УДК 378.1
Современные проблемы реализации образовательного процесса в контексте культурных перемен
Тутова К.И.,
студентка, Финансовый университет
kseniatutova@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена изучению влияния ценностей поколений X, Y, Z на новый инструментарий образовательной системы. Автором изложены основы теории поколений, рассмотрены отличия и особенности обучения поколения Z на примере представителей образовательной среды вузов г. Москвы. Проблема исследования заключается в поиске оптимальных подходов к выбору модели поведения лиц, управляющих образовательным процессом (преподавателей, сотрудников, организующих учебную деятельность), в контексте смены возрастных поколений. На основе анализа данных, полученных в результате анкетирования, сделаны выводы и разработаны механизмы социально-культурной адаптации и реализации образовательной политики в вузах.
Ключевые слова: теория поколений; клиповое мышление; поколение Z; образовательный процесс.
Modern Problems of Realization of Educational Process in the Context of Cultural Change
Tutova K.I.
Abstract: This article is devoted to studying the impact of generational values X, Y, Z in the new conditions of the educational system. The author outlines the basics of the theory of generations, considered the differences and features of Z generation learning from the representatives of the educational environment from institutes of higher education in Moscow. The issue of the research is to find out the best approaches how to choose a model of behavior for people who manage an educational process in the condition of changing age generations. Based on data analysis which was obtained from the survey, conclusions have been made and mechanisms of social and cultural adaptation and implementation of educational policy at universities have been developed.
Keywords: theory of generations; clip thinking; the Z generation; the educational process.
Новый виток развития жизни общества неизменно приносит с собой ряд изменений, которые оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности. Система образовательных технологий и инструментарий образовательной системы претерпели значительную
трансформацию под влиянием культурных и социально-демографических факторов окружающей среды. Бурное развитие информационных технологий, компьютеризация значительно повлияли не только на поколение обучающихся, но и на весь образовательный процесс.
Научный руководитель: Трифонов П.В., кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента.
В ближайшее время произойдет смена студентов одного культурного поколения (У) на новое поколение (2'), которая, безусловно, повлияет на состояние образовательного процесса в высших учебных заведениях.
Следствием данных процессов являются кросскультурные шоки в системе коммуникаций или культурные противоречия между поколением Х (преподаватель) и У, 2 (студенты), изменение уровня качества получаемого образования.
В соответствии с теорией поколений, созданной в 1991 г. американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом, поколение представляет собой группу людей, рожденных в определенный период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания [5].
В табл. 1 рассмотрены ценности, присущие поколениям Х, У и 2, а также основные события, произошедшие в соответствующие временные периоды и повлиявшие на становление данных поколений.
Рассмотрим основные психологические характеристики «иксов». Родившееся в период
1963-1984 годов поколение отличается самостоятельностью, решительностью и готовностью к переменам. Представители данного поколения привыкли рассчитывать только на себя и опираться на собственный опыт. Поколение, выросшее без тотального контроля родителей, очень ценит семейные ценности. Более того, иксы представляются свободолюбивыми людьми с нестандартным мышлением и взглядами.
В контексте изучаемого автором образовательного процесса представителями данного поколения являются преподаватели в возрасте от 32 до 53 лет.
Что же касается поколения У (1988-2005 гг. рождения), на период их детства выпал распад СССР, теракты. Для этого поколения важно то, что происходит в данный момент, игреки не загадывают на перспективу [7].
Людей, которым сейчас 11-28 лет, практически невозможно представить без гаджета, особенно это относится к поздним представителям поколения У. Действительно, бурное развитие информационных и других технологий привело к тому, что они гораздо более зависимы от
Таблица 1
Поколения ХХ века. События и ценности генераций
Наименование Поколение X Поколение У Поколение 1
Даты по теории Хоува-Штраусса 1961-1980 1981-2002 2003 - ...
Российская адаптация 1963-1988 1988-2005 2005 - ...
