боты по различным тематикам хореографического искусства, относящимся к учебным дисциплинам.
Большое внимание уделяется воспитательному процессу студентов. Здесь особую роль играет сценическая практика, формирующая у будущих выпускников бакалавриата и магистратуры, представления касательно творческой составляющей профессии.
Обычно на кафедрах проводятся занятия по следующим дисциплинам:
- Методика преподавания классического танца
- Методика преподавания народно-сценического танца
- Методика преподавания современного танца
- Этнография и танцевальный фольклор народов России
- Историко-бытовой танец и методика его преподавания
- История и теория хореографического искусства
- Основы хореографической драматургии и режиссуры танца
- Основы актерского мастерства
- Образцы танцевального репертуара
- Основы менеджмента в хореографии
- Теория и история народной художественной культуры
- История самодеятельного творчества
- Педагогика народного художественного творчества
- Костюм и сценическое оформление танца и другие.
Эти дисциплины не только формируют профессиональные навыки у студентов, а также являются основными профилирующими дисциплинами в процессе воспитания будущих бакалавров и магистров, тем самым приобретая навыки педагогической , постановочной и репетиционной работы.
В ходе учебного процесса на кафедре происходит взаимодействие теоретических и практических дисциплин, используются современных методики и технические средства обучения.
Задачами педагогов кафедры хореографии выступают:
- создание образовательной среды, помогающей осуществить полную самореализацию студента;
Библиографический список
- формирование у студентов потребности в самовоспитании и самообразовании:
- содействие раскрытию творческой индивидуальности каждого студента;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения производственной практики студентов.
Выпускники кафедры хореографии имеют все необходимые навыки для осуществления научно-исследовательской, научно-методической и преподавательской деятельности. Они готовы к работе специалистами в образовательных учреждениях (школах искусств, учреждениях дополнительного образования, учреждениях дошкольного образования, в ссузах, вузах), детских оздоровительных лагерях, муниципальных учебно-методических центрах, в госструктуре [4].
Профессиональное обучение танцу несет в себе кроме физического развития также и воспитательную функцию и должно строиться на основе системного и комплексного подхода с использованием передовых образовательных технологий. Основной тенденцией современного хореографического образования является синтез развития пластики и философии одновременно.
Положительная динамика развития хореографического образования выражается в повышении уровня общенаучной и специальной подготовки выпускников, постоянно растущем количественном составе студентов, в географическом расширении образовательного пространства, в повышении научно - педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений [5].
Танец - это самовыражение через зрительный образ и движения человека, поэтому его особенности зависят от выбранного направления. Например, национальный танец призван передать образы взаимодействия человека с природой, а со^етрогагу-внутренние чувства и переживания индивида. Поэтому в первом случае больше обращается внимание на традиции, а во втором - на свободу самовыражения. Увидеть и выявить эти особенности - основная задача педагога-хореографа.
1. Никитин В.Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы. Вестник МГУКИ. 2014; № 2 (58): 31 - 40.
2. Юнусова Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ. Вестник ЧГПУ. 2011; 8: 8 - 15.
3. Исаков В.М. Специфические особенности управления хореографическим образованием. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012; 8 5 - 12.
4. Томский государственный педагогический университет. Available at: https://www.tspu.edu.ru/fkii/kaf-h.html
5. Филановская Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре России XVIII-XX веков. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2011.
References
1. Nikitin V.Yu. Horeograficheskoe obrazovanie i obuchenie: tendencii i perspektivy. Vestnik MGUKI. 2014; № 2 (58): 31 - 40.
2. Yunusova E.B. Pedagogicheskie usloviya stanovleniya horeograficheskih umenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta v dopolnitel'nom obrazovanii DOU. Vestnik ChGPU. 2011; 8: 8 - 15.
3. Isakov V.M. Specificheskie osobennosti upravleniya horeograficheskim obrazovaniem. Professional'noe obrazovanie vRossiiiza rubezhom. 2012; 8 5 - 12.
4. Tomskijgosudarstvennyjpedagogicheskijuniversitet. Available at: https://www.tspu.edu.ru/fkii/kaf-h.html
5. Filanovskaya T.A. Dinamika horeograficheskogo obrazovaniya v hudozhestvennoj kul'ture Rossii XVIII-XX vekov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.
