Научная статья на тему 'Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов'

Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1723
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / МИРОТВОРЧЕСКИЕ МИССИИ / UN PEACEKEEPING MISSIONS / МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО / PEACE-BUILDING / ПРЕВЕНТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / PREVENTIVE DIPLOMACY / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / HUMANITARIAN AID / БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / SECURITY AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борзова Алла Юрьевна, Кузьмина Анастасия Владимировна

Статья рассматривает особенности участия Бразилии в миротворческих миссиях под эгидой ООН, связанные с приверженностью методам превентивной дипломатии в урегулировании конфликта, сочетанию дипломатии и усилий по миростроительству и реабилитации экономик стран-участниц конфликта. Бразилия выдвигает инициативу «Сторонники посредничества», дополняет концепцию ООН «ответственность по защите» (R2P) концепцией «ответственность в процессе защиты» (RwhileP), выступает в защиту прав человека. В статье отражена позиция Бразилии о неприятии гуманитарных интервенций, поскольку применение силы ведет к росту насилия и нестабильности, что проявилось в ситуации на Ближнем Востоке и массовой миграции. Для страны характерен анализ источников конфликтов, следование нормам международного права, понимание взаимосвязи между безопасностью и устойчивым развитием, что нашло отражение во внешнеполитической стратегии Бразилии, стратегии национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brazil and International Conflict Resolution

The article considers features of Brazilian participation in peacekeeping missions under the auspices of the United Nations related to the commitment to preventive diplomacy in resolving the conflict, the combination of diplomacy and peace-building efforts and rehabilitation of the economies of countries-participants of the conflict. Brazil put forward the initiative “Supporters of mediation”, that adds the concept of the United Nations “Responsibility to Protect” (R2P) with the concept “Responsibility while protecting” (RwhileP). Brazil advocates for human rights. It marked Brazil's position on the rejection of humanitarian intervention, since the use of force leads to increased violence and instability, which manifested itself in the situation in the Middle East, and mass migration. For the country is characterized the analysis of the sources of conflict, adherence to international law, and understanding of the relationship between security and sustainable development, which is reflected in Brazil's foreign policy strategy, national security strategy.

Текст научной работы на тему «Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов»

ПОДХОДЫ БРАЗИЛИИ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

А.Ю. Борзова, А.В. Кузьмина

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов (РУДН) ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья рассматривает особенности участия Бразилии в миротворческих миссиях под эгидой ООН, связанные с приверженностью методам превентивной дипломатии в урегулировании конфликта, сочетанию дипломатии и усилий по миростроительству и реабилитации экономик стран-участниц конфликта. Бразилия выдвигает инициативу «Сторонники посредничества», дополняет концепцию ООН «ответственность по защите» (R2P) концепцией «ответственность в процессе защиты» (RwhileP), выступает в защиту прав человека. В статье отражена позиция Бразилии о неприятии гуманитарных интервенций, поскольку применение силы ведет к росту насилия и нестабильности, что проявилось в ситуации на Ближнем Востоке и массовой миграции. Для страны характерен анализ источников конфликтов, следование нормам международного права, понимание взаимосвязи между безопасностью и устойчивым развитием, что нашло отражение во внешнеполитической стратегии Бразилии, стратегии национальной безопасности.

Ключевые слова: ООН, миротворческие миссии, миростроительство, превентивная дипломатия, гуманитарная помощь, безопасность, развитие.

В выступлениях многих лидеров государств на 70-й Генеральной Ассамблее ООН (сент.—окт. 2015 г.) снова был поставлен вопрос о реформировании этой организации, поскольку международное сообщество оказалось неспособным разрешить долгосрочные конфликты и предотвратить появление новых. Президент Бразилии Дилма Руссефф выступила за укрепление сообщества наций, отметив, что сейчас требуется такая ООН, которая могла бы укреплять мир, работать быстро и эффективно в условиях войн и кризисов1. Слова Президента Бразилии о том, что мир не может терпеть злодеяния, совершаемые экстремистской организацией «Исламское государство», оказались созвучны выступлению Президента России В.В. Путина, который при характеристике последствий «агрессивного внешнего вмешательства» США и Запада подчеркнул, что «вместо торжества демократии и прогресса» мир погружается в «насилие, нищету, социальную катастрофу, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся»2.

