ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ЭВОЛЮЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ИСПАНИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.
Е.В. Косяк
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
На рубеже XX—XXI вв. произошли существенные изменения структуры центрального аппарата МИД Испании и его загранучреждений. Среди причин — последствия углубления европейской интеграции, глобальный характер испанской внешней политики и расширение сферы национальных интересов.
В 2011—2014 г. была проведена реформа центрального аппарата испанского МИД и приняты важнейшие внешнеполитические документы, среди которых Закон о внешнеполитической деятельности и дипломатической службе. Вместе с принятием этих документов был заполнен правовой вакуум в области регулирования внешнеполитической деятельности Испании и реструктурирована организационная структура МИД в соответствии с расширением внешнеполитической повестки дня.
Ключевые слова: реформа дипломатической службы Испании, МИД Испании, эволюция дипломатической службы Испании.
Испанская дипломатическая служба является одной из старейших и занимает одно из видных мест в мире. Однако в связи с многолетней международной изоляцией Испании современные организационные формы и методы работы оставались довольно слабо изученными по сравнению с дипломатическими службами других ведущих европейских государств [1].
С принятием новой Конституции 1978 г. была закреплена исключительная компетенция государства в области внешней политики и политики безопасности и установлена руководящая роль правительства в области внешней политики [3], на МИД Испании были возложены функции, присущие внешнеполитическому ведомству в демократическом обществе. Внешняя политика стала являться предметом обсуждения во всем обществе, в результате чего возникло понятие внешнеполитического консенсуса, значительными полномочиями во внешнеполитической сфере стали обладать представительские и судебные органы власти [2].
Первым документом, регулирующим структуру министерства, стал Декрет 1976 г., который установил структуру МИД до уровня управлений. В 1977 г. было принято распоряжение, которое устанавливало структуру МИД до уровня отдела.
Впоследствии интеграция Испании в евроатлантические структуры обусловила дельнейшие изменения в организационной структуре министерства и его отдельных подразделений.
Ввиду расширения полномочий и компетенции автономных областей новой сферой деятельности МИД стала координация внешнеполитических действий центрального правительства с их правительствами. Тенденция вовлечения испанских регионов во внешнеполитическую деятельность еще больше усилилась в 1990-е гг., в связи с процессами глобализации, а также развитием политических механизмов в рамках ЕС [2. С 112].
В конце XX в. появляются новые направления деятельности МИД Испании — укрепление демократических режимов и защита прав человека, охрана окружающей среды, международное сотрудничество в целях устойчивого развития, борьба с международным терроризмом и преступностью, борьба с пиратством и др. [12]. Расширение деятельности испанского МИД являлось причиной его периодической системной организации.
В 2000 г. Центральный аппарат МИД Испании насчитывал 250 сотрудников оперативно-дипломатического состава и 979 — административно-технического состава. В загранучреждениях министерства работали 450 представителей оперативно-дипломатического состава и 618 — административно-технического состава. Своих сотрудников в посольствах Испании за рубежом имели некоторые отраслевые министерства (Министерство экономики и финансов, Министерство культуры и науки и др.) [2. С. 112].
В настоящее время наблюдается тенденция расширения дипломатического состава и увеличения степени участия отраслевых министерств во внешнеполитической деятельности государства. Согласно данным 2005 г. во внешнеполитической деятельности Испании было задействовано около 8200 сотрудников центрального государственного аппарата, среди которых 33,1% находилось на службе в Министерстве иностранных дел и сотрудничества, 33% — в Министерстве промышленности, торговли и туризма и 17,3% являлись сотрудниками Министерства обороны. В центральном аппарате Министерства иностранных дел и сотрудничества работает около 9610 сотрудников [6. С. 19].
