цикла дисциплин — на втором курсе.

Согласно поставленной цели и задачам областной инновационной площадки определены сроки и этапы реализации программы мероприятий инновационной деятельности ЧПК № 1 (табл. 1).

Таблица 1

Сроки реализации деятельности областной инновационной площадки

№ этапа Этап Сроки

I Мотивационно-прогностический апрель 2013 г. — июнь 2013 г.

II Теоретико-поисковый сентябрь 2013 г. — декабрь 2013 г.

III Преобразующий январь 2014 г. — декабрь 2015 г.

IV Заключительно-обобщающий январь 2016 г. — март 2016 г.

В настоящий момент деятельность областной инновационной площадки находится на третьем, преобразующем этапе, который продлится до конца 2015 г.

Программные мероприятия площадки реализуются в таких направлениях, как: организационно-управленческая деятельность; проведение научных исследований; научно-методическая деятельность; организация социального партнерства и поддержание имиджа учреждения; повышение квалификации преподавателей и сотрудников.

Диагностические процедуры среди участников площадки проводятся в двух формах:

1) анкетирование преподавателей на бумажных и электронных носителях;

2) электронное тестирование каждого обучающегося в системе «Индивидуальный образовательный маршрут».

Положительная динамика промежуточных результатов диагностики позволяет нам с уверенностью продолжать реализацию мероприятий площадки, направленных на формирование готовности будущего педагога к использованию проектной технологии в начальной школе.

На четвертом этапе (заключительно-обобщающем) предстоит проведение итоговой диагностики участников областной инновационной площадки, по результатам которой можно будет оценить уровень готовности выпускников к реализации проектной технологии в начальной школе и сделать выводы о работе площадки в целом.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт : специальность 050146 Преподавание в начальных классах [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009 г. № 535]. — Режим доступа: http://www.rg.ru.

2. Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы [Текст] : метод. рекомендации / под ред. М. И. Солодковой, Л. Н. Чипышевой. — Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2011. — 39 с.

3. Об открытии областной инновационной площадки [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17.06 2013 г. № 01/2059]. — Режим доступа: www.minobr74.ru.

4. Программа областной инновационной площадки «Формирование готовности будущего педагога к реализации проектной технологии» [Текст] / Челябинск, 2013. — 30 с.

5. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] / А. В. Федотова // Режим доступа: http://www.zankov.ru.

6. Девятова, И. Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / И. Е. Девятова // Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.