1 70-ая сессия Генассамблеи ООН. Выступление Дилмы Руссефф. [70-aja sessija Genassamblei OON. Vystuplenie Dilmy Russeff] [70th session of the UN General Assembly. Dilma Rousseff Speech]. Available at: http://www.vestifinance.ru/videos/23836.

2 Выступление В.В. Путина на 70 сессии Генассамблеи ООН 28.09.2015. [Vystuplenie V.V.Putina na 70 sessii Genassamblei OON 28.09.2015.] [Vladimir Putin's speech at the UN General Assembly 70]. Available at: http://ria.ru/politics/20150928/1287517730.html (Accessed: 30.09.2015).

Как отметил позднее в своем выступлении в ООН министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра, «необходима всеобъемлющая стратегия, основанная на сочетании дипломатии и усилий по миростроительству, что последовательно и отстаивает Бразилия в СБ ООН»1.

БРАЗИЛИЯ И МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Бразилия с самого начала принимала активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, уделяя значительное внимание проблеме урегулирования конфликтов. С 1948 г. она участвовала в 46 из 65 операций по поддержанию мира, где в общей сложности работали более 12 тысяч человек.

В 1956 г. Бразилия посылает миротворцев на Синайский полуостров, ее военные входили в состав Миссии наблюдателей ООН в охваченных гражданской войной странах Африки (Конго, Ангола, Мозамбик, Либерия, Уганда, Судан), в Латинской Америке и странах Карибского бассейна (Сальвадор, Никарагуа, Гватемала, Гаити), в Азии (Камбоджа и Восточный Тимор, который отделился от Индонезии), в Европе (Кипр и Хорватия). Военные формирования Бразилии были задействованы в пяти операциях в составе объединенных вооруженных сил: в районе Суэцкого канала (UNEF I), в Анголе (UNAVEM III), Мозамбике (ONUMOZ), Восточном Тиморе (UNTAET/UNMISET) и на Гаити (MINUSTAH)2. Наряду с оказанием медицинской помощи бразильские войска и гражданские эксперты занимались задачами по мироустройству, наблюдением за ходом выборов и соблюдением прав человека, реабилитацией экономики страны, пострадавшей в ходе военных действий.

Возвращение страны к демократии содействовало тому, что Бразилия между 1990 г. и 2002 г. вновь приняла участие в 20 из 42 миротворческих операций под эгидой ООН. Страна присоединяется к Международным силам в Восточном Тиморе (UNMISET) в 1999 г. и Миссии ООН по поддержке Восточного Тимора (UNMISET) в 2002 г., что означало разрыв с традиционной бразильской политикой невмешательства во внутренние дела.

Такой подход к миротворческой деятельности укрепился в ходе участия страны в миротворческой миссии на Гаити (MINUSTAH), что оправдывалось согласием страны на присутствие этих миссий [Seabra 2011]. Но до 2004—2005 гг., до начала миротворческой миссии ООН на Гаити вклад Бразилии в операции по поддержанию мира носил символический характер, и страна ограничивалась помощью португалоязычным странам. С приходом к власти Президента Лулы

1 Speech by Minister Mauro Vieira on the occasion of the UN Security Council Open Debate. «Settlement of conflicts in the Middle East and North Africa and countering the terrorist threat in the region». New York, September 30, 2015. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/ index.php?option=com_content&view=article&id= 11949: discurso-do-ministro-mauro-vieira-por-ocasiao-do-debate-aberto-no-conselho-de-seguranca-das-nacoes-unidas-solucao-de-conslitos-no-oriente-medio-e-norte-da-africa-e-combate-a-a-ameaca-terrorista-na-regiao-nova-york-30-de-setembro-de-2015-ingles&catid=194:discursos&lang=pt-BR&Itemid=454.

