УДК 371.314
Керимова Лилия Рефатовна
Учитель русского языка и литературы высшей категории, педагог-библиотекарь, МБОУ «Денисовская школа»;
Российская Федерация, Симферополь, с. Денисовка, e-mail: l-r-k@mail.ru
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-БИБЛИОТЕКАРЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современной системе образования осуществляется формирование личностных компетенций обучающихся. Приоритет в развитии таких компетенций, как общекультурные, принадлежит воспитательному сегменту образовательного процесса, где помимо работы учителей значима деятельность библиотек. Расширением содержания деятельности и функций современных информационно-библиотечных центров обусловлено введение новой должности — педагога-библиотекаря. Одним из направлений его работы является тесное взаимодействие с учителями-предметниками в реализации учебно-воспитательных стратегий. Успех выполнения всех образовательных задач по-прежнему гарантирует приобщение школьников к чтению как основному виду их познавательной деятельности и досуга. В связи с этим в статье рассмотрены этапы и методы формирования читательской культуры обучающихся в условиях современного развития образования в России и на основе кооперации деятельности педагогического коллектива и педагога-библиотекаря.
Ключевые слова: школьная педагогика, педагог-библиотекарь, федеральный образовательный стандарт, ФГОС, общекультурные компетенции обучающихся, детское чтение, культура чтения.
Lilia R. ^rimova
Teacher of Russian Language and Literature the Highest category, teacher-librarian, The Denisov school;
Russian Federation, Simferopol, Denisovka
JOINT WORK OF THE TEACHER AND TEACHER-LIBRARIAN ON THE FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS
Abstract. In the modern education system the formation of personal competencies of students is carried out. The priority in the development of general cultural competencies belongs to the educational segment of the educational process, where in addition to the work of teachers, the activities of libraries are significant. The expansion of the content of activities and functions of modern information and library centers is due to the introduction of a new position — a teacher-librarian. One of the areas of his work is close interaction with subject teachers in the implementation of educational strategies. The success of the fulfillment of all educational tasks still guarantees that schoolchildren are introduced to reading as the main type of their cognitive activity and leisure. In this regard, the article discusses the stages and methods of shaping the reading culture of students in the conditions of the modern development of education in Russia and based on cooperation between the activities of the teaching staff and the teacher-librarian.
Key words: school pedagogy, teacher-librarian, federal educational standard, general cultural competencies of students, children's reading, reading culture.
Для цитирования:
Керимова, Л. Р. Совместная работа учителя и педагога-библиотекаря по формированию общекультурной компетенции обучающихся // Гуманитарная парадигма. 2018. № 3 (6). С. 30-41
Принятие федеральных образовательных стандартов (ФГОС) существенно модернизировало процесс организации школьного образования. Сегодня в школах России его специфику определяет переход от традиционной системы ЗУН (знаний-умений-навыков) к формированию компетенций — личностных способностей обучающихся успешно применять накопленный интеллектуальный багаж и практический опыт в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, содержание современного образования ориентировано на развитие у школьников потенциала для решения широкого спектра реально возможных проблем — от бытовых до производственных, от персональных до общественных. В числе компетенций, обозначенных в образовательном стандарте как конечный результат обучения, немалая роль отведена общекультурным компетенциям. Они базируются на познании и практическом освоении обучающимися вопросов национальной и общечеловеческой культуры; культурологических основ семейных, социальных, общественных отношений; влияния традиций, религии, науки и искусства на бытовую, трудовую и культурно-досуговую сферы жизнедеятельности человека.
Приоритет в формировании общекультурных компетенций принадлежит воспитательному сегменту образовательного процесса, где,
благодаря создаваемой её участниками особой среде, осуществляется эмоциональное насыщение, личностное развитие и обогащение детей и подростков. Надежда Егоровна Щуркова — эксперт в области теории и методики воспитания — определяет воспитательный процесс как «восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества» [13]. Ведущую роль в организации этого процесса Н. Е. Щуркова отводит педагогу (воспитателю). Однако здесь не менее значима деятельность такого общественного института, как библиотека, смысл деятельности которой на современном этапе развития образования понимается по-новому. Оставаясь по-прежнему центром приобщения школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и досуга [1], библиотеки сегодня содействуют общеобразовательному процессу в двух основных планах: а) интеллектуальном, т. е. способствуют успешной адаптации школьников к условиям жизни в современном информационном обществе посредством получения ими навыков системного самообразования, и б) воспитательном, выполняя «ценностно-ориентационную функцию, функцию содействия „самоцивилизованию" русских людей» [9, с. 8]. В связи с расширившейся гуманистической направленностью деятельности библиотек во ФГОС второго поколения предусмотрено появление в образовательных учреждениях такого нового структурного подразделения, как информационно-библиотечный центр, работу которого будут обеспечивать специалисты нового профиля — педагоги-библиотекари. Введение данной должности предполагает существенное обновление содержания деятельности этих участников образовательного процесса — теперь не только специалистов по работе с библиотечным фондом, но и организаторов информационных услуг, проектировщиков массовых, групповых и индивидуальных мероприятий научно-образовательной и культурно-воспитательной направленности, консультантов по применению информационных технологий [9].