Основные исторические события Перестройка. Война в Афганистане. Холодная война. Появление Интернета Распад СССР. Теракты. Кризис 1998, 2008 гг. Развитие брендов. Развитие компьютерных технологий. Эволюция информационно-коммуникационных технологий Развитие мобильных технологий. Цифровой мир
Присущие ценности Выбор. Индивидуализм. Выживание. Процесс постоянного обучения. Прагматизм. Баланс между работой и семьей Оптимизм. Общительность. Подчиненность . Немедленное вознаграждение. Достижение. Амбиции. Нежелание взрослеть (инфантильность) Предприимчивость. Перфекционизм. Индивидуальность. Зависимость от информационных технологий
телефонов, компьютеров, Интернета, новых направлений в общественной жизни и моды, чем их родители [1, с. 59]. Дети этого поколения не привыкли к самостоятельности, они легко управляемы и подвержены влиянию со стороны.
К поколению У относятся нынешние студенты, а также некоторые преподаватели.
С 2005 г. настало время поколения 2, которому приходится жить во времена экономической и политической нестабильности, высочайшей конкуренции и глобализации [2]. Родившись в информационном обществе, они практически полностью зависимы от цифровых технологий.
Представители поколения 2 уже в ближайшие годы станут студентами вузов, и их восприятие многих вещей будет уже коренным образом отличаться от взглядов преподавателей-иксов. Именно поэтому необходимо выработать такие инструменты в образовательной системе, которые позволят сохранить интерес к обучению у современной молодежи и будут представлять информацию самыми эффективными способами для представителей цифрового поколения.
При организации образовательного процесса следует принять во внимание, что представители поколения 2 уже не могут воспринимать внушительный публицистический или художественный текст, им легче прочесть мининовости, твиты товарищей, комиксы или статусы.
Причиной всему этому служит развивающееся у подростков клиповое мышление, которое ограничивает их в полноценном и последовательном представлении событий, лишает возможности анализировать информацию, видеть
причинно-следственные связи или закономерности, концентрировать свое внимание на чем-то продолжительное время.
Исходя из всего вышесказанного, необходим подход к обучению, учитывающий особенности цифрового поколения.
Ведь все больше молодых людей считают, что образование не будет полезным подспорьем для будущей карьеры. В связи с этим необходима переориентация учебных планов, самого процесса обучения на студента. Действительно, если во времена поколения Х центральным звеном образовательного процесса был преподаватель, то сейчас, в эпоху цифрового поколения, необходимо учитывать потребности У и подрастающих 2.
Также поколению Х были присущи единые для всех стандарты, коллективизм, сейчас же все более востребованной является ориентация на команду с ярко выраженным лидером. Умение работать в команде, сотрудничать и находить компромиссные решения - важный навык для сегодняшнего поколения, поэтому в процессе обучения командные задания должны играть значимую роль.
Мотивация к обучению у современных студентов во многом зависит от четкого представления области, в которой применяются полученные знания. Для сравнения: студенты поколения Х изучали широкий спектр дисциплин с прикладным аспектом применения полученных знаний. Сейчас же обучение более узко направленное, современные представители поколений У и 2 могут самостоятельно выбирать изучаемые дисциплины (дисциплины по выбору).
Таблица 2
Основные характеристики клипового мышления
1. Информация воспринимается только через яркий и красочный источник (например, видеоклип, яркую страница журнала, новости или твиты)
2. Так как информация в источниках представлена фрагментарно и без соблюдения временных пропорций и границ (т.е. сразу виден результат), у подростков нет возможности представить истинный ход событий, целостную картину
3. Клиповое мышление лишает возможности видеть в процессах причинно-следственные связи, цепочку развития событий, становление того или иного объекта. Информация начинает восприниматься как случайный информационный поток
4. У поколения 2 ярко выражена способность к многозадачности: подростки могут слушать музыку и переписываться в социальных сетях, редактировать фотографии и еще успевать искать информацию для доклада. Им легче переключаться с одного вида деятельности на другой
В настоящее время соотношение аудиторных занятий к самостоятельной работе студентов в Финансовом университете изменилось с 70:30 (ФГОС 1), 60:40 (ФГОС 2) до 40:60 (ФГОС 3). Данное распределение акцентов в преподавательской работе свидетельствует об изменении подходов к организации образовательного процесса в части аудиторной формы и влияет на качество получаемых знаний.
