Научная статья на тему 'Налоговая культура общества как основа развития Российской налоговой системы'

Налоговая культура общества как основа развития Российской налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1070
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надточий Е. В.

В статье обоснована необходимость повышения налоговой культуры общества. Исследованы статистические данные об использовании интерактивных сервисов для налогоплательщиков и об отношении к налогам современных россиян. Предложено определение налоговой культуры, ее функции, структурные компоненты и этапы их формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая культура общества как основа развития Российской налоговой системы»

УДК 336.025

налоговая культура общества как основа развития российской налоговой системы

е. в. надточий,

старший преподаватель кафедры теории финансов кредита и налогообложения E-mail: E. nadtochiy@mail. ru Волгоградский государственный университет

В статье обоснована необходимость повышения налоговой культуры общества. Исследованы статистические данные об использовании интерактивных сервисов для налогоплательщиков и об отношении к налогам современных россиян. Предложены определение налоговой культуры, ее функции, структурные компоненты и этапы их формирования.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая культура, взаимодействие, субъекты налоговых отношений.

За последние годы в России произошли значительные экономические, общественные и технологические изменения, которые преобразовали среду реализации налогового администрирования.

Современные налогоплательщики приобретают большую мобильность и более широкий доступ к совершенствующимся технологиям и услугам, что создает необходимость применения налоговыми органами целого ряда различных методов соответствия уровню развития общества.

Действенное налоговое администрирование в современных условиях должно быть способным предлагать услуги и помощь на основе новейших информационных технологий, строиться на уважении и доверии налогоплательщиков благодаря автоматизированному обслуживанию высокого уровня, профессионализму работников и высоким стандартам поведения в налоговой сфере.

Начиная с 2009 г. органы Федеральной налоговой службы (ФНС России) активно развивают содействие в выполнении налоговой обязанности

и реализации законных прав и интересов налогоплательщиков через интерактивные услуги сети Интернет.

В настоящее время на официальных сайтах ФНС России и управлений ФНС по субъектам РФ становится возможным:

• поиск информации по сайту;

• быстрый переход на сайты управлений ФНС по субъектам РФ с использованием интерактивной географической карты РФ;

• получение информации о действующих нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах и сборах;

• получение рассылки обновлений сайта;

• обращение в ФНС России;

• участие в опросах и анкетировании, высказывать свое мнение и пожелания по работе сайта;

• участие в форумах;

• определение адреса инспекции;

• заполнение платежного поручения;

• получение доступа к личному кабинету налогоплательщика;

• получение информации об ИНН;

• подача заявления о постановке на учет;

• получение информации о вакансиях;

• получение сведений из ЕГРЮЛ;

• получение выписки ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет;

• использование материалов налогового календаря;

• подача документов на государственную регистрацию в электронном виде для индивидуальных предпринимателей и т. д.

Также на официальных сайтах ФНС России и управлений ФНС по субъектам РФ можно найти следующие материалы:

• документы ФНС (приказы, распоряжения);

• информационные базы данных;

• формы налоговых деклараций;

• программные средства для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• общую информацию об управлениях ФНС по субъекту РФ и его руководстве;

• информацию о проведении официальных мероприятий;

• отчетно-статистические данные о работе налоговых органов;

• аналитические справки и региональные программные продукты;

• ответы на вопросы налогоплательщиков;

• информационные материалы, представляющие собой выгрузку из баз данных;

• информацию о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и т. д.

По данным ФНС России, одним из самых популярных интернет-сервисов налоговой службы в 2012 г. стал сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы», запущенный в июле, за полгода посещение этого сервиса достигло 2 222 763 обращений.

Вторым по популярности является новый сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». С начала 2012 г. к нему обратились 1 096 479 граждан.

С 1 октября 2012 г. функционирует «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет физическим лицам увидеть подробный перечень всего налогооблагаемого имущества, перечень налоговых льгот, сумму задолженности или переплаты, а также оплачивать имущественные налоги и долги через Интернет. За это время к сервису обратились 884 112 пользователей.

Среди других онлайн-сервисов, пользующихся наибольшей популярностью у налогоплательщиков в течение 2012 г., можно выделить такие как:

• «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для госу-

Банки, используемые для оплаты налоговой задолженности через Интернет

Сумма оплаченной

Наименование банка задолженности за 2011 г., млн руб.

Сбербанк России 237,8

КИВИ банк 40,8

Газпромбанк 21,5

Промсвязьбанк 21

Банк «Таврический» 1,9

ПСК банк 0,9

Судостроительный банк 0,4

Военно-промышленный банк 0,08

Азиатско-Тихоокеанский 0,01

банк

Источник: составлено автором по материалам сайта URL: http://www. nalog. га.

дарственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ» -24 539 936 обращений;

• «Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица» - 1 096 040 обращений;

• «Адреса массовой регистрации» - 14 337 708 обращений;

• «Заполнить платежное поручение» - 1 014 147 обращений;

• «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции» - 2 207 939 обращений;

• «Федеральная информационная адресная система» - 889 436 обращений1.