Эффективному формированию у обучающихся общекультурной компетентности способствует сложившаяся в каждом конкретном учебном заведении образовательная среда с характерными для неё условиями работы педагогов-предметников. К сожалению, работу библиотекарей редко рассматривают как органичную составляющую этой среды. Однако при комплексном подходе, требуемом для решения многих образовательных задач, в том числе и компетентностного подхода к их реализации, насущно необходимо совмещение работы учителя-предметника и педагога-библиотекаря [7]. Их сотрудничество и сотворчество давно признано действенной и результативной формой совершенствования учебно-педагогического процесса, но далеко не всегда полноценно и последовательно используется в рамках школьного обучения. Обеспечение учебного и
воспитательного процесса всеми формами и методами информационно-библиографического обслуживания выявляется основной задачей современной библиотеки. Согласованная с педагогическим коллективом деятельность педагога-библиотекаря осуществляется в нескольких направлениях: поурочные занятия, читательские конференции (семинары), предметные вечера и недели, конкурсы, классные часы и т. д. Такого рода сотрудничество направлено на оказание помощи школьникам по всем учебным предметам, совершенствование их знаний и умений работы со справочной, научно-популярной, художественной, периодической и пр. литературой для успешного освоения школьных программ, оценка и корректировка информационных навыков обучающихся, стимулирование их познавательной и творческой деятельности, а также помощи учителям-предметникам в поиске, подборе, сортировке и использовании информации, разработке планов (конспектов) уроков, внеклассных занятий и культурно-досуговых воспитательных мероприятий, подготовке и проведении проектно-исследовательских работ, реализуемых в расширенной среде обучения.
Главная цель мероприятий, проводимых совместно учителем и педагогом-библиотекарем, — формирование у обучающихся целостной научной картины мира: историко-социального, этнокультурного, гражданско-патриотического, экологического, духовно-нравственного компонентов жизни и деятельности человека. Цель библиотеки — приобщить учащихся к культуре, представленной в форме текста, звука, изображения [11, с. 59]. Манифест школьных библиотек России — формирование информационной культуры личности. При этом отмечается, что у школьников разных возрастов следует также пробуждать желание создавать собственную культуру, а цивилизованного и социально ценного человека формирует собственно разностороннее и системное чтение. Важнейшими качествами современного человека является большой объём памяти и умение охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, точно формулировать свои мысли посредством отличного владения речью и свободным письмом.
Однако в ситуации цифрового «формата» современной жизни всё сложнее формировать человека читающего, а следовательно, человека думающего. Вопрос о детском чтении здесь наиболее сложный. Все мы осознаём, что современный ребёнок весьма отличается от детей предыдущих поколений. Однако, как и прежде, для него чтение играет гораздо более существенную роль, нежели для взрослых. Ребёнком из прочитанного в детстве заимствуется определённое мироощущение, из книг им вырабатывается понимание мира и норм поведения в нём. Поэтому совершенно справедливо суждение Сесиль Лупан о привитии вкуса к чтению как лучшему подарку взрослого детям [4, с. 173], а так как чтение — основа
культуры, значит, взрослым необходимо его «превратить в увлекательное занятие, в котором ребёнок играет активную роль» [Там же].
