Научная статья на тему 'Современная региональная система образования: проблемы и перспективы'

Современная региональная система образования: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / EDUCATION / SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT / REGIONALIZATION / EDUCATIONAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брижатова Светлана Борисовна

Автором рассмотрены основные проблемы современного образования как фактора и ресурса социокультурного развития России. Среди наиболее значимых его характеристик педставлена регионализация. Определены основные проблемы устойчивого социокультурного развития региона и региональных образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брижатова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The author describes the main problems of modern education as a factor in resource and socio-cultural development of Russia. Among the most important of its characteristics is regionalization. The main problems of sustainable social and cultural development of the region and regional educational systems are defined.

Текст научной работы на тему «Современная региональная система образования: проблемы и перспективы»

PEDAGOGICS

УДК 37

С. Б. Брижатова

СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Автором рассмотрены основные проблемы современного образования как фактора и ресурса социокультурного развития России. Среди наиболее значимых его характеристик педставлена регионализация. Определены основные проблемы устойчивого социокультурного развития региона и региональных образовательных систем.

Ключевые слова: образование, социокультурное развитие, регионализация, образовательные системы.

S. В. Впфа^а

MODERN REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

The author describes the main problems of modern education as a factor in resource and socio-cultural development of Russia. Among the most important of its characteristics is regionalization. The main problems of sustainable social and cultural development of the region and regional educational systems are defined. Keywords: education, socio-cultural development, regionalization, educational systems.

Наша система образования, в том числе и высшего, претерпевает серьезные изменения, которые в основном совпадают с социальноэкономическими и социокультурными преобразованиями российского общества.

К сожалению, новая социально-образовательная ситуация в России пока не стала предметом специального целостного анализа. Отметим и то, что значительные трудности в проведении анализа социальных и иных проблем этого института общества связаны с тем обстоятельством, что ряд явлений, присущих системе образования, не отражается публикуемыми статистическими данными, что особенно касается деятельности негосударственной школы.

Опросы, проведенные среди учащихся старших классов и их родителей, показывают, что ценность образования для них в последние годы проявляет тенденцию к росту.

Как для представителей власти, так и для широких слоев общества становится все более очевидным, что сохранение экономического и культурного потенциала страны во многом зависит от работы школы и результатов общеобразовательной деятельности. Жизнеспособность системы образования является важным условием преодоления экономического и социокультурного кризиса. В системе образования России срабатывают механизмы саморегуляции. Это, разумеется, не означает, что воспроизводится старое со-

держание образования, поскольку происходит его обновление и развитие.

До сих пор редко встречаются исследования системы российского образования в ее социокультурной динамике, ориентированные на выявление логики изменения ее социокультурных функций. Некоторые исследователи констатируют завершение периода стабильного развития общества. Применительно к системе образования, оформившейся в период относительной социальной стабильности, А. И. Субетто пользуется термином «классическая система образования», парадигма которой - просвещение. Вектор же неклассической системы образования направлен на формирование самосозидающейся личности, живущей в быстро меняющемся мире.

Таким образом, реальный выход из нынешнего кризисного состояния науки и культуры - это выход на новый уровень системности, анализ общества не как изолированной системы, а как одной из подсистем, подчиненной общей системе воспроизводства социокультурного развития России и ее регионов.

Наша задача ограничивается социальнофилософским, общесоциологическим, педагогическим и культурологическим уровнем рассмотрения проблемы. В данном аспекте акцентируется внимание на: а) специфике современной этики как переломной стратегии господствующих тенденций общественного развития и традиционных российских систем образования и воспитания; б) формировании нового, современного образа мира, общества и человека, его жизненных сил, индивидуальной и социальной субъективности; в) новых целях, задачах и назначении образования вообще и высшего образования в частности; г) возможностях развития образования в определенных региональных социокультурных и историко-культурных условиях;

д) новых принципах организации содер-

жания и построения методов образования;

е) возможных оптимальных и эффективных механизмах осуществления реформ высшего образования в соответствии с изменениями общественной практики и более низких ступеней образования; ж) методологических и социокультурных проблемах реформ высшего образования; з) различиях взаимодействия федеральных, национальных и региональных компонентов высшего образования в зависимости от конкретных исторических, социокультурных и территориальных условий его развития.