В настоящее время появилась возможность воспользоваться сервисом оплаты задолженности через Интернет (см. таблицу). Федеральной налоговой службой заключено 12 соглашений с кредитными организациями: Сбербанк России, КИВИ Банк, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Петербургский социальный коммерческий банк (ПСК банк), Судостроительный банк, Азиатско-Тихоокеанский банк, Банк «Таврический», ВТБ 24, Военно-промышленный банк, Коммерческий банк «Центр-инвест» и Инбанк.

С 2011 г. для удобства налогоплательщиков был изменен график работы налоговых инспекций: два раза в неделю налоговые инспекции открыты до

1 Материалы статистической отчетности ФНС России. URL: http://www. nalog. га.

- 15

20.00 часов, и две субботы в месяц также являются рабочими.

Однако, на взгляд автора, разработка усовершенствованных процессов налогового администрирования сама по себе не приведет к повышению поступлений в бюджет, если эти процессы не будут поддержаны высоким уровнем налоговой культуры общества.

По данным социологического исследования, 22 % россиян (среди предпринимателей - 38 %) полагают, что в жизни бывают ситуации, когда обычному человеку простительно не платить налоги и, по сути, оправдывают практику неуплаты налогов. Доля тех, кто считает допустимым в тех или иных ситуациях не платить налоги, может оказаться еще выше, потому что далеко не все в ходе опроса признаются в этом интервьюеру. Недопустимой практику неуплаты налогов (ни при каких обстоятельствах) считают 62 % россиян, среди предпринимателей - 53 %.

По результатам социологического исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», на вопрос: «Знаете ли вы, какие налоги вам положено платить?», лишь 40 % россиян уверенно заявляют об этом утвердительно. Чуть меньшая доля опрошенных (36 %) знает об этом «приблизительно», а 18 % честно признались, что совсем не

информированы. Еще 6 % затруднились с ответом на данный вопрос (рис. 1).

По мнению автора, налоговая культура общества выступает внутренней основой, детерминирующей налоговое поведение плательщиков.

Не имея четко выраженных и эмпирически фиксируемых границ, отделяющих ее от других сфер деятельности человека, сущность налоговой культуры раскрывается через три основные функции (рис. 2).

Ценностная функция налоговой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик, которые представляют собой совокупность ценностей в сфере налогообложения. Духовно-правовые ценности являются основой налоговой культуры, становятся регулятором взаимоотношений людей. Главной задачей данной функции является введение субъектов налоговых отношений в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных категорий налоговой системы государства.

Познавательно-преобразовательная функция налоговой культуры выступает инструментом и одновременно хранилищем знаний о налоговой системе государства, которые позволяют предупреждать возможные отклонения поведения налогоплательщика от предписаний норм действующего законодательства. Все знания о налоговой системе

Точно знаю

Знаю приблизительно

Совсем не знаю

Затрудняюсь ответить

Источник: [2, с. 41].

40

10

20

30

40

Рис. 1. Информированность о налогах, %

50

Источник: составлено автором. 16 -

Рис. 2. Функции налоговой культуры общества

государства накапливаются постепенно на основе опыта, который может влиять на приобретение знаний как положительно, так и отрицательно. В первом случае опыт ускоряет понимание воспринимаемого материала, во втором, если не переосмыслить ранее неправильно сформированных понятий и установок, новые знания не обретут прочной основы.

Познавательно-преобразовательная функция направлена на приобретение знаний о категориях в сфере налогообложения, нормах, законах, традициях, обычаях и т. д., а также на правильное применение на практике полученного багажа знаний. Ведь знания в данной сфере имеют смысл, только если они помогают решать определенные задачи.

Регулятивная функция налоговой культуры регулирует выбор ориентиров налогообязанных лиц в их налоговом поведении на основе принятых ценностей в сфере налогообложения. Регулятивная функция выражается в том, что, во-первых, при непосредственном воздействии налоговой культуры соблюдаются правовые и этические нормы поведения; во-вторых, каждый индивид, обладающий соответствующим уровнем налоговой культуры, определяет конкретный вариант своего налогового поведения с учетом позитивного права; в-третьих, в случае незнания норм права в сфере налогообложения субъект налоговых отношений может формировать свое поведение, исходя из усвоенных им ценностей налоговой культуры, интуитивно выбирая правильный путь.

В соответствии с предложенными функциями налоговая культура общества включает в себя следующие компоненты (рис. 3):

• аксиологический компонент;

• когнитивный компонент;

• установочно-поведенческий компонент.

Аксиологический компонент налоговой культуры представляет собой отношение общества к налоговой сфере. В процессе формирования данного вида культуры важно учитывать оценочное восприятие базовых налоговых понятий и идей, их отражение в чувственной сфере жизни. На уровне оценочного отношения личности к налоговому поведению в полной мере формируются налоговое правосознание и налоговая этика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под налоговым правосознанием стоит понимать систему ценностей в сфере налогообложения.

Ценности в сфере налогообложения - это обусловленные духовными, политическими и социально-экономическими устоями явления, выражающие представления об идеальной модели сферы налогообложения.

