УДК 373
Т.Г. ХАНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: tanyaha10@mail.ru
«СОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»: ПО МАТЕРИАЛАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
T.G. Khanova
"MODERN PRESCHOOL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS": MATERIALS OF REGIONAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE
Региональная научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы» (заочная), организованная кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина 27 февраля 2015 г., была посвящена актуальным проблемам теории и практики современного дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Участники конференции в своих статьях представили различные аспекты организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: обогащение содержания образовательных областей, использование информационных технологий в разных видах детской деятельности, внедрение новых форм и методов взаимодействия с семьей и др. Автор особо подчеркивает первостепенное значение дошкольного детства как уникального и самоценного периода в развитии личности, актуализирует проблему специфики организации детской игры как ведущего в дошкольном возрасте, специфически детского вида деятельности. Ключевые слова: гендерная педагогика, детская игра, духовно-нравственное воспитание, информационные технологии, метод проектов, самоценность дошкольного детства, образовательный процесс, социальное партнерство.
Regional scientific-practical conference "Modern preschool education: problems and prospects"
(in absentia), organized by the department of psychology and pedagogy of preschool and primary education NSPU them. Kuzma Minin February 27, 2015, was devoted to the actual problems of the theory and practice of modern pre-school education in the implementation of FSES of preschool education. Participants of the conference in their articles made an attempt to explore different aspects of the organization of educational process with preschool children: enriching the content of educational areas, the use of information technology in different types of children's activities, the introduction of new forms and methods of interaction with family and others. The author emphasizes the urgent importance of preschool childhood as a unique and self-valuable period in the development of personality, actualizes the problem of specifics of the children's games organization as leading in preschool years, children's specific activity. Keywords: gender pedagogy, child's play, spiritual and moral education, information technology, project method, the intrinsic value of preschool age, educational process, social partnership.
Региональная научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы» была организована кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования. Свои материалы прислали свыше 60 участников, среди них: преподаватели и студенты нижегородских вузов и колледжей, руководители и педагоги детских образовательных организаций Нижнего Новгорода и области. По итогам конференции подготовлен к печати сборник статей по материалам конференции.
Проблема развития личности в период дошкольного детства по-прежнему остается в «Вестник Мининского университета» 2015 - № 2
центре внимания мирового научно-педагогического сообщества. Ее актуальность обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, в полной мере не изучены потенциальные возможности детей дошкольного возраста в плане интенсификации образования, и как следствие, предпринимаемые попытки «спустить» в дошкольное детство содержание и технологии начального образования. Усиленная подготовка детей к школе, чуть ли не с раннего возраста, вытесняет на второй план все остальные специфически детские виды деятельности, для развития которых дошкольный возраст является наиболее сензитивным.
Вызывает серьезные опасения тот факт, что современные дошкольники не умеют играть, а ведь игра - это ведущая деятельность, в недрах которой созревают важнейшие предпосылки развития личности и успешного школьного обучения. Не стихают споры ученых и практиков по вопросу организации детской игры: высказываются предложения - от прямого пошагового руководства игрой до полного невмешательства взрослых в детскую деятельность. Очевидно, что обе позиции ошибочны, детской игрой надо руководить, но делать это косвенными, недирективными способами.
Необходимость внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и разработки педагогическими коллективами дошкольных организаций основной образовательной программы актуализирует потребность специалистов в изучении опыта образовательной работы с детьми в новых условиях. К тому же региональный опыт представляет особую практическую ценность. ФГОС ДО определяет задачи и принципы, общие направления образовательной работы, но не содержит четко обозначенного содержания формируемых знаний и умений, конкретных методических рекомендаций.
Все указанные факторы обусловили особую актуальность проблемы, обсуждаемой в рамках конференции.
