МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СОВРЕМЕННАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА БРАЗИЛИИ
А.Ю. Борзова
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье исследуются современные проблемы развития Итамарати - внешнеполитической службы Бразилии. Рассмотрены основные реформы, в рамках которых была изменена структура министерства, что было вызвано новыми внешнеполитическими ориентирами Бразилии. В результате МИД Бразилии стал самой разветвленной дипломатической структурой в Латинской Америке.
Ключевые слова: Бразилия, Итамарати, внешнеполитические интересы, структура МИД, Институт Рио Бранко, межминистерские комиссии.
К началу XX в. Бразилия, самая крупная страна Южной Америки, смогла укрепить политическую независимость, определить собственные внешнеполитические интересы, связанные с урегулированием территориальных проблем и активным продвижением торговых интересов. Страна начинает активно расширять свое присутствие в системе международных отношений, совершенствовать структуру министерства иностранных дел, чему способствовала деятельность «золотого канцлера» Бразилии барона Рио-Бранко (1).
Острые социальные и политические противоречия, проявившиеся в Бразилии в первые десятилетия XX в., углубленные мировыми событиями, нашли отражение и в деятельности Министерства иностранных дел страны. Кофейная олигархия, в руках которой прочно сохранялась государственная власть, была заинтересована, прежде всего, в защите своих интересов, поддержании стабильно высоких цен на кофе и расширении торговых связей. В 1907 г. Бразилия открыла первое посольство - в Вашингтоне, что поднимает на новый уровень отношения со своим северным соседом.
В 1913 г. был принят новый Свод законов, декретов и указов о дипломатическом корпусе Бразилии (декрет № 10383 от 6 августа 1913 г.), который состоял из 214 статей, разбитых на главы (2).
В соответствии с этим декретом были определены следующие дипломатические миссии Бразилии за рубежом: в Европе они располагались в Германии, Австро-Венгрии, Бельгии, Франции, Англии, Испании, Италии, Норвегии и Дании, Португалии, России, Ватикане, Турции. 12 миссий было в странах Латинской Америки, а в Азии - в Японии и Китае. Кроме дипломатических миссий Бразилия имела 15 консульств 1 класса, 5 консульств 2 класса, 11 вице-консульств, 16 консульств.
В 1917 г. Бразилия, население которой превышало 30 млн чел., объявила о вступлении в Первую мировую войну, однако не участвовала в ней. С началом военных действий нарушились налаженные торговые связи с Европой, что привело к сокращению объема иностранных инвестиций, уменьшению спроса на кофе. Наряду с этим, в связи с ростом потребности воюющих держав в продуктах, бурный рост начался в мясохладобойной промышленности страны (3).
Необходимость расширения торговли после Первой мировой войны приводит к расширению географии торговых представительств Бразилии, которые открываются в Кейптауне, Бомбее, Владивостоке, Салониках, Дакаре и Калькутте (4). Структура самого Итамарати усложняется. В 1918 г. в составе Государственного секретариата появляются Панамериканская комиссия и Административный совет.
Панамериканская комиссия стала первой структурой, которая занималась делами, связанными с выходом на международные организации. Задачей Административного совета, который возглавлял министр иностранных дел, являлась подготовка информации по вопросам, связанным с внешней политикой страны:
- обзор договоров, конвенций, соглашений, деклараций и других международных документов;
- вопросы, связанные с границами и проблемами демаркации;
- рекламации иностранных граждан или правительств, а также бразильского правительства в отношении иностранного государства и по любым вопросам;
- вопросы экстрадиции;
- проверка всех дипломатических документов в рамках соответствия международному праву, гражданскому праву;
- дела, связанные с защитой торговли и навигации, с колонизацией и иммиграцией;
- вопросы, связанные с наследством бразильцев за рубежом и иностранцев в Бразилии;
- все вопросы, связанные с исполнительской дисциплиной в отделах МИД, миссиях, консульствах;
- любые вопросы, по которым министру может понадобиться консультация (5).
