ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ_
УДК 372.882
ББК Ч426.83-058.0 ГСНТИ 17.82.09 Код ВАК 10.01.01
Н. В. Барковская
Екатеринбург, Россия
ЛИТЕРАТУРА ВНЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: РЕАЛЬНОСТЬ И АЛЬТЕРНАТИВЫ
(Научно-практическая конференция-семинар «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе. ХХ Лейдермановские чтения». 31 марта 2017, УрГПУ, г. Екатеринбург)
Ключевые слова: методика литературы в школе; методика преподавания литературы; современная литература; детская литература; внеклассная работа; школьники.
N. V. Barkovskaya
Ekaterinburg, Russia
LITERATURE OUTSIDE SCHOOL PROGRAM: REALITY AND ALTERNATIVES
(Scientific-practical conference-seminar «Urgent Problems of Studying
and Teaching Literature at higher and secondary school. 20th Lederman readings».
March 31, 2017. USPU, Ekaterinburg)
Keywords: methods of teaching literature at school; methods of teaching literature; modern literature; children's literature; out-of-class activities; schoolchildren.
Поэт Михаил Яснов написал, завершая удивительное «Путешествие в Чудетство»: «У нас уже давно есть национальная идея, способная объединить всех от мала до велика, — это детская литература, детская поэзия» [Яснов 2015: 358-359]. Эти слова произнесены с тревогой, ведь так много пишется сегодня о падении интереса к книге, о засилье массовой литературы, о вымывании литературы из школьной программы... Вот почему тема научно-методического семинара в этом году — «Литература вне школьной программы: реальность и альтернативы». Что читают дети и подростки? Как формируется книжная мода? Принимать эту моду или отвергать? Как научить понимать литературу и получать от этого удовольствие?
Семинар состоялся 31 марта 2017 г. в рамках ХХ научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в вузе и в школе. Лейдермановские чтения». Сооргани-заторами выступили кафедра литературы и методики ее преподавания Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ), Екатеринбургский Дом учителя и журнал «Урал». В этом году семинар проводился в формате Круглого стола, который занял всю первую половину дня. После обеда лекцию «Речевая агрессия в педагогической среде» прочитала Юлия Владимировна Щербинина, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, а затем состоялась встреча с замечательными детскими поэтами из Санкт-Петербурга — Михаилом Ясновым и Сергеем Махотиным.
В Круглом столе приняли участие преподаватели и студенты УрГПУ, а также преподаватели из
Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Южно-Уральского государственного университета, Института развития образования Свердловской области, учителя русского языка и литературы Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Томска, представители редакции журнала «Урал» и Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи им. В.П. Крапивина.
Круглый стол начался с обсуждения итогов анкетирования школьников гимназии № 9 (Н. Е. Анохина), гимназии № 104 (В. К. Попова), СУНЦ УрФУ (М. А. Алексеева) и студентов Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации. Опрос читателей (весьма элитарных!) показал, что книга вовсе не ушла из жизни молодого поколения. Самое интересное, что и анкетирование, проведенное учительницей из Томска В. Г. Риф, подтвердило: читать модно. Н. Л. Смирнова представила приятно удивившие данные опросов 200 учителей Свердловской области. Анализ анкет не только порадовал, но и выявил круг проблем: больше половины авторов, читаемых молодежью, составили современные англоязычные писатели, чьи произведения были экранизированы, а поскольку преподавателям они почти неизвестны, то можно говорить о разрыве культурного опыта поколений; очень часто опрашиваемые признавались, что самостоятельно выбирают книги и не знают, что читают их товарищи, что свидетельствует о разобщенности внутри возрастной группы; примерно половине опрашиваемых в детстве родители рекомендовали книги — и далеко не всегда эти книги были интересны ребенку; наконец, если студенты почти единодушно считают, что уроки внеклассного чтения нужны, то са-
© Барковская Н. В., 2017
105
ми школьники полагают, что уроки — не нужны, чтение — личное дело каждого, если уж говорить о книгах в школе, то в рамках факультатива с добровольным посещением. К этим проблемам и путям их решения так или иначе обращались далее все выступавшие. Так, Л. Ю. Макарова подробно осветила результаты опроса наших студентов в области зарубежной литературы, попыталась найти объяснение столь мощному интересу к литературе других стран.
Тенденции современного книжного пространства для детского и молодежного чтения охарактеризовала М. С. Фролова, главный библиотекарь Областной библиотеки им. В.П. Крапивина, обозреватель детской литературы (ею была представлена выставка книг издательства «КомпасГид»). Н. В. Колтышева рассказала об альманахе «Детская», выпускаемом журналом «Урал». О творческой мастерской «Крапива» при Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи поведала А. С. Батурина.
