Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 378.147
Условия подготовки студентов педагогического вуза к реализации проектной технологии
Н. П. Русинова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация.
Ключевые слова:
Статья посвящена подготовке студентов к реализации проектной технологии на примере организации обучения проектной деятельности в педагогическом вузе. Проблема изучена с учётом необходимости пересмотра требований к подготовке будущих педагогов в свете федерального государственного образовательного стандарта.
В статье рассматривается опыт организации проектной деятельности студентов в рамках изучения дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» под руководством преподавателей кафедры изобразительного искусства и методики Педагогического института Иркутского государственного университета.
Реализация проектной технологии в высшем образовании направлена на обеспечение достижения инновационных образовательных целей вуза, формирование компетентных специалистов, достигающих потенциала творчества и самообразования, обладающих профессиональной и социальной мобильностью.
компетенция, компетентность, проектная технология, исследовательская деятельность, проект, проектная деятельность.
Дата поступления статьи в редакцию: 15 января 2018 г.
В современном быстро меняющемся мире системе высшего образования приходится отвечать на многочисленные вызовы общества. Одной из острейших проблем становится переход к деятельностному, лич-ностно-ориентированному обучению. Решение этой проблемы затрагивает не только аспект обновления содержания, но и технологического оснащения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Информационный взрыв и современные темпы
роста объёма информации сделали очевидным тот факт, что невозможно всё запомнить, а значит, целесообразна интенсификация учебной деятельности. При этом общество выдвигает требования к высшему образованию в отношении формирования личности, способной не только к саморазвитию и самообразованию, но и сопричастной процессу решения образовательных задач с позиции гуманизации и личностной ориентации.
Федеральные государственные стандарты общего образования также выделяют в качестве приоритетного направления личностное развитие обучающегося. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с формированием у школьников самостоятельности. Это определяет стратегию модернизации высшего образования: поиск активных методов обучения, развивающих у обучающихся способность к самоорганизации; обновление содержания образования; технологизацию, существенно активизирующую образовательный процесс обучения студентов.
В высшем педагогическом образовании в последние годы проблему подготовки специалистов, владеющих умением применять в учебном процессе современные методы и образовательные технологии, организовывать учебный процесс с позиций личностно-ориентированного подхода, пытаются решать через организацию проектной деятельности.
В подтверждение этому и в связи с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования определены компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование направленности «Изобразительное искусство - Дополнительное образование», а именно: общекультурные и профессиональные компетенции. Отдельно выделен ряд требований, предъявляемых к уровню готовности выпускников: способность использовать современные методы, технологии обучения и диагностики, готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способность руководить проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
Очевидно, что актуальным в современном педагогическом процессе вуза становится использование технологий, которые формируют у студентов навыки самостоятельного поиска новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы. Проектная деятельность направлена на формирование этих навыков как в учебной, так и в самостоятельной работе студентов. Проектная технология, по мнению Е. С. Полат, это способ организации процесса познания [2]. Если мы говорим о проектной технологии, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4].
В соответствии со спецификой обучения студентов кафедры изобразительного искусства и методики в свете требований ФГОС нами разработана и реализуется программа «Основы декоративно-прикладного искусства», относящаяся к вариативной части учебного плана. Программа данного курса составлена на основе стандартов высшего образования профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов и включает в себя три крупных модуля. Особенность данной программы заключается в том, что её содержание адаптировано к реализации в учебном процессе проектной технологии.