Не менее важной составляющей современного обучения является диалог с преподавателем и сокурсниками. Студенты и преподаватели встречаются на семинарах, консультациях. Примечательно, что студенты выделяют одним из недостатков лекционных занятий отсутствие контакта с аудиторией, обратной связи лектора и студентов.
Еще один компонент, составляющий неотъемлемую часть современного образовательного процесса - технико-технологический аспект. Безусловно, он очень важен, ведь традиционная лекция на слух без визуального сопровождения становится очень тяжелой для восприятия, особенно из-за особенностей клипового мышления. Студенты не могут сконцентрировать свое внимание на изучаемом предмете в течение полутора часов, что заставляет лекторов применять различные методы и инструменты, удерживающие внимание.
Автором было проведено анкетирование 150 студентов высших учебных заведений. Исходя из результатов анкетирования видно, что современные студенты привыкли воспринимать информацию с визуальным сопровождением, причем на компьютерной презентации не должно быть много текста, и она должна быть легкоусвояемой. Итак, 90,7% студентов отдают предпочтение лекции с мультимедийным сопровождением.
Как и отмечалось ранее, из-за особенностей клипового мышления студенты не могут сконцентрировать свое внимание на изучаемом предмете
в течение полутора часов, что заставляет лекторов применять различные методы и инструменты, удерживающие внимание. Тем более, зачастую мультимедийные технологии используются неэффективно. Студенты отмечают, что они не успевают списывать информацию со слайда и одновременно слушать (42%), также на слайде представлено много информации (28,7%), и плюс ко всему лектор очень быстро перелистывает слайды (30%).
Также чтение или пересказ слайдов, копирование текста учебника, отход от темы лекции и подача информации без расстановки акцентов приводят к тому, что студенты занимаются своими делами и не слушают лектора.
Как следствие, образовательный процесс не реализуется в полной мере, материалы лекции не усваиваются в должном объеме, могут возникать конфликты между преподавателями и студентами, также происходит демотивация как студентов, так и преподавателей, у последних снижается производительность труда,а у студентов, которые видят сам процесс проведения лекций, пропадает интерес к дальнейшей карьере в вузе.
Перед разработчиками новых образовательных стандартов стоит сложная задача - наполнение процесса образования актуальными технологиями, востребованными слушателями, содержащими гибкую обратную связь, персонифицированную направленность получения знаний, медийный контент, основанный на принципах геймификации и стимулирования креативного мышления. Преподаватели XXI в. должны уметь управлять вниманием аудитории, разрабатывать высокотехнологичные медийные курсы обучения, акцентировать собственную нагрузку на семинарские занятия и консультации, уметь работать с личностями, с высокой степенью индивидуализма и минимальными навыками групповых коммуникаций.
Литература
1. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
2. Чичуга Е.М. Нужна ли теория поколений педагогике? // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXXIII Ме-ждунар. науч.- практ. конф. № 5 (30). Новосибирск: СибАК, 2014.
3. Граттон Л. Три парадокса «Поколения Y» [Электронный ресурс] // Идеономика, 2013. URL: http:// ideanomics.ru/?p=1120.
4. Луковецкая Т. Новые люди. Как заработать на поколении Y? [Электронный ресурс]. URL: http://sLon. ru/business/novye_ Lyudi_kak_ zarabotat_na_pokoLenii_y_-919902.xhtmL.
5. Теория поколений в России. URL: https://rugenerations.su.
6. Электронная экономическая энциклопедия. URL: http://www.grandars.ru.