Подписание Бразилией Версальского мирного договора 28 июля 1919 г., а затем активное участие бразильской делегации в деятельности Лиги Наций в Женеве, особенно в течение первых двух лет, участие в I конференции Международной Организации Труда (МОТ) в Вашингтоне способствовало росту международного престижа страны.
По декрету № 14057 от 11 февраля 1920 г. в стране утверждается новая структура дипломатического корпуса и вводится должность посла наряду с существующими постами чрезвычайного посланника и полномочного министра, министра-резидента, первого и второго секретаря (6). Послами могли быть назначены известные бразильские деятели старше 35 лет, имевшие непосредственное отношение к дипломатическому корпусу и проявившие себя на дипломатическом поприще.
В соответствии с этой новой структурой к 1928 г. уже насчитывалось 11 посольств, 26 дипломатических миссий, более 100 консульств различных классов, и значительно была расширена сеть торговых представительств. Торговые представительства охватывали значительные регионы за пределами Латинской Америки, появившись в Египте, Турции, Греции, Румынии, на Ближнем Востоке (7).
Мировой экономический кризис имел тяжелые последствия для Бразилии, экономика которой продолжала оставаться в сильной зависимости от производства и экспорта кофе. Уровень промышленного производства упал в 1930 г. на 28% в сравнении с 1929 г. (8) Дальнейшее падение экспорта и снижение импорта привели к ухудшению социально-экономической ситуации и обострению политического кризиса в стране. В 1930 г. в ходе вооруженных выступлений к власти приходят либералы во главе с Ж. Варгасом, который приступил к реализации национал-реформистской политики, направленной на стимулирование национального производства. Начавшиеся преобразования затронули и Министерство иностранных дел.
Серьезная реорганизация МИД Бразилии была осуществлена в 1931 г., при министре А. де Мелло Франко, с целью сделать Итамарати «более гибкой и демократичной структурой» (9).
Впервые три структуры министерства - Государственный секретариат, дипломатический корпус и консульский корпус - были объединены, что создавало новую основу для министерства и более благоприятные условия для административного управления. Если раньше переход сотрудника из дипломатического корпуса в консульский (и наоборот) был практически невозможен, то теперь карьера дипломата становилась более унифицированной.
При кабинете министра выделялась отдельно Служба печати (Servicio de Imprensa), в обязанности которой входили следующие функции: поддерживать связи с Агентствами печати и корреспондентами бразильских и ино-
странных журналов, готовить ежедневный обзор бразильской прессы для министра, предоставлять информацию о деятельности министерства для бразильской печати, готовить встречи министра с бразильскими и иностранными журналистами.
При министре иностранных дел Ф. де Барроше Кавальканти де Ласерда были четко обозначены задачи дипломатических миссий, которые сводились к поддержанию гармоничных отношений Бразилии с тем государством, где была расположена ее миссия, защите прав и интересов Бразилии и бразильцев и поддержанию добросердечных отношений с другими миссиями, аккредитованными в этой стране. Дипломат должен был отстаивать честь и достоинство бразильского правительства, действовать осмотрительно и уважительно, соизмерять свой долг перед родиной с уважительным отношением к государству, в котором находился. Пи этом дипломату рекомендовалось отвергать подарки и подношения, и, не теряя твердости, протестовать против злоупотреблений, соблюдая при этом учтивость и отдавая предпочтение устному решению таких вопросов. Если дело касалось интересов страны, то ему рекомендовалось формулировать требования письменно, как отмечалось в статьях 7 и 18 Свода правил Кавальканти де Ласерда (10).
При этом министре впервые были введены курсы повышения квалификации для сотрудников Итамарати, что стало новым явлением для той эпохи. Так, по декрету № 24.486 от 28 июля 1934 г. для дипломатического состава был организован цикл лекций по следующим темам:
1) история договоров и международных конвенций, касающихся Бразилии или других американских государств;
2) история Бразилии и стран Америки;
3) история дипломатии Бразилии;
4) антропогеография, экономическая география, политэкономия;
5) дипломатическая техника;
6) административное управление в консульствах и миссиях.
