ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
С. C. Зубарева
Аспирант кафедры философии и мировых религий Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону
Svetlana S.Zubareva Postgraduate student, Don State Technical University, Rostov-on-Don E-mail: zubareva.ss@ yandex.ru
УДК 130.2/124.5
Социовитальные ценности поколения Y в социокультурном пространстве современности: ^стояние, динамика, направленность
Данная статья посвящена актуальным вопросам динамики ценностных ориентаций поколения Y. Обозначены ключевые тенденции в области трансформации ценностей поколения молодых людей в эпоху постмодерна. В статье представлены результаты исследования социови-тальных ценностей представителей поколения Y на Юге России, демонстрирующие современный взгляд на мир и перспективы развития общества.
Ключевые слова: ценности, социум, современное общество, социальное поведение, молодежь, поколение Y, теория поколений.
В постмодернистский период происходит смена культурного фокуса, главенствующую роль занимает глобальное информационное сообщество. В данных условиях индивиду предстоит идентифицировать себя с обновленным обществом и субъектами новой социальной реальности.
Актуальность данного исследования обусловлена динамичным изменением вектора культурных ценностей поколения современной молодежи в современной эпохе. Сформированные в новом социокультурном пространстве паттерны взаимодействия со средой и личностно-ориентирован-ные смыслы в будущем будут оказывать влияние как на духовно-нравственное состояние общества, так и на систему производственных отношений.
Как цитировать статью: Зубарева С. С. Социовитальные ценности поколения У в социокультурном пространстве современности: состояние, динамика, направленность // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (47). С. 112-120.
Изучение такого социального явления, как «молодежь», возрастало по мере обособления и усложнения данной социальной группы в социокультурном пространстве. Анализ интерпретаций данной дефиниции показал, что в отечественной науке действует следующее определение сообщества молодых граждан: «социально-демографическая группа, выделяемая на основе особенностей социального положения и совокупности возрастных характеристик, обусловленных теми или иными социально-психологическими свойствами» [2, с. 17]. В конце XX века профессор В. Т. Лисовский определил молодежь как «...поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [3, с. 48]. Применительно к предмету нашего исследования интересна позиция В. Я. Суртаева, обозначившего юное поколение следующим образом: «...социальная возрастная группа молодых людей, с одной стороны, они несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны, их ценности остаются гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы не богат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены»[6, с. 152]. В то же время роль молодежи, по мнению немецкого социолога К. Манхейма, в историческом процессе состоит в кристаллизации ценностей будущего [4, с. 21].
Методом анализа словарных дефиниций и текстовых примеров употребления исследуемого объекта были выделены следующие классификации:
- У. Штраус и Н. Хоув: поколение Y, поколение Миллениум, рожденные в период с 1982 по 2000 гг.[7, с. 23];
- Л. Ланкастер и Д. Стилман: поколение Y, поколение Миллениум, поколение Next, эхо-бумеры, рожденные в период с 1981 по 1999 гг.[8, с. 19];
- К. Мартин и Б. Талган: поколение Y, поколение Миллениум, рожденные в период с 1978 по 2000 гг.[11, с. 24];
- Д. Облинжер и Дж. Облинжер: поколение Y, поколение Next, поколение Миллениум, рожденные в период с 1981 по 1995 гг.[9, с. 38];
- Д. Тапскотт: цифровое поколение, рожденное в период с 1977 по 1997 гг. [10, с. 11];
- Р. Земке: поколение Next, рожденное в период с 1980 по 1999 гг.[12, с. 2].
Как мы видим, мнения авторов расходятся по данному вопросу. Однако в связи с тем, что теория поколений, разработанная Вильямом Штраусом и Нилом Хоувом в 1991 году, стала основой для дальнейших исследований и получила признание мирового научного сообщества, воспользуемся предложенной ими классификацией и демографической кривой.
Согласно данной теории, период времени, в течение которого формируется поколение, составляет около 20 лет. При составлении культурно-антропологического портрета поколения Y обратимся к современным исследованиям в области гуманитарного знания.
