УДК 336.025
совершенствование взаимодействия субъектов налоговых отношений как приоритетное направление налоговой политики
О. В. ФИШЕР,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: olgafisher@yandex. ru
Е. В. НАдТОЧИЙ,
ассистент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: E. nadtochiy@mail. ru Волгоградский государственный университет
В статье обоснована необходимость совершенствования механизма взаимодействия в налоговой сфере. Проанализированы различия между субъектами и участниками налоговых отношений. Предложено понятие взаимодействия в налоговой сфере, дана оценка его современному состоянию. Сделан вывод о том, что для устойчивого развития экономики страны крайне важна дальнейшая работа по совершенствованию взаимодействия субъектов налоговых отношений и повышению его эффективности.
Ключевые слова: налоговая политика, взаимодействие, субъекты налоговых отношений, устойчивое развитие экономики, эффективность.
Концепция социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу ставит перед отечественной налоговой системой ряд важных задач, решение которых необходимо для модернизации российской экономики. Приоритетами государственной экономической политики выступает не только обеспечение текущего роста основных макроэкономических показателей, но и укрепление их положительной динамики в долгосрочной пер-
спективе за счет качественной интенсификации использования факторов производства.
В этой связи необходимо формирование налоговой политики, которая при наименьших затратах на ее осуществление позволит не только обеспечить пополнение доходной части бюджетов всех уровней, но и достигнуть ее фактической сбалансированности с расходами бюджетов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Текущие параметры налогообложения в России, на взгляд авторов, вполне способны решить задачу пополнения доходной части бюджетов. Однако современная налоговая политика государства характеризуется отсутствием обратной связи с субъектами властных велений, не учитывает влияния мер указанной политики на поведение и уровень исполнения обязанностей в налоговой сфере, что на сегодняшний день приводит к финансовым потерям в процессе ее реализации. Такие потери проявляются в возникновении задолженностей в бюджетную систему страны и наличии налоговых споров.
По мнению авторов, рациональное выполнение управленческих решений в налоговой сфере предполагает возможность их адаптации к изменяющим-
ся запросам и потребностям общества на основе анализа имеющихся сведений о состоянии управляемого объекта. Опираясь на оперативные данные, органы власти вырабатывают новые решения или корректируют ранее принятые. Именно поэтому оценка реакции субъектов налоговых отношений на властные веления в ходе реализации налоговой стратегии и тактики имеет большое значение.
Так как реализация целевых установок налоговой политики и трансляция налоговых ценностей осуществляются главным образом в процессе взаимодействия субъектов налоговых отношений, то совершенствование этого взаимодействия и повышение эффективности его механизма должны стать одним из приоритетов налоговой политики.
Взаимодействие субъектов налоговых отношений представляет собой их действия, связанные с исполнением обязанностей в налоговой сфере, а также реализацией законных интересов и прав участников налоговых отношений. Действующее правовое поле обусловливает реализацию интересов, возникновение прав и обязанностей субъектов налоговых отношений. Реализация законных интересов одного субъекта через права в налоговой сфере влечет возникновение обязанностей другого субъекта, гарантированных ответственностью за их неисполнение, определяется налоговой дисциплиной. Уровень исполнения налоговых обязанностей (правильность, полнота и своевременность) формирует информационную основу для сопоставления желаемых и достигнутых результатов управленческой деятельности и создает возможность зафиксировать сложившиеся в обществе культурные ориентации в налоговой сфере.
Для формирования налоговой стратегии и тактики с учетом текущего уровня и направлений повышения налоговой культуры общества необходимо отличать субъектов налоговых отношений от участников взаимодействия в налоговой сфере.
Субъектами отношений принято считать лиц, обладающих правосубъектностью (наделенных совокупностью прав и обязанностей). Это абстрактная юридическая категория, указывающая на потенциального участника правоотношений, которым признается физическое или юридическое лицо, вступившее в правоотношение, реализующее свои субъективные права и выполняющее обязанности, возложенные на него законом [1].
Налоговое законодательство не дает понятия субъекта налоговых отношений, однако ст. 9 На-
логового кодекса РФ (НК РФ) содержит понятие участников налоговых отношений, согласно которому таковыми являются: 1) налогоплательщики или плательщики сборов; 2) налоговые агенты; 3) налоговые органы; 4) таможенные органы [3].
Представляется, что, несмотря на очевидную схожесть данных понятий, понятие участника налоговых правоотношений является более узким относительно понятия субъекта налоговых отношений.
Субъектами налоговых отношений выступают носители предметно-практической деятельности, сознания и познания (индивиды и социальные группы), лица, осуществляющие экономическую, хозяйственную деятельность, потенциально способные принимать участие во взаимодействии в налоговой сфере в силу гражданской или налоговой правоспособности. Участниками взаимодействия в налоговой сфере являются субъекты налоговых отношений, непосредственно включенные в этот процесс и оказывающие существенное влияние на его результаты.