Формирование готовности обучающихся к реализации проектной технологии (на примере педагогического вуза)
Ф
Целеполагание
Т
Технологический алгоритм процесса создания ^—^ и презентации продукта проектной деятельности
Проектная деятельность при обучении декоративно-прикл ад-ному искусству. Проектная деятельность в художественном образовании
т
1. Инициирующий этап: Теоретическое освоение сущности проектной технологии
2. Основополагающий этап:
- изучение теоретического содержания учебной дисциплины;
- создание продукта. Презентация; -квазипрофессиональная деятельность - усвоение знаний и умений о способах организации обучения декоративно-прикладному искусству с использованием проектной технологии;
- учебно-
профессиональная деятельность студентов;
- реализация проектной технологии на педагогической практике
+ ~
3. Заключительный этап:
- подведение итогов проектной деятельности студентов;
- анализ результатов использования ими проектной технологии на педагогической практике
т
Условия формирования готовности студентов к реализации проектной технологии
Орга- Соав- Анализ
низа- торство препо-
цион- препо- дава-
но-уп- О дава- теля
рав- теля и
ленче- сту-
ские дента
У *
Мате- Соав- Взаи-
ри- торство мо-
аль- сту- анализ
но- дента и студен-
техни- сту- тов
ческие дента
* *
Учеб- Соав- Само-
но - о торство анализ
мето- сту-
диче- дента и
ские обуча-
юще-
гося
т
Самостоятельная проектная деятельность студента
т
Технологический алгоритм процесса создания и презентации продукта проектной деятельности
Самопрограм -мирование
т
Самоактуализация
Рис. 1. Модель формирования готовности педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства к реализации проектной технологии
Проанализировав первоисточники и многочисленные примеры внедрения проектной технологии, обобщив собственный опыт преподавания в вузе, мы разработали модель формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии (на примере педагогического вуза).
Данная модель состоит из следующих блоков: целеполагание, содержание учебной дисциплины, технологический алгоритм процесса создания и презентации продукта проектной деятельности, условия формирования у студентов готовности к реализации проектной технологии.
Целевой компонент обеспечивает общую направленность обучения студентов в русле компетентностного подхода. Усвоение студентами алгоритма организации обучения декоративно-прикладному искусству с использованием проектной технологии предусмотрено в рамках учебных дисциплин «Основы декоративно-прикладного искусства» («Основы ДПИ»), «Витраж» (см. рис. 1).
Программа дисциплины составлена таким образом, что первый проект студенты выполняют в процессе изучения раздела «Основы декоративной композиции» в I семестре. Этот проект является итоговым заданием данного раздела. Преподавателем определяется общая тема проекта - «Образ художника в его картинах». На примере картин художника студентами проводится небольшое исследование. При подготовке проекта используются сведения из смежных специальных дисциплин «История искусства», «Живопись», «Станковая композиция». Проект выполняется в парах. Критерии оценки проекта определяются совместно студентами и преподавателем. Затем следует этап планирования студентами исследовательской и практической деятельности. В данном случае продуктом проектной деятельности является презентация, при защите которой студентами демонстрируются результаты исследования, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, знание содержания раздела «Основы декоративной композиции», а также начальные знания в области руководства проектом.
При изучении раздела «Ткачество» во II семестре осуществляется проектная деятельность в группах. Её результатом является серия декоративных панно, состоящая из индивидуальных творческих работ, выполненных по общему, совместно разработанному всеми членами группы эскизу. Критериями оценки продукта в данном случае являются: правильное построение композиции, создание гармоничного колорита, целесообразный выбор технологических узлов ткачества, уровень качества выполнения панно. В критерии оценки проекта также включается наличие знаний алгоритма организации проектной деятельности через создание группой студентов художественного образа.
Раздел «Батик» является следующим шагом в процессе формирования готовности студентов к реализации проектной технологии в обучении. Учебная деятельность студентов по освоению данного раздела дисциплины включает в себя изучение технологии холодного батика, а в процессе самостоятельной работы студентов реализуются проекты по созданию художественного образа в технике «узелковый батик». Идея проекта выражается в определённом мысленном образе, который в процессе декомпозиции воплощается в эскизах. Параллельно с созданием эскизов каждой группой изучается теория, художественные и технологические возможности, приёмы «узелкового батика». Продуктом данного проекта могут быть элементы одежды, аксессуары, предметы
быта (торшеры, абажуры) и т. д. Основными критериями оценивания изделий будут являться в данном случае оригинальность и эстетичность художественного решения, обоснованный выбор технологических подходов, высокий уровень качества изделия. Проект оценивается по следующим критериям: овладение алгоритмом проектной деятельности в процессе создания художественного образа, подготовка презентации созданного продукта проектной деятельности, овладение способом организации соавторства в процессе создания художественного образа, овладение способами анализировать свои практические умения по проектной деятельности в рамках дисциплины «Основы ДПИ».