2 Forças militares brasileiras em operaçoes de paz, sob os auspicios da ONU. O site oficial do Ministério das Relaçoes Exteriores do Brasil. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/ temas/temasmultilaterais/paz-e-seguranca-internacionais/nacoes-unidas (Accessed: 26.09.2015).

да Силвы Бразилия стала активно выступать за реформу ООН, расширение Совета безопасности, и нарастила участие в миротворческих операциях (MINUSTAH в Гаити и UNIFIL в Ливане)1.

В 2010 г. 2267 человек участвовали в 9 миротворческих миссиях ООН. На июнь 2011 г. 2239 бразильских военных экспертов и полицейских участвовали в организации миротворческих операций, из них — 2185 — на Гаити, 51 — в других 7 миссиях ООН: миссия ООН по реформированию в Западной Сахаре (MINURSO), на Кипре (UNFICYP), в Ливане (UNIFIL), в Либерии (UNMIL), в Восточном Тиморе (UNMIT), в Кот-д'Ивуаре (UNOCI). Бразилия впервые возглавила миссию ООН по стабилизации ситуации в Гаити (MINUSTAH)2. В апреле 2013 г. 1977 представителей Бразилии принимали участие в 8 из 17 миротворческих миссий под эгидой ООН, одна из которых была в Сирии (UNSMIS, Syria)3. А всего с 1948 г. по 2012 г. более 32 бразильцев принимали участие в этих миссиях.

И если ранее Бразилия отстранялась от участия в миссиях, которые руководствовались гл. VII Устава ООН, где допускалось насильственное вмешательство извне («принуждение к миру», в отличие от операций по поддержанию мира), то операция на Гаити была реализована именно в рамках этой главы Устава ООН. Участие Бразилии в операции на Гаити уже отличалось от традиционных миротворческих миссий.

Миротворчество требует значительных расходов на обучение персонала, обслуживание воинского контингента, транспорта, материально-технического оборудования в зонах операции на иностранной территории. С 2005 г. по 2010 г. эта статья расходов выросла в 5 раз, составив более 322 млн долл., что составляет 36% от средств, выделяемых страной на содействие развитию [Cobradi 2010: 86—87]. Большая часть этих средств была направлена на помощь Гаити в рамках операции MINUSTAH.

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ И БРАЗИЛИЯ

Бразилия регулярно выделяет значительные средства и на гуманитарную помощь. Ресурсы, которыми располагает МИД Бразилии для оказания международной гуманитарной помощи, определяются согласно Ежегодному закону о бюджете (Lei Or^amentaria Annual, LOA).

A по Декрету от 21 июня 2006 г. в Бразилии была создана Межведомственная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи (GTI—AHI), которая координирует эту помощь и следит за ее эффективностью.

С июня 2006 г. по июнь 2009 г. более 35 стран, пострадавших от природных катаклизмов, получили гуманитарную помощь от правительства Бразилии, среди

1 A full list of UN peacekeeping operations from 1948 to 2013. Available at: http://www.un.org/ en/peacekeeping/documents/operationslist.pdf (Accessed: 10.09.2015).

2 Paz e seguranca internacionais. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/temas/temas-multilaterais/paz-e-seguranca-internacionais/nacoes-unidas.

3 A full list of UN peacekeeping operations from 1948 to 2013. Available at: http://www.un.org/ en/peacekeeping/documents/operationslist.pdf (Accessed: 10.09.2015).

них — Боливия, Суринам, Эквадор, Гаити, Китай, Мьянма и т.д.1 Только в 2008— 2009 гг. на гуманитарную помощь страна выделила более 2 млн долл. [Cobradi 2010: 86]. Общий объем этого содействия составляет более 1,2 млрд долл., куда включены 25 млн долл. в виде добровольных взносов в ПРООН и 300 млн долл., выделяемых на Всемирную продовольственную программу, 10 млн долл. — Сектору Газа, помощь Гаити, составившая еще 350 млн долл. В 2010 г. на гуманитарную помощь выделили 161,469 млн долл. [Cobradi 2010: 87].