Статья поступила в редакцию 01.12.17
УДК 373.24
Vyalova N.V., senior teacher, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia),
E-mail: nataliya_vyalova@bk.ru
Konakova T.A., senior teacher, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia),
E-mail: t89101311524@yandex.ru
Buyanova S.V., head, MBDOU "Kindergarten No. 8 'Solnyshko'" (Varnavinsky District, Nizhny Novgorod Region, Russia),
E-mail: algaangel2012@yandex.ru
INTEGRATED APPROACH TO THE SOLUTION OF THE PROBLEM OF FORMING THE CULTURE OF FOOD IN THE CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article deals with a problem of how to form food culture and proper eating behavior as the basis of a healthy lifestyle in children of preschool age. The authors attempt to determine the basics of the nutrition culture of a preschool child on the basis of an analysis of the different approaches of scientists to this problem. The article presents practical experience of working with children, parents and employees of the pre-school educational organization on familiarizing children with a healthy diet in the framework of implementing an integrated approach, defining the organizational and pedagogical conditions for the formation of a nutrition culture for preschool children. Various forms and methods of work with preschool children, family and employees of the educational organization, including the author's workings out, are offered. It is concluded that this problem has been little studied and requires further research.
Key words: food culture, food hygiene, healthy eating, eating habits, eating behavior, catering, table etiquette.
Н.В. Вялова, ст. преп. Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: nataliya_vyalova@bk.ru
Т.А. Конакова, ст. преп. Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Е-mail: t89101311524@yandex.ru
С.В. Буянова, заведующий МБДОУ «Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко» Варнавинского р-на Нижегородской области, Е-mail: algaangel2012@yandex.ru
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается проблема формирования у детей дошкольного возраста культуры питания и правильного пищевого поведения как основы здорового образа жизни. Авторами предпринята попытка определить сущность культуры питания дошкольника на основе анализа различных подходов ученых к данной проблеме. В статье представлен практический опыт работы с детьми, родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации по приобщению детей к культуре здорового питания в рамках реализации комплексного подхода, определены организационно-педагогические условия формирования культуры питания дошкольников. Предложены различные формы и методы работы с дошкольниками, семьей и сотрудниками образовательной организации, в том числе, авторские разработки. Сделан вывод о том, что данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: культура питания, гигиена питания, здоровое питание, предпочтения в еде, пищевое поведение, организация питания, столовый этикет.
Проблема формирования культуры питания у детей дошкольного возраста определяется требованиями ФГОС дошкольного образования, в котором охрана и укрепление психического и физического здоровья детей и формирование ценностей здорового образа жизни обозначена как одна из ведущих задач дошкольного образования. Действительно, организация правильного питания является основополагающим компонентом приобщения детей к здоровому образу жизни, основы которого закладываются в детстве [1]. Именно в раннем и дошкольном возрасте формируются пищевые привычки и предпочтения, основы пищевого поведения, навыки культуры приема пищи, как важного компонента общей культуры личности.
Анализ исследований специалистов показывает, что вопросам здорового питания и формирования пищевого поведения детей и подростков уделяется сегодня большое внимание, однако, научных исследований, посвященных формированию основ культуры питания детей дошкольного возраста, крайне недостаточно. Это обусловлено, прежде всего, тем, что детям дошкольного возраста довольно трудно оценить полезные свойства продуктов, их пищевые предпочтения зачастую не согласованы с основами здорового питания; а традиции пищевого поведения в семье нередко противоречат принципам рационального питания. Кроме того, нет единого общепризнанного определения понятия «культура питания». Многие исследователи рассматривает культуру питания как совокупность определенных компонентов: научных достижений, навыков, традиций в области питания. Так, В.И. Григорьев, Д.Н. Дави-денко, В.А. Чистяков определяют культуру питания, как: «уровень овладения теорией и практикой оптимизации процессов приготовления и потребления продуктов питания, обеспечивающих реализацию генетического потенциала человека в достижении телесной гармонии человека, улучшении физических кондиций» [2, с. 4]. Другие авторы (Е.А. Башмакова,
A.В. Бахметов, О.И. Жданова, В.В. Онишина, О.В. Сидоренко,
B.М. Шепель) используют понятие «культура здорового питания», характеризуя его как совокупность компетенций, помогающих человеку реализовать пищевую потребность как одну из базовых потребностей [3, с. 6]. По мнению А.Г. Макеевой: «Несмотря на многочисленность и разнообразие используемых педагогических форм, эффективность обучения правильному питанию оказывается недостаточно высокой. Среди специалистов нет единого понимания целей и задач обучения в области правильного питания, границ сферы его влияния, взаимосвязи этого направления с другими областями образования» [4, с. 238]. Однако специалисты из разных областей науки сходятся во мнении, что культура питания - это часть общей культуры личности, народа и общества, влияющая на здоровье и жизнедеятельность человека [5, с. 23].
