Зубрин Владимир Викторович
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Павлов Игорь Николаевич
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Совершенствование деятельности НЦПИ в связи с изменениями законодательства о некоммерческих организациях
Рассматриваются задачи, которые предстоит решать Научному центру правовой информации при изменении статуса как бюджетной некоммерческой организации. Формулируются новые задачи, обращается внимание на ускоренное развитие научно-исследовательской деятельности НЦПИ, анализируется текущее состояние.
Ключевые слова: бюджет, некоммерческие организации, электронная доступность.
Dr.Vladimir Zubrin
E-mail: [email protected]
Dr. Igor Pavlov
E-mail: [email protected]
Improvement of NCPI due to changes in legislation on non-commercial organizations
Discusses the challenges that the scientific centre of legal information (SCLI) when you change the status of the budget as a not-for-profit organization. Formulated new objectives, attention is drawn to the accelerated development of science and research, analyses the current state of the SCLI.
Keywords: budget, non-profit organizations, e-accessibility.
С момента своего создания 25 июня 1975 года НЦПИ осуществляет автоматизированную обработку правовой информации, обеспечивает деятельность информационных систем Министерства юстиции СССР, а впоследствии Минюста России, в области получения, обработки, систематизации, хранения и предоставления правовой информации, создания, внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем по различным направлениям деятельности (далее - АИС) с применением современных информационных технологий.
История разработки правовых информационных систем начинается с 1982 года, когда в НЦПИ введена в действие первая правовая автоматизированная информационно-поисковая система «АИПС-Законодательство».
В ноябре 2011 года Минюстом России утвержден новый устав НЦПИ, которым определен тип бюджетного учреждения, основные цели деятельности, а так же основные и дополнительные виды деятельности.
Особенности правового статуса НЦПИ как некоммерческой организации - бюджетного учреждения предусмотрены ст. 50 ГК РФ и положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях».
НЦПИ как бюджетное учреждение в 2012 году финансируется на основе государственного задания в форме субсидий.
Вместе с этим НЦПИ вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доходы при обязательном соблюдении двух условий:
> такие виды деятельности должны служить достижению целей, для которых создано учреждение,
> они должны быть указаны в его уставе.
На сегодняшний день в НЦПИ осуществляется планомерная работа по сопровождению и развитию информационно-технологической инфраструктуры Минюста России, выполняются все возложенные задачи по основным направлениям деятельности в сфере информатизации и технической поддержки.
Вместе с этим на протяжении последних лет в работе НЦПИ возник ряд проблем, обусловленных недостаточным финансированием осуществления учреждением работ, связанных с научно-исследовательской деятельности НЦПИ по разработке и применению в правовой сфере передовых информационных технологий.
Реализация масштабных задач, которые стоят на современном этапе перед Минюстом России в рамках выполнения государственных и целевых программ, невозможна без применения передовых информационных технологий.
Разветвленная информационная инфраструктура Минюста России включает в себя как вычислительные мощности и локальные сети центрального аппарата, территориальных органов, ведомственную сеть информационного обмена на основе открытой сети Интернет, а также информационные инфраструктуры подведомственных организаций и служб. В зоне ответственности НЦПИ находятся как основные вычислительные мощности Минюста России, сосредоточенные в ЦОД и обеспечивающие функционирование большинства основных информационных ресурсов Минюста России, так и ключевые элементы ведомственной сети информационного обмена территориальных органов и центрального аппарата Минюста России на основе открытой сети Интернет.
Система информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, состоящая из самостоятельных подсистем, должна развиваться по пути логической и технологической связи всех подсистем между собой, с учетом:
> перехода на электронный документооборот между субъектами ведения федеральных регистров и государственных реестров;
> использования при мониторинге правоприменения, в том числе мониторинге состояния законодательства;
> автоматизации процессов ввода информации в федеральные регистры и государственные реестры, включая контроль качества ведения баз данных;
> интеграции с другими государственными информационными системами;
> использования в качестве источника официального опубликования нормативных правовых актов Российской Федерации;
> изучения потребностей в доработке существующего или разработке нового программного обеспечения с учетом постоянно возрастающего количества нормативных правовых актов, включаемых в информационные системы;
> необходимости участия в разработке и модернизации информационных систем Минюста России.
В настоящее время в рамках Государственного заказа и за счет бюджетного финансирования НЦПИ осуществляет сопровождение Федерального регистра муниципальных правовых актов (ФР МНПА) и подсистемы «Нормативные акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (ПС НПА ЕСИТО).
НЦПИ обеспечивает и планирует развитие функций по сопровождению АИС «Федеральный реестр адвокатов Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» (АИС «Учет адвокатов») и АИС «Федеральный реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» (АИС «Учет нотариальных контор»), с помощью которых ведется реестр адвокатов субъектов Российской Федерации и адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, а также реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, реестр лицензий на право нотариальной деятельности.