В своей внешнеполитической линии Бразилия начинает подвергать критике концепцию гуманитарной интервенции, к которой прибегают США и другие страны НАТО. Бразильская дипломатия делает упор на предотвращение конфликтов, связывает безопасность страны прежде всего c устойчивым социально-экономическим развитием2.

БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

Именно Бразилия предложила в Совете Безопасности дискуссию по проблеме безопасности и развития, где впервые эта проблема была поставлена в 1997 г. в связи с конфликтными ситуациями в Африке. После был подготовлен отчет и доклад генерального секретаря ООН «о причинах конфликтов и содействии обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке», который положил начало решению взаимосвязанных вопросов мира, безопасности и развития3. Вместе с Бразилией в дискуссии по проблеме безопасности и развития приняли участие: Франция, Япония, Турция, Уганда и другие страны. Франция на Генеральной Ассамблеи ООН в 2010 г. поднимала вопрос «О переходном периоде и стратегии выхода», Япония подготовила доклад «Комплексная стратегия миростроитель-ства для предотвращения вновь возобновляемого конфликта», Турция затронула вопрос «Об обеспечении эффективной роли СБ ООН в поддержании мира и безопасности», а Уганда вопрос — «О постконфликтном миростроительстве».

При рассмотрении этого вопроса в фокусе внимания государств — членов ООН находились недавние документы: Доклад по «Применению рекомендаций, содержащихся в докладе генерального секретаря ООН о причинах конфликта и содействии прочному миру и устойчивому развитию в Африке» (А/65/152-S/2010/526); записка к предстоящему «Докладу о мировом развитии 2011 г. по проблемам конфликтов, безопасности и развитию», рекомендациям, подготовленным Турцией по вопросу «Обеспечения эффективной роли СБ ООН в поддержании мира и безопасности» ^/2010/461); обзоры тематических дебатов ГА ООН по миростроительству и семинаров, проведенных в Португалии (А/64/871-S/2010/397) и Бразилии (А/64/907).

1 Assistencia-humanitaria. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/temas/assistencia-humanitaria (Accessed: 25.09 2015).

2 Presidential Statement on the Maintenance of International Peace and Security: the Interdependence between Security and Development. Available at: http://www.un.int/brazil/book/11d-presidencialdeclaration-peace.html (Accessed: 25.06.2015).

3 Interdependence between Security and Development. Concept Note. Permanent Mission of Brazil to the United Nations. Available at: http://www.un.int/brazil/book/interdependence.html (Accessed: 25.06.2015).

В итоге на заседании СБ ООН 11 февраля 2011 г. Бразилия как председатель СБ ООН подготовила заявление, в котором отмечалось зависимость между безопасностью и развитием, между миротворчеством и укрепления мира, шагами к устойчивому развитию.

В заявлении также отмечалось, что Совет Безопасности призывает к тесному сотрудничеству в рамках ООН с разными организационными группировками для того, чтобы участвовать в урегулировании конфликтных и постконфликтных ситуациях, согласно Уставу ООН1.

«Использование силы всегда несет с собой риск больших потерь, насилия и нестабильности», — указывала в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2011 г. президент Бразилии, отметив тяжелые последствия военных интервенций на Ближнем Востоке, которые привели к усугублению существующих конфликтов, вызвали новые витки насилия и увеличили уязвимость гражданского населения2.

В 2012 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята концепция «ответственность по защите» (responsibility to protect) — ответственность государства по защите своего населения от военных или этнических конфликтов3. В концепции обозначено, что в случае возникновения конфликта страны должны использовать, в первую очередь, дипломатические, гуманитарные или другие мирные средства. Но, если этих средств недостаточно, только в этом случае, рассматривается возможность применения принудительных мер.