Государственный переворот 1937 г., когда Ж. Варгас распустил Конгресс, демонтировал демократические институты и подписал конституцию, по которой президент наделялся фактически неограниченными полномочиями, привел в стране к установлению диктатуры. Бразилия стала называться «новым государством».
Российские исследователи отмечали, что «новое государство» представляло собой диктатуру националистически настроенных кругов буржуазии, сохранивших связь с помещичьими группами и опиравшихся на генералитет (11).
В основу всех учреждений «нового государства» была положена отраслевая, замкнутая структура, корпоративные принципы. МИД также превращался в элитарное, замкнутое учреждение.
В 1937 г. в Итамарати появилась «Служба интеллектуального сотрудничества», подчинявшаяся Отделу архивов и библиотеки. В задачу этой струк-
туры входило углубление гуманитарного сотрудничества с зарубежными культурными центрами, расширение научного, культурного обмена Бразилии с другими государствами, проведение конференций и семинаров в Ита-марати. Эта служба также должна была публиковать информацию о научных и культурных связях Бразилии, содействовать развитию библиотечного дела в стране (12).
Под руководством министра иностранных дел Освальдо Эуклидеса де Соузы Араньи (1938-1944 гг.) произошло окончательное слияние дипломатической и консульской службы и были четко определены критерии для кандидатов на дипломатическую службу, среди которых в основу был положен принцип конкурсного отбора среди кандидатов-мужчин. Полная унификация служебной лестницы дипломата, четкое распределение полномочий в рамках должностных инструкций способствовали укреплению организационной структуры министерства и модернизации дипломатических структур, что было завершено в ходе реформ правительства Ж. Варгаса.
Важной вехой в истории Итамарати стало создание Института Рио-Бранко (ИРБ), который был открыт 18 апреля 1945 г. в рамках празднования 100-летия со дня рождения Барона Рио-Бранко. Первоначально ИРБ определялся как научно-исследовательский и образовательный центр, а затем превратился в дипломатическую академию, где стала осуществляться подготовка высококвалифицированных дипломатов. Этот Институт стал центром сосредоточения основных ценностей и принципов Итамарати, того особого духа, которым бразильский МИД отличался от других ведомств в течение всей своей истории.
В этот период Бразилия в составе антигитлеровской коалиции приняла участие во Второй мировой войне, играла активную роль в формировании ООН, в деятельности Организации американских государств (ОАГ), что нашло отражение и в структуре ее МИДа. В 1947 г. в Итамарати создается Комиссия по международным организациям (COI), которая должна была регламентировать деятельность страны в рамках ООН, ОАГ.
МИД становится самой мощной и уважаемой организацией среди других учреждений, входивших в состав исполнительной власти Бразилии. Беспрекословное лидерство в вопросах внешней политики, жесткая иерархическая структура, где вопросы решались кадровым персоналом внутри министерства, сделали его еще более корпоративной и закрытой структурой.
В начале 60-х гг. в стране начала доминировать концепция «развивающегося государства», где государству отводилась ведущая роль в ускорении индустриализации, планировании и административной реформе, в также набрала силу доктрина прагматичной, «независимой внешней политики».
Президент Ж. Кубичек (1956-1960 гг.), представитель умеренных реформистов, перенес столицу в г. Бразилиа, построенный вдали от побережья, что должно было содействовать развитию малоосвоенных внутренних территорий страны.
Министерство иностранных дел переезжает в новую столицу, в здание, спроектированное известным архитектором Оскаром Нимейером, сохранив при этом старое название - Итамарати. При президенте Кубичеке стал осуществляться тезис «регионализации внешней политики», и в МИДе началась разработка внешнеполитической стратегии Бразилии в отношении различных регионов мира. Сосредоточив свои приоритеты на отношениях с США, Бразилия также укрепляла связи с Португалией, с португальскими колониями в Африке и Азии (13).
