и качество выполнения работ отвечал бригадир из числа более ответственных обучающихся. Курировал всю работу бригады мастер производственного обучения по профессии «Плодоовощевод», который строго следил за соблюдением техники безопасности.
Бригада по реализации выращенной продукции осуществляла фасовку, упаковку с рецептами приготовления блюд из них и реализацию грибов. Работу этой бригады курировал мастер производственного обучения по профессии «Повар».
В ходе реализации проекта обучающиеся приобрели набор знаний и умений по разработке бизнес-плана, сформировали коммуникативные умения, предполагающие установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с наставниками и друг с другом на всех этапах работы над проектом. В ходе анализа рынка грибов ребята научились проводить исследования, планировать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать изменения ситуации. После изучения литературы обучающиеся самостоятельно спроектировали этапы работы над учебным проектом, выявили особенности деятельности на каждом из них, выработали план действий, определили
Библиографический список
конечный результат проекта. Поскольку производственные бригады возглавляли бригадиры из числа обучающихся, то в ходе реализации проекта формировались и организаторские умения, такие как: рациональная организация индивидуальной и групповой деятельности; распределение функции и роли в соответствии с требованиями совместной деятельности; осуществление контроля и самоконтроля как процесса, так и результата деятельности; организация помощи и взаимопомощи в процессе работы над проектом. И, наконец, обучающиеся в ходе реализации проекта приобрели профессиональные знания, умения, а также практический опыт по выращиванию вешенок.
Данный учебный проект дал обучающимся необходимые профессиональные знания по выращиванию вешенок, позволил сформировать у них те профессиональные и общие компетенции, которые будут им необходимы в будущей профессиональной деятельности. Учебный проект также позволил приобрести опыт практической деятельности, который понадобится будущим сельскохозяйственным специалистам при самостоятельной организации производства по выращиванию грибов. Таким образом, учебный проект стал инструментом познания.
1. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности школьника [Текст] : метод. пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова ; под. ред проф. Е. Я. Когана. — Самара, 2006. — 224 с.
2. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2008. — 365 с.
3. Новиков, А. М. Обучение основам методологии [Текст] / А. М. Новиков // Педагогика. — 2009. — № 7. — С. 11-17.
4. Бухаркина, М. Ю. Разработка учебного проекта [Текст] / М. Ю. Бухаркина. — М., 2003.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. — М., 1999.
УДК 377 Л. В. Сердюк, преп. Челябинского педагогичес-
кого колледжа № 1, канд. пед. наук, г. Челябинск Т. А. Подгорская, зам. директора по НМР Челябинского педагогического колледжа № 1, г. Челябинск, e-mail: chgpk1@ maii.ru
О РЕЗУЛЬТАТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В статье обозначены проблемы подготовки нового поколения педагогических кадров и представлены практические результаты влияния организации продуктивно-творческого взаимодействия на формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя в условиях педагогического колледжа.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, креативность, коммуникативность, социально-профессиональная активность.
Современное отечественное образование находится в кризисной ситуации. Мнения о кризисе педагогической культуры высказывают видные ученые В. П. Беспалько, Б. С. Гер -шунский, Л. Я. Левина и др. [1]. В России наметилась тенденция к «старению» педагогических кадров, что не позволяет применить научно-педагогические инновации в образовательной практике на соответствующем уровне.
В педагогических учебных заведениях отчетливо высвечивается проблема недостаточной готовности молодого учителя к активной профессиональной деятельности. Несмотря на усилия педагогических коллективов, на введение новаций, гарантировать выпуск специалистов, обладающих качествами лидера-организатора, коммуникативной культурой, способного к профессиональному творчеству, в ближайшее время не представляется возможным. В немалой степени этому способствует общая негативная тенденция снижения престижа профессии по причине ряда объективных факторов.
Коллектив Челябинского педагогического колледжа № 1 с 2009 по 2012 гг. реализовал программу деятельности экспериментальной площадки по теме «Продуктивно-творческое взаимодействие как средство формирования метапрофессиональных качеств студентов педагогического колледжа».