Предложенная Бразильским лидером концепция «ответственность в процессе защиты» («responsibility while protect», «rwp») должна дополнять существующую концепцию «ответственность по защите», основываясь на том, что лучшая политика — превентивная дипломатия, которая сокращает риск вооруженного конфликта и человеческих жертв4, что отвечает инициативе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна объявить 2012 г. годом превентивной дипломатии5.

Бразилия выдвигает еще одну инициативу — «Сторонники посредничества» (Friends of Mediation), где среди множества положений отмечается, что использо-

1 Peacemaking, peacekeeping and peacebuilding, June 2015 Monthly Forecast. Available at: http://www.securitycouncilreport.org/monthly-forecast/2015-06/peacebuilding_5.php (Accessed: 20.07.2015).

2 Statement by H.E. Dilma Rousseff, President of the Federative Republic of Brazil, at the Opening of the General Debate of the 66th Session of the United Nations General Assembly. 21.09.2011. General Assembly of the United Nations. Available at: http://gadebate.un.org/sites/ default/files/gastatements/66/BR_en_0.pdf (Accessed: 26.09.2015).

3 Statement by H.E. Ambassador Maria Luiza Ribeiro Viotti Permanent Representative of Brazil to the United Nations. Briefing to the Security Council on United Nations Peacekeeping Operations. 27.07.2011. Available at: http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-CSNU-briefing-peacekeeping-operations.html (Accessed: 25.06.2015).

4 CSNU briefing peacekeeping operations. Available at: http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-CSNU-briefing-peacekeeping-operations.html.

5 CSNU High Meeting Preventive Diplomacy. Available at: http://www.un.int/brazil/speech/ 11d-aap-CSNU-High-Meeting-Preventive-Diplomacy.html (Accessed: 10.09.2015).

вание силы должно нести как можно меньше насилия и нестабильности, а в случае использования силы действия должны быть законными, пропорциональными и ограниченными целями, установленными СБ ООН1.

В рамках развития превентивной дипломатии в 2005 г. в Рио-де-Жанейро был открыт Центр по подготовке миротворцев (Centro-de Instruçâo Operaçôes de Paz (CIOpPaz). С тех пор в CIOpPaz прошли обучение более 15 000 военнослужащих, из которых 2300 находятся на действительной военной службе2. Все они являются добровольцами, успешно прошедшими сложную программу обучения. Их знание и опыт Бразилия использует не только в миротворческих миссиях, но и у себя в стране при решении проблем с уличными преступными группировками в городских кварталах бедняков. В 2008 г. в стране создается военно-морская Школа по подготовке кадров для миротворческих операций, что подтверждает расширение участия страны в урегулировании конфликтов и миростроительстве.

В 2008 г. страна принимает Национальную стратегию обороны (Estratégia Nacional de Defesa), где определен курс не только в вопросах безопасности, но и в социальной и экономической сферах. В Стратегии подчеркивается стремление страны участвовать в миротворческих организациях, расширять участие в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН или региональных многосторонних организаций, так как это соответствует национальным интересам и заявленным международным обязательствам. В этом документе были поставлены конкретные задачи для развития обороноспособности страны, модернизации вооружения, закупки новых образцов военной техники, расширения военно-технического сотрудничества с другими странами [Jobim 2008].

Цель этой стратегии — превращение Бразилии в мировую державу, и в качестве средств, способных обеспечивать безопасность страны, выступают комплексное развитие, углубление латиноамериканской интеграции и укрепление международного правопорядка [Мартынов 2010].

В стратегии также прописано, что ключевой задачей принимаемых на локальном и региональном уровнях мер должна быть исключительно оборона, а применение силы должно носить защитный характер, чтобы не усиливать напряженность и не наносить ущерб населению. В этом контексте инструментами для предотвращения конфликта должны стать превентивная дипломатия и миротворческие операции, включающие в себя три элемента — предотвращение конфликта, миротворчество и миростроительство. Использование дипломатии позволяет выявить первопричины конфликтов, большая часть которых оказывается политическими, а значит, требует политических решений.