Актуальность проблемы здоровья и формирования культуры питания детей дошкольного возраста обусловили необходимость определения организационно-педагогических условий формирования культуры питания у детей дошкольного возраста, разработки и внедрения специальных мероприятий для детей и
родителей в рамках реализации здоровьесберегающей деятельности дошкольной организации.
Основываясь на позиции А.Г. Макеевой [4] о том, что формирование культуры питания не может ограничиваться только обучением детей определенным навыкам, считаем целесообразным говорить о комплексном подходе к формированию культуры питания как сложного социально-педагогического явления, включающего единство и взаимосвязь трех основных компонентов: когнитивный (представления, понятия и умения); эмоциональный (отношение, эмоциональная настроенность, оценки); поведенческий (деятельностный). На наш взгляд, комплексный подход учитывает влияние всех факторов, обуславливающих формирование культуры питания дошкольников как части общей культуры личности, а именно, проектирование образовательной работы с детьми, компетентность педагогов в организации работы с детьми и родителями по данному направлению, влияние семейных традиций и культуры питания родителей на пищевое поведение дошкольников. В предпринятом исследовании формирование культуры питания дошкольников рассматривается как целенаправленный организованный педагогический процесс, имеющий определенные цели, задачи, содержание, методы и формы работы.
Целью экспериментального исследования явилась разработка и апробация комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры питания детей. Экспериментальное исследование проводилось на базе двух малокомплектных детских садов Варнавинского района Нижегородской области, в нем приняли участие дошкольники в возрасте от 4 до 7 лет, родители и сотрудники.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено комплексное изучение уровня сформированности культуры питания детей, родителей и педагогов с использованием следующих методов: беседа «О правильном питании и пользе витаминов» (К.Ю. Белая); проблемная ситуация «Необычное угощение» (И.М. Новикова); методика «Проголосуй за блюдо» (С.В. Буянова); компьютерная диагностическая дидактическая игра «Накрой на стол» (С.В. Буянова), анкетирование родителей «Что вы знаете о культуре питания?» (Н.В. Вялова, С.В. Буянова); анкетирование педагогов и сотрудников детского сада [6]. Анализ результатов выявил в целом недостаточный уровень сформированности культуры питания детей.
Формирующий этап исследования предполагал организацию работы со всеми участниками образовательной деятельности: с детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Работа с детьми проводилась по следующим разделам: «Продукты питания», «Витаминная азбука», «Гигиена и режим питания», «Столовые приборы и столовый этикет» и представлена комплексом различных форм и методов: непосредственно организованная образовательная деятельность, образовательные ситуации, игры, беседы, экскурсии, совместная деятельность детей с педагогом, чтение художественной литературы, тематические развлечения и досуги, викторины и др. Следует подчеркнуть, что необходимым условием эффективной работы с детьми является
интеграция содержания из разных образовательных областей и видов детской деятельности, использование различных видов игр, игровых приемов, ситуаций общения и взаимодействия взрослого с детьми, произведений художественной литературы, опытнической деятельности, продуктивных видов деятельности и др.