На наш взгляд, следует выделить ряд статей, посвященных, прежде всего, теоретическим аспектам дошкольного образования. Так, в статье Т.М. Горюновой, Е.Н. Сабиной «Гендерная педагогика: современные аспекты в системе дошкольного образования» (Мининский университет) изучен гендерный (полодифференцированный) подход к воспитанию и развитию дошкольников. Опираясь на теоретические исследования ученых, авторы статьи дали сравнительный анализ психического развития мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, и в связи с этим, пришли к выводу о том, что игнорирование гендерных различий неизбежно влечет за собой серьезные трудности в общении с детьми.
В статье Н.В. Белиновой «Дистанционное образование как инновационное педагогическое средство» (Мининский университет) обоснованы значение и возможности применения дистанционного образования в образовательном процессе, показаны его преимущества по сравнению с традиционным очным образованием, обозначены требования к участникам дистанционного образования. Вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в дошкольном образовании посвящены статьи Н.Г. Комратовой, Т.А. Померанцевой (Мининский университет), А.В. Масловой (МБДОУ № 393, Нижний Новгород), А.И. Лебедевой (Мининский университет). В них представлен опыт применения ИКТ в образовательной работе с дошкольниками.
В ряде статей изучен опыт работы педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников в свете требований ФГОС ДО. Так, В.Р. Попова (Нижегородский институт развития образования) предложила оптимальную модель планирования работы с семьей, предполагающую активное вовлечение родителей в образовательный процесс. О.Н. Кочнова (МБДОУ № 47, Заволжье) представила опыт организации родительского клуба в детском саду, показала содержание и формы организации работы с родителями. Л.А. Никифорова (МБДОУ № 141, Нижний Новгород) поделилась опытом организации взаимодействия с родителями, направленного на познавательное развитие детей посредством логико-математических игр. Автор описывает такие интересные формы работы, как
«Математическая гостиная», «Игровые вечера», математические газета и журнал, выпускаемые родителями, и др.
Представляет интерес материалы, посвященные вопросу православного духовно-нравственного воспитания дошкольников. Это статьи И.К. Уткиной, Н.Ф. Евстифеевой (МАДОУ № 11, Бор), И.Е. Королевой (МБДОУ № 18, Нижний Новгород), О.В. Чарыковой (МАДОУ № 14, Бор). В них обоснована необходимость православного воспитания детей дошкольного возраста, обозначены подходы к разработке системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского сада, представлен опыт работы педагогических коллективов по приобщению детей к основам православной культуры.
Статьи М.К. Зашихиной (МБДОУ № 24, Кстово), Т.Г. Хановой (Мининский университет) актуализируют проблему организации и психолого-педагогического сопровождения детской игры. Опираясь на исследования известных детских психологов, авторы предприняли попытку определить сущность и специфические особенности детской игровой деятельности, проанализировать педагогические условия, необходимые для ее становления и развития в дошкольном возрасте. Особое внимание уделено изучению вопроса организации развивающей предметно-пространственной игровой среды в группе детского сада. Авторы убеждены, что только комплексная реализация педагогических условий и бережное отношение к детской игре будут способствовать развитию этой уникальной детской деятельности.
Участники конференции не оставили без внимания практически ни одного направления образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На страницах сборника материалов конференции представлен инновационный опыт работы по всем образовательным областям: познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие и т.д. Авторами изучены развивающие возможности и эффективность современных образовательных технологий работы с детьми: метода проектов, исследовательской деятельности, игровых технологий, ТРИЗ и т.д.
Следует отметить, что подобные научно-практические конференции представляют возможность педагогам и целым педагогическим коллективам транслировать и распространять свой инновационный педагогический опыт с учетом региональной специфики. Так, особую активность в подготовке материалов на конференцию проявили педагогические коллективы - участники экспериментальных площадок: дошкольные организации № 447 Нижегородского района, № 393, 394 Сормовского района Нижнего Новгорода.
Основным лейтмотивом представленных на конференцию материалов является направленность на поддержку детства и детской игры, отношение к дошкольному детству как уникальному, самобытному и самоценному периоду в жизни человека.
© Ханова Т.Г., 2015