1 Statement by H.E. Antonio De Aguiar Patriota. Minister of External Relations of the Federative Republic of Brazil. High Level Meeting of the Security Council on Preventive Diplomacy. 22.09.2011. Available at: http://www.un.int/brazil/speech/11d-aap-CSNU-High-Meeting-Preventive-Diplomacy.html (Accessed: 25.06.2015).

2 Forças militares brasileiras em operaçôes de paz, sob os auspicios da ONU. O site oficial do Ministério das Relaçôes Exteriores do Brasil. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/ temas/temasmultilaterais/paz-e-seguranca-internacionais/nacoes-unidas (Accessed: 26.09.2015).

В 2012 г. военная доктрина Бразилии была изложена в «Белой книге национальной обороны», где главной составляющей является сопряжение национальной политики развития оборонной промышленности с национальной стратегией обороны1. «Белая книга обороны» рассматривает сложившуюся международную ситуацию, излагает основные положения стратегии обороны и ставит задачу по расширению участия страны в операциях по поддержанию мира и предотвращению конфликтов.

Один из путей к достижению целей по урегулированию конфликтов бразильцы видят в совершенствовании деятельности многосторонних органов и, в первую очередь, ООН.

ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН

Президент Бразилии Дилма Руссефф обозначила реформирование ООН и ее СБ как важнейшую задачу, заявив, что Бразилия готова стать членом СБ на постоянной основе, поскольку страна активно принимает участие во всех сферах деятельности международного сообщества, будь то ближневосточный мирный процесс или работа по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу2.

Во время председательства в СБ ООН в 2011 г. Бразилия уделяла внимание гуманитарной ситуации в Сирии, вопросу с химическим оружием в этой стране, палестино-израильскому конфликту, поставила вопрос об увеличении роли женщин в урегулировании конфликта и постконфликтном развитии, высказалась за учет условий каждой страны при осуществлении мирного процесса, более тесное взаимодействие с местным населением.

В 2014 г. представитель Бразилии, дипломат Антонио Патриота возглавил Комиссию ООН по миростроительству (UN Peacebuilding Commission, PBC), в рамках которой действуют специальный офис для поддержки этой комиссии (Peace-building support office) и Фонд по распределению средств (Peacebuilding Fond). Бразилия направила деятельность этой комиссии на борьбу с лихорадкой Эбола в ЦАР, Гвинее, Бурунди, Гвинее-Бисау, Либерии, Сьерра-Леоне. Всемирный банк выделил на эти цели 650 млн долл.3

Бразилия признает свободное палестинское государство в границах 1967 г. и придерживается принципа «два государства — две столицы»4.

1 Luiz Inacio Lula da Silva, Brazilian National Defense Policy.Brasilia: Ministry of Defense, 2005. Available at: http://www.defesa.gov.br (Accessed: 09.09.2015).

2 Бразилия заявила о готовности стать постоянным членом СБ ООН. Российская газета. Код доступа: http://www.rg.ru/2011/09/21/braziliya-anons.html [Brazilija zajavila o gotovnosti stat' postojannym chlenom SB OON.] [Brasil has declared its readiness to become a permanent member of SC of UN]. Available at: http://www.rg.ru/2011/09/21/braziliya-anons.html (Accessed: 25.09.2015).

3 Peacemaking, peacekeeping and peacebuilding, June 2015 Monthly Forecast. Available at: http://www.securitycouncilreport.org/monthly-forecast/2015-06/peacebuilding_5.php (Accessed: 20.07.2015).

4 Statement by H.E. Dilma Rousseff, President of the Federative Republic of Brazil, at the Opening of the General Debate of the 66th Session of the United Nations General Assembly. 21.09.2011. General Assembly of the United Nations. Available at: http://gadebate.un.org/sites/default/files/ gastatements/66/BR_en_0.pdf (accessed: 26.09.2015).