В ходе преобразований 80—90-х гг. к началу 2000-х гг. сформировалась следующая структура Министерства иностранных дел Испании: Министр иностранных дел, в аппарат которого входит Кабинет министра, Управление дипломатической информации, специальный Кабинет анализа и прогнозирования внешней политики и Высшего Совета Министерства иностранных дел. Напрямую министру подчинены два Государственных Секретариата — Секретариат внешней политики и Европейского Союза (СВПЕС) и Секретариат по Международному Сотрудничеству и проблемам Ибероамерики (СМСИ). В подчинении СВПЕС находится посол специальной миссии по вопросам внешней политики и общей безопасности, функциональные подразделения министерства — общие управления по техническим вопросам Европейского Союза, ООН, безопасности и разоружения, а также географические подразделения — общие управления Европы и Северной Америки,
Африки, Азии и Тихоокеанского региона, Ибероамерики. СМСИ подчиняются Общее управление экономических отношений и Общее управление по связям в области науки и культуры. В структуру министерства входят также два органа, имеющие автономный характер: 1) Агентство Испании по международному сотрудничеству, которому подчинены два общих управления — одно по вопросам сотрудничества со странами Ибероамерики, второе — с арабскими странами; 2) Институт Сервантеса, приписанный к министерству [2. C. 101].
Однако дальнейшая трансформация современной системы международных отношений в 2000—2010 гг., на фоне которой произошло изменение внешнеполитической стратегии большинства государств, появление новых игроков на международной арене, усиление процессов глобализации, нарастание новых вызовов и угроз, а также возможностей научно-технического прогресса и информационных технологий стала причиной масштабной реформы законодательства и институциональной структуры испанской внешней политики и дипломатической службы.
К предпосылкам внешнеполитических реформ конца первого десятилетия XXI в. также стоит отнести последствия углубления европейской интеграции, вызвавшей ряд серьезных проблем правового характера. Существенно обновленная правовая база ЕС вызвала необходимость переподготовки испанских дипломатов, поскольку, осуществляя деятельность в различных правовых измерениях, они помимо профильных знаний должны обладать специальными знаниями и навыками в области международного права, права страны пребывания, общего права ЕС, а также национального (испанского) права.
Вместе с тем серьезной проблемой стало отсутствие надлежащего внешнеполитического планирования и нехватка межведомственной координации. В то время как ведущие страны мира имели уже нормативно-правовую основу и соответствующие основополагающие документы в области внешней политики, в Испании до 2012 г. не было базового закона, регулирующего данную область государственной политики и основополагающих внешнеполитических документов. В связи с этим было принято решение о проведении масштабной внешнеполитической реформы.
Приказом PRE/2046/2004 от 25 июня 2004 г. была создана Комиссия по интегральной реформе дипломатической службы Испании. В состав Комиссии вошли представители 15 министерств, аналитическую поддержку которым оказывали члены научного сообщества, представители предпринимательских кругов, консультанты торговых палат, профессиональных союзов, университетов, властей административно-территориальных единиц Испании. Результатом работы Комиссии стал опубликованный 20 июня 2005 г. Доклад о реформе внешнеполитической службы Испании (Informe sobre la reforma del Servicio Exterior español). Документ представляет собой фундаментальную аналитическую работу, в которой рассматривается структура и функции внешнеполитической службы Испании, выделяются ее сильные стороны, детально рассматриваются проблемы институционального, организационного, административного и нормативного характера, представлены пути их решения.
Комиссия заявила о 6 основных опорах реформы, среди которых координация, модернизация, профессионализм, специализация, однородность и упрощение процедур. На основе этих опор Комиссия сформулировала 70 конкретных предложений для будущей институциональной реформы [6. C. 19].
В декабре 2011 г. был разработан проект закона, который был поддержан всеми политическими силами страны. Примером тому служит опубликованная 8 февраля 2012 г. в газете El Mundo статья, в которой был представлен совместный призыв экс-министров иностранных дел, занимавших пост с периода демократического транзита до настоящего времени, о необходимости принятия единого закона, регулирующего дипломатическую службу и внешнеполитическую деятельность государства [11].
Тем не менее, несмотря на согласованный подход дипломатов, обсуждение проекта закона затянулось, поскольку текст документа был критически воспринят в автономных областях (АО). Прежде всего, такая критика звучала со стороны националистических партий (Конвергенция и союз Каталонии и Национальная партия басков) и касалась вопроса прав автономных сообществ в области внешней политики. Первоначальный проект закона запрещал территориальным единицам Испании, имеющим финансовые трудности, открывать представительства в зарубежных государствах. Вскоре данное положение было упразднено [13].
