Современная молодёжь и её коммуникация в сети Интернет: поколения Y и Z
Modern youth and its communication in the Internet: generations Y and Z
Тимошенко Николь Васильевна
Бакалавр
Студентка, Томский государственный университет
Россия, г.Томск e-mail: Nikol-timoshenko@mail. ru
Nikol Timoshenko
Bachelor
Student, Tomsk state university Russia, Tomsk e-mail: Nikol-timoshenko@mail.ru
Бычкова Марина Николаевна
Старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций Томский государственный университет Россия, г.Томск e-mail: bychkovamn@mail.tsu.ru
Bychkova Marina Nikolaevna
Senior Lecturer of the Department of Social Communications
Tomsk state university Russia, Tomsk e-mail: bychkovamn@mail.tsu.ru
Аннотация.
В настоящей статье автором становится задача рассмотреть присутствие и коммуникацию молодёжи в сети Интернет, а именно поколений Y и Z. В статье приводятся результаты исследования автора и их дальнейший сравнительный анализ для выявления различий присутствия и коммуникации в сети Интернет названных выше поколений. В результате анализа автор делает выводы о различии поколений.
Annotation.
The author posed the task to consider the presence and communication of young people on the Internet, namely generations Y and Z. The article presents the results of the author's research and their comparative analysis. As a result of the analysis, the author draws conclusions about the differences of generations.
Ключевые слова: молодёжь, поколения, теория поколений, поколение Y, поколение Z, коммуникация, сетевая коммуникация, интернет.
Keywords: youth, generations, theory of generations, generation Y, generation Z, communication, internet communications, internet.
В наше время сфера интернет-коммуникаций привлекает к себе внимание многих людей, однако, наиболее активным участником данного способа общения является молодёжь. Для специалистов в области коммуникации девушки и юноши - очень важная аудитория, потому что через некоторое время они станут основными потребителями товаров и услуг. Следовательно, важно знать все аспекты их продвижения в данную аудиторию.
Между тем, возрастной промежуток молодёжи достаточно большой (14-30 лет) (Согласно Стратегии государственной молодёжной политики, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи относятся граждане от 14 до 30 лет. ) , и здесь с уверенностью можно сказать, что они относятся к разным поколениям. О поколениях начал
говорить ещё Платон. Но как теорию начал развивать в 17в итальянский философ Джамбаттиста Вико. Он утверждал, что исторические процессы закономерны и повторяемы. Но циклы движутся не по кругу, а по спирали, т.е. поколения вбирают в себя опыт предыдущих поколений. Также поколенческой проблематикой занимались видные мыслители (философы, историки, социологи, психологи) такие как Дидро, Кондорсе, Гердер, Кант, Сорокин, Маркс, Энгельс и т.д.
Существует интересный современный подход к описанию градаций в рамках молодежной целевой аудитории, который пользуется особой популярностью в маркетинге и управлении персоналом. Это социологическая теория американских учёных Уильяма Штрауса и Нила Хоува - «Теория поколений». Она популярна среди специалистов маркетинга и управления за счёт своего прикладного применения, так как она помогает маркетологам сегментировать потребителей, изучать их и выстраивать с ними эффективную коммуникацию; а управленцам - в выборе подхода в управлении, выборе правильных каналов донесения информации и способах формирования корпоративной культуры. Теория У. Штрауса и Н. Хоува была изложена в книге «Поколения», которая вышла в свет в 1991 году. Позже был проведён подробный анализ и развертка теории в книге «Четвертое превращение», которая была издана в 1997 году.
Авторы изучили историю США с начала существования государства, и на основе этого утверждают, что существует всего четыре типа поколений, которые циклично сменяют друг друга примерно каждые 20 лет, образуя цикл, продолжающийся 80-90 лет. Данная теория была проверена не только на американском обществе, но и в Канаде, ЮАР и некоторых стран Европы и Азии. В результате был сделан вывод о необходимости внесения незначительных корректировок с учетом особенностей развития отдельных территорий (политические события, закрытость и т. п.), но в целом поколенческие ценности представителей одного поколения в разных странах носили универсальный характер.