Президент Ж. Куадрус (1960 г.) восстановил дипломатические отношения с СССР (14), установил их с рядом социалистических стран и начал развивать с ними торговые отношения, укрепляя и связи с развивающимися странами Азии и Африки, отмечая, что «только наши национальные интересы должны управлять нашей политикой» (15) Президент Ж. Гуларт (19611964 гг.) стремился ослабить экономическую зависимость от США, осудил американскую блокаду Кубы и выразил симпатию революционному правительству Ф. Кастро. В 1961 г. делегация Бразилии в качестве наблюдателя приняла участие в работе конференции неприсоединившихся стран в Белграде (16). Основные внешнеполитические цели этого президента сводились к краткой формуле: «развитие, разоружение и деколонизация».
Распад колониальной системы и появление новых независимых государств содействовали расширению дипломатических связей Бразилии. На 31 декабря 1961 г. страна имела 71 посольство, 87 дипломатических миссий, 6 постоянных представительств при международных организациях, 10 представительств, 29 генконсульств, 37 консульств, 96 почетных консульства (17).
Процесс пересмотра внешней политики страны привел к реформе 1961 г., которую называют самой разработанной реформой в истории Итамарати. Для этой реформы был подготовлен проект, который состоял из 107 глав.
Реформа понималась как постоянный процесс реорганизации МИД, направленный на повышение восприимчивости и чувствительности министерства к международным событиям, прогнозированию международных отношений, децентрализации административного аппарата. В министерстве появились отделы, сформированные по географическому принципу (18).
Эта реформа увеличила независимость МИД Бразилии от исполнительной власти, придав больше полномочий министру, обязательно профессиональному дипломату, возглавлявшему секретариат. Развитие региональной интеграции, выразившееся в создании ЛАСТ (Латиноамериканской ассоциации свободной торговли), расширение торговых связей Бразилии нашли отражение и в структуре министерства, где появляются отделы, связанные с экономической дипломатией, регионализмом и мультилатерализмом.
Общий секретариат, при котором находилось пять отделов (протокола, национальной безопасности, демаркации границ, служба связи с Конгрессом и комиссия по рекламе), подразделялся на девять департаментов:
1) консульский департамент;
2) правовой департамент;
3) департамент культуры и информации;
4) объединенный секретариат по американским делам;
5) объединенный секретариат по делам Западной Европы и Африки;
6) объединенный секретариат по делам Восточной Европы и Азии;
7) объединенный секретариат по делам международных организаций;
8) объединенный секретариат по экономическим делам;
9) административный департамент (19).
Каждый из этих департаментов подразделялся на более мелкие отделы.
Такая структура МИД отражала стремление страны к расширению сотрудничества с развивающимися странами, с международными организациями, к более глубокой интеграции в мировую экономику.
В период сменявших друг друга военных диктатур 1964-1985 гг. военные выработали собственную идейную доктрину, которую они назвали «национальной идеологией безопасности и развития». Краеугольными понятиями в этой идеологии стали понятия «развитие» и «суверенитет».
Военные ориентировались во внешней политике прежде всего на укрепление отношений с США, расширили сотрудничество с периферийными государствами, углубили интеграционные тенденции между Бразилией и Аргентиной, развивали технократические принципы для совершенствования управления экономикой и обществом (20). В рамках министерства появился Отдел национальной безопасности и Национальная комиссия оперативного контроля за наркотрафиком.
В 1979 г. в Бразилии было создано чрезвычайное министерство по дебюрократизации (21), которое разрабатывало проекты по повышению эффективности процесса принятия и реализации решений. В отношении МИД были предложены определенные инструменты для координации его деятельности с другими государственными структурами при реализации задач национального развития. Именно в этот период были выдвинуты критерии для определения эффективности деятельности подразделений министерства. Однако эти реформы, связанные с совершенствованием модели управления государством и его структурными министерствами, продвигались с большими трудностями.
