© Милашевич Н. А., 2017
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
135
УДК 371.8:372.882
ББК Ч426.83-058 ГСНТИ 17.01.39 Код ВАК 10.01.01
Н. А. Милашевич
Екатеринбург, Россия
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ: ОПЫТ ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ (Обзор четвертого литературного фестиваля «Время читать!». 28-30 сентября 2017 г., МАОУ гимназия № 9, г. Екатеринбург)
Ключевые слова: современная литература; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; внеклассная работа; школьники; литературные фестивали.
N. A. Milashevich
Ekaterinburg, Russia
MODERN LITERATURE AT SCHOOL: THE LOVE TO READING
(The review of the 4th literature festival "Time to read", 28-30 of September 2017,
School №9 Ekaterinburg)
Keywords: modern literature; methods of teaching literature; methods of teaching literature at school; extracurricular work; students; literature festival.
28-30 сентября 2017 г. в екатеринбургской гимназии № 9 в четвертый раз прошел литературный фестиваль «Время читать!», подготовленный преподавателями этого учебного заведения. Это масштабное мероприятие имеет, на наш взгляд, важное общекультурное и методическое значение как для учительской, так и для детской аудитории. Цель фестиваля — приобщение детей к чтению, открытие имен современных авторов, привитие интереса к современной отечественной литературе.
Немного об истории фестиваля. За прошедшие три года на нем побывали крупные прозаики и поэты: И. Сахновский, Ю. Казарин, А. Матвеева, Е. Касимов, О. Раин, А. Жвалевский и Е. Пастернак, А. Мелихов и В. Левенталь рассказывали о своих книгах и писательском труде. В гимназию приезжали лучшие методисты-филологи страны из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Ижевска; ведущие преподаватели вузов и школ проводили уроки и мастер-классы по литературе. Учителя города приглашались на актовые лекции и мастер-классы, посвященные насущным вопросам преподавания литературы в школе: введению итогового сочинения, примерной программе по литературе, новейшим методикам преподавания предмета.
С прошлого года формат мероприятия был существенно изменен, его сделали более масштабным и открытым. В рамках фестиваля проходят встречи с известными современными писателями и идут открытые уроки/мастер-классы, которые проводят словесники Екатеринбурга и гости из других городов. Любой желающий может принять участие в фестивале в качестве слушателя.
В этом году взрослые гости и учащиеся гимназии имели возможность посетить лекции современных писателей: Д. В. Драгунского и А. А. Матвеевой — и лекции вузовских преподавателей: профессора Ярославского университета Т. Г. Кучиной и доцента РГГУ А. Ч. Пиперски. Спектр тем был
очень широк: Д. В. Драгунский рассказывал о том, как пишутся короткие рассказы, и предложил неожиданное прочтение рассказов А. П. Чехова «Дом с мезонином», «Соседи» и «О любви»;
A. А. Матвеева поведала об уральских ученых и краеведах Онезиме и Модесте Клерах; Т. Г. Кучина дала блестящий обзор современной поэзии и прозы, глубоко и интересно проанализировала произведения А. Кушнера, А. Цветкова, С. Гандлевского,
B. Пелевина, М. Шишкина, В. Сорокина и др.; А. Ч. Пиперски увлекательно рассказывал о том, откуда берется языковая норма и может ли компьютер переводить художественные тексты.
Большой интерес вызвали уроки и мастер-классы преподавателей. Р. А. Храмцова (гимназия № 1514, г. Москва) провела два открытых урока: «Как мы видим стихотворение?» (по поэзии М. Бо-родицкой и Г. Кружкова) и «В поисках утраченного предмета» (по прозе Т. Толстой), а затем мастер-класс для преподавателей «О приемах визуализации на уроках литературы», где поделилась опытом работы, рассказывала о том, как сделать уроки действительно живыми, интересными для современных детей. Интересно, что один из уроков, получивший прекрасные отзывы, был также построен на использовании этого приема: «Визуальный комментарий к стихотворению А. Кушнера». Его провела молодой учитель гимназии № 9 М. М. Туркина.
За время фестиваля было сделано множество открытий, в частности, преподаватели познакомили детей с произведениями современных авторов, чьи имена до этого времени вряд ли что-то говорили большинству учеников. Обращает внимание, что у нескольких преподавателей тема урока звучала как «Знакомство с поэтом». Так, Л. Д. Гутрина (кандидат филологических наук, УрГПУ) провела открытый урок по лирике Анны Русс, Л. А. Красноселова (гимназия № 9) — по поэзии Д. Пригова, О. Н. Пушкина (гимназия № 202 «Менталитет») —
136
Филологический класс, 4(50)/2017
по поэзии С. Гандлевского. Конечно, подходы, методика у всех были очень разными, и очень интересно было сравнить их, взять что-то для себя.
Знакомство с произведениями Д. Драгунского проходило в присутствии самого автора, что добавляло остроты уроку Н. А. Милашевич (гимназия № 9). После, в интервью «4 каналу», Д. Драгунский признался, что впервые присутствовал на уроке по своим произведениям, и получил незабываемые впечатления.
Несколько преподавателей вынесли в центр своих уроков непростые нравственные проблемы, которые ставят современные авторы в своих произведениях. Важно, что эти вопросы живо интересуют подростков, и они охотно включаются в их обсуждение. М. Б. Ященко (гимназия № 9) провела урок на тему «Почему мы такие?» (по повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»), Н. Е. Анохина (гимназия № 9) — «Образ истории в книге О. Колпаковой «Полынная ёлка», Целуйко О. А. (гимназия № 40) — «Для чего нам читать роман М. Петросян «Дом, в котором...», А. А. Моисеев (лицей № 180 «Полифорум») — урок по рассказу Л. Ашкенази «Псих». Нужно было видеть детей на этих уроках: открытые лица, осмысленные взгляды, серьезные глаза.