Инициирующий этап модели обеспечивает формирование понимания студентами актуальности использования инновационных образовательных технологий в обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству помогает более глубоко освоить специфику проектной технологии. Серия семинаров «Эффективное обучение» для студентов первого и второго курсов раскрывает особенности проектной технологии в обучении школьников [8], что поможет будущим педагогам в их дальнейшей профессиональной деятельности.
На данном этапе происходит поиск волонтёров: будущих работодателей, представителей творческих некоммерческих организаций города. Студентам педагогического вуза в рамках социального партнёрства предоставляется возможность побывать не только на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей, но и в ткацкой мастерской Союза мастеров народного искусства «Оникс», а также в цехах иркутской фабрики «Узоры» (здесь производят изделия с применением техники «батик»).
Далее в процессе реализации основного этапа модели организуется непосредственная практическая деятельность по выполнению проектов. Во-первых, это создание стенда, включающего график с аннотациями творческих проектов, списками творческих групп и другой документацией [5].
Замысел художественного образа, как основная общая проблема, объединяет всех членов группы. В ходе установления функций участников распределяются роли, которые должны быть чётко определены и разграничены. Поскольку учебный проект является длительным, то в группе происходит постепенная смена ролей [5]. Более инициативные студенты - руководители проектов на определённых этапах становятся исполнителями и наоборот: студенты, менее активные в начале проекта, активизируют свои действия в научном поиске и вырабатывают лидерские качества. Соавторство между студентами и преподавателем организуется посредством учебного диалога. Для этого преподавателю необходимо овладеть следующими действиями: ставить учебную задачу через организацию дискуссии, распределение разных точек зрения на обсуждаемую проблему между студентами (метод «Шести шляп»), через предметные действия [1]. Следовательно, для организации соавторства преподавателем создаются проблемные ситуации, в которых «студент обнаружит собственное представление об обсуждаемом явлении и недостаточность своего представления для решения новой задачи» [7]. Условием успешной проектной деятельности является самостоятельный поиск студентами теоретической информации по проблеме исследования. Характер взаимодействия педагога и обучающихся, являясь субъект-субъектным, обеспечивает позитивные изменения и личностный рост всех участников проектной деятельности [6].
Анализ деятельности и самоанализ проводятся на всех этапах проекта. Участники творческих групп, включая преподавателя, в процессе организации проекта становятся соавторами в совместном творческом поиске по созданию художественного образа как продукта проекта [3]. Создание проблемных ситуаций обеспечивает преподавателю возможность организовать процесс совместного решения учебных задач.
Следующим этапом реализации данной модели является квазипрофессиональная деятельность студентов в рамках курсов по выбору «Проектная деятельность при обучении декоративно-прикладному искусству», «Проектная деятельность в художественном образовании». Квазипрофессиональная деятельность студентов является важным этапом обучения студентов проектной деятельности в высшем учебном заведении и имеет целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение их при решении конкретных педагогических задач;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой руководства и организации проектных работ, теоретических и экспериментальных исследований;
- освоение методов выбора и обоснования решений с учётом эстетических, экономических, эргономических и других требований при разработке творческих проектов, реализуемых в рамках квазипрофессиональной деятельности.
Учебно-профессиональная деятельность студентов на педагогической практике является итоговым этапом применения проектной технологии в обучении студентов. На педагогической практике студентами 3-4 курсов педагогического вуза организуется обучение воспитанников детского творческого объединения «Радуница» МКУ ДО ИРМО «ЦРТДЮ» технологии ручного ткачества и росписи ткани. В процессе обучения воспитанников декоративно-прикладному искусству студентами приобретается опыт применения проектной технологии в системе дополнительного образования. Проектная деятельность учащихся в детском творческом объединении «Радуница» под руководством студентов педагогического вуза представлена множеством проектов. Наиболее крупными проектами являются «Волшебная страна красок», «Искусство - источник здоровья и хорошего настроения». Презентация названных проектов принесла учащимся победу в конкурсе творческих проектов научно-практической конференции Иркутской области и 2-е место во Всероссийском конкурсе проектов среди школьников «Успех».