Переход от военных режимов к гражданскому правлению поставил Бразилию перед необходимостью изучения проблем модернизации как главного стержня концепции развития страны. На рубеже 1980-1990-х гг., как отмечает известный российский специалист по истории Бразилии проф. Л.С. Окунева, Бразилия вплотную подошла к осмыслению новых экономических и политических реалий, и прежде всего перемен глобального характера, напрямую затрагивавших и во многом определявших международное и внутреннее положение страны (22).
С установлением демократии и углублением региональной интеграции и глобализации Бразилия начинает уделять пристальное внимание правам
человека, проблемам окружающей среды, что нашло отражение и в изменении структурных подразделений Итамарати, которые начали происходить с 1986 г., но кардинальный характер приобрели во время институциональных реформ 2004 и 2006 гг. Все многочисленные структуры, охватывавшие широкую сферу деятельности Итамарати, были разделены как по географическому, так и тематическому принципу.
Появились, таким образом, 7 субсекретариатов, которые составили функциональную и структурную основу современного МИДа Бразилии:
- общий политический субсекретариат I (Subsecretaría-Geral Política I, SGAP I);
- общий политический субсекретариат II (Subsecretaría-Geral Politica II, SGAP II);
- общий субсекретариат по странам Южной Америки, (Subsecretaría-Geral da América do Sul, SGAS);
- субсекретариат по экономическим вопросам и технологиям (Subsecretaría de Assuntos Económicos e Tecnológicos, SGET);
- общий субсекретариат по делам бразильских сообществ за рубежом (Subsecretaria-Geral das Comunidades Brasileiras no Exterior, SGEC);
- общий субсекретариат по сотрудничеству и содействию торговле (Subsecretaria-Geral de Cooperagao e Promogao Comercial);
- общий субсекретариат по внешним связям (Subsecretaria-Geral do Ser-vigo Exterior).
Эти субсекретариаты находятся в подчинении министра, но кроме этого сохранились и другие департаменты, которые непосредственно связаны с кабинетом министра.
В SGAP I входят Отдел США и Канады (DEUC), а также четыре департамента:
1) Департамент Европы (DEU), который занимается вопросами ЕС и отдельных европейских стран;
2) Департамент международных организаций (DOI), который занимается проблемами, связанными с деятельностью ООН, ОАГ и процессом разоружения;
3) Департамент по охране окружающей среды и специальным темам (DME);
4) Департамент по правам человека и социальным темам (DHS).
Следует отметить, что в новой структуре МИД сфера прав человека была поднята от подразделения до департамента.
SGAP II курирует работу департамента Африки, департамента Ближнего Востока и Центральной Азии и департамента Азии и Океании.
В структуру субсекретариата SGET входят два департамента - по научно-техническому сотрудничеству и экономический департамент. Первый департамент включает отдел по интеллектуальной собственности и отдел науки и техники, а экономический департамент состоит из 6 отделов: отдел
по доступу на рынки, отдел инвестиций, обслуживания и финансовых проблем, отдел сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров, отдел защиты торговли, отдел по решению спорных вопросов, отдел по общей координации деятельности экономических организаций.
Такая структура этого субсекретариата наглядно доказывает, насколько серьезное внимание уделяет Бразилия данному направлению внешней политики. Бразилия ведет активную деятельность в ЭКОСОС, ЮНКТАД, в ВТО, в ОЭСР, отстаивая свои интересы и интересы развивающихся стран в торговле с развитыми государствами. Так, в бразильской миссии при ЕС в Женеве работают около 50 дипломатов, которые в той или иной степени связаны с проблемами, решаемыми в ВТО (23).
