ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
Промышленность
НИНАЛАЛОВА Л.Г.,АРСЛАНОВА Х.Д.
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Аннотация. Динамичный рост научно-технического прогресса на современном этапе развития общества заставляет нас задуматься о зарождающихся угрозах утраты самобытности и уникальности национально-культурного наследия народов нашей родины. В первую очередь подобная угроза нависла над художественными промыслами Республики Дагестан. Народные художественные промыслы Дагестана вряд ли способны выжить в современных условиях рыночной экономики без поддержки государства. В статье рассмотрены пути решения проблем по сохранению народных художественных промыслов, проведен анализ современных проблем их развития в Республике Дагестан. Установлено, что сохранение и развитие этого направления позволят создать бренд современного Дагестана, что приведет к оживлению экономики и повышению инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: государственная политика, художественные промыслы, культура, традиция, развитие, возрождение.
ШИАЬАШУА Ь.С., ARSLANOVA КИЛ.
MODERN STATE POLICY OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF ARTISANRY
Abstract. The dynamic growth of the scientific research progress at the modern stage of development of the society make us start thinking about setting in threats of loss of distinctiveness and uniqueness of the national-cultural heritage of nations of our Motherland. First and foremost, this type of a threat hung over the artisanry of the Republic of Dagestan. Dagestan artisanry is hardly able to survive in modern condition of market economy without the support of the state. Their preservation and development is the area of focus that will allow to create the brand of modern Dagestan which will lead to the revitalization of economy and improvement of investment attractiveness. This manuscript discusses the ways of solving problems on preserving and developing of artisanry, analyzes the modern problems of development of artisanry in the Republic of Dagestan. It has been established that preservation and development of artisanry in the Republic of Dagestan is exactly the area of focus that will allow to create a recognizable brand of modern Dagestan, which will lead to the revitalization of the economy and improvement of investment attractiveness.
Keywords: the state policy, artisanry, a culture, a tradition, development, the revival
Российскую Федерацию можно отнести к той категории стран, где на протяжении всей истории существуют и передаются из поколения в поколение традиционные народные художественные промыслы. Всеобщая глобализация и темпы современного развития научно-технического прогресса заставляют нас задуматься о зарождающихся угрозах утраты самобытности и уникальности национально-культурного наследия народов нашей родины. В первую очередь подобная угроза нависла над народными художественными промыслами, к важнейшим из которых можно отнести [2, 3, 4, 5]: - хохломскую и городецкую роспись;
- гжельский фарфор;
- ростовскую финифть;
- вологодское и елецкое кружево;
- богородскую и беломорскую резьбу;
- кубачинское ювелирное мастерство;
- холмогорскую и тобольскую резьбу;
- жостовскую и нижнетагильскую роспись;
- псковскую керамику;
- торжокское шитьё золотом;
- оружейное мастерство златоустовских и тульских мастеров;
- художественное и ковровое ткачество, вышивка узоров в различных районах Южного Дагестана и т. д.
Говоря о Дагестане, нельзя не отметить его уникальность в составе многонациональной и многоконфессиональной России. Дагестан — уникальная республика, на территории которой проживают в мире и согласии более тридцати народностей. Одних только языковых групп, на которых говорят народы Дагестана, четыре:
1) нахская и дагестанская ветвь нахско-дагестанской языковой семьи (даргинцы, лезгины, аварцы, лакцы, табасаранцы, чеченцы, агулы, рутульцы. цахуры);
2) тюркская группа алтайской языковой семьи (кумыки, азербайджанцы, ногайцы);
3) славянская группа индоевропейской языковой семьи (русские, украинцы, белорусы);
4) иранская группа индоевропейской языковой семьи (таты, горские евреи).
Именно поэтому Дагестан называют не только «страной гор», но и «страной языков», хотя в первую очередь надо сказать, что это «страна разнообразия культур и традиций», а также уникальный центр различных народных художественных промыслов [1, 7, 9, 11, 14].
Наиболее характерные виды народных художественных промыслов Дагестана представлены в таблице 1.