Заключительным этапом анализируемого компонента модели является подведение итогов проектной деятельности студентов в рамках учебной дисциплины и квазипрофессиональной деятельности, а также анализ результатов применения ими проектной технологии на педагогической практике.
В модели подготовки будущих педагогов нами выделены следующие условия: организационно-управленческие, материально-технические, учебно-методические. Организационно-управленческими условиями обеспечивается нормативно-правовая и методическая база проектной деятельности, регламентируется организация и руководство творческими проектами, координация межпредметных связей, составление планов, графиков сроков проведения проектных работ. Материально-технические условия включают в себя не толь-
А
ДГАУДПО ИРГ)Г
ко предоставление студентам мест для работы над проектами, таких как библиотека, учебные помещения, оснащённые компьютерами с выходом в сеть «Интернет», но и обеспечение заказами продуктов творческих проектов. Учебно-методические условия содержат банк учебной и методической литературы, справочных электронных пособий, энциклопедий, словарей, а также разработанных в помощь студентам материалов по организации проектной деятельности.
Следующим компонентом модели формирования готовности студентов к реализации проектной технологии является анализ, который организуется по этапам: анализ преподавателя, взаимоанализ творческих групп обучающихся и самоанализ. Процесс оценивания проекта осуществляется с учётом совместно выделенных критериев. Критерии оценки связаны с тем, как преподаватель оценивает работу над проектом всей группы в целом, а также степень компетентности каждого студента. Продукт оценивается по выделенным критериям и требованиям заказчика, по условиям внешней экспертизы.
Готовность студентов вуза к реализации проектной технологии в обучении рассматривается нами как совокупность:
- знаний и практических умений по дисциплине «Основы ДПИ»;
- знаний и практических умений в области организации обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству с использованием проектной технологии (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии оценки готовности студентов вуза к реализации проектной
технологии
Знания Умения Навыки
1 этап Наличие теоретических знаний учебной дисциплины вузовской подготовки «Основы декоративно-прикладной композиции». Наличие знаний о способах организации обучения изобразительному искусству с использованием проектной технологии через процесс создания художественного образа Наличие практических умений по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства» по созданию художественного образа. Умение работать в соавторстве в проектной деятельности с преподавателем и другими студентами. Умение анализировать свои умения по выполнению гобелена, батика в процессе создания художественного образа Усвоение предметно-практических умений по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства» по созданию художественного образа. Усвоение способов работы в соавторстве в проектной деятельности с преподавателем и другими студентами
Наличие знаний по дисциплине «Основы декоративно-прикладного искусства» и знаний инновационных образовательных технологий в обучении изобразительному искусству.
Наличие знания алгоритма проектной деятельности в процессе создания художественного образа, подготовки презентации созданного продукта проектной деятельности
Овладение алгоритмом проектной деятельности в процессе создания художественного образа, подготовки презентации созданного продукта проектной деятельности. Овладение способом организации соавторства в процессе создания художественного образа. Овладение способами анализировать свои практические умения по проектной деятельности в рамках дисциплины «Основы ДПИ»_
Усвоение алгоритма проектной деятельности в процессе создания художественного образа, подготовки презентации созданного продукта проектной деятельности. Усвоение способов организации соавторства в процессе создания художественного образа
Использование содержания учебного предмета как основы для реализации проектной технологии по созданию художественного образа в
квазипрофессиональной деятельности и на педагогической практике в системе дополнительного образования
Умение реализовывать проектную технологию по созданию художественного образа в
квазипрофессиональной деятельности и на педагогической практике в системе дополнительного образования и анализировать результаты умения организовать проектную деятельность учащихся по созданию художественного образа
Использование способов реализации проектной технологии по созданию художественного образа в
квазипрофессиональной
деятельности и на педагогической практике в системе дополнительного образования и способов анализа результатов проектной
деятельности учащихся по созданию художественного образа_
Эксперимент по апробации модели и по результатам диагностики, проведённой по итогам проектной деятельности обучающихся, выявил ряд положительных изменений. Это проявилось в динамике личностного роста студентов, в повышении интеллектуального уровня всех участников проектной деятельности и общем улучшении психологического климата.