Интересно отметить тот факт, что в эту миссию была направлена и включена в состав бразильской делегации в Женеве группа из двадцати молодых дипломатов для интенсивной подготовки в ведении торговых переговоров. После возвращения в страну большинство из них вошло в состав экономического департамента этого субсекретариата, который состоит сейчас из шести отделов (24).
Приоритетным направлением во внешней политике президентов Э. Кар-дозу и Лулы да Силвы стала региональная интеграция. В 2003 г. был создан генеральный субсекретариат по Южной Америке (SGAS), который занимается отношениями со странами региона (департамент Южной Америки, DAS), проблемами региональной интеграции и МЕРКОСУР (департамент интеграции, DIN), переговорами о создании зоны свободной торговли с ЕС, вопросами создания межамериканской зоны свободной торговли (департамент международных переговоров, DNI), отношениями с Центральной Америкой, странами Карибского бассейна и Мексикой (департамент Северной Америки, Центральной Америки и Карибов, DAN). Эти департаменты в свою очередь делятся на отделы.
Поскольку в рамках интеграционных объединений трудно отделить двусторонние отношения от многосторонних, то сотрудники этого субсекретариата занимаются как политическими, так и экономическими проблемами, впервые объединяя три уровня взаимодействия: политические двусторонние отношения, политические многосторонние отношения, экономические многосторонние отношения. Такое сочетание политической и экономической сферы деятельности оказалось практичным, поскольку позволяет видеть ситуацию в регионе целиком. SGAS имеет самый многочисленный штат дипломатов, что доказывает, насколько важны для Бразилии региональные процессы, ее политика в МЕРКОСУР, в отношении стран-членов этого блока и остальных стран Южной Америки.
Процессы глобализации привели к росту миграции бразильцев, увеличению бразильской диаспоры за рубежом, что вызвало необходимость создания субсекретариата по сотрудничеству с сообществами бразильцев за рубежом (SGEC) с его многочисленными отделами вместо консульского де-
партамента. Так, если в середине 1990-х гг. до 1,5 млн бразильцев проживало за рубежом, в основном в Парагвае, США и Японии, то к 2004 г. 170 тыс. проживало в США, около 280 тыс. - в Японии, и около 4 млн граждан Бразилии ежегодно выезжали за пределы страны на работу. При этом большое значение имеет тот факт, что около 5,2 млрд долл. составляли в тот период денежные переводы в страну из-за рубежа (25).
Оказание помощи и защита соотечественников за рубежом становятся одним из приоритетов внешней политики страны. МИД проводит большую работу, стремясь повысить эффективность этой помощи, содействуя консолидации бразильцев, укрепляя их связь с родиной. Здесь весьма показательна структура SGEC, который включает в себя 4 департамента:
1) Бразильское агентство по сотрудничеству (ABC),
2) Департамент сообществ бразильцев за рубежом (DCB),
3) Культурный департамент (DC),
4) Департамент содействия торговле (DPC).
В свою очередь, эти департаменты делятся на многочисленные отделы, которые охватывают не только консульские и дипломатические аспекты взаимодействия с диаспорами, но также экономические, торговые, культурные, политические вопросы. Бразильский МИД здесь стремится идти навстречу требованиям своих граждан, работать на опережение, не дожидаясь их обращения в свои структуры.
Такая масштабная реформа министерства иностранных дел привела к росту численности дипломатического корпуса страны. Если с 1946 по 2005 г. дипломатический корпус вырос на 400 чел., то в 2006 г. было одобрено его расширение еще на 400 чел. за 4 последующих года, что также свидетельствует о масштабной реконструкции Итамарати (26). Численность посольств за рубежом, особенно в странах Латинской Америки, выросла. А в конце 1990-х гг. испанский язык, наряду с французским и английским, становится обязательным для бразильского дипломата.
