Сергин Михаил Юрьевич
доктор технических наук, профессор
Горбачёва Елена Викторовна Макаренко Григорий Иванович Танимов Олег Владимирович
кандидат юридических наук, доцент
Концепция развития научной деятельности федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации»
Аннотация: представлены концептуальные основы развития научной деятельности ФБУ НЦПИ при Минюсте России в свете участия учреждения в единой научно-технической политике Министерства в области информатизации. Дана развёрнутая характеристика направлений деятельности учреждения, определяющих его научную составляющую.
Ключевые слова: концепция, научная деятельность, исследования, развитие, правовая информация.
Концепция развития научной деятельности федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее - Концепция) определяет главный замысел, руководящую идею в достижении цели повышения эффективности его научно-практической работы и отслеживания конъюнктуры нынешних экономических условий.
Структуру Концепции составляют 6 разделов, включающих общие положения, обзор научной деятельности ФБУ НЦПИ при Минюсте России (далее - НЦПИ) в прошлом и настоящем, основные задачи, механизмы и условия реализации указанных задач, а также финансовое обеспечение.
Самый объемный раздел 4 «Основные направления научной деятельности» состоит из 6-ти параграфов, в которых предусматривается научно-исследовательская деятельность в интересах Минюста России, предполагающая создание научных структурных подразделений, проведение научных исследований, разработок и экспертиз, подготовку научных кадров и редакционно-издательскую деятельность.
Считаем необходимым отметить, что Концепция написана в аспекте современных взглядов на стратегию развития НЦПИ. Однако не все факторы могут быть учтены, ведь динамика нашей жизни столь стремительна и переменчива. В этом контексте предложенная система взглядов на развитие научной деятельности не может быть исчерпывающей.
Авторы Концепции и данной статьи выражают надежду на конструктивную и компетентную реализацию идей и предложений, представленных в содержании этого документа.
Большая признательность членам Научно-технического совета НЦПИ за полезные советы и доброжелательную критику. Замечания и пожелания читателей также будут нами приняты с благодарностью.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Концепция определяет систему мер и взглядов, направленных на повышение эффективности научной работы НЦПИ, совершенствование его научно-технического потенциала в совре-
менных экономических условиях развивающегося информационного общества.
1.2. Правовой основой развития направлений деятельности НЦПИ являются:
> Федеральный закон от 23 августа 1996г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» (в ред. от 28.07.2012);
> Федеральный закон от 27.07.2010 (в ред. от
03.12.2011) № 210-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
> Федеральный закон от 09.02.2009 (в ред. от
11.07.2011) № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
> Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»;
> Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261;
> Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации от 28.04.2011 № Пр-1168;
> Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р (в ред. от 30.12.2011);
> Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. №10;
> Устав федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации», утверждённый приказом Минюста России от 15.11.2011 № 385;
> Концепция развития федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» на 2012-2015 годы.
1.3. Целью данной Концепции является определение основных направлений развития научной деятельности НЦПИ с учетом возложенных на него
задач, вытекающих из современных тенденций развития российского общества и государства.
1.4. Утверждение настоящей Концепции связано с необходимостью принятия результативных мер, обеспечивающих повышение эффективности научной деятельности НЦПИ.
2. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЦПИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1. НЦПИ - старейшее в стране научное учреждение в сфере правовой информатизации, официально существующее с 1975 года. НЦПИ -первая в стране организация, решающая на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, систематизации законодательства и учета нормативных правовых актов.
В НЦПИ была создана первая в стране автоматизированная информационно-поисковая система «АИПС-Законодательство», были подготовлены Общеправовой информационнопоисковый тезаурус, Глоссарий юридической терминологии, рубрикаторы и классификаторы, сотрудники НЦПИ принимали и принимают участие в подготовке и выпуске собственных научных журналов, книжных изданий Минюста России и др.
Научный центр правовой информации занимался научными проблемами информационно-поисковых языков, созданием и ведением тезауруса терминов законодательства, формированием словарей кодирования и декодирования, ведением классификаторов и правового рубрикатора, стандартизацией правовой терминологии.
В первые годы существования НЦПИ были созданы лингвистические средства для поисковой системы по Указам Президента, разработана информационно-поисковая система «Информатизация России», подготовлены научные отчеты по правовой информатике, обзор по трудам II Международного конгресса «Правовая информация на службе мира», создан поисковый аппарат для видов правовой деятельности «Внешняя торговля», «Налоговая инспекция», «Финансовое дело», опубликован ряд научных трудов сотрудников НЦПИ в виде монографий и научных статей. Работники НЦПИ принимали и принимают активное участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, совещаниях.