На основании проведённого исследования нами сделан вывод о том, что специфика применения проектной технологии при подготовке студентов преподавателями кафедры изобразительного искусства и методики:
1) основывается на потребностях студентов, что позволяет увеличить объём знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
2) является организационно-методическим инструментарием для педагогического процесса с целью формирования готовности студентов к реализации инновационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
3) обеспечивает практически каждому студенту возможность дальнейше-
го творческого и личностного роста;
4) соответствует требованиям ФГОС ВО направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (от 04.12.2015), так как применение проектной технологии в обучении будущих педагогов изобразительного искусства готовит их к самостоятельному использованию современных методов и технологий в обучении (ПК-2). Проектная технология также позволяет студентам использовать возможности образовательной среды для достижения личностных результатов обучения (ПК-4), к взаимодействию с участниками образовательного процесса, к осуществлению сопровождения и социализации (ПК-6, ПК-5), организации сотрудничества обучающихся, поддержке их активности и инициативности, самостоятельности (ПК-7).
Таким образом, проектная деятельность студентов педагогического вуза -одно из самых востребованных направлений в сфере подготовки компетентных специалистов в условиях ФГОС. Организация процесса обучения на основе реализации проектной технологии в рамках дисциплины «Основы ДПИ» позволяет расширить границы представлений о возможностях применения проектной технологии в вузе в современных условиях.
Список литературы
1. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с.
2. Емельянова, Н. В. Проектная технология обучения в условиях компетентност-ного подхода / Н. В. Емельянова // Alma mater (Вестн. высш. шк.). - 2009. - № 10. -С. 42-46.
3. Емельянова, Н. В. Проектная деятельность студентов в учебном процессе / Н. В. Емельянова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 82-84.
4. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов / Е. С. Полат // Наука и школа. - 1997. - № 4. - С. 15-18
5. Русинова, Н. П. Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов вуза проектной деятельности / Н. П. Русинова // Казанская наука: педагогические науки. - 2017. - № 6. - С. 82- 85.
6. Федотова, Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса / Е. Л. Федотова // Гуманитарный вектор. - 2015. - № 1 (41). - С. 35-40.
7. Широкова, В. В. Подготовка студентов педвуза к организации учебного сотрудничества в начальных классах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / В. В. Широкова, Иркутск, 2004. - 208 с.
8. Шишарина, Н. В. Теоретические и методологические проблемы инноваций в современном образовании / Н. В. Шишарина // Теоретические и методологические проблемы современного образования : Мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. - М. : Институт стратегических исследований, 2015. - С. 173-176.
Conditions for Preparing Students of a Pedagogical University for Implementing the Project Technology
N. P. Rusinova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract: The article is devoted to teaching students how to use project method (the case of organization project-based learning at pedagogical university). The problem was studied from the point of view the Federal State Educational Standard requirements to future teachers training. In the professional competence of the teacher, the emphasis is on the relevance of the design skills of the students.
The paper considers the experience of project-based learning while teaching students "Basis of Applied and Decorative Arts" under the supervision of the lecturers of the Art and Methods Department, Irkutsk State University.
The implementation of project-based learning in higher education aimed at providing the training of specialists with the high levels of academic creativity and self-education, professional and social mobility.
Keywords: competence; project-based learning; research work; project; project activities.
Русинова
Надежда Петровна
аспирант кафедры педагогики
Педагогический институт, Иркутский государственный университет
664011, г. Иркутск, ул. Набережная, 6
тел.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]
Rusinova
Nadezhda Petrovna
Postgraduate of the Department of Pedagogy
Pedagogical Institute, Irkutsk State University
6Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 6664011
tel.: 8(3952)200739 e-mail: [email protected]