Понятие субъекта налоговых отношений в отличие от участника взаимодействия в налоговой сфере имеет расширенное смысловое содержание. Оно включает не только лиц, непосредственно участвующих в налоговом обороте на текущий момент времени, но и лиц, обладающих потенциальной способностью к такому участию в современных условиях. Также субъектом налоговых отношений могут быть лица, которые могут приобрести такую способность в будущем в результате реформирования налоговых отношений (что более полно отвечает потребностям планирования и разработки стратегических направлений, конкретных мероприятий налоговой политики, нацеленных на повышение эффективности взаимодействия, оценки их влияния на правильность, полноту и своевременность исполнения обязанностей в налоговой сфере).
С позиции повышения уровня исполнения обязанностей в налоговой сфере и налоговой культуры общества наибольшего внимания требуют действия субъектов, имеющих имущественную заинтересованность в сфере публичных финансов.
Ведущим субъектом с точки зрения формирования доходной части бюджетов всех уровней, а также трансляции целевых установок налоговой политики и ценностей в сфере налогообложения является единая централизованная система органов исполнительной власти, уполномоченная по конт-
ролю и надзору в области налогов, представленная Федеральной налоговой службой (ФНС России) и ее территориальными подразделениями.
Другим важным субъектом в этой связи являются налогоплательщики, в том числе плательщики сборов, поскольку налоговые платежи, поступающие в бюджетную систему, одновременно являются как доходами общественного сектора, так и их расходами. Следовательно, именно на них направлено основное управляющее воздействие в налоговой сфере.
Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками на сегодняшний день представлено двумя направлениями: 1) взаимодействие в ходе проведения мероприятий налогового контроля; 2) взаимодействие в ходе оказания содействия по выполнению налоговой обязанности, а также реализации прав и законных интересов налогоплательщиков.
Взаимодействие в ходе мероприятий налогового контроля представляет собой взаимодействие в рамках постановки на налоговый учет и проведения налоговых проверок.
Содействие налоговых органов в выполнении налоговой обязанности налогоплательщиками, а также реализации их прав и законных интересов осуществляется следующим образом:
• при выполнении обязанностей по рассмотрению обращений, запросов, заявлений и жалоб налогоплательщиков;
• при выполнении обязанностей по бесплатному информированию и выдаче разъяснений по кругу вопросов, установленных в пп. 1 и 2 ст. 21 НК РФ и Административным регламентом ФНС России по исполнению государственной услуги по информированию налогоплательщиков. Формами организации содействия налоговых
органов в выполнении налоговой обязанности и реализации законных прав и интересов налогоплательщика являются, в частности:
1) ответы должностных лиц на обращения, запросы, заявления и жалобы налогоплательщиков, направленные по почте, телекоммуникационным каналам связи или переданные лично;
2) размещение информации на официальных интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России по субъектам РФ;
3) размещение информации в официальных изданиях налоговых органов, СМИ;
4) размещение информации на информационных стендах налоговых органов;
5) проведение с налогоплательщиками семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий.
Начиная с 2009 г. органы ФНС России активно развивают содействие в выполнении налоговой обязанности и в реализации законных прав и интересов налогоплательщиков через интерактивные услуги сети Интернет, что нуждается в более подробном освещении.
В настоящее время на официальных сайтах ФНС России и управлений ФНС России по субъектам РФ (далее - УФНС) становится возможным осуществлять следующие действия:
• поиск информации по сайту;
• быстрый переход на сайты управлений ФНС России по субъектам РФ с использованием интерактивной географической карты России;
• получение информации о действующих нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах и сборах;
• получение рассылки обновлений сайта;
• возможность обратиться в ФНС России;
• возможность участвовать в опросах и анкетировании, высказывать свое мнение и пожелания по работе сайта;
• участие в форумах;
• определение адреса инспекции;
• заполнение платежного поручения;
• получение доступа к личному кабинету налогоплательщика;
• возможность узнать ИНН;
• возможность подать заявление о постановке на учет;
• возможность узнать о вакансиях;
• получение сведений из ЕГРЮЛ;
• получение выписки ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет;
• возможность воспользоваться материалами налогового календаря;
• возможность подать документы на государственную регистрацию в электронном виде для индивидуальных предпринимателей и др. Также на официальных сайтах Федеральной
налоговой службы и УФНС России по субъекту РФ можно найти следующие материалы:
• документы ФНС России (приказы, распоряжения);
• информационные базы данных;
формы налоговых деклараций; программные средства для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
общую информацию об УФНС России по субъекту РФ и его руководстве; информацию о структуре УФНС России по субъекту РФ и территориальных инспекциях; сведения о деятельности УФНС России по субъекту РФ;
информацию о проведении официальных мероприятий;
отчетно-статистические данные о работе налоговых органов;
аналитические справки и региональные программные продукты; ответы на вопросы налогоплательщиков; информационные материалы, представляющие собой выгрузку из баз данных; • информация о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и др. По данным отчета ФНС России за 2011 г., в работе службы произошло существенное упрощение способов взаимодействия с налогоплательщиками за счет развития электронных сервисов и создания информационной поддержки для более комфортных условий в выполнении налоговой обязанности.
