УДК 373(07)
Н.В. БЕЛИНОВА1, Т.Г. ХАНОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФГОС ДО»
Аннотация. В статье дана информация о работе региональной научно-практической конференции «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО», посвященной реализации современных технологий дошкольного образования в контексте реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Конференция была организована кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета с целью обсуждения насущных проблем, связанных с отбором и реализацией образовательных технологий в свете требований ФГОС и обновлением всей нормативно-правовой базы дошкольного образования, переживающего в последние годы значительные преобразования. Это повлекло за собой старт различных инновационных процессов в системе дошкольного образования как самостоятельного уровня общего образования. Представлен обзор наиболее значимых статей, иллюстрирующих опыт реализации различных технологий дошкольного образования.
Ключевые слова. Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, инновационные процессы, образовательные технологии.
N.V. BELINOVA1, T.G. KHANOVA1
'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) , Nizhny Novgorod, Russian Federation
REGIONAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE «HIGHLIGHT OF PRESCHOOL EDUCATION ACTUAL TECHNOLOGIES UNDER FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDART OF PRESCHOOL EDUCATION»
Abstract. The article provides information on the work of the regional scientific-practical conference "Current technologies of pre-school education in the light of federal state educational standart of preschool education" dedicated to the implementation of modern technologies of preschool education in the context of the requirements of the federal state educational standards of preschool education. The conference was organized by the department of psychology and pedagogy of preschool and primary education, Minin University to discuss the pressing issues related to the selection and implementation of educational technologies in the light of the requirements of the Standard and upgrade modern framework of pre-school education through a major transformation. This resulted in the launch of various innovative processes in preschool education as a separate grade of general education. A review of the most significant articles that illustrate the experience of implementing different technologies of pre-school education is observed.
Keywords: Federal State Educational Standard, early childhood education, innovative processes, educational technologies.
Региональная научно-практическая конференция «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО» состоялась 27 ноября 2015 г. на базе факультета психологии и педагогики НГПУ им. К. Минина. Актуальность темы конференции обусловлена необходимостью осмысления и обсуждения первых результатов педагогической деятельности в рамках принятого в 2014 году Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Всего в конференции приняло участие около 80 человек из Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в том числе студенты НГПУ им. К. Минина очной и заочной форм обучения бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и педагогика дошкольного образования», а также магистранты, обучающиеся по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профилю подготовки «Управление дошкольным образованием». Стоит подчеркнуть, что студенческие тезисы представляют результаты научно-исследовательской работы и практической деятельности, что полностью соответствует условиям и требованиям подготовки будущих специалистов в свете модернизации педагогического образования. По мнению Н.В. Белиновой, необходима подготовка педагога-воспитателя, «обладающего целым рядом профессиональных компетенций и способного оперативно и качественно решать современные образовательные задачи, мобильного и готового к постоянному самообразованию и самосовершенствованию» [1]. Значительное количество материалов представлено действующими педагогами дошкольного образования, которые отражают результаты и достижения своих авторских подходов в свете осмысления и интерпретации требований ФГОС ДО к образованию детей дошкольного возраста в детском саду и центрах дополнительного образования [2].
Реализация требований ФГОС в практике образовательной работы с детьми требует от педагогов, прежде всего, осмысления его ключевых теоретических положений. Этому аспекту посвящены статьи И.А. Долговой, О.Н. Кочновой, Н.А. Скобелевой, С.Ю. Градовой и С.В. Абрамовой. Основной идеей этих работ признается необходимость организации в дошкольных организациях методической работы с педагогами, направленной на повышение их профессионально-педагогической компетентности и овладение современными инновационными технологиями дошкольного образования.
Обновление нормативно-правовой базы дошкольного образования, претерпевающего в последние годы значительные изменения, обусловило старт инновационных процессов в системе дошкольного образования, которое впервые получило статус самостоятельного уровня общего образования. Необходимость реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и разработки коллективами дошкольных организаций основных и дополнительных образовательных программ актуализирует потребность специалистов в изучении и переосмыслении опыта образовательной работы с детьми, в том числе регионального. Как отмечает в своей статье Т.Г. Ханова, «образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждой конкретной ДОО, чтобы максимально учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности, социума» [3, с. 83].
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство представленных на конференцию статей и тезисов иллюстрирует опыт реализации различных технологий дошкольного образования: художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста,
познавательно-речевого развития детей, духовно-нравственного, экологического и трудового воспитания в детском саду, технологии взаимодействия с семьями воспитанников и др. Приоритетным направлением в работе педагогов должно стать осуществление инновационных технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.
Наиболее результативными и традиционными для дошкольного образования являются игровые технологии. В статьях Л.А. Беловой, С.А. Лебедевой, К.А. Антюшиной, А.Ж. Ибрагимовой, А.В. Шкулевой и др. характеризуются возможности использования сюжетно-дидактических игр, игровых методов и ситуаций в развитии математических и художественных способностей дошкольников. Авторы убеждены, что включение в образовательную деятельность игровых проблемных ситуаций побуждает ребенка к активному поиску новых и комбинированию уже знакомых способов решения познавательных задач.