По определению У. Штрауса и Н. Хоува, каждое поколение обладает тремя свойствами:
1) представители поколения находятся в одной исторической эпохе;
2) они разделяют общие для данного поколения ценности и модели поведения (это очень важный пункт, так как авторы теории делают акцент на том, что поколение формируется за счёт общих ценностей);
3) они имеют чувство принадлежности к этому поколению.
Хоув и Штраус утверждают, что наши отцы вели себя иначе в нашем возрасте, однако наше поведение может быть схожим с нашими прапрадедами, так как мы с ними относимся к одному типу поколения.
Но можно ли применить теорию У. Штрауса и Н. Хоува к российской действительности? Порой теория, описывающая действительность одной культуры, не соответствует действительности другой. Тем более, если говорить о США и России: пути развития этих государств весьма различны. Так, например, если говорить о «цифровой революции», то пока в Кремниевой долине шли технологические войны (Кремниевая долина - район Соединёных Штатов Америки, отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих. Там расположены штаб-квартиры многих компаний (Apple, Intel, Xerox и другие), которые дали старт развитию компьютерной индустрии. «Технологические войны» - это появление крупных технологических компаний, которые указаны выше, и их борьба на рынке. В результате данной борьбы были сделаны крупные и значимые открытия и разработки (создание ПК, компьютерной мыши, принтера и многое другое).)- в СССР была «эпоха застоя» (1960-1980гг.), для которой были характерны экономическая стагнация, истощение ресурсов Союза, борьба с инакомыслием, кадровый застой и т.д., что не способствовало техническому развитию СССР. Также не маловажную роль сыграла и «холодная война» со странами Запада, которая не допускала сотрудничества, а следовательно, не происходило и обмена опытом в любых сферах, особенно в технологических разработках. А в годы активного распространения
интернета в США и Европе в России вообще была перестройка, которая никак не способствовала технологическому прогрессу.
Изучение данной теории и ее адаптацию для российской действительности начала команда под руководством тогда кандидата наук в области психолингвистики, генерального директора компании Sherpa S Pro, которая занимается консалтингом и исследованиями, Евгении Шамис. В 2009 ими был создан проект Rugeneration - это интернет-платформа, где опубликованы материалы по теории поколений. Руководитель проекта утверждает, что поколения во всех странах схожи, так как схожи их ценности. Это объясняется тем, что есть ключевые события и явления общие для разных стран. Предполагается, что в условиях глобализации можно говорить об утрате различий ценностей в зависимости от территориальных различий.
Автора настоящей публикации интересуют последние два поколения согласно данной теории - Y и Z, потому что именно эти поколения подходят под возрастной промежуток современной молодёжи. Была поставлена задача сделать сравнительный анализ этих двух поколений и выяснить их сходства и различия в нахождении в Сети и их коммуникации.
Поколение Y (поколение «игрек»; другие названия: поколение Миллениума (millennials), поколение «некст», «сетевое» поколение, миллениты, эхо-бумеры, «поколение большого пальца») - это люди, рождённые приблизительно с 1984 по 2000 год. Это люди, глубоко вовлечённые в цифровые технологии. Выделим основные характеристики и ценности данного поколения:
• Они не торопятся начинать самостоятельную жизнь. Возможно, они не хотят повторять судьбы своих родителей и жить для того, чтобы работать.
• Для них важен психологический комфорт
• Активно пользуются цифровыми технологиями
• Они не привязаны к одному месту и с лёгкостью могут сменить своё местонахождение
• Амбициозны и стремятся к успеху
• Любят получать образование
• Работают в режиме многозадачности
Поколение Z (поколение «зед») - люди, рождённые примерно с 2000 года (у всех исследователей эта цифра колеблется от 1991 года до 2005, так как это зависит от сферы исследований, а также культурной среды). К этому поколению интерес исследователей только начинает расти. Они не знают жизни без компьютеров и интернета. Они с самого своего рождения находятся под влиянием цифровых технологий. О ценностях данного поколения трудно говорить, так как ценности формируются в подростковом возрасте (примерно с 12 лет). Однако, как мы уже говорили, поколения сменяют друг друга, значит можно вернуться на 80 лет назад и посмотреть какие ценности были тогда у наших предков и сделать предположения по поводу поколения Z.