На научной основе проводились комплексные научные разработки, и НЦПИ долгие годы был единственной организацией, которая обеспечивала высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти правовой информацией. На Центр возлагались разработка проблем правовой информации, подготовка предложений по использованию средств электронновычислительной техники для улучшения организации работы судов и учреждений юстиции.
В создании и ведении в 70-80-е годы Свода законов СССР активное участие принимали ведущие специалисты Научного центра правовой информации Минюста (в состав «АИПС-Законо-дательство» входила подсистема «Свод законов»).
Международное сотрудничество развивалось и по линии Организации Объединенных Наций. НЦПИ регулярно принимал участие в российских и международных научно-технических программах, конференциях, совещаниях, форумах, конгрессах, по вопросам информатики, лингвистики, права. Департаментом правовой систематизации и информации на базе НЦПИ в июне 1997 года был организован и проведен международный семинар в рамках программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и информатизации правовой сферы.
В первый период своего существования НЦПИ входил в состав ВНИИ советского законодательства Минюста СССР, и основу научного потенциала НЦПИ в большой степени заложили ученые ВНИИСЗ, в котором тогда работали 28 докторов и 66 кандидатов наук.
Как видно из небольшого исторического экскурса, НЦПИ выполнял большой объем функций, связанных с научно-практической деятельностью, и был истинно научным учреждением. В настоящий период необходимо всемерно сохранять и преумножать научные традиции НЦПИ. На этапе бурного развития и внедрения информационных технологий учреждение, созданное именно для целей правовой информатизации, обязано реализовывать задачи в этой сфере и претворять их в жизнь на должном научном уровне.
На сегодняшний момент в НЦПИ существует отдел научных исследований, инноваций и лингвистического обеспечения, организационно входящий в управление информационной политики и инноваций.
В штате НЦПИ предусмотрены должности научных сотрудников, предназначенные для ведения научно-исследовательских работ. Также имеются сотрудники с учёными степенями и звания-
ми (1 доктор наук, профессор; 7 кандидатов наук), здесь работают аспиранты различных вузов.
В НЦПИ действует Научно-технический совет, представляющий собой совещательный орган управления, который является генератором научно обоснованных идей [1].
НЦПИ выпускает научные подписные рецензируемые журналы «Правовая информатика», «Мониторинг правоприменения», включенные во Всероссийскую систему научного цитирования, а также «Труды НЦПИ», где публикует статьи своих сотрудников, специалистов Минюста России и других авторов из внешних организаций по актуальным проблемам юриспруденции, правовой информатизации, правоприменения, лингвистики, истории. Работники НЦПИ пишут научные статьи, публикуемые в различных изданиях.
Управление ведения фонда и обработки правовой информации НЦПИ, отвечающее за ведение информационных баз, по сути, осуществляет постоянную систематизацию законодательства. Данная деятельность сама по себе - научно-практическая работа, включающая юридическую обработку актов, создание их текущих редакций и пр.
Полноправным участником создания научных методологий по программной реализации учёта нормативных правовых актов различного уровня и их автоматизированной обработке является управление разработки, внедрения и сопровождения программного обеспечения НЦПИ.
2.2. Научная работа в области права и законодательства необходима не только Минюсту и государству, но и обществу в целом. Данная концепция призвана совершенствовать научную деятельность НЦПИ и способствовать созданию новых механизмов, направленных на развитие России как правового государства на фоне построения информационного общества.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
3.1. В рамках реализации настоящей Концепции перед НЦПИ стоят следующие основные задачи:
> проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию процессов правовой информатизации в условиях формирования информационного общества;
> разработка совместных программ, концепций, предложений, направленных на формирование и развитие единого информационноправового пространства в рамках межгосу-
дарственных объединений, в том числе Таможенного союза и ЕврАзЭС;
> организация и проведение комплексных научных исследований по проблемам информатизации Минюста России;
> совершенствование содержания подготовки и переподготовки юридических кадров с учетом современных социокультурных реалий посредством разработки и внедрения в учебный процесс программ по основам правовой информатизации;
> разработка и принятие с учетом передового отечественного и зарубежного опыта комплексной долгосрочной программы по повышению уровня правовой культуры общества, направленной на совершенствование качества законодательства и правоприменительной практики, развитие правового образования и воспитания граждан, оптимизацию системы оказания квалифицированной юридической помощи, а также обеспечение доступности правовой информации на основе современных информационно-коммуникационных технологий [2];
> содействие правовому просвещению граждан, повышению уровня правовой культуры общества и юридической грамотности каждого гражданина, создание Всероссийского бюро справедливости (жалоб), обеспечивающего каждому гражданину помощь в соблюдении их законных прав [3-5];
> совершенствование системы межгосударственного обмена правовой информацией, поддержка взаимовыгодного международного сотрудничества в области правовой информации и информатизации;
> программно-техническое, технологическое и телекоммуникационное обеспечение научной деятельности, проводимой сотрудниками НЦПИ;
> разработка, создание, сопровождение, внедрение и программно-техническое обслуживание программных комплексов и информационных систем в области правовой информатизации Минюста России и его территориальных органов;
> научное сопровождение оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
> научно-практическое содействие Минюсту России в предоставлении оказываемых государственных услуг в электронном виде;
> организация подготовки научных кадров НЦПИ по техническим и юридическим направлениям;
> экспертно-консультативное участие в процессе правотворчества и правоприменения;
> внедрение результатов научных исследований в практическую деятельность законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и контролирующих органов, в правотворческий и правоприменительный процесс;
> создание и развитие системы стимулирования научно-исследовательской деятельности сотрудников, а также осуществления учета и контроля основных показателей и промежуточных научных результатов их деятельности.