О. И. Суслова (гимназия № 202 «Менталитет») и С. В. Бабушкина (СУНЦ УрФУ) обратились к текстам, частично известным современным старшеклассникам: к стихотворениям Ю. Шевчука и С. Савватеева и, соответственно, Б. Рыжего и О. Дозморова. Но открытия, которые ученики сделали на этих уроках, несомненно, заставили 11-классников «освежить» свое представление об этих произведениях, открыть в них новые глубины.
Необычные занятия провели специалисты Екатеринбургского Дома Учителя: З. А. Ровнова (начальник отдела) эмоционально рассказывала 5-классникам о куклах-оберегах и русских народных сказках, а директор Дома Учителя Е. С. Квашнина провела урок «О чем говорит старая фотография?».
На всех уроках преподаватели могли «подсмотреть» новые образовательные технологии, которые можно использовать в своей работе. Но этого мало, именно для учителей-словесников после обеда проводились методические семинары. А. Ч. Пиперски читал лекцию «Корпуса поэтических текстов как инструмент лингвиста и литературоведа», а Т. Г. Кучина, являясь членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе, рассказывала о системе подготовки к таким олимпиадам. Остается только сожалеть, что немногие учителя смогли поучаствовать в работе этих очень полезных семинаров.
За три дня на фестивале зарегистрировалось 74 человека: это преподаватели школ и вузов города, Свердловской и Тюменской областей, но побывало на лекциях, мастер-классах и встречах намного больше. К этому числу нужно добавить учителей гимназии, которые проявили живой интерес к фестивалю; 18 преподавателей, которые проводили открытые мероприятия; гостей, которые приходили на фестиваль не один раз, а каждый день; а также самих гимназистов — от 30 до 140 человек на каждом уроке. Примерное количество людей, вовлеченных в фестиваль за эти 3 дня, — около 500 человек.
Всех гостей просили заполнить анкеты, и в них — только положительные отзывы, иногда просто восторженные: «От года к году — все лучше!», «Вот бы так всем!» — а в основном позитивные: «Спасибо коллегам за уроки», «Спасибо, очень полезно». Особый, развернутый отзыв оставила Эльвира Борисовна Федорова, учитель литературы, замдиректора СОШ № 25 из г. В. Пышма: «В конце сентября Гимназия № 9 Екатеринбурга гостеприимно распахнула свои двери всем любителям хорошей книги, пригласив принять участие в IV литературном городском фестивале «Время читать», который уже давно выплеснулся за рамки города, соединив Верхнюю Пышму и Полевской, Реж и Первоуральск, Асбест и Заречный...
Главные вдохновители и организаторы Фестиваля Лариса Анатольевна Красноселова и Наталья Алексеевна Милашевич сумели собрать и объединить не только большое количество заинтересованных учеников с пятого по одиннадцатый классы, но и коллег-филологов из Москвы и Ярославля.
Приятно поражает и вызывает восхищение, что в наше (по отзывам и оценкам многих дилетантов, «нечитающее») время нам посчастливилось в очередной раз познакомиться с ребятами Читающими, Мыслящими, Разбирающимися в современной литературе.
Трехдневный круговорот лекций, открытых уроков, бесед, мастер-классов, экскурсий, творческих встреч, методических семинаров, новых знакомств с истинными мастерами и ценителями литературы позволил не только еще раз перечитать и переосмыслить уже знакомые художественные тексты, но и окунуться в только что написанные, буквально с листа читаемые автором произведения. Хочется еще раз выразить свое восхищение высоким уровнем организации замечательного литературного события, пожелать коллегам успехов, новых творческих открытий и творческих встреч!
И — напоследок — несколько фрагментов из отзывов детей.
Болотова Алёна 11 -в: «Если бы не лекция А. Пиперски, вряд ли я узнала бы об особенностях машинного перевода раньше университетской поры, а ведь это, оказывается, очень интересное и перспективное направление. Жаль, что школа заканчивается. Хочется еще!».
Казакова Полина 11-в: «Фестиваль «Время читать», ежегодно происходящий в начале осени, воодушевляет всех нас на чтение и изучение литературы на весь учебный год вперед. Таким образом можно открыть для себя классику с новой стороны, познакомиться с новыми (по крайней мере для себя) именами современной поэзии и прозы».
Максимова Вероника, 10 «В»: «Литературный фестиваль оказался прекрасным окончанием сентября, последние дни «золотого» месяца осени были украшены увлекательными уроками и познавательными лекциями, которые были собраны в нашем расписании, как букет из осенних листьев, — золотых, бордовых, рыжих, — красивых и непохожих, ярких и запоминающихся».
Материалы фестиваля: программа, фотографии, отзывы детей и коллег — размещены на сайте гимназии, и все желающие могут там с ними ознакомиться.
© Малыгина Н. М., 2017
137
Организаторы фестиваля особую признательность выражают партнерам: Институту развития образования Свердловской области, в лице заведующей кафедрой филологического образования
Т. А. Долининой, и Екатеринбургскому Дому Учителя, в лице директора Е. С. Квашниной.
Данные об авторе
Наталья Алексеевна Милашевич — учитель высшей категории, МАОУ гимназия № 9 (Екатеринбург). Адрес: 620014, Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 33. E-mail: n-milashevich@yandex.ru.
About the author
Natalia Alekseevna Milashevich — Teacher of the Higher Qualification Category, Grammar School № 9 (Ekate rinburg).