Модель высшего образования для региона должна учитывать его образовательную и социокультурную ситуацию, включая развитие общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, колледжей.

Наконец, существенную роль играет создание моделей национальных и поликультур-ных вузовских комплексов, а также специальных и общеобразовательных программ обучения. В принципиальном плане в соответствии с национально-культурной идентификацией населения региона важно создать концепции национальных и поликультурных школ, определении общекультурной и национально-региональной составляющей программ и проектов их деятельности, ориентированных на целостное, системное социокультурное развитие.

Такое понимание взаимодействия федерального, регионального и национального в деятельности учреждений образования как фактор воспроизводства региональных программ социокультурного развития может снивелировать разрыв между современным образованием и состоянием культуры, будет также содействовать развитию национальносоциального мышления, художественноэстетическому освоению и совершенство ванию действительности, духовно-нравственному росту молодежи.

Справедливо, на наш взгляд, мнение

О. Долженко, считающего, что образование должно «выводиться» не столько из перспективных задач общественного развития, сколько из наличного уровня и состояния общества и человека, их возможностей и надежд. Этот уровень следует рассматривать как социокультурную реальность, уже содержащую в себе будущее. Только в этом случае образование из средства социализации человека превратится в условие развития личности.

Современная деятельность учреждений образования, на наш взгляд, обусловлена следующими факторами:

- высшее образование в период социокультурного кризиса общества, сохраняя свою наиболее важную функцию трансляции культуры и формирования разнокачественных адаптивных и одновременно творческих свойств специалистов, реализует эту функцию в изменившихся социокультурных условиях;

- определение образования как значимой составляющей социокультурной реальности позволяет понять его содержательные параметры и выявить специфические особенности трансляции культуры в высшей школе;

- развитие системы высшего образования неразрывно связано с динамическими процессами, происходящими в социокультурном пространстве, а направления этого развития зависят от способов и возможностей разрешения проблемных ситуаций общества;

- институт высшего образования также развивается в логике социокультурного пространства, размерность которого выступает объективным критерием «спроса» на специалистов; подготовка специалистов высшей квалификации соотносится с проблемами, определяющими устойчивость жизнедеятельности общества и пути его последующего развития в конкретных социокультурных условиях;

- система образования обретает качественно новое состояние в первую очередь на пути становления новых типов учебных заведений, воплощающих новое понимание идеи образования;

- становление новой институционально признанной образовательной практики является следствием признания социальной значимости нового класса проблемных ситуаций, важности воспроизводства сопутствующей им системы знаний, умений, навыков на уровне общества и государства.

Система высшего образования может рассматриваться в качестве полной с точки зрения типов представленных в ней учебных заведений и дидактических моделей, в соотнесении с особенностями социокультурного пространства общества, региона.

Одним из условий успешной деятельности учреждений образования, по нашему мнению, является взаимозависимость образования и социокультурного развития регионов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что сегодня данный вопрос оказался недостаточно глубоко осмысленным. Между тем сама проблематика деятельности учреждений образования, их влияние на социокультурное развитие современного общества и человека требуют адекватного понимания специфики взаимодействия социокультурных и образовательных процессов на региональном уровне.

В нашей стране данная проблематика стала исследоваться практически только в 90-е годы, когда особенно остро заявила о себе регионализация, суверенизация регионов, сопровождавшаяся формированием региональных программ, введением в стране на федеральном уровне национальнорегиональных компонент образовательных стандартов, принятием региональных законов об образовании, а также региональных

программ образования и социокультурного развития общества. Как показывают исследования, анализ ситуации на региональном уровне выполняется по преимуществу только в контексте осмысления влияния образования на социокультурное развитие регионов. Процесс этот, к сожалению, не рассматривается как взаимодействие образования и социокультурного развития регионов. Вместе с тем, наряду с основной задачей учреждений образования региона по воспроизводству различных профессионально-квалифицированных групп, изменения в 2000-е годы в развитии современного общества, реформы, кризисное состояние России потребовали переосмысления системы и механизмов взаимосвязей, взаимозависимости образования и социокультурного развития регионов.