В настоящее время для бразильского МИДа характерно расширение взаимодействия с другими государственными структурами и гражданским обществом. Так, для обсуждения проекта США по созданию межамериканской зоны свободной торговли (ALCA) в 1996 г. была создана Национальная секция по координации вопросов, связанных с ALCA (SENALCA, Seçâo Nacional de Coordenaçâo dos Assuntos relativos à ALCA), затем - SENEUROPA, (Seçâo Nacional de Coordenaçâo dos Assuntos relativos às negociaçoes Merco-sul-Uniâo Européia) (27) для расширения взаимодействия между министерством и теми структурами, которые заинтересованы в развитии отношений с ЕС. Созданный Постоянный совет предпринимателей (Conselho Empresarial Permanente) содействует расширению диалога между дипломатией и бизнесом. Наряду с этим в Бразилии укрепилась тенденция создания групп «ad hoc» для участия общественных структур при решении отдельных проблем внешней политики.
При подготовке в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференции ООН проблемам окружающей среды и развитию (ECO-92) была создана Межведомственная комиссия для ее подготовки (CIMA, Meio Ambiente e Desenvolvimen-to), где отдел Итамарати, занимавшийся проблемами окружающей среды, координировал свою деятельность с другими государственными структурами. В разные временные периоды действовали Межведомственная комиссия по устойчивому развитию (CIDES, Comissao Interministerial para o Desenvol-vimento Sustentável), Комиссия по проблемам устойчивого развития в XXI в. (Comissao de Políticas de Desenvolvimento Sustentável e da Agenda XXI Nacional), Межведомственная комиссия по глобальному изменению климата (CIMGC, Comissao Interministerial de Mudanga Global do Clima), Межведомственная группа по международной торговле (Grupo Interministerial para o comércio internacional, GICI).
Появление новых направлений во внешней политике Бразилии, связанных с проблемами окружающей среды, правами человека, организованной преступностью, голодом, нищетой, разоружением и т.д., заставляют различные министерства координировать свою деятельность для достижения своих целей как в стране, так и на международной арене. Эта взаимозависимость между внутренней и внешней политикой ведет к тесному взаимодействию между различными структурами государственной власти Бразилии для укрепления позиции страны на международной арене в самых разных сферах. Такое взаимодействие между министерствами в Бразилии расширяется.
Так, если в 1968-1987 гг. в стране было создано 23 межведомственные комиссии (из них 6 - с участием МИДа), то в 1988-2007 гг. таких комиссий стало 38 (17 с участием МИДа) (28).
Среди них можно выделить: межведомственную комиссию по биотехнологии, межведомственную комиссию по устойчивому развитию, межведомственную комиссию по внешней торговле, национальную программу по биологическому разнообразию, межведомственную комиссию по глобальному изменению климата и др.
Для расширения взаимодействия с другими госструктурами с 1988 по 2007 г. 750 чиновников Итамарати перешли на службу в другие федеральные ведомства, в то время как 77 сотрудников других министерств, имеющие в основном юридическое образование, стали работать в МИДе (29).
Можно сказать, что МИД Бразилии активно адаптируется к изменившимся условиям, открывается для диалога с другими правительственными структурами. Однако процесс принятия решений по внешнеполитическим вопросам, особенно связанным с большими финансовыми потоками, остается в руках узкого круга лиц (президент, министр иностранных дел, кабинет министров).
В 2003 г. был создан Отдел по международным отношениям и национальной безопасности при правительстве страны, в задачи которого входит формулирование доктрин и целей страны на международной арене (30).
Расширение внешнеполитических интересов Бразилии, рост ее влияния на мировой арене, стремление изменить существующую архитектуру международных отношений, активная деятельность в ООН, ВТО и других международных организациях, приоритетное внимание региональным процессам отразились и на структуре Итамарати. Дипломатическая служба Бразилии содействует реализации внешнеполитических задач страны, улучшает процесс принятия решений по этим вопросам. В настоящее время интересы Бразилии в мире представляет обширная сеть, состоящая более чем из 250 дипломатических представительств, среди которых 125 посольств, 43 консульства, 19 вице-консульств и более 100 почетных консульств (31).