Под продуктивно-творческим взаимодействием нами понимается сотрудничество, ориентированное на самостоятельное и плодотворное создание новых творческих продуктов педагогической направленности, высокая степень совместной работы педагогов и студентов, целью которой является развитие у студентов трех значимых для педагогической профессии качеств личности: коммуникативности, креативности и социально-профессиональной активности.
Коммуникативность в контексте данного инновационного исследования понимается как личностное качество, направленное на установление психологического контакта (умение ставить себя на место другого человека, способность к приспособлению, организация непосредственного общения и содержательной обратной связи, создание комфортной обстановки коллективного поиска в совместной творческой деятельности) и владение средствами, повышающими эффективность коммуникативного воздействия [2].
Понятие «креативность» в научных исследованиях имеет широкий диапазон значений. В нашем случае под креативностью подразумевается, во-первых, результативность творческой деятельности (качество, количество, значимость созданных творческих продуктов), во-вторых, способность к интеллектуальным преобразованиям и отказу от стереотипных способов мышления [3].
Активность — качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений. Социальная активность считается фундаментальной характеристикой личности учителя. Она выражает его социально-нравственную направленность: социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Профессиональная активность подразумевает под собой деятельное отношение к жизни общества, в котором педагог выступает как активный носитель и проводник профессиональных норм, педагогических принципов и идеалов, педагогического сознания [4]. Таким образом, социально-профессиональная активность в контексте данного инновационного исследования предполагает наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности и достижение высоких социально значимых результатов в сочетании с глубоким профессионализмом.
Вышеперечисленные качества в теоретических трудах по общей теории компетенций в образовании Э. Ф. Зеера, И. Д. Фрумина, А. Н. Аронова обозначаются как метапредмет-ные [5]. В настоящий период с введением Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования эти качества вошли в перечень общих и профессиональных компетенций [6].
Для проведения экспериментальной работы были отобраны студенты школьного отделения, получающие дополнительную подготовку в области художественно-эстетического образования (музыки, изоискусства и декоративно-прикладного творчества). Выбор обоснован тем, что личностные качества наиболее ярко проявляются в художественно-творческой деятельности.
Практический этап экспериментальной работы заключался в постепенном усложнении задач совместных творческих проектов педагогов и студентов. На начальном этапе это были
небольшие групповые (3-5 студентов) проекты, где доминирующую роль играли педагоги. В этой работе важно было показать значение общего замысла, тонкого чутья, локтя товарища, доверия и взаимопонимания. В результате был создан и реализован лирический проект «Добрые сны Дремы». Этот поэтический спектакль-композиция на основе интеграции музыки, живописи и художественного слова открыл многим второкурсникам дорогу на сцену. Для проведения диагностических мероприятий мы использовали методики Вартега, Е. И. Рогова, разработанные нами анкеты, опросники, метод наблюдения и метод самооценки студентов [7].
По каждому профессиональному качеству нами разработано пять уровней сформи-рованности. В их определении мы опирались на исследования в данной области ученых Д. Б. Богоявленской, В. И. Загвязинского, М. И. Лукьяновой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, И. А. Стасовой.
В опросе студенты высказали мнение о собственном понимании сущности совместной работы в профессиональном становлении. Они открыто признали значение продуктивно-творческого взаимодействия для них как будущих учителей.