Около миллиона человек в неделю посещают интернет-сайт ФНС России. Из 22 онлайн-сервисов, представленных на сайте службы, самым востребованным оказался сервис «Проверь себя и контрагента» - за неделю здесь формируется более 4 млн запросов. На втором месте сервис «Узнай свою задолженность» - более 600 тыс. запросов в неделю.
В 2011 г. налогоплательщики - физические лица получили возможность оплатить задолженность по имущественным налогам через сервис «Узнай свою задолженность» с помощью электронных платежных систем. В октябре 2011 г. в 5 регионах: в
республиках Башкортостан и Татарстан, Калужской, Нижегородской и Тверской областях заработала обновленная версия сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
Указанный сервис позволяет налогоплательщику получать актуальную информацию о задолженности по налогам, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, об объектах движимого и недвижимого имущества и обходиться без личного визита в налоговые органы. Более того, налогоплательщики получают возможность оплачивать в онлайн-режиме не только задолженность, но и текущие платежи. В 2012 г. планируется открыть сервис для всех граждан России. За 2011 г. с помощью интерактивных сервисов на сайте ФНС России проведено около 138 тыс. онлайн-платежей на общую сумму более 100 млн руб.
Федеральная налоговая служба стремится к экстерриториальной модели при оказании услуг, бесконтактному способу общения с налогоплательщиком, что отсекает всякого рода коррупционные проявления. Электронные каналы связи позволяют также оказывать информационную поддержку начинающим бизнесменам [3].
Каждый субъект РФ имеет право самостоятельно вводить электронные сервисы для налогоплательщиков, а также организовывать дополнительные мероприятия в целях содействия в выполнении налоговой обязанности и практической реализации законных прав и интересов налогоплательщиков. Так, в Волгоградской области были разработаны и введены в действие дополнительные информационные сервисы для обработки обращений налогоплательщиков (см. таблицу), которые оказались широко востребованными.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для устойчивого развития экономики страны дальнейшая работа по совершенствованию взаимодействия субъектов
Статистика использования сервисов для налогоплательщиков Волгоградской области за 2011 г.
№ п/п Наименование сервиса Количество обратившихся, чел.
1 Электронный сервис «Узнай свою задолженность» 38 974
2 Электронный сервис «Узнай свой ИНН» 3 468
3 Электронный сервис доступа к ресурсам ЕГРЮЛ, ЕГРИП. 817
4 Электронный сервис получения выписок из ЕГРЮЛ, ЕГРИП. 581
5 Электронный сервис «Проверь себя и контрагента» 3 245
6 Электронный сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию» 233
7 Электронный сервис «Подача заявления физического лица о постановке на учет» 346
8 Электронный сервис «Заполнить платежное поручение» 211
Источник: составлено автором по материалам статистической отчетности Управления ФНС России по Волгоградской области [4].
Окончание таблицы
№ п/п Наименование сервиса Количество обратившихся, чел.
9 Электронный сервис «Электронная очередь» 186
10 Электронный сервис «Налоговый калькулятор» 2 451
11 Электронный сервис «Узнай о завершении камеральной проверки декларации о доходах» 239
12 Сервис информирования налогоплательщиков сельских поселений с использованием программы «Skype» 348
13 Сервис информирования налогоплательщиков с использованием программы «Skype» 198
14 Сервис телефонного информирования налогоплательщиков «Са11-центр» 45 120
15 Сервис «Телефон доверия по противодействию коррупции в налоговых органах» 3
16 Сервис «Узнай свой ИНН по SMS» 3 221
налоговых отношений и повышению его эффективности очень важна. Ведь государство и общество относительно самостоятельны, отношения между ними могут складываться по-разному. Но если государство игнорирует интересы населения, то общество в явной или скрытой форме противостоит государству. Взаимодействие в налоговой сфере создает возможность зафиксировать оценку реакции субъектов налоговых отношений на управляющее воздействие налоговой политики. Информация, полученная в процессе взаимодействия, позволяет вырабатывать новые решения или корректировать ранее принятые с тем, чтобы налоговая система продолжала функционировать в нужном направлении, гарантирующем выполнение поставленных задач.
Список литературы
1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Изд-во «Книжный мир», 2010.
2. Гребенщиков Э. С. ФНС подводит итоги года вместе с представителями деловых изданий // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2012. № 2. С. 20-23.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.06.2012); (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
4. Статистическая отчетность Управления ФНС России по Волгоградской области. URL: http://www. r34.nalog. ru.