При исследовании динамики ценностных ориентаций молодежи в современных условиях значимыми являются работы некоторых западных (У. Штраус и Н. Хоув, Л. Ланкастер и Д. Стилман, Д. Тапскотт) и российских ученых, особенно работы по проблемам индивидуальной и коллективной идентичности в социокультурном пространстве профессора М. В. Заковоротной.
В 2002 году американские ученые Л. Ланкастер и Д. Стилман опубликовали результаты ряда исследований, из которых следовало, что отличительной чертой поколения Y является высокий уровень вовлеченности в информационно-коммуникационное пространство [8, с. 18]. Доминирование электронных средств коммуникации в начале XXI века способствовало становлению информационного общества, большая часть которого - представители поколения Y. В связи с этим интересны выводы канадского исследователя Д. Тапскотта: «...благодаря сетевым пространствам данное поколение более открыто в плане межэтнических отношений, политически активно, более устойчиво к рекламе, организованно в потреблении и в среднем имеет даже более высокий коэффициент интеллекта» [10, с. 83]. Автор делает акцент на ключевых отличиях социального образа поколения Y: возникновение сетевых медиаплатформ, возможность независимой трудовой деятельности freelance и дистанционного обучения при помощи современных IT-коммуникаций. Таким образом, социализация в определенный момент времени и при определенных условиях формирует особый образ мышления и модели поведения современной молодежи.
В связи с тем, что объектом исследования является поколение
людей, рожденных в период с 1980 по 2000 гг., представляется возможным проследить влияние культуры и социума на становление их идентичности. Процесс глобализации достаточно противоречиво влияет на жизнь современной молодежи, задавая высокие ориентиры в области самореализации индивида, его профессиональных и творческих потребностей. Так, представитель ростовской философской школы М. В. Заковоротная пишет: «Идентичность можно определить как процесс становления человека на основе выбора и формирования жизненной модели в социальном взаимодействии во имя исторической самореализации» [1, с. 22]. Современному человеку необходимо, абстрагируясь от масштаба информационного потока, сформировать видение самого себя, своих ценностных идеалов и личностных целей в условиях социального времени и пространства.
Смена аксиологической составляющей личности свойственна эпохе постмодернизма. Ценности поколения, социализирующегося в период глобализации, носят прагматический характер. Формирование базовых ценностей напрямую зависит от практической сферы деятельности, в которой занят индивид. Ценности как конкретного индивида, так и целого поколения могут приобретаться не только в процессе социализации, но и в момент начала или завершения определенной стадии развития, трансформации сознания личности при смене возрастных этапов, одной ведущей деятельности другой. Ценностные ориентации могут меняться в течение всей жизни, особенно в период социального развития личности и вхождения индивида в мир культуры и социальных отношений. В качестве примеров выступают военная служба, замужество, беременность, материнство, формирование профессиональной идентичности и т. п.
Таким образом, мы видим, что с одной стороны ценностные установки, приобретенные в процессе социализации, оказывают влияние на формирование личности индивида, а с другой стороны они зависимы от него. Именно в общественной жизни индивида проявляются ценностные ориентации как идеальные правила.
Согласно исследованиям аксиологических составляющих личности, система ценностей личности формируется в возрасте до 12-14 лет под влиянием различных общественных событий (политических, культурных, экономических, социальных и других). На формирование мировоззрения представителей поколения У могли оказать влияние распад
СССР, перестройка, дефолт, катастрофа на Чернобыльской АЭС, террористические акты (например, произошедший в США 11.09.2001 г.) и военные конфликты (в т. ч. на Северном Кавказе и Ближнем Востоке), всемирная коммерческая глобализация и развитие цифровых технологий (развитие сети Интернет, популяризация средств связи). По мнению основоположников теории поколений, последствия этих событий обусловили формирование ценностей поколения У, среди которых -свобода, удовольствие, гражданский долг и мораль, ответственность, наивность и умение подчиняться, желание немедленного вознаграждения [7, с. 28].
Интересным с точки зрения идентификации современного поколения становится развитие социальной субъектности поколения У в образовательной, профессионально-трудовой, политической сферах.