Острую критику автономных областей также вызывало положение проекта закона о необходимости информировать центральные власти при выезде делегаций АО за пределы ЕС. В настоящей редакции документ предусматривает информирование центральных властей лишь при выезде высших должностных лиц — председателей правительства или членов Совета Правительства [5].
Несмотря на жесткую критику в обществе, работа комиссии увенчалась успехом. Новая структура центрального аппарата МИД Испании была закреплена 10 февраля 2012 г. Королевском Декретом 342/2012, а 26 марта 2014 г. вступил в силу Закон о внешней политике и внешнеполитической службе. Вместе с принятием этих документов был заполнен правовой вакуум в области регулирования дипломатической службы и внешнеполитической деятельности Испании.
Следует отметить, что попытки принятия подобного закона предпринимались в рамках председательства Хосе Мария Аснара и Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Тем не менее, сложное экономическое положение государства и внутренние противоречия препятствовали достижению консенсуса по вопросам институционального устройства и основополагающих основ внешней политики государства.
Закон о внешнеполитической деятельности и дипломатической службе от 26 марта 2014 г. стал основным документом в области внешней политики, разумеется, следующим в иерархии после Конституции 1978 г. Документ определил основные задачи МИД в контексте глобальных изменений международных процессов [8].
Значительные изменения претерпела и структура центрального аппарата МИД Испании. Королевскими Декретами 1823/2011 от 21 сентября 2011 г. и 342/2012 от 10 февраля 2012 г. была сформирована структура Министерства иностранных
дел и сотрудничества Испании. Центральными органами МИДа являются Министр иностранных дел и сотрудничества (в т. ч. его аппарат), три государственных секретариата (Государственный Секретариат по международным делам, Государственный Секретариат по вопросам сотрудничества с Европейским Союзом и Государственный Секретариат по международному сотрудничеству и по делам Латинской Америки), Субсекретариат по международным делам и сотрудничеству, два главных управления (Главное управление по международным экономическим отношениям; Главное управление по взаимодействию со СМИ и по вопросам публичной дипломатии), а также Офис дипломатической информации и Протокольный отдел [5].
Министр иностранных дел и сотрудничества Испании осуществляет руководство Министерством иностранных дел и сотрудничества Испании, является высшим должностным лицом МИД, назначается Председателем Правительства Испании [9]. Министру подчинены следующие структуры: Государственный Секретариат по международным делам, Государственный Секретариат по вопросам сотрудничества с Европейским Союзом, Государственный Секретариат по международному сотрудничеству и по делам Латинской Америки, Субсекретариат по международным делам и сотрудниченству, Главное управление по международным экономическим отношениям; Главное управление по взаимодействию со СМИ и по вопросам публичной дипломатии; Офис дипломатической информации и Протокольный отдел [10].
Государственный Секретариат по международным делам (Secretaría de Estado de Asuntos Exteriores) — орган, ответственный за выработку и осуществление внешней политики, планирование и постановку общих задач в географической и тематической плоскостях. Среди прочих функций осуществляет координацию и контроль за участием Испании в Общей внешней политике и политике безопасности в рамках Европейского Союза, формулирует позицию страны и осуществляет взаимодействие со структурами Организации Объединенных Наций, отвечает за международное сотрудничество по вопросам терроризма, международной безопасности, разоружения, прав человека, а также распределения отчислений в международные институты [14].
Государственный Секретариат по вопросам сотрудничества с Европейским Союзом — высший орган, ответственный за формулирование и осуществление внешней политики Испании в рамках ЕС. Координирует действия с иными публичными органами ЕС, а также дает инструкции постоянному послу — представителю Испании в ЕС [14].
Государственный Секретариат по международному сотрудничеству и по делам Латинской Америки — орган, формулирующий, руководящий осуществляющий реализацию и контроль, а также оценку внешней политики Испании в Латинской Америке, отвечает за сотрудничество в области устойчивого развития, а также координирует политику в области внешней культурной политики. Также данный орган занимается подготовкой ибероамериканских саммитов и планирует деятельность Ибероамериканского сообщества наций, координирует и ока-
зывает поддержку Генеральному Секретариату, являющимся институциональным техническим органом ибероамериканских конференций и саммитов, координирует участие Испании в Организации Американских Государств (ОАГ), а также взаимодействует с различными образованиями в области ибероамерикан-ского сотрудничества [14].