К таким ценностям можно отнести:

• почетность уплаты налогов;

• законопослушание;

• общественную нетерпимость к неуплате налогов;

• профессионализм налоговой службы;

• совершенство налогового законодательства и т. д.

Налоговая этика представляет собой систему норм морально-нравственного поведения в налоговой сфере.

В качестве примера таких норм можно привести следующие правила поведения: вежливость, честность и порядочность при взаимодействии с представителями органов ФНС; ответственность за результаты хозяйственной деятельности и т. д.

Когнитивный компонент налоговой культуры формируется вследствие длительного процесса овладения знаниями о налоговой системе государства. Совокупность таких знаний можно представить в

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Структурные компоненты налоговой культуры общества

виде налоговой грамотности. Знания создают общие представления о природе налога, налоговом механизме, системе налогообложения, налоговой политике и т. д., ориентируют субъектов налоговых отношений на определенное поведение в той или иной ситуации.

Приобретенные субъектами налоговых отношений знания и выработанное оценочное отношение к налоговому поведению определяют установоч-но-поведенческий компонент налоговой культуры. Установка в данном случае выступает своеобразным связующим звеном между достигнутым уровнем налогового правосознания, налоговой этики, налоговой грамотности и прогнозируемым личностью налоговым поведением. Установочно-поведенчес-кий компонент налоговой культуры проявляется в налоговой дисциплине, которая представляет собой соответствие поведения участников налоговых отношений принятым в социуме нравственным и легитимным нормам, выражается в уровне (правильности, полноте, своевременности) исполнения ими обязанностей в налоговой сфере.

Процесс формирования налоговой культуры общества (рис. 4) включает три этапа, на каждом из которых некоторые компоненты формируются более целостно. На ориентационном этапе приоритетами выступают налоговое правосознание и налоговая этика, на информативном - налоговая грамотность, на деятельностном - налоговая дисциплина.

В этой связи можно считать справедливым дать следующее определение налоговой культуры общества - часть общенациональной культуры страны, выражающаяся в объеме знаний о налоговой системе государства и достигнутом уровне развития регулятивных качеств накопленных ценностей в налоговом поведении индивида.

Так как налоговая культура общества выступает внутренней основой, детерминирующей налоговое поведение, в том числе и в ходе налогового взаимодействия, повышение уровня налоговой культуры,

по мнению автора, позволит сформировать особый режим социальных отношений в налоговой сфере, который не будет вступать в противоречие со сложившимися в обществе культурными ориентациями и обеспечит более быструю адаптацию целевых установок налоговой политики к повседневности общественной жизни.

Процесс формирования налоговой культуры в современной России сталкивается со многими проблемами, среди которых стоит отметить следующие:

• несовершенство налогового законодательства РФ;

• неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;

• недоверие населения к налоговым органам;

• проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;

• непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров.

По мнению Г. Я. Чухниной и Е. Д. Леоновой, приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры могут быть:

1) упрощение налогового законодательства РФ;

2) существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;

3) совершенствование механизма разрешения налоговых споров;

4) повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационных мероприятий, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры;

5) повышение качества исполнения налоговых процедур;

6) повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах [3].

Автор, безусловно, разделяет предложенную точку зрения, однако подчеркивает, что все перечисленные направления по повышению налоговой

I - ориентационный

этап

Формируется

Аксиологический

компонент

II - информативный

этап

Формируется

Когнитивный

компонент

III- деятельностный

этап

Формируется

Устаноеочно-поееденческий

компонент

Источник: составлено автором.

Рис. 4. Этапы формирования налоговой культуры общества

культуры должны опираться на поэтапное ее формирование в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

Так, на ориентационном этапе заниматься формированием налогового правосознания (система ценностей в сфере налогообложения), на взгляд автора, должны семья и институты дошкольного образования; на информативном этапе формированием налоговой грамотности должны заниматься учебные заведения среднего и высшего звена, общественные объединения и организации; на деятель-ностном - налоговые органы, профессиональные объединения и организации.

Повышение налоговой культуры общества способствует более полной реализации функционального потенциала налога и предотвращению финансовых потерь бюджета. Уровень налоговой культуры определяет способность и готовность

субъектов налоговых отношений к выполнению обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах, характеризует реакцию на мероприятия налоговой политики, дает информационные сигналы для оценки действующей налоговой системы и ориентиры для последующего государственного налогового воздействия на экономику.

Список литературы

1. Материалы статистической отчетности ФНС России. URL: http://www. nalog. ru.

2. Пайзулаев И. Р. Становление и развитие системы налогового администрирования в РФ (вопросы теории и практики). М., 2012.

3. Чухнина Г. Я. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы / Г. Я. Чухнина, Е. Д. Леонова // Налоги и налогообложение. 2008. № 9.

Вниманию руководителей органов власти, специалистов предприятий и учреждений,

преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Национальные интересы: приоритеты и безопасность»

ISSN 2073-2872

Выпускается с 2005 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 80 - 88 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34129 46573 12926

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.