В статьях, посвященных технологии проектирования, проанализирован опыт организации проектной деятельности с детьми в работе по формированию культуры поведения (О.А. Елшина), социокультурной компетентности (Л.В. Дашкевич), навыков безопасного поведения на дороге (Е.Ю. Трушина). Авторы отмечают неоспоримые преимущества проектной технологии в развитии дошкольников: создание атмосферы доверия и безопасности, стимулирование познавательной инициативы, развитие коммуникативной и социальной компетентности, поддержка эмоциональной сферы детей, позитивного отношения к окружающему миру и т.д. О.С. Сухарева в своей статье систематизировала типы образовательных проектов, представленные разными учеными.
Научно-практический интерес представляет материалы, характеризующие опыт реализации технологии сотрудничества с родителями воспитанников. Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность - одно из основных требований ФГОС. Так, С.Ю. Градова и С.В. Абрамова определили три взаимосвязанных направления работы: повышение педагогической культуры родителей, обеспечение психолого-педагогической готовности педагогов и организация сотрудничества с родителями - показали возможности некоторых форм работы с семьей (творческие отчеты, публикации, совместные с родителями и детьми проекты и т.д.). Опыт совместной работы с семьей в решении проблемы адаптации детей раннего возраста к детскому саду представлен в статье В.И. Прониной. Изучив труды педагогов-классиков, она пришла к выводу о необходимости оказания непосредственной помощи детям в процессе привыкания к новым условиям существования, обеспечения эмоционального благополучия детей, формирования навыков общения со сверстниками. Оптимальным способом решения проблемы оказалось привлечение старших братьев и сестер для организации различных мероприятий с детьми, что способствовало эмоциональному раскрепощению детей, оптимизации процесса адаптации.
Ряд статей касается технологий воспитания и образования детей раннего возраста. В статье Ю.О. Беловой дан обзор современных альтернативных технологий образовательной работы с детьми раннего возраста (М. Монтессори, Р. Штайнера, С. Лупан, Никитиных и др.). Г.В. Воронько и О.А. Шмырова рассмотрели этапы и технологии развития речи в раннем детстве, особое внимание уделили дыхательной и пальчиковой гимнастике. Опыт реализации технологии руководства сюжетно-отобразительной игрой детей третьего года жизни представлен в статье Л.Г. Макаровой. По мнению автора, решающее значение имеет
обучение детей способам игрового воспроизведения действительности, при котором педагог занимает позицию играющего партнера.
Кроме того, в публикациях участников конференции раскрываются вопросы внедрения образовательный процесс детского сада коррекционно-педагогических и логопедических технологий (О.К. Рахимова, Е.М. Потапова, Л.Л. Юхманова), мнемотехнологии (И.В. Живодерова), ИКТ (Е.Б. Плигина, Т.А. Кривдина, Н.В. Володина) и др.
Оргкомитет конференции отмечает многофункциональность данного научно-практического события, которое одновременно выступает открытой дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных вопросов в сфере дошкольного образования, а также эффективной формой организации научно-исследовательской работы студентов вуза ступеней бакалавриата и магистратуры. Подчеркнем, что подобные научно-практические конференции дают возможность педагогам и педагогическим коллективам транслировать свой инновационный педагогический опыт с учетом региональной специфики.
Материалы конференции представлены в сборнике, подготовленном по ее итогам. Они будут интересны педагогам дошкольного и начального образования, студентам, преподавателям педагогических вузов и колледжей и учреждений дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белинова Н.В. Подготовка педагогов дошкольного образования: пути и перспективы [Электронный ресурс] // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 03 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (6). // URL: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=12176
2. Гуцу Е. Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3. С. 15.
3. Ханова, Т. Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 82-90.
REFERENCES
1. Belinova N. V. Podgotovkapedagogov doshkolnogo obrazovania: puti i perspectivy [Training of preschool teachers: ways and prospects]. Doshkolnoe obrazovanie: opyt, problem, perspectivy razvitiya [Preschool education: experience, problems, development prospects] Materialy IV mezhdunarodnoi nauchno-practicheskoi conferencii [Materials of the VI th international scientific practical conference] Cheboksary: TsNS "Interactive Plus", 2015. Available at: https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php? requested=12176 (accessed 22.09.2015) (in Russian).
2. Gucu E. G., Kochetova E.V., Njagolova M.D. Professional'naja refleksijaprepodavatelja vuza v uslovijah perehoda na kompetentnostnuju model' professional'nogo obrazovanija [A professional reflection of the teacher of higher education institution in the conditions of transition to competence-based model of professional education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3, pp. 15-18 (in Russian).
3. Hanova T. G. Proektirovanie obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovanija [Engineering educational program of preschool education]. Detskij sad ot A do Ja, 2015, no. 5 (77), pp. 82-90 (in Russian).
© Белинова Н.В., Ханова Т.Г., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Белинова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: belinova@mail.ru
Ханова Татьяна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tanyaha10@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Belinova Natalia - PhD, associate professor, head of the department of psychology and pedagogy of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University ) , Nizhny Novgorod , Russian Federation, e-mail: belinova@mail. ru
Khanova Tatiana - Ph.D., associate professor, assistant professor of psychology and pedagogy of preschool and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University ) , Nizhny Novgorod , Russian Federation, e-mail: tanyaha10@mail.ru