• Это поколение творцов
Достаточно вспомнить таких видных деятелей, которые родились в 1925-1942 годы (Ю.В. Никулин, А.А. Миронов, В.С. Высоцкий, Л.М. Гурченко и т.д.). Также в эти годы родились многие научные деятели.
Для нынешнего же поколения благодаря интернету, открываются большие возможности и новые виды творчества. Это создание различных картинок в фотошопе, написание блогов, съёмка видео, а также создание сайтов и многое другое.
• От реальности они будут уходить в виртуальность
Их предки были «Молчаливым поколением», ведь тогда были времена Сталинских репрессий и поколению ничего не приходилось делать, как молчать и уходить в книги. Сейчас же во время терактов, войн на Востоке и прочих ужасов жизни, они будут уходить в виртуальность.
• Они будут замкнуты в своём внутреннем мире (эта характеристика вытекает из предыдущей)
Для исследования был проведён анкетный опрос среди представителей двух последних поколений, которые относятся к категории молодёжи. Респондентами стали 114 человек жителей России из разных городов (Томск, Новосибирск, Красноярск, Алтайский край), от 13 до 33 лет, из которых 57 человек относятся к поколению Y и 57 человек к поколению Z.
Был выяснен возраст начала пользования компьютером. Около 2% опрошенных поколения Y имели компьютер при рождении. Нижний предел ознакомления с компьютером у поколения Y - 4 года, верхний - 25 лет. У поколения Z доля рождённых в семьях с компьютерами составляет 31%, при том, что они, в большинстве своём, пользуются компьютером с 2-3 лет. У поколения Z верхний предел знакомства с компьютером - 12 лет. Также исследование показало, что большинство представителей поколения Y начали регистрироваться в социальных сетях в возрасте 13-14 лет. У поколения Z эта цифра едва достигает 10 лет.
Их постоянное нахождение в Сети и непрерывное пользование различными гаджетами объясняется тем, что они не знают жизни без новых технологий. И то, что для поколения Y было наступающим будущим, то для поколения Z это уже неотъемлемое настоящее.
Если мы говорим о присутствии в интернете, то нельзя не затронуть тему сетевой самопрезентации, также конструирования личности. Вообще, самопрезентация - это демонстрация собственной личности. В набор по конструированию сетевой идентичности входят никнейм (имя, оно может быть реальным или нет), аватар (изображение), статус (как правило, отражает эмоциональное состояние пользователя), сообщества, где присутствует пользователь, медийные файлы, а также его коммуникативное поведение.
Из числа опрошенных поколения Y 38% отметили, что их поведение различается в интернете и в реальности. У поколения Z процент таких людей достигает 60. Но не смотря на склонность изменять своё коммуникативное поведение в Сети, наблюдается тенденция к реальному конструированию личности в ней, куда входят аватар (изображение), никнейм, статус, социальные группы. Большинство опрошенных ответили, что они используют реальные имена и аватары.
Изменение в своей сетевой идентичности и коммуникативном поведении объясняется двумя причинами:
1) Недовольство своей реальной личностью, ущербностью. И создание себя идеального, хотя бы в виртуальном пространстве.
Виртуальную страницу можно сравнить с кривым зеркалом - пользователь видит себя таким каким он является для себя в своём воображении, то есть его идеальный образ. Если он себя устраивает и его идеальный образ полностью совпадает с реальным или в большей мере, то скорее всего и страница в сети будет конструироваться согласно реальному образу. А если образы расходятся, то человек будет создавать страничку своего идеального образа, которые не будет соответствовать реальному: это может быть изменение гендерной принадлежности, примыкание к различным сообществам, изменение коммуникативного поведения и т.д.