Следующий тематический блок был посвящен проблеме «Читать или смотреть?». Новые издательские форматы кратко охарактеризовала Ю. В. Щербинина — более подробно о модных тенденциях в книжном дизайне, о стратегиях чтения в формате Web 2.0, о библиофобиях и библиотерапии и многом другом можно узнать из книги этого автора «Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры» [Щербинина 2016]. Е. А. Смышляев, Ю. Б. Ситникова, Е. В. Решетникова, студентки 4 курса Аня Мезенина и Наташа Ик-рина привели примеры удачных, на их взгляд, визуализаций литературного текста. Разговор об интернет-литературе продолжил Ф. А. Катаев. В полемику вступил Михаил Давидович Яснов, полагающий, что визуализация лишь вуалирует несовершенство словесного текста. К жанру русского нуара обратилась Е. В. Пономарева; Ю. В. Даниленко проанализировала кинематографический код прозы А. Гела-симова. В сообщении Юлии Владимировны Дани-ленко прозвучала мысль, которая кажется очень важной и требующей обдумывания: сегодня общей культурной базой для самых разных читателей выступает не литература, а кино (сериалы, анимация, экранизации и проч.).
Опыт работы в школе над произведениями современной литературы представили учителя: Н. Е. Анохина (гимназия № 9), О. А. Данилова (школа № 142), С. С. Русина (лицей № 180). Все доклады были очень высокого уровня, сопровождались презентациями; они свидетельствуют о том, что дети читают там, где их учат читать, где читают сами учителя. К сожалению, мы не уложились в отведенное время и не смогли заслушать доклады М. Н. Овчинниковой, Т. Е. Коптяевой, С. Ю. Балабанова — очень надеемся на публикацию статей в журнале «Филологический класс» этих замечательных методистов, опытных педагогов!
Завершился Круглый стол выступлением М. А. Пальчик «Демофобия литературной системы. Почему литература боится своих свобод?». Михаил Давидович Яснов прочитал новое стихотворение, пока нигде не опубликованное:
Еще живая память лежит в судьбе закладкой, еще я помню запах учебника с тетрадкой, мой старенький портфельчик еще не развалился... Верните детям школу, в которой я учился!
Там были мы бутузы, там были мы стиляги, там не было обузы ссылаться на бумаги. На нашу Марь-Иванну весь пятый «а» молился. Верните детям школу, в которой я учился!
И были там мужчины, и было их немало, потом они исчезли, ушли куда попало. Абрам Ильич уехал, Сергей Петрович спился. Верните детям школу, в которой я учился!
С тех пор, уже далеких, кто только не был в классе! Один учитель в форме, другой учитель в рясе. Министр образованья реформою кичился. Верните детям школу, в которой я учился!
Еще о целом мире мы знали понаслышке и в партах укрывали не гаджеты, а книжки. Но не клонили очи, вослед поэту, долу... Верните детям школу! Верните детям школу!
Мы очень признательны редакции журнала «Урал» и особенно Надежде Вячеславовне Колты-шевой за самоотверженную помощь в организации и проведении семинара, за прекрасную фото- и видеосъемку, которая доступна на страничке журнала в фейсбуке или группе Вконтакте.
Круг поднятых проблем слишком обширен, за один день невозможно было обсудить все аспекты, поделиться всеми своими удачами и неудачами, методиками и алгоритмами, да и просто поспорить о той или иной книге, экранизации, писателе. Но хорошо, что такой разговор состоялся, надеемся, он послужит импульсом для дальнейших очных и заочных встреч и дискуссий.
ЛИТЕРАТУРА
Щербинина Ю. В. Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры. — М.: Неолит, 2016. — 416 с.
Ясное М. Д. Путешествие в Чудетство: Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах. — СПб: Союз писателей СПб; Фонд «Дом детской книги», 2015. — 360 с.
REFERENCES
Yasnov M. D. Puteshestvie v Chudetstvo: Kniga o detyakh, detskoy poezii i detskikh poetakh. — SPb: Soyuz pisateley SPb; Fond «Dom detskoy knigi», 2015. — 360 s.
Shcherbinina Yu. V. Vremya biblioskopov: Sovremen-nost' v zerkale knizhnoy kul'tury. — M.: Neolit, 2016. — 416 s.
Данные об авторе
Нина Владимировна Барковская — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: n_barkovskaya@list.ru.
About the author
Nina Vladimirovna Barkovskaya, Doctor of Philology, Professor of Department of Literature and Methods of its Teaching, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).