единого информационного поля для хранения информации о студентах и преподавателях, показателей учебной деятельности: (1) 70% людей узнают что-либо с помощью мобильных приложений во время поездки, (2) 7% - в очередях, (3) 3% - в ванной комнате, (4) около 40% российских детей в возрасте 2-4 лет используют мобильные приложения в образовательных целях; (5) около 60% владельцев смартфонов регулярно используют образовательные мобильные приложения.
Наиболее распространенное использование получили следующие образовательные программы на платформе iOS: English with Leo; ClassLife; Busuu; Human body; Countries and capitals and others. На базе платформы Android: NeuroNation; Полиглот; Udemy, online courses; Google Maps и другие.
В то время как формальное образование исторически ограничено четырьмя стенами кабинетов, мобильные устройства могут перейти к таким настройкам обучения, которые максимизируют понимание. Подобно тому, как музеи регулярно предлагают «аудиогиды», которые позволяют посетителям узнать о конкретных артефактах или произведениях искусства во время их просмотра в трех измерениях, были разработаны аналогичные "сайт-специфические" мобильные приложения для облегчения процесса обучения в различных дисциплинах.
УДК 81.119 Терешко Н.В., Фокина
В.С.
ЮРИУ РАНХиГС
Науч.рук.: к.пед.наук, проф. Митусова О.А.
CASE-STUDY: ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Аннотация: в статье рассматривается технология обучения case-study: сущность, сфера применения, технологии разработки, исторические аспекты внедрения case-study.
Ключевые слова: case-study, методы и цели case-study, интегративные и интерактивные технологии, требования к технологии.
В последнее время все более актуальной становится тенденция преподавания предметного курса не через изложение готовых знаний, а с помощью вовлечения студентов в процесс обучения и конструирование новых знаний. Практический ум нынешних студентов должен обладать быстротой, решительностью, способностью оперативно воспринимать информацию, самостоятельно анализировать ситуацию, формулировать проблему, критически осмысливать и делать выводы.
Формирование установок толерантности и национальной идентичности возможно посредством технологий, которые будут этому способствовать. Остановимся подробнее на технологиях, применяемых при обучении иностранному языку. Такие технологии должны отвечать нескольким требованиям:
1. Соответствовать целям обучения, т.е. развитию компетенции;
2. Развивать межкультурную коммуникацию, т.к. обучение иностранному зыку-это один из компонентов поликультурного образования и воспитания;
3. Учитывать применение изучаемого языка в будущей профессиональной деятельности;
4. Учитывать особенности контингента обучаемых.119 Среди всех технологий более сложными являются интегративные и
интерактивные технологии. К интегративным можно отнести «case-study», ролевые игры, логические задания, метод инцидента, метод проектов, тандем-метод, мозговой штурм, тренинги.120
КЕЙС-СТАДИ (англ. case study - анализ случая) - разновидность монографического научного исследования, объектом которого выступает один или несколько случаев. Задачи исследования ориентированы на их детальное описание, изучение и интерпретацию с целью понимания и анализа исторических процессов, протекающих в обществе.
Другими словами case study - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций. Количество участников: группа не более 10 человек.
Непосредственная цель метода case-study - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом.
Исторически метод конкретных ситуаций возник в начале XX в. в 1920 году в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение
119 Митусова О.А., к.пед.н., проф., «Технологии формирующие базовые компетенции языковой личности». Известия Южного Федерального Университета, 2009 №10, стр.165
120 Митусова О.А., к.пед.н., проф.,Мартиросьян Ю.В., препод. «Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров- управленцев»., Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013 №1, стр. 151
студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. В 1910 г. профессор Копленд(Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций из жизни бизнеса. Первый сборник конкретных ситуаций был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода конкретных ситуаций. Сегодня Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая - предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, + 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:
- использование принципов проблемного обучения - получение навыков решения реальных проблем, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом
- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);
- выработка навыков простейших обобщений;
- получение навыков презентации;
- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
7. Выбор жанра кейса.
8. Написание текста кейса.
9. Диагностика правильности и эффективности кейса; 10. Подготовка окончательного варианта кейса.
11. Внедрение кейса в практику обучения
12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса
По словам Джейми Андерсона, профессора по стратегическому менеджменту в Tias Nimbas Business School, Нидерланды, успешность бизнес-кейса зависит от трёх критериев:
1. Достаточный объём первичных и статистических данных;
2. Участие топ-менеджера компании в ходе написания кейса;
3. Наличие захватывающей бизнес-ситуации, позволяющей применить
разнообразные методы анализа при поиске решения.
Case - пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности;
- иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
- не устаревать слишком быстро;
- быть актуальным на сегодняшний день;
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать дискуссию;
- иметь несколько решений.
Языковое образование носит контекстный характер. Вариативные компоненты основных сфер образования заключаются:
• Получаемая информация может быть оформлена по-разному: дискурс, фраза, термин, т.е. «новое» может представлять отрывок из текста, определение термина.
• Спонтанность в запоминании;
• Непредсказуемость полученной информации и др.
Case-study соответствует вышеперечисленным компонентам основных
191
сфер образования.
121 Митусова О.А., к.пед.н., проф. «Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов». Государственное и муниципальное управление. Ученые записи, 2011 №3,стр 175
Также на современном этапе образование приобрело транснациональный характер. Студент сам выбирает образовательную траекторию, планирует образовательный путь с его с промежуточными и конечными остановками.
Образовательная траектория - это маршрут, запланированный
122
субъектом учебного процесса ( бакалавром/ магистром/ аспирантом).
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что «case-study» как метод обучения применяется в образовательном процессе и России, и зарубежных стран.
УДК 330 Целых О.С.
студентка ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: канд.пед.н., проф. Митусова О.А.
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В статье изучается методика преподавания общенаучных дисциплин и экономики в частности, особенности экономической науки как дисциплины.
Ключевые слова: методика преподавания экономики, формы преподавания, интегрированный урок, параграфематическая наглядность
В современном мире перед преподавателем, обучающем и воспитывающим студентов, возникает немало проблем, о которых 15-20 лет назад мы и не подозревали. Однако само образовательное пространство, к
123
которому мы так привыкли, претерпело значительные изменения. Эти
122 Митусова О.А., к.пед.н., проф. «Стратегии включения студентов/ выпускников/ российских вузов в образовательные траектории Европы». Государственное и муниципальное управление. Ученые записи, 2012 №2,стр 69.
123 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев. Ученые записки СКАГС, 2013, № 1, с.146