Для формирования первоначальных представлений применялись наглядные методы: рассматривание иллюстраций, плакатов, репродукций с изображением различных продуктов и блюд, алгоритма сервировки стола, персонажей адаптированных сказок; демонстрация наглядных пособий (муляжей); наблюдение за процессом приготовления блюд, сервировкой стола взрослыми и детьми в реальной и игровой ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста было организовано несколько экскурсий на пищеблок детского сада, которые позволили непосредственно познакомить дошкольников с процессом приготовления разных блюд. В ходе экскурсий решались задачи воспитания у детей уважения и благодарности к людям, которые готовят для них еду. В свободное время детям предлагалась для рассматривания энциклопедия русских блюд, обсуждались вопросы: какие блюда знакомы детям, какие готовятся дома, из каких продуктов, чем они полезны и др.
Проведение бесед способствовало закреплению и обогащению представлений детей о правильном питании и столовом этикете. Тематика бесед соответствовала разделам: «Какие продукты можно есть каждый день, а какие редко?», «Каждому приему пищи - свое время», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Разговор за столом», «Сервировка стола в праздники и будни» др. Беседы начинались с проблемной ситуации, поставленной героями известных сказок и мультфильмов.
Для закрепления и систематизации у детей представлений о различных аспектах культуры питания использовались дидактические игры. Настольные дидактические игры использовались как в НОД, так и в индивидуальной работе и свободной деятельности детей: «Что едят в сыром (вареном) виде?», «Магазин», «Разложи по полкам», «Найди ошибку», «Сервируем стол правильно» и др. Кроме того, по каждому разделу работы были разработаны компьютерные дидактические игры, которые проводились педагогом индивидуально («Витамин С», «Загадки про овощи», «Убери лишнее», «Приготовь борщ», «Накрой на стол» и др.). Авторами статьи были разработаны и использованы адаптированные сказки, которые послужили основой для создания аудиодиафильмов. Так, сказка «Витаминка» знакомит детей с основными витаминами, их пользой для здоровья человека; сказка «Вредные и полезные продукты» рассказывает детям об особенностях разных продуктов питания, помогает сделать осознанный выбор правильных продуктов; сказка «Ложка Варя» знакомит детей с алгоритмом сервировки стола [7]. Считаем, что использование приема одушевления, «очеловечивания» овощей, фруктов, витаминов («Витаминка» с косичкой, свекла в платочке, огурец в кедах, малинка на ножках) способствует формированию устойчивого интереса к вопросам питания, развитию внимания, памяти, познавательной активности, творческого воображения.
Важным условием решения поставленных задач является обогащение предметно-пространственной среды: соответствующее оформление интерьера помещения, изготовление дидактических игр и наглядных пособий, создание макетов, тематической картотеки, внесение книг (печатных и самодельных) и альбомов соответствующей тематики. Так, картотека включала подборку загадок, пословиц, стихов (про овощи и фрукты, витамины и разные продукты питания), буклеты («Стихи про овощи», «Стихи про фрукты»), книжку-самоделку с адаптированными сказками («Сказочная книга»).
Как отмечают А.Г. Макеева, М.М. Безруких и Т.А. Филиппова, семья довольно длительное время обеспечивала культурную передачу норм и правил питания от поколения к поколению, но в современных условиях семья уже не может в полной мере обеспечивать решение этой задачи [8], поэтому взаимодействие с семьёй следует рассматривать как необходимое условие успешной работы по формированию культуры питания у детей. Учи-
Библиографический список
тывая, что влияние семьи на формирование детского рациона и пищевых предпочтений, режима питания и культуры приема пищи, очень велико, необходимо не просто взаимодействие с родителями воспитанников, а согласование позиций, действий и усилий всех взрослых, оказывающих влияние на развитие ребенка. Основной задачей работы педагогов с семьей было формирование компетентности родителей в вопросах организации правильного питания детей в условиях семьи. Данное направление работы можно считать самым сложным в силу целого ряда обстоятельств: с одной стороны, у родителей уже сформированы пищевые привычки, определенная модель пищевого поведения, с другой стороны, организация питания ребенка и в целом семьи обусловлена такими факторами, как уровень культуры взрослых, материально-экономические и финансовые ресурсы семьи и др. В работе с родителями использовались разнообразные формы взаимодействия: родительские собрания («Организация здорового питания в семье»); информационно-наглядные формы (информационные материалы на стендах «Мои любимые рецепты», информационные папки «Достаточно ли витаминов и минералов в рационе питания вашего ребенка?», информационные проспекты - буклеты «Посуда для сервировки стола»); дни открытых дверей с мастер-классами («Овладеваем столовым этикетом»); открытые просмотры занятий; выставки («Дары природы»); конкурсы творческих работ («Лучшее витаминное семейное блюдо»); викторины («Знатоки здоровой еды») и досуги («Страна Витаминия).