Таблица 1
Народные художественные промыслы Республики Дагестан (по местностям)
Традиционные промыслы Местность
оружейное дело Амузги, Гоцатль, Харбук
ювелирное дело Кубани, Гоцатль, Кази-Кумух, Ругуджа, Унцукль, Хунзах
бронзовое литье Акуша
бурочное производство Анди, Гидатль, Голотль, Мачата, Кулла
резьба по камню Кубачи, Сутбук, Уркарах
кайтагская вышивка Ахмедкент, Баршамай, Карацан
золотое шитьё и вышивка Балхар, Кази-Кумух, Кубачи
медночеканное производство Кубачи, Кунди, Хури, Гоцатль, Ичичали
производство керамических изделий Балхар, Джули, Испик
войлочное производство Балхар, Гоцатль
суконное производство Вихли
ковроткачество Анти, Акрит, Ахты, Ахмедкент, Гиндиб, Дербент, Верхний и Нижний Дженгутай, Икра, Кабир, Кандик, Кардиб, Кумторкала, Кутлаб, Ляхля, Межгюль, Орта-Стал, Рутул, Рушуль, Татиль, Тлярота, Урма, Хидинях, Хунзах, Эрпели, Куруш, Хив, Хучни, Джули, Касумкент
у зор ное вязание Ахты, Балхар, Гоцатль, Рутул, Чарода
Народные художественные промыслы Дагестана вряд ли способны выжить в современных условиях рыночной экономики без поддержки государства. Их сохранение и развитие — это направление, которое позволит создать бренд современного Дагестана, что приведет к оживлению экономики и повышению инвестиционной привлекательности.
НИНАЛАЛОВА Л.Г., АРСЛАНОВА Х.Д.
СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
Первый шаг для сохранения народных художественных промыслов — их законодательное регулирование на территории всей страны. В подтверждение сказанному 19 апреля 2008 года при рассмотрении вопроса о народных художественных промыслах» в Государственной думе РФ было отмечено, что «в рыночных условиях традиции народных художественных промыслов могут сохраниться только при обязательной государственной поддержке».
Государственная поддержка народных художественных промыслов получила правовое закрепление в положениях:
- Конституции Российской Федерации;
- федеральном законе от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О народных художественных промыслах»;
- указе Президента РФ № 1987 от 07.10.1994 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов»;
- постановлении Правительства РФ от 22.03.1995 № 268 «О дополнительных мерах государственной поддержки народных художественных промыслов Российской Федерации».
По образцу федерального закона был принят закон Республики Дагестан от 15.12.2000 № 28 «О народных художественных промыслах».
Почти пятнадцатилетняя работа госорганов и муниципалитетов по поддержке народных промыслов в Республике Дагестан выразилась в существовании более 20 предприятий, работающих в сфере народных художественных промыслов, из них 8 государственных и 4 муниципальных предприятия. Количество частников, работающих в сфере народных художественных промыслов, — около пятисот, практически все индивидуальные предприниматели.
В рамках поддержания народных художественных промыслов по поручению главы Дагестана к празднованию юбилея Дербента был организован Международный конкурс «Лучшее изображение видов Дербента на изделиях народных художественных промыслов».
Нельзя забывать и о проблемах в данной отрасли, к которым в первую очередь можно отнести недостаток собственных оборотных средств, высокую степень физического и морального износа технической базы, отсутствие развитой инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов.
Для решения проблем развития народных художественных промыслов была разработана и принята государственная программа «Развитие народных художественных промыслов на 2014 -2016 годы», которая предусматривала выделение субсидий в 2014 году из республиканского бюджета в размере 71,3 млн рублей. Однако несколько позже объем субсидий был сокращен до 40,9 млн рублей, но даже в этом объеме субсидии не были выделены. В 2015 году бюджет республики на эти цели предусматривал 13,8 млн рублей [6, 8, 10, 12, 13, 15, 16].
В заключение хотелось бы отметить, что положение народных художественных промыслов на сегодняшний день таково, что государство должно в срочном порядке возрождать данную отрасль, поскольку возрождение народных художественных промыслов позволит стабилизировать социально-экономическое положение нашей республики, обеспечит занятость населения и создаст необходимые дополнительные рабочие места.
Опираясь на опыт прошлых лет, необходимо модернизировать всю систему народных художественных промыслов, дать им новую жизнь, сделать их визитной карточкой Дагестана и Российской Федерации.
Литература
1. Арсланов Ш. Д. Национально-культурные особенности и традиции народов Дагестана как элемент современной региональной инвестиционной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 1 (51). — С. 73-76.
2. Арсланов Ш. Д. Влияние культуры и традиций народов многонационального региона на формирование и развитие его делового климата (на примере Республики Дагестан) // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2-17. — С. 3 780-3 784.
3. Арсланов Ш. Д. Проблемы формирования и развития инвестиционной сферы в Республике Дагестан //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 4 (42). — С. 122-127.
4. Арсланов Ш. Д. Современный инвестиционный имидж Республики Дагестан: национально-культурные особенности //Вопросы региональной экономики. — 2014. — Т. 21. — № 4. — С. 3-6.
5. Арсланов Ш. Д. Современные проблемы определения содержания, факторов и особенностей инвестиционной привлекательности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. —
16
www.rppe.ru
2013. — № 2 (36). — С. 270-273.