3.2. В настоящее время одной из двух основных целей деятельности НЦПИ, согласно пункту 2.1 его Устава, является участие в реализации единой научно-технической политики в области информатизации Минюста России.
Указанное положение подчёркивает приоритетность научной направленности деятельности НЦПИ, отражённой и в его названии.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.5 Устава НЦПИ учреждению предоставляется возможность проводить и участвовать в проведении научных исследований, научно-технических экспертиз и разработок в области:
> создания и использования информационноправовых систем;
> применения информационных технологий для решения задач законотворческой деятельности, систематизации законодательства;
> правовой экспертизы и мониторинга нормативных правовых актов.
Однако полноценному развитию научной деятельности НЦПИ препятствует то обстоятельство, что это старейшее научное учреждение Министерства юстиции в настоящее время формально не является научной организацией. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией, в частности, признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность. Следовательно, пунктом 2.1 Устава НЦПИ, где отражена в качестве одной из двух основных именно научно-техническая деятельность учреждения, де-факто уже закреплён статус научной организации. Однако для полного
юридического соответствия указанному статусу необходимо внести уточнение в Устав НЦПИ, касающееся формы некоммерческой организации, изложив второй абзац пункта 1.5 в следующей редакции: «НЦПИ является научной некоммерческой организацией».
3.3. Для реализации указанных задач необходимо проведение систематического мониторинга научной сферы деятельности, выявление возникающих проблем и возможностей для их преодоления.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Научная (научно-исследовательская) деятельность
4.1.1. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе [6]:
> фундаменталь ные научные исследования -экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
> прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Научно-техниче ская деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
4.1.2. Научная деятельность в качестве одного из элементов включает в себя такую форму взаимодействия, как научное сотрудничество. В перспективе предлагается заключение договоров с международными организациями (ЮНЕСКО,
Евросоюз, СНГ), вузами (РПА, МГИМО, РЭУ, МГУТУ, МГУ и др.), научными организациями (РНИИИС) и иными структурами в сфере взаимного сотрудничества по вопросам науки.
4.2. Деятельность в интересах Минюста России
4.2.1. Придание НЦПИ подлинно научного статуса откроет возможности по широкому спектру научной деятельности в интересах Минюста России по направлениям:
> разработки правовых классификаторов, терминологических и иных словарей и справочников;
> создания новых информационно-правовых систем типа «Эталон»;
> применения информационных технологий для решения задач в сфере юриспруденции, систематизации законодательства, правовой экспертизы и мониторинга нормативных правовых актов;
> разработки и модернизации программных и программно-аппаратных комплексов и информационных систем в области правовой информации и информатизации Минюста России;
> разработки отраслевых стандартов по приемке, вводу и порядку эксплуатации информационных систем Минюста России.
Помимо всего прочего, будучи научной организацией, НЦПИ приобретёт новое качество в своём развитии и будет способно эффективно существовать в рыночных условиях экономики страны.
4.2.2. В рамках организационных мероприятий в НЦПИ разработана концепция обеспечения информационной безопасности НЦПИ.
Совместно с Минюстом России необходимо разработать Концепцию информационной безопасности Минюста России, составными частями которой являются отдельные положения и регламенты, частные модели угроз для каждой из систем, в которых производится обработка информации ограниченного доступа, конфиденциальной информации и/или персональных данных.
В дальнейшем вся документация будет обновляться, а лицензии подтверждаться в соответствии со сроками их действий.