Данная проблематика обострена также проблемами взаимодействия образования и социокультурного развития на внутрирегиональном уровне:

- осложнение получения качественного образования населения отдаленных городских и сельских поселений, не имеющих развитой структуры средних и высших учреждений образования;

- ослабление государственного регулирования социокультурных процессов, в том числе развития образования в каждом из регионов страны;

- учреждения образования сохраняют различную ведомственную подчиненность;

- отсутствие во многих регионах единых органов управления образованием;

- слабое информационное обеспечение учреждений образования, социокультурной сферы в регионах.

Непонимание кардинального значения эффективности взаимодействия системы образования и социокультурного развития на региональном уровне в стране привело к серьезному осложнению проблем национальной безопасности, снижению духовно-

нравственных ценностей, жизнеспособности населения. Сокращение или объединение структур образования, особенно высшего, в регионах страны при российских масштабах, несомненно, негативно отразится на социальном, духовном, социокультурном развитии населения и его регионов.

Региональная система образования, процесс обучения и воспитания, безусловно, зависимы от характера жизненного, социокультурного пространства региона, его развитости. И социокультурные, и природноэкологические факторы и условия не только испытывают влияние, но и воздействуют на региональную систему образования, практику обучения и воспитания. И не только потому, что производственно-экономическая, хозяйственная структуры региона требуют соответствующей подготовки и переподготовки кадров нужного профиля, но и вследствие традиционных национально-культурных различий, специфики поселенческой структуры, задающей схему размещения учебных заведений различного уровня и профиля.

Мы считаем, что современный подход к осмыслению роли и значения взаимодействия образования и социального развития регионов исходит из того, что это взаимодействие является такой подсистемой связей, которая обеспечивает (или осложняет) жизнестойкость, целостность, эффективность развития региона, его контакт с обществом в стране и за рубежом. Одновременно она является важнейшим условием формирования жизнестойкости индивидуальной и социальной субъектности человека, индивида личности.

Приоритетными направлениями в практической деятельности в стратегическом плане по реализации данной проблематики в России, по нашему мнению, следует считать: 1) задачу сохранения и модернизации региональных систем образования с учетом традиций и новаций социального развития регионов, эволюции современного образова-

ния, его информатизации и специализации; 2) оптимизацию управления системой образования на региональном и федеральном уровне с учетом становления его общественно-государственной практики, необходимости преодоления межведомственной разобщенности; 3) прогнозирование по формированию новых направлений подготовки специалистов учреждений всех сфер общественной жизни региона; 4) совершенствование правовых основ действия региональных подсистем образования, повышение их социальной эффективности; 5) проблему качества образования, совершенствование воспитания учащихся, социального просвещения населения региона; 6) укрепление социальной защиты работников образования как социального слоя, взаимодействие этого слоя с системой социальных институтов региона, его общественными группами; 7) само образование должно стать эффективной формой социальной зашиты населения через различные виды переподготовки кадров, повышения квалификации специалистов.

Проиллюстрируем деятельность учреждений образования высшей школы в современных условиях как фактор воспроизводства региональных программ социокультурного развития (на примере Алтайского края). Как мы отметили выше, в настоящее время важнейшей особенностью функционирования высшей школы является ее регионализация. И это проявляется не только в каких-то внешних изменениях, но и затрагивает глубинные процессы развития высшего образования. Наглядное проявление регионализации высшей школы выражается по двум основным направлениям: возрастание влияния и роли местных органов власти в формировании региональной образовательной политики; усиление самостоятельности и автономии самих высших учебных заведений.

Важным фактором регионализации образовательной политики является сформиро-

вавшаяся в последние годы тенденция к самообеспечению территории высококвалифицированными кадрами. Трудно переоценить значение и роль формирования профессорско-преподавательского состава вузов на базе собственных, межрегиональных, региональных диссертационных (кандидатских и док-торских)советов.

Новая региональная политика требует передачи ряда функций федерального органа управления высшей школой на места - органам государственной власти субъектов федерации. Поэтому наряду с государственнообщественным органом самоуправления вузов - Советом ректоров - назрела необходимость создания специального подразделения администрации края по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. Одной из его главных функций должна стать координация деятельности вузов по формированию рынка образовательных услуг, подготовке высококвалифицированных специалистов и проведению научноисследовательских программ в интересах региона.