Бразилия вместе с Турцией и Ираном в мае 2010 г. подписала Тегеранское соглашение, в котором страны подтверждают право Ирана на мирное использование и изучение ядерной энергии1.

Позиция Бразилии по вопросу Сирии выражена в заявлении бразильского дипломата, главы Международной комиссии по вопросу Сирии Пауло Пинейро: «Применение силовых мер (странами НАТО) приведет к катастрофическим последствиям в Сирии»2.

Ситуация в Сирии привлекла внимание лидеров и во время визита Президента РФ В.В. Путина в Бразилию в июле 2014 г. Дилма Руссефф приветствовала позицию России по урегулированию сирийского кризиса и ситуации на Ближнем Востоке. «Мы считаем, что конфликты, разрастающиеся в различных частях планеты, представляют собой угрозу для международной стабильности», — сказала Президент Бразилии, подтвердив, что ее страна будет поддерживать диалог с Россией в целях поддержания стабильности международной системы, соблюдения международного права при решении региональных проблем3.

Министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра в своем выступлении в ООН в октябре 2015 г. отметил, что «международное сообщество оказалось неспособным в борьбе с основными причинами конфликтов» в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а «военные интервенции и санкции привели к ослаблению национальных структур и вакууму власти, распространению оружия, что открыло дорогу для роста радикальных группировок, таких как ИГ»4.

Кризис привел к массовому исходу беженцев из этих регионов, число которых превысило 4,08 млн человек в соседних с Сирией странах и более 200 тысяч — в Европе5.

Бразилия, где проживает одна из крупнейших сирийских диаспор, оформила 7700 виз для граждан Сирии, и будет дальше принимать беженцев, предоставляя им продовольствие и медикаменты. Страна выступает за возобновление мирных переговоров между Израилем и Палестиной, за всеобъемлющее политическое

1 Joint declaration by Iran, Turkey and Brazil. Julian Borger global security blog. Available at: http://www.guardian.co.uk/world/julian-borger-global-security-blog/2010/may/17/iran-brazil-turkeynuclear (Accessed: 26.10.2014).

2 Brasil advierte de que una intervención militar en Siria sería "catastrófica". Europapress 02.06.2012. Available at: http://www.europapress.es/internacional/noticia-siria-brasil-advierte-intervencionmilitar-siria-seria-catastrofica-20120602224259.html (Accessed: 26.09.2015).

3 Brazilian leader hails Russia's position on Syria, Middle East settlement. Brasilia, July 14. ITAR-TASS. Available at: http://tass.ru/en/world/740554.

4 Speech by Minister Mauro Vieira on the occasion of the UN Security Council Open Debate. Settlement of conflicts in the Middle East and North Africa and countering the terrorist threat in the region. New York, September 30, 2015. Available at: http://www.itamaraty.gov.br/ index.php?option=com_content&view=article&id=11949: discurso-do-ministro-mauro-vieira-por-ocasiao-do-debate-aberto-no-conselho-de-seguranca-das-nacoes-unidas-solucao-de-conslitos-no-oriente-medio-e-norte-da-africa-e-combate-a-a-ameaca-terrorista-na-regiao-nova-york-30-de-setembro-de-2015-ingles&catid=194:discursos&lang=pt-BR&Itemid=454.

5 UN Documents. Syria. Available at: http://www.securitycouncilreport.org/monthly-forecast/ 2015-10/ syria_24.php.

урегулирование в Сирии, используя прежде всего дипломатию, сотрудничество и многосторонность1.

Бразилии не было в составе первой пятерки латиноамериканских стран, протестовавших против гуманитарной интервенции в Ливию, поскольку она была озабочена ростом насилия в этой стране, выступив в защиту гражданского населения и уважение международного права. Правительство Бразилии публично и решительно осудило применение насилия и призвало власти в Ливии к обеспечению и защите права на свободное выражение протеста, а также к поиску

" 2 путей урегулирования кризиса на основе диалога2.