Третье направление экспериментального исследования предполагало проведение работы с сотрудниками детского сада, направленной на повышение уровня профессиональной компетентности сотрудников в области формирования культуры питания детей и родителей. Так, в работе с педагогами использовались консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги различной тематики («Эстетика питания», «Этика питания», «Столовый этикет»), проводилась серия инструктажей.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента позволил выявить положительную динамику показателей сформированности культуры питания детей экспериментальной группы: увеличение количества детей с высоким уровнем на 40%, уменьшение количества детей со средним уровнем на 10% и на 30% с низким уровнем. В контрольной группе также отмечены изменения: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 10%, количество детей со средним уровнем осталось прежним, уменьшилось на 10% количество детей с низким уровнем.
Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей детей экспериментальной группы показал, что количество родителей, имеющих достаточные представления о культуре питания и определенный опыт организации здорового питания в семье, увеличилось более чем в два раза (с 20% до 50%). Этих родителей можно назвать «компетентными», они владеют информацией о сбалансированном питании и его принципах, правильном составлении меню, столовом этикете, считают необходимым уделять внимание формированию культуры питания в детском возрасте, стремятся организовать для ребенка и других членов семьи полноценное (здоровое) питание, приобщают ребенка к приготовлению некоторых полезных блюд, сервировке стола, правилам поведения за столом.
Анализ данных повторного анкетирования сотрудников, работавших с детьми экспериментальной группы, выявил достаточный уровень компетентности персонала в вопросах питания детей (высокий уровень выявлен у 70% сотрудников, средний уровень у 30 %).
Таким образом, можно констатировать, что результаты, полученные в контрольном эксперименте, подтверждают эффективность созданных организационно-педагогических условий образовательной деятельности для формирования культуры питания у детей дошкольного возраста. Однако, проблема формирования культуры питания дошкольников, как одна из ключевых проблем здоровьесбережения, требует серьезного внимания со стороны специалистов и дальнейшей работы по поиску и внедрению эффективных методов и форм организации работы с детьми.
1. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно-практической конференции. Вестник Мининского университета. 2015; 2 (10): 31.
2. Культура питания спортсмена: учебное пособие. В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
3. Башмакова Е.А., Бахметов А.В., Жданова О.И., Онишина В.В., Сидоренко О.В., Шепель В.М. Методическое сопровождение процесса формирования культуры здорового питания обучающихся и родительской общественности. Москва: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2011: 173. Available at: https://estalsch18.edumsko.ru/uploads/3000/2193/food/metodich-eskoe_soprovozhdenie_processa_formirovaniya_kul_tury_zdorovogo_pitaniya_obuchayuwihsya_i_roditel.pdf
4. Макеева А.Г. Актуальные вопросы формирования основ культуры питания у современных школьников. Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Москва, 2015: 236-240. Available at: http://www.znopr.ru/files/down-load/af548963a9f9bf6
5. Вялова Н.В., Буянова С.В. О проблеме формирования культуры питания у детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016: 22 - 26.
6. Вялова Н.В., Буянова С.В. Комплексный подход в изучении культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет, 2017: 54 - 59.
7. Буянова С.В. Адаптированная сказка как средство ознакомления с окружающим миром. Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016: 12 - 15.
8. Макеева А.Г., Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формирование основ культуры питания у детей и подростков - методические аспекты. Вопросы детской диетологии. 2013; Т. 11, № 2: 44 - 47.
References
1. Hanova T.G. «Sovremennoe doshkol'noe detstvo: problemy i perspektivy»: po materialam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Vestnik Mininskogo universiteta. 2015; 2 (10): 31.