Одновременно с явным ухудшением ситуации в высшей профессиональной школе созданы определенные предпосылки для ее развития. Большинство алтайских вузов приобрели новый статус - университетский. Значительные изменения происходят в содержании образования, которое сегодня рассматривается не как простая совокупность знаний, умений и навыков, а как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. Это дает возможность будущему специалисту не только успешно функционировать в обществе, приспосабливаясь к окружающей системе, но и быть в состоянии изменять ее. Налицо наметившееся изменение структуры подготовки кадров. В первую очередь речь идет о значительном увеличении приема на такие специальности

и направления подготовки, как право, менеджмент, экономика, финансы, социология, социокультурная деятельность, психология, вопросы управления промышленностью, социокультурной сферой, бизнесом.

Эти и другие факторы и тенденции свидетельствуют о том, что высшая школа регионов и России в целом находится на сложном и ответственном этапе развития. Сегодня необходима согласованная, конструктивная работа федеральных, региональных, местных органов управления, руководителей учреждений образования, направленная на сохранение и развитие накопленного научнообразовательного потенциала, экономического, социального и социокультурного развития.

Реалии настоящего времени обусловили разработку современной концепции подготовки специалистов высшей квалификации, в том числе вузами культуры и искусства Министерства культуры РФ, в условиях рыночной экономики, с учетом региональных особенностей, социокультурного развития ее территорий. Потребность в разработке данной темы вызвана объективными факторами: критическим финансовым, идеологическим, статусным положением, в котором оказались как вузы культуры и искусства, так и другие учреждения образования страны в связи с переходом к рыночной экономике.

Исследования показывают, что в последние годы наметились две тенденции: выпускников вузов культуры принимают на работу как в госучреждения не только социокультурного профиля, так и в коммерческие предприятия культурного направления. Например, выпускники Санкт-Петербургского и Московского государственного университета культуры и искусств, Алтайской государственной академии культуры и искусств, Кемеровского государственного университета культуры и искусств, факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Д. М. Достоевского при-

глашены работать социальными педагогами в социологические и психологические службы, приюты, лагеря для трудных подростков, в милицию, армию, мэрию, организаторами досуга детского, семейного, пожилых людей, инвалидов. Тамбовские, алтайские, кемеровские, омские, тюменские, московские выпускники работают в школах, гимназиях, колледжах, частных школах и лицеях, воскресных школах преподавателями народных промыслов и ремесел, истории культуры, заместителями директоров по эстетическому воспитанию, преподавателями театральнохореографических дисциплин, этики, культуры речи, народного художественного творчества, декоративно-прикладного искусства.

В то же время выпускники вузов культуры пользуются спросом в государственных и частных телерадиокомпаниях, акционерных обществах, Союзе арендаторов, киновидеоцентрах, туристических агентствах, кризисных центрах и подобных предприятиях. Спектр должностей широк: от продюсеров, директоров центров культурного досуга, научных сотрудников научно-методических центров народного театра и досуга, специалистов национальных культурных центров до менеджеров информационных ресурсов и менеджеров туризма.

Таким образом, сегодня необходимо осознать тот факт, что традиционный перечень государственных учреждений культуры (библиотеки, музеи, дома культуры, клубы и др.) необходимо дополнить многими организациями и предприятиями, в том числе и негосударственного типа, где возможна и необходима гуманизация общественного бытия, досуговой и социокультурной деятельности, создание условий для самовыражения каждого человека. Это и семья, и организационные структуры (комиссии по делам семьи, детства и молодежи), и властные структуры (мэрии, департаменты), и органы представительской власти.

Поэтому идея ряда ведущих специалистов и ученых в области социально-культурной деятельности, культурологии о подготовки кадров - о необходимости расширения рамок понятия «культура» не только как исключительно художественной и духовной сфер, но и сфер политической, художественной, правовой и т. п. - имеет под собой реальные запросы общества. Основываясь на этом факте, можно, по нашему мнению, наполнить новым содержанием основную цель вузов культуры, заявленную в квалификационных характеристиках всех специальностей: способность повышения культурного уровня народа. Одним из способов решения этой задачи является насыщение многообразных сфер общества профессионалами, владеющими методами организации социокультурной и культурно-досуговой деятельности в условиях рынка. Принятие такой точки зрения должно повлечь за собой кардинальные изменения концепции подготовки специалистов институтами культуры и искусства и направленности государственной политики в области подготовки кадров социокультурной сферы.

Резюмируя вышеизложенное, можно назвать основные благоприятные для вузов культуры факторы и условия:

1. Существует объективная потребность в расширении зоны массового гуманитарного образования.

