ЛИТЕРАТУРА
1. Бруева В. А. Адаптация высшего учебного заведения в условиях внедрения системы управления качеством в соответствии со стандартом ДСТУ ISO серии 9001: 2009 (на примере Украинской инженерно-педагогической академии) / В.А. Бруева // Вимiрювальна техшка та метролопя: мiжвiд. наук.-техн. зб. / Нац. ун-т "Львiвська пол^ехшка". - 2013. -№ 74. - С. 163 - 168.
2. Бруева В. А. Ключовi аспекти розробки i впровадження система управлшня яюстю у вщповщносп мiжнародного стандарту серп ISO 9001 в вищому навчальному закладi [ Електроний ресурс] / В. А. Бруева // Яюсть технологий та освгги. - 2013. - № 3. - С. 79-87.
- URL:: http://nbuv.gov.ua/UJRN/yakict_2013_3_18. (дата обращения: 02.05.2017).
3. Иванилов А. С. Актуальные проблемы развития системы менеджмента качества промышленного предприятия железнодорожного транспорта /А. С. Иванилов, О.А. Гришко // Вюник економши транспорту i промисловосп. - 2015. - № 49. - С. 223239.
4. Минажева Г. С. Разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества в высших учебных заведениях Казахстана: Научно-практическое издание / Г.С. Минажева. - Алматы : ^азак университет^ 2009. - 111 с.
5. Ганжа О.А. Управление качеством в высшем образовании : монография / О.А. Ганжа. -Волгоград : Волгогр. Гос. Архит.- строит. Ун-т, 2014. - 152 с.
6. Орлов П. А. Экономические аспекты внедрения системы менеджмента качества на промышленных предприятиях / П.А. Орлов. // Управлшня економшою: теорiя та практика.
- 2008. - № 2. - С. 17-26.
7. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования. - Москва, 2015. - 29 с.
Феденко Светлана Ивановна
Зав.библиотекой МОУ «Школа №77 города Донецка» (г.Донецк, ДНР)
УДК 78.38
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЕДАГОГИКА LIBRARY PEDAGOGICS
Сотворчество библиотекаря и читателя, построение диалога и воспитание личности посредством слова.
Ключевые слова: библиотекарь, книга, читатель, чтение, воспитание, творчество, созидание.
The co-creation of the librarian and reader, the construction of dialogue and the education of the individual through the word.
Key words: librarian, book, reader, reading, education, creativity, creation.
Библиотечная педагогика возникла в России вместе с зарождением библиотек как социального института. Известно, например, опыт педагогической деятельности Е. Полоцкой в XXII веке в созданной ею библиотеке. Сама практика библиотечной деятельности превращала библиотеку в способ распространения просвещении в России. Параллельно закладывались научные основы библиотечной педагогики как особого раздела библиотековедения, синтезированного с педагогикой.
Интерес к библиотечной педагогике на протяжении веков то усиливался, то угасал. В конце XX века в связи с бурным развитием компьютерных технологий и социальных изменений, происшедших в стране, о библиотечной педагогике говорили больше в негативном ключе как о пережитке прошлого.
В 1990-е годы к устаревшим понятиям было отнесено и слово «воспитание». Оно перестало употребляться в официальных документах, в образовательной и библиотечной лексике. Библиотечное дело было причислено к сфере обслуживания. С началом нового столетия началось возрождение всей педагогической системы в стране. Ее актуальность была продиктована теми социальными рисками, в которых оказались общество и особенно дети (моральная деградация, разрушение семьи, культуры, кризис образования и чтения, волна агрессии, появление на книжном рынке антигуманной литературы и др.). В сфере образования стали разрабатываться программы духовно-нравственного воспитания детей. В библиотечном деле возобновился интерес к рекомендательной библиографии. Встала на повестку дня проблема библиотечного общения и усиления просветительской деятельности библиотек.
Чтобы не упустить главного в размышлении о библиотечной педагогике, целесообразно прежде рассмотреть общее понятие.
Термин «педагог» произошел от греческого слова - paidagogos, что буквально означает «ведущий ребенка». В древние времена это был человек, «ведущий дитя». Позднее значение термина расширилось: педагогом стали называть того, кто сопровождал ребенка в жизнь, то есть передавал знания, воспитывал, учил. Из всех трех слов-синонимов: учитель, преподаватель, педагог, - самое широкое значение имеет «педагог». Педагог как существительное в грамматическом отношении противопоставляется словом «учитель» и «преподаватель» в грамматическом отношении. Слово «педагог» соотносится с современным понятием «педагогика» - наука о воспитании и обучении. О педагоге можно сказать, что это специалист по педагогике, профессионально обученный наставлять, обучать, передавать знания, воспитывать.
Начавшись как наука о воспитании детей, педагогика в процессе эволюции расширилась и стала охватывать такие понятия, как образование, обучение, воспитание, развитие личности.
В XX веке ведущей категорией педагогики стало образование.
Технология получения знаний осуществляется через просвещение -передачу в устной, печатной или электронной форме информации от взрослого к ребенку. В этой ситуации особенно важной стала задача информационной культуры школьника, что предполагает использование не только печатных средств информации, но и электронных и цифровых образовательных ресурсов. В последние годы в процесс обучения активно вошли компьютерные технологии, электронные тренажеры, мультимедиа.
Отличительная особенность библиотечной педагогики состоит в том, что она осуществляется средствами библиотечных ресурсов, то есть печатных изданий, сосредоточенных в фондах библиотеки и предназначенных для чтения, а также средствами информационных технологий, которыми располагает современная библиотека, работающая с детьми.
Образование в библиотечной педагогике осуществляется совокупностью универсальных систематизированных книжных фондов, отражающих не только предметы, изучаемые в школе, но и лежащие за их пределами.
Важным каналом получения знаний является научно-познавательная литература, справочные издания и энциклопедии, учебная и деловая литература.
Обучение осуществляется методом библиотечных уроков по информационной культуре и культуре чтения: выбор книги, ориентация в структуре книжных фондов, каталогов, в структуре самой книги, умение пользоваться энциклопедиями, справочниками, библиографическими пособиями и др.
В систему библиотечных уроков входит также поддержка и развитие интереса к чтению разных видов литературы.
Воспитание обеспечивает нравственное поведение личности читателя и реализуется в библиотеке через обращение к лучшим образцам художественной литературы, привитие интереса к ней, развитие способности к образному восприятию (громкие чтения, обсуждения, беседы, отзывы и др.) через переход от пассивной читательской позиции - к активной, творческой.
Особенность библиотечного общения состоит в том, что оно осуществляется с книгой в руках, строится на добровольных началах и всегда личностно-ориентированною. Воспитательный потенциал библиотечного общения нацелен на пробуждение в читающем ребенке самосознания, на поиски ответов на насущные вопросы его собственного бытия: кто он, зачем он, как жить ему среди людей и что он может им дать. Во многом помогают в этом примеры жизни замечательных людей страны и книги о них.
С учетом возрастного развития детей создается рекомендательная библиография, определяющая поступательный репертуар чтения от дошкольного возраста к юношескому.
Помогают развитию мотивации общения с книгой разрабатываемые библиотекарями конкурсы на лучшего читателя, выявляющие лидеров чтения.
Развитие детей обеспечивается также усложнением используемых методических приемов от возраста к возрасту: от игры в младших классах - к проектной деятельности старшеклассников.
Социализация детей в библиотеке предполагает научение их построению отношений с окружающими людьми, развитие стремления к сотрудничеству.
Социализирующий смысл несут книги о великих деятелей культуры, отдавших жизнь служению общему делу.
Большое значение в развитии готовности растущего человека к жизни в современном многонациональном государстве имеет толерантность -уважительное отношение к разнообразию культур народов, населяющих Россию.
Одним из основных ресурсов гуманизации детей в библиотеке, как и воспитания в целом - запасы классической художественной литературы. Недаром художественную литературу называют образным человековедением.
Ко многому обязывает введенное в мае 2011 года в «Кодекс этики Российского библиотекаря» положение: «Гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии». Задача библиотекаря через общение с читателем претворять это положение в жизнь.
Итак, в своих размышлениях о библиотечной педагогике мы подошли к ее фундаменту - к стимулированию чтения полноценных текстов, независимо от того, происходит ли оно с листа, «на слух», или с экрана.
Библиотечную педагогику можно с полным правом назвать педагогикой чтения.
Чтение образовывает, обучает, воспитывает, развивает, социализирует и очеловечивает личность. Оно учит самостоятельно мыслить, развивает познавательную активность, обеспечивает содержательный диалог читателя с самим собой и с другими, помогает эмоционально включаться в жизнь людей. Педагогу-библиотекарю остается лишь выявить гуманистический, познавательный, творческий потенциал своих ресурсов, и через свободное общение с детьми и взрослыми помочь претворить его в чтение.
В центре внимания и интересов школьного учителя стоит его предмет и успеваемость учащихся по данному предмету. Более думающий, «продвинутый» учитель может проявить интерес к проблеме связей его учебной дисциплины со смежными науками. И лишь наиболее мудрые учителя, ищущие смысл своей педагогической деятельности, способны думать о своем предмете с высоты стратегических задач образования в целом. Главная линия учителя-предметника идет от частного к общему через межпредметную область в системе образовательных программ.
Направленность профессиональной мысли библиотекаря обратная. Он идет к осмыслению общепредметных связей и от них к предметным и частным уровням.
Если с этих позиций обратиться к «Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров», то мы увидим, что акцент в ней сделан на обслуживающей функции этого центра, на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса и выполнения ими образовательных программ.
К сожалению, в Концепции отсутствует традиционная идея руководства чтением, идея продвижения библиотекарем лучших ресурсов библиотеки. Задача развития читательских навыков, упомянутых в концепции, далеко не покрывает подлинного значения руководства чтением. Ибо чтение - это не механический навык, а развитие умственной деятельности читателя в ответ на умственную деятельность писателя, формирование гражданских и социально-значимых чувств.
Величайшая ценность чтения - творчество, обуславливающее созидательные потенции читающего ребенка. Особенно это касается чтения лучших произведений художественной литературы.
Что касается будущего школьных библиотек, то о нем шла речь на Первом форуме школьных библиотек нового поколения, состоявшемся в Москве 5-7 сентября 2016 года.
Смысловым стержнем всех докладов были новые и сверхновые информационные технологии, предназначенные для образования и требующие освоения, как библиотекарем, так и учащимися.
Проблемы воспитания и гуманизации детей, которые будут пользоваться новыми технологиями, в повестке дня не значились.
Остается надеяться, что следующие форумы школьных библиотек нового поколения не отложат эту основополагающую для информационного общества проблему в долгий ящик.
Она достойна отдельного, специально посвященного ей форума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тихомирова И. Библиотечная педагогика: сущность и специфика / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2012. - №15. - С. 51 - 35.
2. Тихомирова И. Прикладные функции педагога - Библиотекаря / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2016. - №10. - С. 34-38.