2. Kul'tura pitaniya sportsmena: uchebnoe posobie. V.I. Grigor'ev, D.N. Davidenko, V.A. Chistyakov. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGU'EF, 2011.
3. Bashmakova E.A., Bahmetov A.V., Zhdanova O.I., Onishina V.V., Sidorenko O.V., Shepel' V.M. Metodicheskoe soprovozhdenie processa formirovaniya kul'tury zdorovogo pitaniya obuchayuschihsya i roditel'skoj obschestvennosti. Moskva: GOU Pedagogicheskaya akademiya poslediplomnogo obrazovaniya, 2011: 173. Available at: https://estalsch18.edumsko.ru/uploads/3000/2193/food/metodicheskoe_ soprovozhdenie_processa_formirovaniya_kul_tury_zdorovogo_pitaniya_obuchayuwihsya_i_roditel.pdf
4. Makeeva A.G. Aktual'nye voprosy formirovaniya osnov kul'tury pitaniya u sovremennyh shkol'nikov. Materialy IH Vserossijskogo foruma «Zdorov'e nacii- osnova procvetaniya Rossii». Moskva, 2015: 236-240. Available at: http://www.znopr.ru/files/download/af548963a9f9bf6
5. Vyalova N.V., Buyanova S.V. O probleme formirovaniya kul'tury pitaniya u detej doshkol'nogo vozrasta. Aktual'nye problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya v svete realizacii FGOS: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2016: 22 - 26.
6. Vyalova N.V., Buyanova S.V. Kompleksnyj podhod v izuchenii kul'tury pitaniya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Aktual'nye voprosy realizacii FGOS doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2017: 54 - 59.
7. Buyanova S.V. Adaptirovannaya skazka kak sredstvo oznakomleniya s okruzhayuschim mirom. Aktual'nye problemy doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya v svete realizacii FGOS: Sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2016: 12 - 15.
8. Makeeva A.G., Bezrukih M.M., Filippova T.A. Formirovanie osnov kul'tury pitaniya u detej i podrostkov - metodicheskie aspekty. Voprosy detskoj dietologii. 2013; T. 11, № 2: 44 - 47.
Статья поступила в редакцию 04.12.17
УДК 371
Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technology Elementary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nisred47@mail.ru Mahmudov H.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technology Elementary Mathematical Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nisred47@mail.ru
DIVERGENT TASKS ABOUT MOVEMENT IN THE PRIMARY COURSE OF MATHEMATICS. The work is dedicated to discussion of a problem of teaching primary school pupils to mathematics related to the transition of the Russian system of primary education to the FGOS NOO. The development of universal educational activities (UEA) in the process of teaching mathematics, as it is known, should become the main means that would ensure the formation of an ability of younger schoolchildren to learn. It is substantiated that the use of divergent tasks about movement plays an important role in the formation of divergent thinking among younger schoolchildren and, as a result, cognitive UEAs. The article proposes a number of key divergent tasks with the method of teaching their solution in the primary school, which are effective both in the development of creative thinking in younger ones and in the process of forming cognitive UEAs.
Key words: primary school, mathematical problems about movement, divergent problems, divergent thinking, universal educational actions.
Н.Г. Гашаров, канд. ф.-м. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: nisred47@mail.ru Х.М. Махмудов, канд. ф.-м. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального математического образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: nisred47@mail.ru
ДИВЕРГЕНТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Работа посвящена обсуждению проблемы обучения учащихся начальных классов математике, связанной с переходом Российской системы начального образования к ФГОС НОО. Развитие универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения математике, как известно, должно стать главным средством, которое обеспечивает формирование у младших школьников умения учиться. Обосновывается, что использование дивергентных задач на движение играет важную роль в ходе формирования у младших школьников дивергентного мышления и, как следствие, познавательных УУД. В статье предлагается ряд ключевых дивергентных задач на движение с методикой обучения их решению в начальной школе, показавшие на практике свою эффективность как в ходе развития креативности мышления у младших, так и в процессе формирования у них познавательных УУД.
Ключевые слова: начальная школа, задачи на движение, дивергентная задача, дивергентное мышление, универсальные учебные действия.