Субсекретариат по международным делам и сотрудничеству — орган, к основным задачам которого относятся руководство и координация общих служб министерства, подготовка, соблюдение процедурных формальностей, контроль за соблюдением и хранение международных договоров, участницей которых является Испания; отбор и обучение персонала дипломатического корпуса и корпуса переводчиков; формулирование и реализация политики Испании по отношению к иностранным гражданам и защита испанских граждан за рубежом, разрешение чрезвычайных и кризисных ситуаций за рубежом, затрагивающих интересы испанских подданных, а также контроль за деятельностью испанских консульских учреждений [14].
Глубинные изменения законодательства, связанные с углублением евроинте-грации, стали причиной реформы Секретариата внешней политики и Европейского Союза, в результате которой возникли Государственный Секретариат по международным делам и Государственный Секретариат по вопросам сотрудничества с Европейским Союзом.
Государственный Секретариат по международному сотрудничеству и по делам Латинской Америки был сохранен, однако значительно расширилась его структура, большинство подведомственных учреждений было переименовано.
Субсекретариат также продолжил работу по координации и контролю различных вопросов: начиная с процедурных вопросов до проблематики работы органов, связывающих его с остальными подразделениями министерства.
Таким образом, структура центрального аппарата МИД Испании существенно изменилась, появились новые органы, старые были укрупнены или упразднены вовсе.
Общая структура заграничных учреждений МИД Испании определена в Законе 6/1997 от 14 апреля «Об организации и деятельности основного государственного аппарата» и в Королевском Декрете от 8 мая 632/1987. Дипломатические миссии, как и временные представительства или уполномоченные делегации представляют Испанию в государстве пребывания, в международных организациях и их органах, на международных конференциях и защищают интересы испанского государства и его граждан в соответствии с нормами международного права.
Географическое распределение испанских дипломатических миссий представлено следующим образом: 36% — функционирует в Европе, 17% — в Латинской Америке, 15% — в Африке, 11% — в Северной Америке, 13% — в Азии и 8% на Ближнем Востоке. Сопоставляя эти данные с данными периода демократического транзита, а также статистикой 90-х гг., следует отметить тенденцию расширения внешнеполитического поля испанской деятельности. Дипломатические мис-
сии открываются в разных регионах мира, причем рост испанских представительств значительно выше на «нетрадиционных направлениях» (в Африке и Азии), чем в государствах Северной, Латинской Америки или на Ближнем Востоке [6. C. 19].
В конце 2012 г. Испания имела 118 посольств, 182 консульства и 94 торговых представительства[7].
В структуру дипломатических миссий входят Дипломатические канцелярии (представительства) и объединения советников и атташе, формируемые по отраслевому принципу. Так, из 7249 работников миссий 66% входит в состав Дипломатических канцелярий и 34% составляют штат объединений советников и атташе [6. C. 20].
Дипломатические канцелярии являются государственным органом внешних сношений, осуществляющим представительство Испании в государстве пребывания. Возглавляется миссия Главой миссии, в ее состав также входят в зависимости от «значимости» миссии ряд дипломатов различных классов и рангов. Наряду с дипломатами в состав миссии входит технический, административный и обслуживающий персонал. Главой миссии, как правило, является посол или поверенный в делах, который представляет миссию перед органами власти государства пребывания и иерархически подчиняется Министерству иностранных дел Испании.
Объединения советников и атташе (Consejerías y Agregadurias Sectoriales) представляют собой отделения Дипломатических миссий, которые не входят в состав Дипломатической канцелярии. В их компетенцию входят определенные задачи технического характера. Данные объединения подчиняются профильным министерствам, которые в свою очередь определяют их организационную структуру, выделяют средства на функционирование и по отношению к ним являются контролирующими органами.
Консульские учреждения представляют государство в вопросах защиты интересов граждан и интересов государства главным образом в торговой и имущественно-правовой сферах и действуют в соответствии с испанским законодательством, 5-й статьей Венской конвенции о консульских сношениях и на основе двусторонних соглашений между Испанией и государством пребывания.
Различаются два вида консульств: консульства и почетные консульства (Oficinas Consulares de Carrera y honorarias). Консульства возглавляются профессиональными дипломатами и, как правило, образованы в форме Генерального Консульства или Консульства. В случае, если консульское учреждение создается в рамках Канцелярии дипломатической миссии (посольства), то оно создается в форме консульского отдела.