В процессе реализации практического этапа наиболее ярким совместным проектом стало рождение студенческого кукольного театра с символическим названием «Вместе». В работе над проектом социальное взаимодействие вышло за стены колледжа. Студенты постигали азы актерского мастерства за кулисами Челябинского кукольного театра. В общей мозговой атаке родился сценарий спектакля с глубокой нравственной идеей для младших школьников «Как страус перестал обижать друзей». Образовались своеобразные театральные мастерские из групп студентов разных направлений подготовки. Одни разрабатывали конструкции кукол, другие воплощали в материале декорации и реквизит. Для будущих зрителей создавались эскизы программок и афиш. Студенты-музыканты разучивали музыкальный материал, который в спектакле исполняют герои. На этом этапе роль коллектива педагогов с позиции руководящей перешла на позицию консультирования. Вся проведенная работа (общие сборы-обсуждения, «мозговые атаки», походы в театр с последующими сочинениями и эссе, подготовка и защита рефератов, участие в областных выставках, проведение праздников в период педагогической практики) существенно повлияла на рост исследуемых качеств. Отметим наибо-
лее значительные изменения, обнаруженные при сопоставлении показателей констатирующего и формирующего этапа экспериментальной группы.
По формированию коммуникативности:
- низкий уровень — значительно изменился (снизился с 37 % до 12,6 %);
- уровень ниже среднего — близкие показатели;
- средний уровень — значительно изменился (с 0 % до 21 %);
- уровень выше среднего — повысился на
7,7 %;
- высокий уровень — изменился на 3,1 %.
По формированию креативности:
- низкий уровень — изменился незначительно (менее 1 %);
- уровень ниже среднего — повысился на 6,4 %;
- средний уровень — увеличился на 3,2 %;
- уровень выше среднего — повысился на
5,3 %;
- высокий уровень — изменился на 2,5 %.
По формированию социально-профессиональной активности:
- низкий уровень — повысился на 5,1 %;
- уровень ниже среднего — вырос на 27,2 %;
- средний уровень — увеличился на 3,6 %;
- уровень выше среднего — вырос на 16,8 %;
- высокий уровень — изменился с 0 % до 11,2 %.
Отметим наиболее значительные изменения, обнаруженные при сопоставлении показателей констатирующего и формирующего этапов экспериментальной группы:
- наиболее ярко проявилась положительная динамика в формировании коммуникативности и социально-профессиональной активности;
- менее значительно выглядят положительные изменения в формировании креативности.
Выход в свет спектакля стал знаковым событием для всего колледжа.
Достаточно сказать, что все студенты, преподаватели, благодарные зрители-школьники из школ № 87, 95, 104, гости региональной научно-практической конференции, члены областного Экспертного совета, единодушно и очень высоко оценили мастерство постановки спектакля. По отзывам наставников-актеров кукольного театра, в постановке спектакля студенты превзошли ожидания их, профессионалов.
На обобщающем этапе экспериментальной работы проведены процедуры диагностики, которые подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленная организация
образовательного процесса на основе продуктивно-творческого взаимодействия эффективно способствует формированию значимых метапрофессиональных качеств личности будущего учителя начальных классов: коммуникативности, креативности, социально-профессиональной активности.
Сравнивая показатели формирующего и контрольного этапов экспериментальной группы необходимо отметить, что обнаружилась значительная положительная динамика в формировании исследуемых качеств:
- по всем трем качествам ликвидирован низкий уровень;
- по формированию коммуникативно с-ти показатель высокого уровня увеличился на 12 %, среднего — на 7,7 %;
- положительные изменения зафиксированы по формированию креативности:
• средний уровень — вырос на 3,1 %;
• уровень ниже среднего — на 5,3 %;
• уровень выше среднего — на 2,5 %;
- по формированию социально-профессиональной активности высокий уровень достиг отметки 16,8 %, выше среднего — 27,2 %.
Отмеченные показатели подтвердили правомерность проведенного исследования и оправдали надежды коллектива.
Долгосрочный проект продуктивно-творческого взаимодействия коллектива студентов и педагогов (обратите внимание на смену порядка следования участников) получил широкий общественный резонанс.
Высокую оценку проект студенческого кукольного театра получил на третьем молодежном форуме «Творчество и инновации молодежи — 2011», где был удостоен диплома второй степени. Авторские куклы, представленные на четвертом фестивале искусств Уральского федерального округа «ART-WEEK — 2012», который проходил в Выставочном зале союза художников, удостоены диплома второй степени.