В отношении оружия массового уничтожения (ОМУ) Бразилия также занимает четкую позицию и выступает за его максимальное ограничение. Стратегия национальной безопасности Бразилии (2008) включает следующие меры в области нераспространения ОМУ: 1) переход всех процессов производства ядерного топлива под контроль государства; 2) утилизация всех ядерных отходов.

Приоритеты Бразилии в области нераспространения ОМУ определены в официальных высказываниях Президента страны Д. Руссефф: «Бразилия отчетливо осознает, что мир, в котором существует ядерное оружие, всегда будет небезопасным. Бразилия разделяет всеобщую обеспокоенность ядерной угрозой. Нам необходимо удвоить наши усилия в сфере разоружения3. Страна выступает за мирное урегулирование конфликтов, за переговоры и активно играет роль посредника в решении противоречий между государствами.

Таким образом, Бразилия занимает активную позицию в вопросах мирного урегулирования конфликтов, миротворчества и миростроительства, поддерживает превентивную дипломатию, направленную на предотвращение конфликта. Страна подчеркивает зависимость между поддержанием мира, безопасностью и устойчивым развитием, активно участвует в формировании многополюсной системы международных отношений и демократического миропорядка.

ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES

[1] Мартынов Б.Ф. Бразилия: приоритеты и фобии восходящей державы. Индекс безопасности, М., 2010, Т. 14. № 4 (95) [Martynov B.F. Brazilija: prioritety i fobii voshodjashhej derzhavy.[Brazil: priorities and phobias of rising power]. Indeks bezopasnosti [Safety Index]. Мoscow, 2010, Vol. 14, no 4 (95)].

1 Speech by Minister Mauro Vieira on the occasion of the UN Security Council Open Debate. Settlement of conflicts in the Middle East and North Africa and countering the terrorist threat in the region. New York, September 30, 2015.

2 Brazil appeal to the Libyan population. Official site of the United Nations. Available at: http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-csnu-Explanation-of-Vote-resolution_1970_on_ Libya.htm (Accessed: 13.09.2015).

3 Discurso de Dilma Rousseff na Reuniao de Alto Nivel de Seguranga Nuclear durante a 66a Assembleia Geral da Organizagao das Nagoes Unidas (ONU) // Official website of Dilma Rouseff. 22.09.2012. Available at: http://www.dilma.com.br/site/archives/4017 (accessed: 26.09.2015).

[2] Cobradi 2010. Cooperagäo Brasileira para o Desenvolvimento Internacional 2010. Available at: http://www.abc.gov.br/api/publicacaoarquivo/561 (Accessed: 12.09.2015).

[3] Jobim, Nelson. A Defesa na agenda nacional: o plano estratégico de Defesa. Julho/Setembro 2008. Available at: http://www.canceraria.org.br (Accessed: 11.09.2015).

[4] Seabra Pedro. Brazil's Haiti drawdown: reflections on global aspirations. IPRIS Viewpoints 75, 2011. Available at: http:// www.ipris.org/php/download.php?fid=595.

BRAZIL

AND INTERNATIONAL CONFLICT RESOLUTION

A.U. Borzova, A.V. Kuzmina

The Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Mikluho-Maclay st., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article considers features of Brazilian participation in peacekeeping missions under the auspices of the United Nations related to the commitment to preventive diplomacy in resolving the conflict, the combination of diplomacy and peace-building efforts and rehabilitation of the economies of countries-participants of the conflict. Brazil put forward the initiative "Supporters of mediation", that adds the concept of the United Nations "Responsibility to Protect" (R2P) with the concept "Responsibility while protecting" (RwhileP). Brazil advocates for human rights. It marked Brazil's position on the rejection of humanitarian intervention, since the use of force leads to increased violence and instability, which manifested itself in the situation in the Middle East, and mass migration. For the country is characterized the analysis of the sources of conflict, adherence to international law, and understanding of the relationship between security and sustainable development, which is reflected in Brazil's foreign policy strategy, national security strategy.

Key words: UN peacekeeping missions, peace-building, preventive diplomacy, humanitarian aid, security and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.