Вопрос о перспективах развития современного общества волнует научное сообщество на всех уровнях. Так, на прошедшем в г. Ростове-на-Дону форуме «Позитивная экономика: Юг России!» был проведен письменный опрос студентов южно-российских вузов, направленный на выявление количественно-качественных характеристик поколения У и тенденций социального развития.
На основании полученных данных автором статьи был проведен анализ результатов анкетирования с точки зрения социальной философии и философской антропологии.
Первоочередной вопрос, волнующий многих исследователей, как практиков, так и теоретиков, - какой сектор экономической деятельности выберет поколение нынешних студентов? Особую актуальность данному вопросу придает сложившаяся ситуация не только на мировом рынке в целом, но и в Российской Федерации. В частности, рассмотрим прогноз перспектив Юга России (на примере ЮФО).
Таблица 1
Наиболее привлекательный вид деятельности поколения Y
Вид деятельности Количество респондентов
Финансовая сфера 18%
Образование 11%
Государственное управление 11%
Сфера услуг 9%
Наука, культура и искусство, торговля 8%
Строительство, промышленность 5%
Сельское хозяйство 4%
Домашнее хозяйство, сфера транспорта и связи 3%
Здравоохранение, охрана порядка 2%
Не определились с ответом 29%
Источник: Результаты анкеты Форума «Позитивная экономика: Юг России», Ростов-на-Дону, 2015[5].
Как видно из представленных данных (Таблица 1), наиболее привлекательным видом деятельности для представителей поколения У на Юге России является финансовая сфера. В то время как сферы транспорта и связи, здравоохранения и охраны порядка привлекают только 3% и 2% респондентов, соответственно. При этом 29% участников опроса не определились с выбором будущей трудовой деятельности. Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности не всегда связаны с самой профессией, а определяются внешними факторами, не имеющими ничего общего с такими понятиями, как долг, призвание, любимое дело.
Таблица 2
Наиболее привлекательный социальный статус поколения Y
Социальный статус Количество респондентов
Руководитель собственного предприятия 23%
Квалифицированный специалист 19%
Работодатель 19%
Не определились с ответом 39%
Источник: Результаты анкеты Форума «Позитивная экономика: Юг России», Ростов-на-Дону, 2015[5].
Вне зависимости от сферы профессиональной деятельности большинство представителей поколения У видят себя в качестве руководителей собственного предприятия - 23%. В тоже время 38% респондентов видят себя в будущем квалифицированными специалистами и работодателями. На момент проведения опроса 39% участников не были готовы ответить на этот вопрос (Таблица 2). Безусловно, наиболее привлекательной для респондентов видится деятельность руководителя собственного предприятия, которая позволяет реализовать свои амбиции в соответствии с ценностями поколения У.
Таблица 3
Наиболее вероятные источники финансовой помощи Y
Экономическое поведение (отношение к капиталу) Количество респондентов
Накопление и вложение личных инвестиций 46%
Кредит, предоставленный банком 24%
Инвестиции со стороны финансовых компаний 13%
Инвестиции со стороны небанковского финансового сектора 10%
Финансовая помощь родственников и / или знакомых. 7%
Источник: Результаты анкеты Форума «Позитивная экономика: Юг России», Ростов-на-Дону, 2015[5].
Проиллюстрировать ментальную картину мира поколения Y может прогнозируемая тенденция экономического поведения, выраженного в готовности современной молодежи самостоятельно распоряжаться личными сбережениями в будущем. Из представленных данных (Таблица 3) видно, что 46% опрошенных планируют самостоятельно инвестировать свои сбережения. Присутствует доверие к финансовым институтам и надежда на финансовую помощь родственников и / или знакомых. Полученные результаты подтверждают выдвинутый ранее тезис американских социологов относительно поздней финансовой независимости данного поколения. В то же время желание вкладывать личные средства в экономику демонстрирует стремление к самостоятельной деятельности, самореализации и деловой активности.