Исследователи психологии современного школьника отмечают, что дети XXI века с их пристрастием к яркому, красочному, внешне броскому материалу, предпочитают исключительно новые (без признаков старения) книги, интерес проявляют лишь к оснащённым причудливой, удобной мебелью и современной техникой библиотечным помещениям. Сотрудники Российской государственной детской библиотеки (О. Л Кабачек, И. А. Бутенко, В. П. Чудинова, О. И. Мургина и др.) отмечают, что для современных подростков, чья досуговая деятельность тесно связана с активным использованием «электронной среды», типично чтение иллюстрированных журналов. Эти особенности восприятия внешнего мира сегодняшних юных читателей и новый облик их коммуникативных привычек требуют изменения традиционных представлений и подходов педагогов, воспитателей, библиотекарей и поиска ими таких форм работы, чтобы ребёнок хотел посетить библиотеку и покидал её удовлетворённым. Важнейшим для специалистов из области образования в эпоху глобальных информационных телекоммуникаций становится умение работать в информационных сетях (так называемая «сетевая грамотность»). Специфика мультикультурного информационного мира определяет изменение подходов к образованию и «грамотности», её соотношения с печатными и «электронными» ресурсами. Поэтому работу с такого рода читательской аудиторией, в первую очередь, необходимо начинать с «реконструкции» утраченной поколением девяностых и вытесненной клиповым мышлением современных детей культуры чтения — прибегать к новационным средствам создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не лишались тех возможностей, которые приобретаются исключительно в результате чтения.
Основные этапы и методы воспитания культуры чтения таковы [2; 5].
Этап Класс Формы работы (мероприятия)
Знакомство с библиотекой 1 класс Организация экскурсии в школьную (или городскую) библиотеку, где педагог-библиотекарь знакомит детей с тем, что такое библиотека, как стать её читателем, какие книги имеются в библиотечных фондах. Демонстрация книг с акцентом на наиболее интересные иллюстрации в них, прочтение небольших занимательных отрывков прозы и поэзии. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.
Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего возраста, они интересны и старшеклассникам. Учитель совместно с педагогом-библиотекарем к приходу детей в библиотеку готовит выставку (презентацию) книг и иллюстративных материалов (в зависимости от интересов школьного коллектива это могут быть «Русские народные сказки», «Неделя детской книги», «Из истории книги» и т. д.). В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой.
Этап Класс Формы работы (мероприятия)
Ознакомление читателя с книгой Младшие школьники (1-2 классы) Системное воспитание культуры чтения начинается с записи школьника в библиотеку. Затем юного читателя знакомят с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Бережное отношение к книге формируется и в процессе всей учебной деятельности. Разъясняются правила гигиены чтения в библиотеке, дома, в классе: как сидеть, когда читать, как держать книгу и т. д., составляются наглядные материалы с советами и рекомендациями.
Навыки обращения с книгой Младшие школьники (1-4 классы) Знакомство с основными элементами книги: титульным листом как «введением» в книгу, назначением книги, её структурой (рассказы о частях книги постепенно усложняются в зависимости от возраста её читателя). Очень важно научить обучающихся просматривать книгу. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат источника — сноски внизу страницы или в конце книги. Поиск значений непонятных слов в других источниках способствует выработке у школьников «поискового» навыка для самостоятельной подготовки к урокам, выполнению домашних, индивидуальных заданий и др.
Навыки самостоятельного выбора книги Первые годы чтения Беседы со школьником о его интересах и предпочтениях, любимых занятиях в свободное время, о
потенциально увлекательном для чтения; затем педагог-библиотекарь предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотацию к книге, учит, как спросить книгу для чтения.
Как читать книгу Обучающиеся всех классов Советы читателям по специфике работы с источниками разной информационной природы: словарно-справочной, энциклопедической, научно-популярной литературой, периодикой (газетами и журналами), художественными произведениями и т. д. как на бумажных носителях, так и в электронном формате. Беседы педагога-библиотекаря о правилах чтения художественных произведений определяются спецификой содержания книги: сюжет, характеры героев, особенности авторского стиля и языка произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Незнакомая лексика требует пояснений, текстового комментария, словарной проверки. В работе с периодикой указывается отсутствие необходимости их чтения полностью, а выбор по оглавлению того, что наиболее интересует; при просмотре газеты —выбор наиболее близких и доступных статей.
Отзывы о книгах: - устные, - письменные - с 1 класса, - с 4 класса Постоянные беседы с детьми при выдаче (сдаче) им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают своё мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. С целью составить отзыв, читатель прочитает книгу повнимательнее, вдумчивее подумает над её содержанием.
К сфере совместной деятельности учителя-словесника и педагога-библиотекаря относится также разработка программ пропаганды чтения — подборка списка книг, рекомендуемого для чтения. Рекомендательные списки призваны помогать неискушённому читателю в выборе книг, а также содействуют систематизации и разносторонности чтения юных читателей. Как правило, учителя-словесники (особенно молодые специалисты) совместно с работником библиотеки составляют рекомендательные списки художественной литературы, которую читают школьники как в течение учебного года, так и в свободное от занятий время. Помимо перечня книг, можно представить краткий текст из основного содержания книги, а также проиллюстрировать список изображениями, представленными в книге или, например, кадрами из спектаклей и/или фильмов, если произведение было инсценировано или экранизировано. Для большего эффекта эти списки требуют интересного оформления и не должны быть велики по объёму. Однако основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой «блок», а собственно названия книг и аннотации. Замечено, что наиболее охотно к спискам литературы обращаются обучающиеся начальной школы, что, безусловно, должно быть использовано школьным учителем в образовательных целях. Одним из интересных для старших школьников и эффективных в работе с ними является участие в проекте «Я тебе рекомендую» (например, проводимого в рамках предметной недели филологов), заканчивающийся выпуском «Рекомендательных списков литературы», их презентацией и защитой проекта. Успех проведения данного мероприятия обеспечивает заинтересованность его участников при активной творческой поддержке педагогов, включая и педагога-библиотекаря.
Одним из самых действенных средств пропаганды книги является громкое чтение и художественное рассказывание. В силу своих особенностей хорошее выразительное чтение эмоционально затрагивает ребёнка, заинтересовывает, помогает проникнуться содержанием книги. Выразительное чтение способно помочь привить любовь детей к стихам, которые многие из них читают неохотно. Метод творческого чтения (выразительное чтение, чтение наизусть, комментированное чтение, прочтение текста по ролям, хоровое чтение и т. д.) можно применять и при индивидуальном общении, и в работе с классом. Чтение вслух также помогает в разрешении одной из важных обучающих задач — развитию у детей литературной речи.
Обсуждение книги — это коллективная беседа, в ходе которой её участники делятся суждениями о прочитанном, своими впечатлениями о героях книги, их поступках, ситуациях. Обсуждение книги — хорошая мотивационная установка на вдумчивое восприятие её содержания.
Коллективная беседа нередко носит дискуссионный характер, заставляет искать и находить необходимые доводы, оценивать их на соответствие авторской мысли.
Устный (виртуальный) журнал — форма пропаганды книг (например, «Час занимательного русского языка», «Физика в художественной литературе» и т. п.), с характерным оформлением внутренних листов, которые можно передвигать, как бы «перелистывать» по типу реальной книги или книжки-раскладушки.
Литературная интерактивная игра развивает у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать своё мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. Таковыми могут быть игра «Сказочное лото», викторина «Русские поэты о зимней природе», литературные путешествия и прогулки: «Путешествие по сказкам... (автор)», «Прогулка по берегу Чёрного моря», «Странствие по Гринландии (страна Александра Грина)». «Необычное путешествие по книгам» — это занятие, основная задача которого — дать максимальную информацию о писателе, произведении, историческом периоде, географическом месте, в котором собираемся путешествовать. Его суть в том, чтобы участникам «путешествия» предоставить возможность проявить свои читательские способности: им предлагается в ограниченный срок (например, 1 месяц) «побывать» в различных пунктах, чтобы найти ответы на заданные (или примерные) вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения».
В содержание вечера занимательной науки и техники могут входить беседа по одной или нескольким книгам научно-фантастического содержания; сообщения об отдельных книгах; ответы на вопросы ведущего или специалиста; чтение и пересказ отрывков; демонстрация моделей, сделанных школьниками и т. д. Например, очень интересным оказался проект «Ночник из страусового яйца» с привлечением сотрудников страусовой фермы.
Привлекательны для детей разных классов и учителей-предметников вечера вопросов и ответов. Каждый из таких вечеров, проводимых в библиотеке, может быть посвящён одной отрасли науки. Заранее вывешиваются вопросы из списка книг, прочитав которые легко ответить на эти вопросы. Ответы можно давать и в письменном виде и заранее, ещё до вечера. Самые интересные из них оглашаются на вечере. И учитель, и педагог-библиотекарь учат школьника поиску информации, отбору нужной, оценке степени её достоверности, развитию информационной компетентности
школьников. Это, безусловно, очень важный аспект в процессе адаптации ученика в современном информационном пространстве.
Все вышеизложенные традиционные и сравнительно недавние методы по воспитанию культуры чтения учащихся направлены на сохранение интереса детей к чтению. Специалистам образовательного процесса следует понимать, что у современных детей и подростков (да нередко и у взрослых) развиваются новые практики чтения — чтение переходит в электронную среду и несёт отпечаток так называемой электронной культуры [7, с. 10, 58, 125, 301]. Поэтому одним из условий освоения и реализации образовательных программ является наличие технически оснащённых библиотек, укомплектованных традиционными и электронными ресурсами. Необходимо также изменить роль ребёнка-читателя — обучающийся сам должен стать пропагандистом книги, пробуждая у других интерес к прочитанному им, обосновать свой выбор, оказать помощь в поиске соответствующих источников на книжных (реальных или виртуальных) библиотечных полках. Уметь создать книге рекламу — в этом помогает такая форма, как буктрейлер — короткий (как правило, не более 3 минут) видеоролик, в произвольной художественной форме повествующий о какой-либо книге. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к ставшим литературной классикой. Созданный обучающимися при непосредственной помощи и рецензировании педагога-библиотекаря аудиоматериал затем демонстрируется друзьям и одноклассникам, может быть выложен в Сеть. Всё это активизирует мыслительную и познавательную деятельность школьников, повышает уровень их культуры популярными в современной среде и доступными нынешним школьникам средствами коммуникации.
Итак, современная библиотека должна стать сердцем образовательного процесса. Каждый обучающийся сначала в статусе наблюдателя, зрителя, затем помощника, участника, ведущего мероприятий, интерактивных игр, презентаций книг должен быть по возможности вовлечён в работу современной школьной библиотеки. Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге зарождается в раннем детстве, и чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом. Однако помочь потенциальному читателю в его становлении возможно только при кропотливом изучении его интересов и запросов [12]. При умелом и полновесном взаимодействии библиотекаря и педагогов можно положительно разрешить любые образовательные и воспитательные задачи. С этой целью требуется осознать весь потенциал объединения каждого учебного занятия с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек и использовать его для
инициирования интереса школьников к самостоятельной читательской деятельности, создания творческой заинтересованности чтением, в конечном результате читательской культуры, а следовательно, и обязательного «интеллектуального развития» (Д. С. Лихачёв) молодого поколения.
Школьная библиотека, привлекая обучающихся к чтению и предоставляя доступ к информации, способствует их интеграции в социокультурную среду и повышению уровня социальной защищенности формирующейся личности. Активное сотрудничество педагогов-библиотекарей и преподавателей позволяет концентрировать внимание обучающихся на главном, развить их мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именно такое содружество-сотворчество обозначенных участников образовательного процесса способствует достижению главной цели обучения и воспитания выпускника нового поколения — формированию его общей личностной культуры для его успешной интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности. От степени кооперации усилий педагога-библиотеки с работой учителя в урочной, внеурочной деятельности и в рамках воспитательной работы с обучающимися напрямую зависит, с какой жизненной позицией выйдут из стен школы её выпускники.
Литература
1. Антипова, В. Б. Образовательная функция школьной библиотеки // Педагогика. 2008. № 3. С. 28-32.
2. Бутенко, И. А. Юные читатели в век информатизации // Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов: в 2 ч. Ч. 1. М., 2001.
3. Жукова, Т. Д., Чудинова В. П. Реализация целей образования через школьные библиотеки. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. 222 с.
4. Лупан, С. Б. Чтение и письмо // Лупан, С. Б. Поверь в своё дитя Всестороннее развитие ребенка с первых дней жизни / Пер. с фр. Е. И. Дюшен и др. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 336 с.
5. Маркевич, О. А. Проектирование читательской деятельности детей и подростков как компонент развития профессиональной компетентности педагога-библиотекаря // Школьная библиотека. 2011 № 9-10. С. 44-46.
6. Новикова, Т. А. Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2005. № 35. С. 12-15.
7. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление / Ред. В. В. Башев. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 2003. 322 с.
8. Сиркиз, Е. В. Практика использования мобильных технологий в деятельности педагога-библиотекаря [Электронный ресурс]. URL: http://wiki-sibiriada.ru
9. Соколов, А. В. Библиотека и гуманизм: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации : моногр. СПб : Профессия ; М. : Гранд-Фаир, Межрегион. библ. коллектор, 2012. 400 с.
10. Тихомирова, И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря: учеб.-метод. пособие. М. : РШБА, 2014. 464 с.
11. Тихомирова, И. И. Руководство чтением - ключевое звено педагогической деятельности школьного библиотекаря. 2014. № 11. С. 54-60.
12. Тодд, Р. Профессиональное образование школьных библиотекарей: опыт Ратгерсского университета // Школьная библиотека. 2014. № 11. С. 45-50.
13. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология. М. : Педагогическое общество России, 2002. 224 с.