4.3. Создание научных структурных подразделений
4.3.1. Центр правовых исследований. Среди направлений исследования в области права - вопросы теории и истории права, права зарубежных стран и сравнительного права, междуна-
родного права, информационного права, информационной безопасности, совершенствования правового регулирования деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти, защиты прав и законных интересов граждан, правонарушений и юридической ответственности.
4.3.2. Необходимость общественной экспертизы нормативных правовых актов приобретает сегодня особую актуальность.
В современной ситуации возрастает общественная значимость создания и организации деятельности Центра научно-методического обеспечения общественной правовой экспер-тизыпри федеральном бюджетном учреждении «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее - Центр).
В качестве одной из функций Центра необходимо обозначить сертификацию государственных и общественных экспертов.
В связи с этим необходимо разработать концепцию создания указанного Центра. Для реализации данной задачи необходимо создать совместную рабочую группу, в состав которой могут войти как представители Парламентского Центра «Наукоёмкие технологии, интеллектуальная собственность», так и ученые юристы и практики НЦПИ.
4.4. Проведение научных исследований, разработок и экспертиз
4.4.1. Поскольку научная деятельность НЦПИ является одним из основных направлений его развития, то она должна включать научные исследования и научно-технические экспертизы по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании АИС в правовой сфере (например, вопросы систематизации законодательства, семантика и формализация нормативных предписаний, стандартизация представления нормативного акта, социологические исследования, опросы общественного мнения, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, классификаторов, словарей, мониторинг нормативных правовых актов и т. п.).
Подобная научная работа должна проводиться в специализированных научных подразделениях, в других структурных подразделениях учреждения при обеспечении в них качественного состава исполнителей, а также во временных творческих коллективах.
4.4.2. Осуществление научно-исследовательской деятельности должно проводиться по заданиям Минюста России и его учреждений и для обеспечения направлений деятельности НЦПИ. При этом данная деятельность может быть реализована как за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счёт средств, привлекаемых по договорам с физическими и юридическими лицами, зарубежными партнерами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Научные исследования, проводимые по заданию учредителя НЦПИ, являются приоритетными.
Научно-исследовательский потенциал ученых НЦПИ планируется применить в области:
> разработки правовых классификаторов, терминологических и иных словарей и справочников;
> создания новых информационно-правовых систем;
> применения информационных технологий для решения задач законотворческой деятельности, систематизации законодательства, правовой экспертизы и мониторинга нормативных правовых актов;
> разработки и модернизации программных и программно-аппаратных комплексов и информационных систем в области правовой информации и информатизации Минюста России;
> разработки и внедрения специальных программных комплексов для автоматизации обработки информации в целях мониторинга правоприменения;
> разработки отраслевых стандартов по приёмке, вводу и порядку эксплуатации информационных систем Минюста России;
> создания систем дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального образования, осуществляемым в области информатизации правовой сферы деятельности[7, 8].
4.5. Подготовка научных кадров
4.5.1. Одним из важнейших направлений научной деятельности НЦПИ должны являться подготовка научных кадров высшей квалификации в рамках институтов соискательства, аспирантуры, докторантуры, а также подготовка указанной категорией учёных актуальных оригинальных статей, препринтов и монографий.
4.5.2. Надеясь на то, что в Устав НЦПИ будут внесены соответствующие изменения и он будет являться подлинно научным учреждением, откроются возможности по формированию коллектива ученых, из числа которых можно создать диссертационный совет (или советы).
Диссертационные советы создаются в соответствии с разрешением Минобрнауки России на базе известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний научных организаций, на основании ходатайств указанных организаций и заключений Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России с учетом рекомендаций государственных академий наук, ведущих высших учебных заведений и научных организаций (на базе некоммерческих организаций, имеющих форму учреждения, - по согласованию с учредителем).
4.5.3. Планируется расширить присутствие научного сообщества на ежегодных всероссийских научно-практических конференциях по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров и придать им статус международных.
4.6. Редакционно-издательская деятельность
4.6.1. НЦПИ планирует расширить публикацию в научных журналах «Правовая информатика» и «Мониторинг правоприменения» статей по актуальным проблемам юриспруденции, правовой информатизации, правоприменения научных работников НЦПИ, РПА Минюста России, Российского экономического университета им Г.В. Плеханова, МГУТУ им. К.Г. Разумовского, МАИ и других ученых и специалистов.
4.6.2. Тематика издаваемой печатной продукции должна быть ориентирована на освещение направлений деятельности Минюста России и его подведомственных служб. Приоритетная задача в издательской деятельности состоит в освещении вопросов правового просвещения населения и пропаганде модели правомерного поведения («Ветераны юстиции», «Сборники справочной информации Минюста России» и другое).