2. Вузы культуры и искусства имеют потенциальные возможности для того, чтобы найти свою роль в реализации этой потребности.

3. Возникла и усиливается объективная необходимость включения социальнокультурного аспекта во все сферы общественного бытия.

4. Возможность реализации этой потребности обусловливается наличием ряда социальных ниш, которые могут занять вузы культуры.

5. Возможна концептуальная и структурная перестройка вузов культуры и искусства, их профессиональная переориентация.

6. В случае перестройки вузов культуры социальный заказ на специалистов, выпускаемых ими, будет постоянно расти.

Выпускник вуза культуры и искусства -это носитель не только специальных знаний в выбранной им области культуры, но и нового, менеджерского мышления, рассматриваемого как способ решения проблем в условиях ограниченности средств и времени и рыночной экономики. В соответствии с этим представлением должна выстраиваться целостная система специальностей, специализаций, квалификаций, соответствующих им учебных планов, программ, научной, учебной и методической литературы при условии сохранения всего ценного, что было наработано вузами культуры и искусства в предшествующие годы.

Исследовательские данные, анализ имеющегося отечественного и зарубежного опыта показывают, что для подготовки таких специалистов необходимы структурная перестройка вузов культуры и искусства, кардинальная перемена как управления ими, так и системы их финансирования.

Сегодня в государственной образовательной политике исключительное внимание уделено пересмотру социально-гуманитарной подготовки студентов. Современные специалисты культуры должны обладать не только фундаментальной теоретической подготовкой, но и системой этнохудожественных знаний, особенностей культурно-исторического развития регионов. В последние годы повсеместно в России создаются различные центры национально-художественного возрождения прикладного творчества и ремесел, национально-культурные центры, любительские объединения разножанрового фольклора, социокультурные и неправительствен-

ные объединения, движения, фонды т. п. Все это объективно повлекло изменения структуры подготовки кадров в вузах культуры и искусства.

Россия обширна по территории и разнообразна по своим природно-климатическим, экономическим, национально-территориальным особенностям. Веками накапливался уникальный опыт сосуществования и взаимодействия культур, отличных по этническим, социальным, конфессиональным и прочим признакам. Это в полной мере относится к Алтайскому краю - сложному в социокультурном плане региону, где существуют, накладываясь друг на друга, не только несколько культур, но и несколько цивилизаций. Это обстоятельство сделало очевидной невозможность единообразных, стереотипных подходов в организации заботы в сфере культуры, актуализировало проблему проведения культурной политики на региональном уровне, в том числе и кадровой. Поэтому не случайно в современной государственной образовательной политике проблема регионализации отнесена к числу важнейших.

В условиях расширения академических свобод и прав вузов необходимо на основе вводимых государственных образовательных стандартов по каждой образовательнопрофессиональной программе реализовать систему адаптационных мер, ориентированных на трансформацию направлений подготовки специалистов с учетом потребностей региона. Следует заметить, что парадигма регионализации образования для вузов сравнительно новая и научно мало разработанная. Нет еще и достаточно серьезных обобщений практической деятельности, особенно в отношении подготовки кадров для сферы культуры. Поэтому остановимся лишь на некоторых аспектах этой проблемы. Ее успешное решение зависит от количественного обеспечения потребностей учреждений культуры и искус-

ства региона высококвалифицированными специалистами, переподготовки кадров в соответствии с новыми специальностями и специализациями.

На наш взгляд, рациональным подходом в разрешении данного противоречия является: 1) выработка всеми субъектами Федерации совместно с Министерством культуры единой образовательной программы; 2) выработка прогнозной программы подготовки кадров по классификации специализаций и по количеству подготовки специалистов для каждого региона; 3) формирование временных научно-творческих коллективов для разработки соответствующих рекомендаций с соответствующим финансированием. Такой подход обеспечил бы более устойчивый режим работы всех учебных заведений, входящих в данный научно-учебный комплекс. Вообще создание таких комплексов представляется, в том числе за счет учебных заведений разных уровней других министерств, делом перспективным. Быстрое реагирование вузов на изменение специализаций и квалификаций с учетом изменения потребностей региона в специалистах делает такую систему эффективной и жизнестойкой. Гарантией этого могло бы служить участие вузов в осуществлении региональной политики подготовки специалистов культуры на всех уровнях, фактором и условием воспроизводства программ социокультурного развития регионов и страны в целом.