Библиографический список
Научно-методическое сопровождение реализации программы эксперимента реализовано через публикацию пяти статей преподавателей-экспериментаторов в изданиях колледжа, в сборниках материалов областной конференции, в научном журнале Шадринского педуниверситета.
На протяжении всей экспериментальной деятельности девять студентов выполняли учебно-исследовательские работы. Знакомство студентов отделения с тематикой исследовательских работ прошло во время открытой защиты курсовых работ. Теоретические доклады и мастер-классы педагогов и студентов были включены в программу Дней студенческой науки. Итоги исследований студентов планируется представить на областной конференции «Студенческое научное общество» в форме защиты дипломных работ.
В процессе экспериментальной работы заметно усилилось убеждение всего коллектива в пользе комплекса реализованных мероприятий. В начале статьи было отмечено, что в отечественном образовании нарастает кризис педагогической культуры. Данное экспериментальное исследование — один из путей выхода. Реальные факты жизни школьника начала XXI столетия свидетельствуют, что сегодня многие дети все больше и чаще проводят время за компьютером, перед экраном телевизора. Они разобщены, страдают гиподинамией, сужаются возможности развития их эмоционально-нравственной сферы. Виртуальная реальность далеко не всегда полезна, а зачастую вредна. Из жизни ребенка постепенно вытесняются коллектив, игра, радость совместного творчества, общения. Увлечь детей, вовлечь их в общее доброе дело по силам молодому педагогу, который прошел школу творчества и вырастил в себе качества интересного собеседника, яркого оратора, хорошего организатора, способного нести заряд позитивной энергии, умеющего продлить ребенку радость детства.
1. Гершунский, Б. С. Образование и будущее : (Кризис образования в России на пороге XXI века) [Текст] / Б. С. Гершунский ; МО РФ, Челяб. фил. ИПО. — Челябинск,1993. — 240 с.
2. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя : Диагностика и развитие [Текст] / М. И. Лукьянова. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002. — 302 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. : ил.
5. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] : монография / Э. Ф. Зеер. — Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 2000. — 258 с.
6. ФГОС по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» [Текст] : офиц. документ. — М. : МОиН РФ, 2009. — 78 с.
7. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : учеб. пособие : в 2-х кн. Кн. 2 : Работа психолога со взрослыми : Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ВЛАДОС, 1999. — 480 с. : ил.
УДК 377 Г. Г. Серкова, доц. Челябинского института
001 развития профессионального образования
(ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описаны признаки сетевого взаимодействия, определены задачи его организации, рассмотрены типы образовательных ресурсов, которые могут быть использованы как сетевые, а также выявлены некоторые особенности реализации принципа сетевого взаимодействия для отдельных подсистем областной системы профессионального образования в отраслях технического направления и сельского хозяйства и сетевой организации муниципальной методической службы.
Ключевые слова: взаимодействие, сетевое взаимодействие, высокоэффективная инновационная технология.
Модернизация отечественного образования актуализирует роль сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности учебных заведений. Можно констатировать, что в последние годы стала актуальной апробация в системе образования модели сетевого взаимодействия. Создание модели сетевого взаимодействия, в свою очередь, с нашей точки зрения, — это важный результат политики модернизации системы образования.
Взаимодействие есть философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. В природе существует четыре типа так называемых фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое.
В педагогической среде широкое распространение получил термин «Сетевое взаимодействие». Однако несмотря на его активное употребление, данное понятие до сих пор не имеет единого значения. Приведем некоторые из существующих определений:
- горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов [1];
- среда, в которой любое образовательное учреждение или любой педагог могут взаимодействовать с любым другим образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, например, обмен идеями, наработками, создание нового интеллектуального продукта и др.;
- система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования;
- способ деятельности по совместному использованию ресурсов [2];
- взаимодействие активных агентов, каждый из которых в зависимости от ситуации и решаемой задачи может выступать как в роли управляемого субъекта — активного элемента, так и в роли управляющего органа — центра, или в роли метацентра, осуществляющего руководство центрами и т. д. [3];
- форма, децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем