Также на современном этапе образование приобрело транснациональный характер. Студент сам выбирает образовательную траекторию, планирует образовательный путь с его с промежуточными и конечными остановками.
Образовательная траектория - это маршрут, запланированный
122
субъектом учебного процесса ( бакалавром/ магистром/ аспирантом).
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что «case-study» как метод обучения применяется в образовательном процессе и России, и зарубежных стран.
УДК 330 Целых О.С.
студентка ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: канд.пед.н., проф. Митусова О.А.
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В статье изучается методика преподавания общенаучных дисциплин и экономики в частности, особенности экономической науки как дисциплины.
Ключевые слова: методика преподавания экономики, формы преподавания, интегрированный урок, параграфематическая наглядность
В современном мире перед преподавателем, обучающем и воспитывающим студентов, возникает немало проблем, о которых 15-20 лет назад мы и не подозревали. Однако само образовательное пространство, к
123
которому мы так привыкли, претерпело значительные изменения. Эти
122 Митусова О.А., к.пед.н., проф. «Стратегии включения студентов/ выпускников/ российских вузов в образовательные траектории Европы». Государственное и муниципальное управление. Ученые записи, 2012 №2,стр 69.
123 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев. Ученые записки СКАГС, 2013, № 1, с.146
изменения отслеживает такая наука как методика преподавания. Её можно определить как систему правил и методов обучения определенной дисциплины, она изучает способы передачи и усвоения конкретного знания, умения, навыка. Относительно экономических дисциплин методика является своеобразным мостом между педагогической подготовкой преподавателей и экономической сферой деятельности, поэтому преподавать экономические дисциплины могут как те, кто имеет педагогическую подготовку, так и те, кто имеет подготовку экономическую. Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность определенных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией. 124Также, целесообразно в образовательном процессе принимать во внимание взаимосвязь формального, информального образования. Эта взаимосвязь имеет линейную и вертикальную траекторию. Современный рынок труда диктует необходимость направлять данные траектории.125
Что отличает методику преподавания экономических дисциплин? Это то, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Наиболее эффективной сегодня считается экономика, в которой основным производственным ресурсом становятся знания и информация, т.е. «экономика, которая базируется на знаниях».126 Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять
124 Митусова О.А. Инновационный подход к языковому образoванию будущего специалиста// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2010. № 2. С. 164-171.
125 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов. Ученые записки СКАГС, 2011, № 3, с. 171
126 Витренко-Хрусталева Т.Н. Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины. Ученые записки СКАГС, 2013, № 1, с.165
новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития. И если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. Поэтому проблема совершенствования методики преподавания экономики становится весьма актуальной. Преподаватель должен быть всегда в курсе событий в своей профессиональной области, недостаток знаний негативно повлияет на атмосферу занятия, снизит уровень усвоения материала. Без знания структуры своего предмета невозможно правильно выбрать цели и содержание преподавания. Развитие экономики знаний как основного источника стабильного экономического роста в развитых странах способствует росту объемов ВВП, увеличению экономического потенциала, сокращению производственных расходов, что обеспечивает не только развитие отраслей экономики, но и качественную трансформацию всего
1 97
общества.
Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы. В вузовской учебной практике сложились вполне оправдавшие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различные формы внеаудиторной работы. Эффективность обучения и уровень обучения любой дисциплине находится в прямой зависимости от взаимодействия звена «учитель-ученик». Экономика в этом плане не исключение. Ни одна из форм преподавания не
127 Витренко-Хрусталева Т.Н. Особенности государственного регулирования инновационного развития регионов Украины. Ученые записки СКАГС, 2013, № 1, с.165
может быть признана универсальной, способной заменить другие. Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и логической последовательности. Методика одной формы работы оказывает существенное влияние на другую.
Особое внимание нужно уделить интегрированных урокам и самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа требует формирование учебных/метакогнитивных/интеллектуальных умений, которые развиваются в процессе учебной деятельности и могут
трансформироваться из одной дисциплины в другую. Это обеспечивает
128
интеллектуальную интеграцию. На интегрированных уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного материала. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: во-первых, предельной четкостью, компактностью учебного материала; во-вторых, логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; и наконец, большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке. Межпредметные знания, умения, навыки, используемые в учебной деятельности, находят свое
128 Митусова О.А. Интеграционные процессы в языковом образовании высшей школы. Гумманитарные и социально-экономические науки: Педагогика высшей школы, 2003, № 2, с. 87
отражение и во внеучебной деятельности студентов, интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин.
В учебной деятельности студентам приходится иметь дело с разным количеством жанров: учебники, учебные пособия, монографии, статьи (журнальные или из сборников). Студентов нужно научить использовать в своей самостоятельной работе все эти жанры. Основным источником информации и основой для деятельности студента являются учебные пособия и учебники. Методы контроля самостоятельной деятельности студентов существуют устные и письменные. При чтении монографий и статей часто возникает необходимость понять и описать параграфематическую наглядность, представленную графиками, схемами, таблицами и т.п. Грамотная трактовка этого вида наглядности позволяет более полно понять
129
изучаемый материал.
Таким образом, эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает
130
роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем, уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель — студент. В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления
129 Митусова О.А. Параграфематическая наглядность в контексте лингводидактики.Интернет-журнал «Науковедение», 20144, № 6(25)
130 Митусова О.А. Модернизация формального языкового образования студента-юриста через развитие европейской идентичности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 4. С. 91-95.
кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах. Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.
УДК 332.8:004 Белова А.А.
студентка ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: канд.физ-мат. н., доц. Никоненко Н.Д.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЖКХ
INFORMATION TECHNOLOGIES IN HOUSING AND COMMUNAL
SERVICES
Аннотация: В статье рассматривается сфера жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Также обозначается значение информатизации в области ЖКХ и подробно рассказывается о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова: сфера ЖКХ, информатизация в ЖКХ, государственная информационная система, пилотный проект, ГИСЖКХ.
The article describes the housing and communal services of the Russian Federation. Also there is the value of information and informatization of housing
131 Котова Н.С. Диалог как средство социокультурного взаимодействия людей // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005. № 4. С. 92-93.