В настоящее время функционирует 90 Генеральных консульств и 8 консульств. Главы консульских учреждений осуществляют деятельность в соответствии с инструкциями испанского МИДа и главы дипломатической миссии. Вопросы выдачи виз, нотариального заверения, записи актов гражданского состояния, неискового производства и другие вопросы гражданско-правового характера регулируются внутренним законодательством Испании [6. С. 20].
В дополнение к сети консульских учреждений существует несколько сотен «почетных консульств», которые возглавляются консулами, вице-консулами или консульскими агентами по найму. Деятельность такого рода консульских учреждений регулируется Королевским Декретом от 25 апреля 952/1984. Персонал таких консульских учреждений нанимается Министерством иностранных дел и сотрудничества Испании. Назначенные лица наделяются полномочиями ограниченного характера и осуществляют в основном функции вспомогательного персонала или посредников между дипломатами и консульскими служащими.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Богучарский Е.М., Солнцев А.С. Дипломатическая служба Испании // Дипломатия иностранных государств. М., 2004. URL: http://www.mgimo.ru/files/31644/31644.pdf.
[2] Зонова Т.В. Дипломатия иностранных государств // Российская политическая энциклопедия. М.: МГИМО, 2004. C. 112.
[3] Конституция Испании 1978 г. Ст. 149.1.3.а, Ст. 149.1.18.а, Ст. 97. URL: http://www.lamoncloa.gob.es/documents/constitucion_es1.pdf.
[4] España: Organigrama del Gobierno de Mariano Rajoy., Madrid, febrero de 2012. URL: http://www.blogdeasuntospublicos.com/wp-content/uploads/2012/02/120227-0rganigrama-Gobierno.pdf (Accessed 28 April 2014).
[5] Estudios de política exterior. Política exterior de España: ley, estrategia y dinero, Politica Exterior, 11.03.2014. Available at: http://www.politicaexterior.com/archives/16480 (Accessed 30 April, 2014).
[6] Informe sobre la reforma del Servicio Exterior español (Comisión Para La Reforma Integral Del Servicio Exterior), 20 de junio de 2005, P. 19. Available at: http://www.elconfidencial.com/ fotos/informe_CRISEX.pdf (Accessed 2 February, 2014).
[7] La reforma diplomática de Margallo despierta recelos en el Gobierno. El Pais, 09.12.2012. Available at: http://politica.elpais.com/politica/2012/12/09/actualidad/1355077283_021796.html (Accessed 15 December, 2013).
[8] Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial Del Estado. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/Ministerio/FuncionesEstructura/ Documents/B0E-Ley%20Acci%C3%B3n%20y%20del%20Servicio%20Exterior%20del%20 Estado%2026.03.14.pdf (Accessed 2 May, 2014).
[9] Ley 50/1997, de 27 de noviembre, del Gobierno., Art. 4.
[10] Ley 6/1997, de 14 de abril, de Organización y Funcionamiento de la Administración General del Estado, art. 12,13.
[11] Oreja M., Pérez-Llorca J.P., Moran F., Solana J., Westendorp C., Matutes-Piqué A., Palacio A., Moratinos M.A., Jimenez T., García-Margallo J.M. Una política exterior al servicio de España. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Articulos/Documents/ 20120205articuloministro.pdf (Accessed 10 October, 2013).
[12] Portal del Ministerio de Asuntos Exteriores y Cooperación. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/Paginas/inicio.aspx (accessed May, 2014).
[13] Proyecto de Ley de la Acción y del Servicio Exterior del Estado 121/000051 // Boletín Oficial de Las Cortes Generales. Available at: http://www.congreso.es/public_oficiales/L10/ CONG/BOCG/A/BOCG-10-A-51-1.PDF (Accessed September, 2013).
[14] Real Decreto 342/2012, de 10 de febrero., Art. 9 // Boletín Oficial del Estado. Available at: http://www.boe.es/boe/dias/2012/02/11/pdfs/BOE-A-2012-2078.pdf (Accessed September, 2013).