Региональный аспект во всей образовательной системе требует обязательного соблюдения принципа преемственности и последовательности в реализации согласованных образовательных программ, учебных планов, их научно-методического обеспечения. С этой целью стали создаваться региональные научно-образовательные комплексы, в рамках которых на ассоциативной основе действуют вузы, отраслевые научные

учреждения и другие организации. Образован в числе первых в России такой центр и в Алтайском крае, членом которого является и академия. Одним из главных направлений в деятельности центра является формирование региональных научных и образовательных программ, в том числе и переподготовки кадров, адаптации их в современных условиях. Перестройка структуры высшего образования ведет не только к изменению структуры довузовской, межвузовской подготовки специалистов по уровням, формам и видам, но и к созданию системы послевузовского образования. И эта задача также относится к региональной.

На наш взгляд, для того чтобы политика регионализации профессионального образования была эффективно реализована, необходимо придать этому процессу системный характер, обеспечить научно обоснованное управление по отношению к вузам. В этом плане, очевидно, следует определиться с самим понятием региона, соотнося его не только с определенной административнотерриториальной единицей. Учитывать необходимо и тот факт, что по сравнению с университетами во всех этих учебных заведениях в силу их специфики студентов намного меньше, особенно по художественным специальностям. Следовательно, для каждого художественного вуза территориальный признак в работе с абитуриентами и специалистами в сфере культуры значительно шире, следовательно, богаче содержательная сторона по социокультурному разнообразию. Использование вариативного регионального компонента в учебном процессе. Он должен удовлетворять потребности всех субъектов, входящих в данный регион. Исходя из этой ситуации представляется необходимым создание научно-образовательных комплексов на базе каждого вуза в рамках Сибирского соглашения совместно с Министерством культуры России. При данном варианте, по

нашему мнению, можно было бы достичь в значительной мере управляемости процессом регионального профилирования высшего образования в соответствии с потребностями населения отдельных территорий.

Российская высшая школа - крупнейшая по своим масштабам и одна из лучших по качеству подготовки специалистов в системе высшего образования среди всех образовательных систем мирового сообщества. Это давно замечено зарубежными экспертами. Она обеспечивает выполнение прагматических задач государства по подготовке специалистов и является надежным социальным институтом, ответственным за воспроизводство научных знаний и культурных ценностей, их накопление и наследие.

Без сохранения и развития системы высшего образования никакие экономические реформы не будут иметь успеха, ибо, как показывает опыт ряда стран, достигших в последнее десятилетие экономического подъема, а вместе с ним и социально-культурного благополучия, решающую роль в этом процессе играет приоритетное внимание к проблемам подготовки специалистов, понимающих суть экономических реформ и способных реализовать их через новые экономические механизмы хозяйствования, через создание новых информационных технологий, через формирование новых социально-культурных отношений, современную социокультурную среду, культурную политику.

Дальнейший путь развития высшей школы - это путь последовательного преобразования ее в систему высшего образования, способную эффективно развиваться в условиях рыночной экономики и демократизации общества.

В высшей и средней специальной школе получили дальнейшее развитие принципы демократизации управления и автономии. Высшие и средние учебные заведения полу-

чили право на определение содержания образования.

Есть внутренняя логика и в построении программы, аргументирующая содержательный, научно-методический, организационноуправленческий аспекты образования. В содержание художественно-творческого, библиотечного и культурологического образования входит широкое отражение особенностей региона.

В АГАКи совместно с учреждениями культуры и искусства Алтайского края проведен тщательный анализ потребности региона в кадрах культуры и искусства, осуществлено исследование-прогноз модели личности работника социокультурной сферы с учетом изменившейся экономической и социокультурной ситуации. Этой проблеме был посвящен ряд научно-практических конференций, на которых обобщен опыт деятельности других вузов, внесены существенные изменения в перечень специализаций, учебных программ и планы, в деятельность всех структурных подразделений вузов, с целью выхода на новое качество учебного процесса и новые формы работы. Определена стратегия развития вузов культуры и искусства на современном этапе.