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) См. подробнее статью А.Ю. Борзовой «Становление и развитие дипломатической службы Бразилии в XIX - начале ХХ века» // Вестник РУДН. Сер. «Всеобщая история». - 2012. - № 1. - С. 68-77.
(2) Mendes Oliveira Castro F. Historia da Organizasao do Ministerio das Relasoes Exterio-
res. - Editora Universidade de Brasilia, 1983. - Р. 219-220.
(3) История стран Латинской Америки (1918-1945) - М., 1999. - С. 139.
(4) Mendes Oliveira Castro F. Historia da Organizasao... - P. 220-221.
(5) Ibid. - P. 248.
(6) Ibid. - P. 261
(7) Ibid. - P. 273-274.
(8) История стран Латинской Америки (1918-1945)... - С. 144.
(9) Vargas Garcia E. Cronologia das Relacoes Internacionales do Brasil. - Rio de Janeiro, 2005. - Р. 142.
(10)Mendes Oliveira Castro F. Historia da Organizasao... - P. 308.
(11) История стран Латинской Америки (1918-1945)... - С. 159.
(12)Mendes Oliveira Castro F. Historia da Organizasao... - P. 368.
(13) Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны. - М.,
1975. - С. 84-85.
(14) Установленные в 1945 г. дипломатические отношения между СССР и Бразилией были разорваны в 1947 г.
(15) Внешняя политика стран Латинской Америки... - С. 87.
(16) Vargas Garcia E. Cronologia... - Р. 186.
(17)Mendes Oliveira Castro F. Historia da Organizasao.... - P. 434.
(18) Vargas Garcia E.Cronologia... - Р. 185.
(19)Mendes Oliveira Castro F. Historia da Organizasao... - P. 430.
(20) История стран Латинской Америки. Вторая половина ХХ века. - М., 2004. - С. 65.
(21) Roder Figueira. A. Rupturas e continuidades no padrao organizacional e decisorio do Ministério das Relagoes Exteriores // Revista Brasileira da Política internacional. -2010. - № 53 (2). - P. 10.
(22) ОкуневаЛ.С. Бразилия: особенности демократического проекта. - М., 2008. - С. 86.
(23) Rivarola Puntigliano А. 'Going Global': an organizational study of Brazilian foreign policy // http://fichasmarra.wordpress.com/2010/! 1/30/going-global-an-organizational-study-of-brazilian-foreign-policy
(24) Ibid.
(25) Ibid.
(26) Ibid.
(27) A Secao Nacional de Coordenacao dos Assuntos Relacionados a Associacao Inter-Regional MERCOSUL - Uniao Européia constitui um foro de coordenacao especifico para prepa-racao das posicoes a serem coordenadas com os demais Estados Partes do MERCOSUL, com vistas as negociacoes entre о MERCOSUL e a Uniao Européia de acordo de associacao inter-regional (dados extraido da página do SIORG // http://www.siorg.redego-verno.gov.br/com acesso em 05/05/2008).
(28) Roder FigueiraA. Rupturas e continuidades... - Р. 17-18.
(29) Roder Figueira A. Rupturas e continuidades... - Р. 18.
(30) Vargas Garcia E. Cronologia... - Р. 278.
(31) Lista do Corpo Diplomático. Lista de países com que o Brasil mantém rela?oes diplomáticas, mas nao dispöem de representa?ao permanente em Brasilia // http://www.itama-raty.gov.br/cerimonial/corpo-diplomatico/embaixadas-nao-residentes.
MODERN DIPLOMATIC SERVICE OF BRAZIL
A. Borzova
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with contemporary issues of Itamaraty - Brazil's foreign service. The basic reform in the ministry changed its structure as a result of new foreign policy guidelines in Brazil. Brazil's Foreign Ministry is the most extensive diplomatic structure in Latin America.
Key words: Brazil, Itamaraty, Foreign Policy, Foreign Ministry, Institution of Rio Bran-co, Inter-Ministerial Committee.