6. Арсланов Ш. Д. Развитие нетрадиционных форм финансирования как этап в становлении малого бизнеса //Вопросы структуризации экономики. — 2003. — № 4. — С. 94-96.
7. Арсланов Ш. Д., Арсланов Б. Д. Управление устойчивым развитием малых предприятий в системе их стратегического взаимодействия с органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. — 2010. — Т. 19. — № 4. — С. 102-107.
8. Арсланова Х. Д., Арсланов Ш. Д. Основные проблемы развития промышленного производства регионов Северо-Кавказского федерального округа // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 5-2. — С. 379-383.
9. Арсланова Х. Д., Арсланов Ш. Д. Взаимодействие малых и крупных предприятий на основе франчайзинга // Вопросы структуризации экономики. — 2003. — № 2. — С. 33-35.
10. Арсланова Х. Д., Ниналалова Л. Г. Институциональные основы эколого-ориентированного социально-экономического развития регионов СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 3. — С. 76-82.
11. Гаджиева А. Г. Проблемы функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. — 2011. — № 3. — С. 37-41.
12. Гимбатов Ш. М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики. — № 3. — 2012. — С. 114-117.
13. Гордеев О. И. Формирование и проведение экономической политики региона на современном этапе постиндустриального общества //Апробация. — 2015. — № 3 (30). — С. 13-17.
14. Арсланов Ш. Д., Идзиев Г. И., АрслановаХ. Д., Рабаданова А. А. Современная государственная политика в области поддержки инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. — 2014. — № 3. — С. 84-86.
15. Коломыц О. Н. Выявление основных типов регионов по уровню инновационно-инвестиционного потенциала с помощью методов многомерного анализа // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2014. — № 7. — С. 123-130
16. Ниналалова Л. Г. Государственная поддержка народных художественных промыслов как основа их возрождения //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 3 (37). — С. 114-117.
References:
1. Arslanov Sh. D. National and cultural features and traditions of the people of Dagestan as element of modern regional investment policy //Regional problems of transformation of economy. 2015. No. 1 (51). P. 73-76.
2. Arslanov Sh. D. Influence of culture and traditions of the people of the multinational region on formation and development of its business climate (on the example of the Republic of Dagestan) // Basic researches. 2015. No. 2-17. P. 3780-3784.
3. Arslanov Sh. D. Problems of formation and development of the investment sphere in the Republic of Dagestan // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 4 (42). P. 122-127.
4. Arslanov Sh. D. Modern investment image of the Republic of Dagestan: national and cultural features // Questions of regional economy. 2014. Vol. 21. No. 4. P. 3-6.
5. Arslanov Sh. D. Modern problems of determination of content, factors and features of investment appeal of the region // Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 2 (36). P. 270-273.
6. Arslanov Sh. D. Development of nonconventional forms of financing as a stage in formation of small business // Questions of structurization of economy. 2003. No. 4. P. 94-96.
7. Arslanov Sh. D., Arslanov B. D. Management of a sustainable development of small enterprises in system of their strategic interaction with authorities, commercial and non-profit organizations //Bulletin of the Dagestan state technical university. Technical science. 2010. Vol. 19. No. 4. P. 102-107.
8. Arslanova H. D., Arslanov Sh. D. Main problems of development of industrial production of regions of North Caucasus federal district // Basic researches. 2015. No. 5-2. P. 3 79-383.
9. Arslanova H. D., Arslanov Sh. D. Interaction of the small and large enterprises on the basis of franchising // Questions of structurization of economy. 2003. No. 2. P. 33-35.
10. Arslanova H. D., Ninalalova L. G. Institutional bases of the ecology focused social and economic development of regions of North Caucasus federal district // Regional problems of transformation of economy. 2015. No. 3. P. 76-82.
11. Gadzhiyeva A. G. Problems of functioning of market infrastructure in the Republic of Dagestan // Questions of structurization of economy. 2011. No. 3. P. 37-41.
12. Gimbatov Sh. M. Problems of social and economic development of the republics of the North Caucasus // Questions of structurization of economy. No. 3. 2012. P. 114-117.
13. Gordeev O. I. Formation and carrying out economic policy of the region at the present stage of postindustrial society //Approbation. 2015. No. 3 (30). P. 13-17.
14. Arslanov Sh. D., Idziyev G. I., Arslanova H. D., Rabadanova A. A. A modern state policy in the field of support of investment activity in the Republic of Dagestan // Questions of structurization of economy. 2014. No. 3. P. 84-86.
15. Kolomyts O. N. Identification of the main types of regions on the level of innovative investment potential by means of methods of the multidimensional analysis // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 7. P. 123-130.
16. Ninalalova L. G. State support of national art crafts as basis of their revival // Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 3 (37). P. 114-117.