Общественно-государственная и региональная культурная политика должна включать функции непрерывного развития культуры. По мере снижения инфляционных процессов, преодоления кризисных явлений данная функция будет, по нашему мнению, постоянно возрастать. В настоящее время устойчивое социокультурное развитие региона настоятельно требует решения следующих проблем:

1. Совершенствование Закона Алтайского края о культуре, считая одним из механизмов его реализации ежегодное утверждение Программы устойчивого развития культуры и искусства Алтайского края.

2. Создание с целью координации духовно-нравственной жизни края при администрациях всех уровней общественных советов по культуре, объединяющих представителей общественных организаций, политических партий и движений, религиозных конфессий.

3. Организация в рамках ассоциации «Сибирское соглашение» выпуска периодического издания «Образование и Культура Сибири» на базе администраций Алтайского края, Новосибирской и Омской областей.

4. Привлечение внимания администрации края, городов и районов Алтайского края к необходимости выполнения «Основ Законодательства РФ о культуре», где закреплена доля расходов на культуру края не менее 6 % средств местных бюджетов.

5. Организационная работа и принятие Обращения к населению, предпринимателям, политическим движениям с призывом создания «Независимого фонда культуры Алтая» для поддержки культурных инициатив, творческих и научных талантов.

6. Финансирование образовательных культурологических программ и учебников, их регионального компонента по вертикали «школа - среднее специальное учебное заведение - вуз».

7. Исключение дублирования в масштабах региона в сфере подготовки специалистов художественного профиля разными образовательными учреждениями одного уровня. Рассматривать академию в качестве базисного регионального образовательного центра по данному направлению.

8. Ориентация массовых сельских библиотек на проведение библиосоциальной работы с социально ослабленными группами читателей, всех жителей региона, для чего на базе факультета информационных ресурсов и дизайна осуществлять:

- переподготовку библиотекарей;

- более массовую, чем ныне, подготовку специалистов библиосоциальной работы. Использовать эти кадры в профилактике различного рода конфликтов.

9. Вовлечение в актуальную социальнокультурную среду богатейшего историкокультурного наследия Сибири и Алтайского края, редких музейных и библиотечных фондов, для чего предусмотреть расширение объемов и форм международного культурного обмена со странами ближнего и дальнего зарубежья.

10. Решение вопроса о направлении не менее 50 % денежных средств, полученных от сдачи в аренду памятников архитектуры, на проведение ремонтно-реставрационных работ этих объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Разработка и внедрение инновационных социально-культурных технологий управления культурой, культурно-досуговой сферой, соответствующих актуальным запросам жителей региона и, прежде всего, социально-незащищенных слоев населения.

12. Содействие развитию жанров любительского творчества, поддержка юных дарований, различных формирований и общественных объединений в сфере культуры. Создание равных условий творческой деятельности для государственных и негосударственных организаций культурной направленности.

Представляется, что развитие образовательной системы в области культуры и искусства на территории региона, в частности Сибири, не должно быть стихийным, бессистемным, эпизодическим.

В целях организации межвузовского взаимодействия в рамках крупных социально-

экономических регионов Министерство культуры ведет работу по формированию межрегиональных научно-образовательных ассоциаций. Предполагается интеграция высших учебных заведений отрасли со всеми видами средних (колледжами, лицеями, училищами и др.) в единые региональные и межрегиональные комплексы (первоначально на договорной основе) университетского (академического) типа.

В улучшении финансового положения вузов важную роль призвано сыграть претворение в жизнь задач, выдвинутых в Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором определены принципы финансирования высших учебных заведений за счет государственного бюджета; предоставления налоговых льгот вузам и образовательным учреждениям дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие этих видов образования. В указанном законе предусмотрено государственное финансирование научных исследований, проводимых высшими учебными заведениями. Вузы культуры и искусства нуждаются в финансовой поддержке их творческой деятельности.

Образовательная политика закономерно должна занимать важнейшее место в деятельности государственных органов, исполнительной и представительной власти как в центре, так и в регионах, краях и областях. Реформируемая Россия нуждается в достойной системе образования. Основной задачей государства и общества сегодня является необходимость сохранения и дальнейшего прогресса системы образования как главнейшей общенациональной ценности.

Литература

1. Брижатова С. Б. Системообразующие основания разработки региональных программ и специфика технологий социально-культурного развития в России. - 2-е изд. - Барнаул: АлтГАКИ, 2008. -407 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.