Для решения задач по эффективному сопровождению научной деятельности НЦПИ печатными изданиями средних и больших тиражей (руководства, инструкции, книги, журналы, ежегодные и ежемесячные издания, информационные бюллетени) современным подходом является использование аналогово-цифровых печатных машин. Функциональная полнота тако-
го подхода дает возможность исполнять задачи практически любой сложности на современном уровне и в необходимые сроки.
4.6.3. Установка современного полиграфического комплекса позволит НЦПИ стать своеобразным ведомственным редакционно-издательским центром и обеспечить печатной продукцией учреждения и организации системы Министерства юстиции Российской Федерации, повысит возможности привлечения внебюджетных источников финансирования для укрепления материально-технической базы НЦПИ.
5. МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
5.1. Одним из главных условий реализации Концепции будет являться внесение изменений в Устав и Государственное задание НЦПИ, касающиеся сопровождения информационных систем Минюста России и научно-исследовательской деятельности.
5.2. Реализация положений Концепции позволит возродить научный статус НЦПИ и вывести его фактическое состояние на качественно новый уровень.
5.3. Реализацию Концепции планируется осуществить проведением следующих мероприятий:
> консолидация теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для организационной и научно-практической деятельности НЦПИ;
> мониторинг перспективных направлений исследования в сфере права, информационных технологий, технических и программных средств;
> проведение научных и опытно-конструкторских работ по созданию новых информационных технологий, приобретению готовых программных продуктов и вводу их в эксплуатацию с последующей и дальнейшей модернизацией;
> использование возможностей Научно-технического совета НЦПИ;
> налаживание связей по информационному обмену с аналогичными учреждениями министерств и ведомств, вузами, научно-исследовательскими и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере правовой информатизации, использование международного опыта.
6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Реализация положений данной Концепции потребует увеличения финансирования, прежде всего бюджетного, которое обусловлено:
> внесением изменений в Устав НЦПИ;
> совершенствованием деятельности самого НЦПИ (увеличение штатов, изменение структуры штатного расписания с приоритетом ставок высокооплачиваемых научных и инженерных работников, проведение научных и опытно-конструкторских работ и т. п.).
6.2. В связи с тем, что часть предполагаемых мероприятий направлена на обеспечение интересов Минюста России в научной сфере и правовой информатизации, часть работ может проводиться в рамках выполнения соответствующих федеральных целевых программ, участником которых Минюст России уже является либо будет таковым, или через реализацию ведомственной целевой программы по развитию системы правовой информатизации.
6.3. Результатом исполнения НЦПИ намеченных мер станут передовые решения в научной сфере. Предполагается, что результаты научно-правовой и научно-технической деятельности будут востребованы не только в системе Минюста России, но и другими министерствами и ведомствами, иными органами и организациями.
Реализация на рынке конкурентоспособных идей и товаров (услуг) будет способствовать увеличению внебюджетных средств НЦПИ, которые также будут направлены на решение указанных задач.
Литература
1. Сергин М.Ю. О Научно-техническом совете ФБУ НЦПИ при Минюсте России. - «Правовая информатика», № 1-2012, стр. 5-12.
2. Сергин М.Ю., Челнокова О.В. Применение информационных систем правовой информации в совершенствовании юридической компетентности руководителей образовательных учреждений. - «Правовая информатика», № 2-2012, стр. 36-40.
3. Макаренко Г.И., Макаренко Д.Г. Организация «скорой» юридической помощи населению. -«Правовой мониторинг», выпуск 10, 2009, стр. 30-32.
4. Коваленко Е.В., Макаренко Д.Г. Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных юридических бюро. - «Правовая информатика», №1-2013, стр. 34-36.
5. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание Всероссийского бюро справедливости. - «Мониторинг правоприменения», № 4-2012, стр. 4-9.
6. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» // СЗРФ. 1996. № 35. Ст. 4137 (в ред. от 28 июля 2012 г.).
7. Сергин М.Ю., Челнокова О.В. О программе повышения квалификации специалистов по ведению регистров нормативных правовых актов Российской Федерации. - Материалы докладов III Всероссийской научно-практической конференции по обмену опытом ведения федеральных регистров и государственных реестров в системе НПА ЕСИТО, Москва - 2012, стр. 37-40.
8. Сергин М.Ю., Галатонов Т.В. Категории правовой базы дистанционного обучения. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы мировой и региональной экономики и права на современном этапе», Москва - 2013, стр. 43-45.