THE EVOLUTION OF THE SPANISH DIPLOMACY IN THE LATE XX - EARLY XXI CENTURY
E.V. Kosyak
The Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
At the turn of XXth century significant changes have occurred in the internal organizational structure of the Spanish Foreign Ministry's central body and its missions abroad. Among the reasons — the consequences of further European integration, global nature of the Spanish foreign policy and expansion of national interests.
In 2011—2014 takes place a reform of the Spanish Foreign Ministry's central body. The most significant foreign affairs-related documentation has been approved, among which — the Law on foreign policy activities and Diplomatic Service. The approval and acceptance of these documents leads to fill the legal vacuum in the field of foreign policy regulation, as well as restructures the organizational structure of the Ministry of Foreign Affairs in accordance with dictates of the time and the extended foreign policy agenda.
Key words: Spanish Foreign Service reform, Spanish Ministry of Foreign Affairs, evolution of the Spanish diplomatic institution.
REFERENCES
[1] Bogucharskiy E.M., Solntsev A.S. Diplomatic Service of Spain // Diplomatiya inostrannykh gosudarstv. Moscow, 2004. Available at: http://www.mgimo.ru/files/31644/31644.pdf (Accessed: 11.04.2013)
[2] Zonova T.V. Diplomacy of foreign countries // Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya. Moscow: MGIMO, 2004. P. 112.
[3] The Spanish Constitution of 1978. Art. 149.1.3.a, Art. 149.1.18.a, Article 97. Available at: http://www.lamoncloa.gob.es/documents/constitucion_es1.pdf (Accessed: 14.02.2012).
[4] España: Organigrama del Gobierno de Mariano Rajoy., Madrid, febrero de 2012. Available at: http://www.blogdeasuntospublicos.com/wp-content/uploads/2012/02/120227-0rganigrama-Gobierno.pdf (Accessed 28 April 2014).
[5] Estudios de política exterior. Política exterior de España: ley, estrategia y dinero, Politica Exterior, 11.03.2014. Available at: http://www.politicaexterior.com/archives/16480 (Accessed 30 April, 2014).
[6] Informe sobre la reforma del Servicio Exterior español (Comisión Para La Reforma Integral Del Servicio Exterior), 20 de junio de 2005. P. 19. Available at: http://www.elconfidencial.com/ fotos/informe_CRISEX.pdf (Accessed 2 February, 2014).
[7] La reforma diplomática de Margallo despierta recelos en el Gobierno. El Pais, 09.12.2012. Available at: http://politica.elpais.com/politica/2012/12/09/actualidad/1355077283_021796.html (Accessed 15 December, 2013).
[8] Ley 2/2014, de 25 de marzo, de la Acción y del Servicio Exterior del Estado // Boletín Oficial del Estado. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/Ministerio/FuncionesEstructura/ Documents/B0E-Ley%20Acci%C3%B3n%20y%20del%20Servicio%20Exterior%20del%20 Estado%2026.03.14.pdf (Accessed 2 May, 2014).
[9] Ley 50/1997, de 27 de noviembre, del Gobierno. Art. 4.
[10] Ley 6/1997, de 14 de abril, de Organización y Funcionamiento de la Administración General del Estado. Art. 12, 13.
[11] Oreja M., Pérez-Llorca J.P., Moran F., Solana J., Westendorp C., Matutes-Piqué A., Palacio A., Moratinos M.A., Jimenez T., García-Margallo J.M. Una política exterior al servicio de España. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/SalaDePrensa/Articulos/Documents/ 20120205articuloministro.pdf (Accessed 10 October, 2013).
[12] Portal del Ministerio de Asuntos Exteriores y Cooperación. Available at: http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/Paginas/inicio.aspx (accessed May, 2014).
[ 13] Proyecto de Ley de la Acción y del Servicio Exterior del Estado 121/000051 // Boletín Oficial De Las Cortes Generales. Available at: http://www.congreso.es/public_oficiales/L10/ CONG/BOCG/A/BOCG-10-A-51 -1 .PDF (Accessed September, 2013).
[14] Real Decreto 342/2012, de 10 de febrero., Art. 9 // Boletín Oficial del Estado. Available at: http://www.boe.es/boe/dias/2012/02/11/pdfs/BOE-A-2012-2078.pdf (Accessed September, 2013).