2) Получение нового опыта. Когда человек выходит за собственные рамки, то он обязательно получит новый опыт. В Сети человек может примерить на себя другой гендерный статус, возраст, тип поведения и т.д.
Теперь рассмотрим активность интернет-пользователей. Из поколения Y 76% по большей части переписываются в сети, 24% обмениваются мультимедийными файлами и постами. Респонденты поколения Z, которые пользуются социальными сетями в основном для общения, составили 93%. Также сложности в общем с коммуникацией возникают у 19% поколения Y и у 10% поколения Z. С точки зрения автора, интернет никак не препятствует социализации, и тем более, не делает людей замкнутыми.
Канадский учёный Дон Тапскотт сравнивает поколение телевидения и интернет-поколение и говорит, что люди, смотрящие телевизор, бывают пассивными, а интернет-пользователей он называет активным. Он
отмечает, что телевидение изолирует людей, а Интернет наоборот дает возможность создавать онлайн сообщества и общаться. Интернет никогда полностью не заменит реальное общение. Можно вспомнить опасения родителей с появлением в каждом доме телевизора, их страхи были те же самые, что и у нынешних родителей, но тем не менее телевидение не оказало ожидаемого негативного влияния на развитие детей. Также автором сделано предположение, что, если дети с раннего возраста начинают общаться в сети, то их коммуникативная компетентность намного выше, чем у их более старшего поколения, так как человек постоянно находится на связи, постоянно общается, даже ночью, когда же в офлайне нет таких возможностей.
Можно сказать, что интернет наоборот способствует развитию коммуникативных навыков. Из-за отсутствия единого временного пространства и необходимости на немедленный ответ, пользователь может хорошо обдумать входящее сообщение и более полно дать ответ. В реальности из-за импровизационного характера общения и отсутствия необходимого времени на обдумывание ответа, в речи изобилует просторечие, жаргонизмы, отсутствие правильной конструкции предложений; а в интернете возможно использовать более качественную речь. Также асоциальные люди редко пойдут на контакт с незнакомыми людьми в реальности, но в интернете они могут это сделать с лёгкостью, так как там нет физической представленности и зрительного контакта.
Американская теория поколений может претендовать на состоятельность в российской действительности, однако о безоговорочной идентичности говорить нельзя, в связи с разными путями развития стран, особенно в сфере технологий.
Данные два поколения отличаются друг от друга по различным критериям.
1) Начало пользования компьютером и присутствие в сети Интернет.
Поколение Y познакомилось с компьютером и интернетом, в большинстве своём, в более сознательном возрасте, чем поколение Z. Средний возраст регистрации в социальных сетях поколения Y составляет 14 лет, у поколения Z - 9.
2) Конструирование идентичности в сети.
Если сравнивать их личность в сети Интернет: поколение Y склонны переносить в виртуальное пространство свою реальную личность, а Z - вымышленную, также они больше используют сети для общения, чем их предшественники.
3) Степень активности коммуникации в интернете.
Четверть из поколения Y, по большей части, обмениваются мультимедийными файлами. У поколения Z эта цифра гораздо меньше - 7%.
В большей степени на эти различия влияют возраст, развитость цифровых технологий и коммуникаций. Полноценные выводы и заключения можно будет делать через несколько лет, когда поколение Z полностью сформируется и ему на смену придёт другое.
Список используемой литературы:
1) Кужелева-Саган И.П., Носова С.С. «Место встречи» отключить нельзя: поколение y в социальных
сетях // социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса
идентичности цифрового поколения С.78-88.
2) Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York:
William Morrow & Company.
3) Тапскотт, Д. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation / Д. Тапскотт - New York: McGraw-Hill,
1998.
4) Сайт проекта «RuGenerations»: https://rugenerations.su/
5) Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf