Научная статья на тему 'Библиотечная педагогика'

Библиотечная педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
871
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКАРЬ / LIBRARIAN / КНИГА / BOOK / ЧИТАТЕЛЬ / READER / ЧТЕНИЕ / READING / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СОЗИДАНИЕ / CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феденко Светлана Ивановна

Сотворчество библиотекаря и читателя, построение диалога и воспитание личности посредством слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The co-creation of the librarian and reader, the construction of dialogue and the education of the individual through the word.

Текст научной работы на тему «Библиотечная педагогика»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бруева В. А. Адаптация высшего учебного заведения в условиях внедрения системы управления качеством в соответствии со стандартом ДСТУ ISO серии 9001: 2009 (на примере Украинской инженерно-педагогической академии) / В.А. Бруева // Вимiрювальна техшка та метролопя: мiжвiд. наук.-техн. зб. / Нац. ун-т "Львiвська пол^ехшка". - 2013. -№ 74. - С. 163 - 168.

2. Бруева В. А. Ключовi аспекти розробки i впровадження система управлшня яюстю у вщповщносп мiжнародного стандарту серп ISO 9001 в вищому навчальному закладi [ Електроний ресурс] / В. А. Бруева // Яюсть технологий та освгги. - 2013. - № 3. - С. 79-87.

- URL:: http://nbuv.gov.ua/UJRN/yakict_2013_3_18. (дата обращения: 02.05.2017).

3. Иванилов А. С. Актуальные проблемы развития системы менеджмента качества промышленного предприятия железнодорожного транспорта /А. С. Иванилов, О.А. Гришко // Вюник економши транспорту i промисловосп. - 2015. - № 49. - С. 223239.

4. Минажева Г. С. Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества в высших учебных заведениях Казахстана: Научно-практическое издание / Г.С. Минажева. - Алматы : ^азак университет^ 2009. - 111 с.

5. Ганжа О.А. Управление качеством в высшем образовании : монография / О.А. Ганжа. -Волгоград : Волгогр. Гос. Архит.- строит. Ун-т, 2014. - 152 с.

6. Орлов П. А. Экономические аспекты внедрения системы менеджмента качества на промышленных предприятиях / П.А. Орлов. // Управлшня економшою: теорiя та практика.

- 2008. - № 2. - С. 17-26.

7. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования. - Москва, 2015. - 29 с.

Феденко Светлана Ивановна

Зав.библиотекой МОУ «Школа №77 города Донецка» (г.Донецк, ДНР)

УДК 78.38

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЕДАГОГИКА LIBRARY PEDAGOGICS

Сотворчество библиотекаря и читателя, построение диалога и воспитание личности посредством слова.

Ключевые слова: библиотекарь, книга, читатель, чтение, воспитание, творчество, созидание.

The co-creation of the librarian and reader, the construction of dialogue and the education of the individual through the word.

Key words: librarian, book, reader, reading, education, creativity, creation.

Библиотечная педагогика возникла в России вместе с зарождением библиотек как социального института. Известно, например, опыт педагогической деятельности Е. Полоцкой в XXII веке в созданной ею библиотеке. Сама практика библиотечной деятельности превращала библиотеку в способ распространения просвещении в России. Параллельно закладывались научные основы библиотечной педагогики как особого раздела библиотековедения, синтезированного с педагогикой.

Интерес к библиотечной педагогике на протяжении веков то усиливался, то угасал. В конце XX века в связи с бурным развитием компьютерных технологий и социальных изменений, происшедших в стране, о библиотечной педагогике говорили больше в негативном ключе как о пережитке прошлого.

В 1990-е годы к устаревшим понятиям было отнесено и слово «воспитание». Оно перестало употребляться в официальных документах, в образовательной и библиотечной лексике. Библиотечное дело было причислено к сфере обслуживания. С началом нового столетия началось возрождение всей педагогической системы в стране. Ее актуальность была продиктована теми социальными рисками, в которых оказались общество и особенно дети (моральная деградация, разрушение семьи, культуры, кризис образования и чтения, волна агрессии, появление на книжном рынке антигуманной литературы и др.). В сфере образования стали разрабатываться программы духовно-нравственного воспитания детей. В библиотечном деле возобновился интерес к рекомендательной библиографии. Встала на повестку дня проблема библиотечного общения и усиления просветительской деятельности библиотек.

Чтобы не упустить главного в размышлении о библиотечной педагогике, целесообразно прежде рассмотреть общее понятие.

Термин «педагог» произошел от греческого слова - paidagogos, что буквально означает «ведущий ребенка». В древние времена это был человек, «ведущий дитя». Позднее значение термина расширилось: педагогом стали называть того, кто сопровождал ребенка в жизнь, то есть передавал знания, воспитывал, учил. Из всех трех слов-синонимов: учитель, преподаватель, педагог, - самое широкое значение имеет «педагог». Педагог как существительное в грамматическом отношении противопоставляется словом «учитель» и «преподаватель» в грамматическом отношении. Слово «педагог» соотносится с современным понятием «педагогика» - наука о воспитании и обучении. О педагоге можно сказать, что это специалист по педагогике, профессионально обученный наставлять, обучать, передавать знания, воспитывать.

Начавшись как наука о воспитании детей, педагогика в процессе эволюции расширилась и стала охватывать такие понятия, как образование, обучение, воспитание, развитие личности.

В XX веке ведущей категорией педагогики стало образование.

Технология получения знаний осуществляется через просвещение -передачу в устной, печатной или электронной форме информации от взрослого к ребенку. В этой ситуации особенно важной стала задача информационной культуры школьника, что предполагает использование не только печатных средств информации, но и электронных и цифровых образовательных ресурсов. В последние годы в процесс обучения активно вошли компьютерные технологии, электронные тренажеры, мультимедиа.

Отличительная особенность библиотечной педагогики состоит в том, что она осуществляется средствами библиотечных ресурсов, то есть печатных изданий, сосредоточенных в фондах библиотеки и предназначенных для чтения, а также средствами информационных технологий, которыми располагает современная библиотека, работающая с детьми.

Образование в библиотечной педагогике осуществляется совокупностью универсальных систематизированных книжных фондов, отражающих не только предметы, изучаемые в школе, но и лежащие за их пределами.

Важным каналом получения знаний является научно-познавательная литература, справочные издания и энциклопедии, учебная и деловая литература.

Обучение осуществляется методом библиотечных уроков по информационной культуре и культуре чтения: выбор книги, ориентация в структуре книжных фондов, каталогов, в структуре самой книги, умение пользоваться энциклопедиями, справочниками, библиографическими пособиями и др.

В систему библиотечных уроков входит также поддержка и развитие интереса к чтению разных видов литературы.

Воспитание обеспечивает нравственное поведение личности читателя и реализуется в библиотеке через обращение к лучшим образцам художественной литературы, привитие интереса к ней, развитие способности к образному восприятию (громкие чтения, обсуждения, беседы, отзывы и др.) через переход от пассивной читательской позиции - к активной, творческой.

Особенность библиотечного общения состоит в том, что оно осуществляется с книгой в руках, строится на добровольных началах и всегда личностно-ориентированною. Воспитательный потенциал библиотечного общения нацелен на пробуждение в читающем ребенке самосознания, на поиски ответов на насущные вопросы его собственного бытия: кто он, зачем он, как жить ему среди людей и что он может им дать. Во многом помогают в этом примеры жизни замечательных людей страны и книги о них.

С учетом возрастного развития детей создается рекомендательная библиография, определяющая поступательный репертуар чтения от дошкольного возраста к юношескому.

Помогают развитию мотивации общения с книгой разрабатываемые библиотекарями конкурсы на лучшего читателя, выявляющие лидеров чтения.

Развитие детей обеспечивается также усложнением используемых методических приемов от возраста к возрасту: от игры в младших классах - к проектной деятельности старшеклассников.

Социализация детей в библиотеке предполагает научение их построению отношений с окружающими людьми, развитие стремления к сотрудничеству.

Социализирующий смысл несут книги о великих деятелей культуры, отдавших жизнь служению общему делу.

Большое значение в развитии готовности растущего человека к жизни в современном многонациональном государстве имеет толерантность -уважительное отношение к разнообразию культур народов, населяющих Россию.

Одним из основных ресурсов гуманизации детей в библиотеке, как и воспитания в целом - запасы классической художественной литературы. Недаром художественную литературу называют образным человековедением.

Ко многому обязывает введенное в мае 2011 года в «Кодекс этики Российского библиотекаря» положение: «Гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии». Задача библиотекаря через общение с читателем претворять это положение в жизнь.

Итак, в своих размышлениях о библиотечной педагогике мы подошли к ее фундаменту - к стимулированию чтения полноценных текстов, независимо от того, происходит ли оно с листа, «на слух», или с экрана.

Библиотечную педагогику можно с полным правом назвать педагогикой чтения.

Чтение образовывает, обучает, воспитывает, развивает, социализирует и очеловечивает личность. Оно учит самостоятельно мыслить, развивает познавательную активность, обеспечивает содержательный диалог читателя с самим собой и с другими, помогает эмоционально включаться в жизнь людей. Педагогу-библиотекарю остается лишь выявить гуманистический, познавательный, творческий потенциал своих ресурсов, и через свободное общение с детьми и взрослыми помочь претворить его в чтение.

В центре внимания и интересов школьного учителя стоит его предмет и успеваемость учащихся по данному предмету. Более думающий, «продвинутый» учитель может проявить интерес к проблеме связей его учебной дисциплины со смежными науками. И лишь наиболее мудрые учителя, ищущие смысл своей педагогической деятельности, способны думать о своем предмете с высоты стратегических задач образования в целом. Главная линия учителя-предметника идет от частного к общему через межпредметную область в системе образовательных программ.

Направленность профессиональной мысли библиотекаря обратная. Он идет к осмыслению общепредметных связей и от них к предметным и частным уровням.

Если с этих позиций обратиться к «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров», то мы увидим, что акцент в ней сделан на обслуживающей функции этого центра, на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса и выполнения ими образовательных программ.

К сожалению, в Концепции отсутствует традиционная идея руководства чтением, идея продвижения библиотекарем лучших ресурсов библиотеки. Задача развития читательских навыков, упомянутых в концепции, далеко не покрывает подлинного значения руководства чтением. Ибо чтение - это не механический навык, а развитие умственной деятельности читателя в ответ на умственную деятельность писателя, формирование гражданских и социально-значимых чувств.

Величайшая ценность чтения - творчество, обуславливающее созидательные потенции читающего ребенка. Особенно это касается чтения лучших произведений художественной литературы.

Что касается будущего школьных библиотек, то о нем шла речь на Первом форуме школьных библиотек нового поколения, состоявшемся в Москве 5-7 сентября 2016 года.

Смысловым стержнем всех докладов были новые и сверхновые информационные технологии, предназначенные для образования и требующие освоения, как библиотекарем, так и учащимися.

Проблемы воспитания и гуманизации детей, которые будут пользоваться новыми технологиями, в повестке дня не значились.

Остается надеяться, что следующие форумы школьных библиотек нового поколения не отложат эту основополагающую для информационного общества проблему в долгий ящик.

Она достойна отдельного, специально посвященного ей форума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомирова И. Библиотечная педагогика: сущность и специфика / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2012. - №15. - С. 51 - 35.

2. Тихомирова И. Прикладные функции педагога - Библиотекаря / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2016. - №10. - С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.