Для дальнейшего развития каждой информационной системы НЦПИ необходимо проработать и регламентировать все вопросы по сопровождению АИС, планы по сопровождению и развитию АИС, нормы трудозатрат необходимых мероприятий осуществляемых в АИС Минюста России для включения их в Государственный за-
каз и дальнейшего финансирования сопровождения АИС силами и средствами НЦПИ.
Кроме того НЦПИ предполагает возможным использовать существующие АИС по иным направлениям деятельности Минюста России, подведомственных ему служб, иных органов и организаций (как пример, вопросы работы саморегулируемых организаций, организаций, обращающихся за разрешением на включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» и т.п.).
В НЦПИ разработана и действует спра-вочно-правовая система «Эталон плюс», которая включает в себя Федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований, раздел «Государственные и муниципальные закупки».
Данное направление деятельности должно охватить весь объем отечественной правовой базы, правовые акты иных органов и организаций, зарубежных стран и иной справочно-право-вой информации. Планируется придать им статус достоверности государственной информации.
Этот информационный ресурс будет отличаться от иных существующих справочно-правовых систем максимальной полнотой объема, наличием в нем эталонных нормативных правовых актов, оперативностью обновления базы, поддержанием ее в актуализированном состоянии, доступностью, удобством и простотой в использовании, функциями легкого и быстрого поиска информации.
В НЦПИ разработан программный комплекс АРМ «Муниципал», который предназначен для автоматизации процессов ввода, ведения и хранения нормативных правовых актов муниципальных образований, передачи нормативных правовых актов в субъекты Российской Федерации, получения результатов экспертиз от субъектов Российской Федерации. Практика его применения свидетельствует о востребованности данного продукта в регионах. В некоторых субъектах Российской Федерации на законодательном уровне закреплены правила ведения регистра муниципальных нормативных актов с помощью АРМ «Муниципал».
Развитие данного направления деятельности НЦПИ видит в мониторинге потребностей российского юридического сообщества в создании автоматизированных рабочих мест конкретных профессий (АРМ адвоката, нотариуса и т.п.) и направлений деятельности (например,
АРМ по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и т.п.). По результатам такого мониторинга при участии в работе специалистов Минюста России могут быть созданы соответствующие информационно-правовые программы, которые будут применяться не только в системах Минюста России, но и в иных сферах.
НЦПИ участвует в реализации единой научно-технической политики в области информатизации Минюста России.
В этом контексте научная деятельность НЦПИ является одним из основных направлений своего развития и должна включать научные исследования и научно-технические экспертизы по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании АИС в правовой сфере (например, вопросы систематизации законодательства, семантика и формализация нормативных предписаний, стандартизация представления структуры и содержания нормативного акта, социологические обследования, опросы общественного мнения, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, классификаторов, словарей, мониторинга нормативных правовых актов и т. п.).
Научно-исследовательская работа в НЦПИ должна проводиться в специализированных научных подразделениях, в других структурных подразделениях учреждения при обеспечении качественного состава исполнителей, а также во временных творческих коллективах.
Информационные технологии, объективно необходимые и применяемые в настоящее время в НЦПИ, находятся на переднем крае современной науки. Это требует серьезного внимания к развитию науки и научных кадров.
Научно-исследовательская деятельность осуществляется по заданиям Минюста России и его учреждений, а также на основе собственной инициативы ее сотрудников. Она проводится в соответствии с направлениями деятельности Минюста России и его учреждений в области информатизации. Эта деятельность может реализовываться как на договорной основе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счет средств, привлекаемых по договорам с физическими и юридическими лицами, с зарубежными партнерами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Научные исследования,
проводимые по заданию учредителя НЦПИ, являются приоритетными.
Силами своих ученых НЦПИ будет заниматься следующими научными исследованиями:
> разработкой правовых классификаторов, терминологических и иных словарей и справочников;
> созданием новых информационно-правовых систем;
> применением информационных технологий для решения задач законотворческой деятельности, систематизации законодательства, правовой экспертизы и мониторинга нормативных правовых актов;
> разработкой и модернизацией программных и программно-аппаратных комплексов и информационных систем в области правовой информации и информатизации Минюста России;
> разработкой отраслевых стандартов по приемке, вводу и порядку эксплуатации информационных систем Минюста России.
Другим важнейшим направлением научной деятельности НЦПИ выступает подготовка научных кадров высшей квалификации в рамках институтов соискательства, аспирантуры и научных сотрудников. Подготовка актуальных оригинальных монографий с защитой их в собственном диссертационном совете НЦПИ - важная цель в системе апробации научных исследований.
В рамках соглашения о сотрудничестве с Российской правовой академии (далее - РПА) Минюста России НЦПИ осуществляет разработку и внедрение курсов по дистанционному обучению государственных служащих, планируется развитие научной деятельности на кафедрах РПА Минюста России по теоретическим и практическим темам развития правовых систем.
НЦПИ выпускает научные журналы: «Правовая информатика» и «Мониторинг правоприменения» с привлечением кадров РПА Минюста России и Государственного экономического университета им Г.В.Плеханова, в которых размещаются статьи по актуальным проблемам юриспруденции, информатизации и правоприменения, подготовленные как сотрудниками НЦПИ и РПА Минюста России, так и другими учеными.
С 2009 года в НЦПИ проводится ежегодная всероссийская научно-практическая конференция по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестром. Итогом
ее дальнейшего успешного развития будет являться повышение статуса до международной, начиная с 2012 года.
Анализ уровня компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих показывает, что, будучи высококвалифицированными специалистами в своей предметной области, большинство из них поверхностно знакомы с возможностями современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающими существенное повышение эффективности стоящих перед ними профессиональных задач.
Ключевым фактором, оказывающим определяющее влияние на успешность решения поставленных задач, является профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих в области использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В этих условиях является актуальным развитие направления деятельности НЦПИ по повышению квалификации, подготовке к аттестации и сертификации названных категорий служащих, а также других специалистов, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии.
Тематика издаваемой НЦПИ печатной продукции ориентирована на освещение направлений деятельности Минюста России и его подведомственных служб. Приоритетная задача в издательской деятельности состоит в освещении вопросов правового просвещения населения и пропаганду модели правомерного поведения (Мониторинг правоприменения, Правовая информатика, Ветераны юстиции, Сборники справочной информации Минюста России).
Задача НЦПИ - построение системы правовой информации на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической оснащенности всех потенциальных абонентов единой правовой системы.
Построение модели должно происходить в соответствии с запросами физических и юридических лиц, поступающими в НЦПИ по следующим направлениям:
> предоставление информации о правилах оказания государственных услуг;
> предоставление информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи;
> предоставление информации о компетенции и порядке деятельности Минюста России и его подведомственных служб;
> участие в разработке концепции и создании единого информационного портала в сети Интернет, агрегирующего информацию существующих сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, по тематике правового просвещения населения, предоставляющего подробную информацию о формах и возможностях получения квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, представляющей в режиме онлайн услуги по консультированию по актуальным вопросам защиты и реализации прав граждан, а также обеспечение его функционирования;
> сопровождение федеральной интерактивной Интернет-карты, отображающей участников бесплатной юридической помощи.
Одним из главных условий реализации поставленных перед НЦПИ задач будет являться внесение изменений в Устав и Государственное задание НЦПИ, касающиеся сопровождения информационных систем Минюста России, научно-исследовательской деятельности НЦПИ и обучения.
Немаловажным условием является исследование реального состояния материально-технической базы и определение потребности в программном и техническом оснащении НЦПИ, подразделений Минюста России и его территориальных органов. Данные мероприятия необходимо провести до конца 2013 года.
Данное исследование позволит правильно расставить приоритеты, определить силы и средства, необходимые при проведении конкретных работ, установить точные сроки их исполнения.
Цель кадровой политики НЦПИ - создание коллектива, путем развития системы эффективного подбора и управления кадрами, в котором каждый работник способен на высоком профессиональном уровне решать задачи.
Реализация поставленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава работников НЦПИ, развитие кадровых ресурсов в соответствии с возникающими тактическими и стратегическими задачами в деятельности НЦПИ.
Достижение поставленных целей потребует увеличения финансирования, прежде всего, бюджетного, которое обусловлено:
> принятиями изменений в Устав НЦПИ;
> реорганизацией деятельности самого НЦПИ (увеличение штатов, изменение структуры штатного расписания с приоритетом ставок высокооплачиваемых научных и инженерных работников, проведение научных и опытно-конструкторских работ и т. п.);
> затратами, связанными с непосредственными работами по сопровождению элементов системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.
Вместе с тем, поскольку основная цель предполагаемых мероприятий направлена на обеспечение интересов Минюста России в сфере правовой информатизации, то часть работ может проводиться в рамках выполнения соответствующих федеральных целевых программ, участником которых Минюст России уже является, либо будет являться в будущем, либо через реализацию ведомственной целевой программы по развитию системы правовой информатизации.
Кроме того, результатом исполнения НЦПИ намеченных мер станут передовые решения в сфере правовой информатизации. Предполагается, что такого рода программные продукты будут востребованы не только в системе Минюста России, но и другими министерствами и ведомствами, иными органами и организациями.
Реализация на рынке конкурентоспособных товаров (услуг) будет способствовать увеличению внебюджетных средств НЦПИ, которые также будут направлены на решение указанных задач.
Таким образом, в НЦПИ будут созданы условия бесперебойного функционирования всех информационных систем и программно-аппаратных комплексов Минюста России и его территориальных органов в рамках формирования электронного правительства и позволит Минюсту России использовать в своей работе самые передовые информационные технологии, что значительно повысит эффективность, качество и оперативность его деятельности; будет способствовать развитию НЦПИ как передовой научной организации, способной решать сложнейшие задачи в сфере правовой информатизации; создаст условия для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией всех заинтересованных на самых разных уровнях - от государственных органов до каждого гражданина, в целом будет способствовать повышению правовой культуры в обществе, становлению правового государства.