С точки зрения философской антропологии, процесс смены культурно-исторических периодов, поколений населения со свойственной им внутренней культурой является закономерным. В мире постмодернистских ценностей происходит развитие информатизации и глобализации, ставших катализаторами формирования новой картины мира. Данный процесс отражается в самовыражении молодого поколения и его взаимодействии с внешней средой. В настоящее время поколение молодых людей проявляет себя как творцы и создатели значимых ценностей. Согласно полученным в ходе исследования эмпирическим данным, современное поколение young adults планирует занимать высокие позиции в профессиональной сфере, возможно, стать руководителями собственных предприятий. Примечательным является тот факт, что большинство респондентов отметили в качестве приоритетной сферы деятельности финансовый менеджмент
в банке, страховой компании или инвестиционном фонде.
Для российской молодежи постсоветского периода определенных личных целей в коммерческой отрасли, по мнению автора, достичь достаточно сложно, сохраняя ценностные установки характерные для предыдущего поколения. Другой вопрос, сможет ли это поколение переступить через нравственные идеалы ради реализации собственных амбиций или обратиться к исторически сложившимся духовно-нравственным ценностям нации.
Ранее ключевые позиции среди ценностных ориентаций занимали «гуманизм», социальная справедливость и равенство, играющие важнейшую роль в духовном становлении общества. В настоящее время система ценностей молодых людей базируется на сформировавшихся потребностях в личном деловом успехе, материальном процветании и власти. Вероятно, данная ситуация складывается вследствие влияния на массовое сознание культурных стереотипов посредством СМИ, рекламы, а также индустрии досуга и потребления. Таким образом, в коллективистские ценностные установки традиционной культуры российского общества вливаются индивидуалистические ценности.
Обобщая вышесказанное, приходим к следующему выводу. Ценностные идеалы играют роль духовных ориентиров в обществе. Они в некоторой степени регулируют поведение отдельного индивида и направляют его действия во время принятия решения. Во время кризиса ценностной системы у поколения У можно наблюдать «когнитивный диссонанс». Переосмыслению подвергаются многие устоявшиеся духовно-нравственные ценности. Рассматривая социальный облик поколения У на примере южно-российской молодежи, мы можем говорить о том, что поколение формирует свою систему ценностей в соответствии с вызовами современного мира. В данный момент наблюдается смещение вектора ценностных ориентаций на исключительную роль «Я-концепции», что наглядно демонстрирует выдвижение таких аксиологических максим как индивидуализм и конкуренция.
Литература
1. Заковоротная М.В. «Культурная-национальная-космополитическая» идентичность: концептуальные изменения в XXI веке // Ценности и смыслы. 2010. № 5. С. 22-32.
2. Кон И.С. Ребенок и общество. М. : Академия, 2003. 336 с.
3. Лисовский В.Х Советское студенчество. Социологические очерки. М. : Мысль, 1990. 216 с.
4. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М. : ИНИОН, 1992. 324 с.
5. Результаты анкеты форума «Позитивная экономика: Юг России»: positiveforum.ru. 2015.
URL: http://positiveforum.ru/news/issledovanie-eya-i-mir-v-2030» (дата обращения: 01.06.2016).
6. Суртаев В.Я. Молодежь и культура. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-т культуры и искусств, 1999. 224 с.
7. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y. 1991. 538 p.
8. Lancaster L. C., Stillman D. When Generations Collide: Who They Are, Why They Clash, How to Solve the Generational Puzzle at Work. N.Y. 2002. 357 p.
9. Oblinger D. Boomers, Gen-Xers and Millennials: Understanding the New Students. Educause Review. 2003. 38(4). 47 p.
10. Tappscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World? New York: McGraw Hill. 2011. 288 p.
11. TulganB.,& Martin C. Managing Generation Y: Global citizens born in the late seventies and early eighties. Amherst, Massachusetts: HRD Press, Inc. 2001. 112 p.
12. Zemke R., Raines C., Filipczak B. Generations at Work: Managing the Clash of Veterans, Boomers, Xers, and Nexters in Your Workplace. New York, N.Y.: American Management Association. 2000. 11 p.