Налогообложение
УДК 336.225.2
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ
В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Г.Я.ЧУХНИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Волгоградский государственный аграрный университет
Исследовано развитие электронных услуг Федеральной налоговой службы, дана характеристика их основных видов, проведен сравнительный анализ использования электронных услуг за последние три года, выявлены наиболее востребованные интернет-сервисы.
Ключевые слова: электронные услуги, информационные технологии, интернет-сервис, налоговая служба, региональные сайты, налогоплательщик
Одним из приоритетных направлений деятельности Федеральной налоговой службы является создание благоприятных условий для обслуживания налогоплательщиков и повышение качества услуг. Наиболее актуальной задачей в этой области представляется расширение спектра электронных услуг.
Согласно российскому законодательству1, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме предполагает использование единого портала и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
1 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Развитие электронных сервисов - один из важнейших аспектов работы ФНС России. Именно электронную направленность деятельности налоговой службы выше всего оценили международные эксперты Всемирного банка в рейтинге Doing Business (в разделе «Налоговое администрирование» Россия поднялась на 41 позицию - со 105-го места на 64-е)2.
Оказание электронных услуг позволяет гражданам не только решать интересующие их вопросы, не приходя в налоговую инспекцию, но и экономить рабочее время самих заявителей и сотрудников налоговых органов. Важно также, что все эти услуги оказываются экстерриториально. Экстерриториальность обслуживания означает свободу налогоплательщика в получении доступа к информации, сервисам и обслуживанию вне зависимости от места регистрации и нахождения.
В настоящее время на сайте ФНС России действуют более 30 электронных сервисов. Пользовательский интерфейс сервисов разработан в соответствии с приказом ФНС России от 01.06.2012 № ММВ-7-12/388@ «Об утверждении требований к интерактивным сервисам на официальном сайте ФНС России».
Рассмотрим более подробно функции, которые выполняют электронные сервисы налоговой службы.
2 URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/ russia.
Электронные услуги распределены по трем категориям налогоплательщиков: физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Физические лица имеют возможность воспользоваться несколькими электронными услугами налоговой службы. С 01.10.2012 в полной мере функционирует «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Этот сервис, в частности, позволяет:
- получать актуальную информацию об объектах налогооблагаемого имущества, о налоговых льготах, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, о задолженности по налогам перед бюджетом;
- получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать имущественные налоги и долги через Интернет;
- контролировать состояние расчетов с бюджетом;
- оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи;
- отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме № 3-НДФЛ;
- скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц;
- обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.
Данный сервис содержит конфиденциальную информацию. Для получения регистрационной карты и доступа к указанному сервису налогоплательщику необходимо лично обратиться в любую инспекцию ФНС России, независимо от места постановки на учет.
По состоянию на 01.04.2013 в Волгоградской области к сервису подключены 21 259 налогоплательщиков, что соответствует 17-му месту по России.
Существует также услуга, позволяющая оперативно узнать свой и чужой ИНН. Сведения об ИНН не являются налоговой тайной. Чтобы получить информацию, необходимо набрать свои паспортные данные и нажать на кнопку «Отправить запрос». Если физическое лицо состоит на учете в налоговых органах, номер появится в строке результата. Если же физическое лицо не было прежде поставлено на учет, то можно воспользоваться электронной услугой «Подача заявления физического лица о постановке на учет». Этот сервис позволяет заполнить заявление о постановке на учет, зарегистрировать его и отправить в налоговый орган.
Физическим лицам, регистрируемым в качестве индивидуальных предпринимателей, предоставляется возможность с помощью онлайн-сервиса направить заявку на государственную регистрацию в электронном виде. Услуга заработала во всех регионах страны с 09.01.2013. Сервис работает в интерактивном режиме и не требует наличия электронной цифровой подписи. Однако для получения свидетельства о государственной регистрации физическому лицу будет необходимо лично прийти в налоговую инспекцию.
Онлайн-сервис «Узнай свою задолженность» предоставляет пользователям возможность осуществлять поиск информации о задолженности по транспортному, имущественному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц (граждан РФ) и распечатать платежный документ (извещение) по форме № ПД (налог).
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сайте предусмотрено несколько онлайн-сервисов ФНС России.
Электронная услуга «Проверь себя и контрагента» включает несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации будущего партнера и даже узнать, не входит ли он в реестр дисквалифицированных лиц. Кроме того, сервис позволяют уточнить, сколько юридических лиц зарегистрировано по одному адресу и не идет ли процедура исключения фирмы из ЕГРЮЛ как недействующей. Эти данные с достаточной точностью позволяет любому заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ними изменения, следовательно, минимизировать риски и возможные потери.
Электронный сервис «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП» предоставляет возможность получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в электронном виде через Интернет.
Также предоставляется возможность на основании запроса, направленного через Интернет, получить сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде выписки (электронной либо на бумажном носителе). В настоящее время выписки по запросу через Интернет предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только о самих себе.
Остальные электронные услуги предназначены для всех категорий налогоплательщиков. Например, услуга «Создай свой бизнес» представляет собой интерактивную пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей. Она поможет выбрать форму регистрации и режим налогообложения, осуществить государственную регистрацию, получить необходимую информацию о процедуре проведения налоговых проверок, узнать о правилах применения контрольно-кассовой техники.
Сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы» был запущен с июля 2012 г. Он был создан для совершенствования администрирования имущественных налогов и повышения эффективности информирования налогоплательщиков о применении ставок и льгот по налогам на имущество физических лиц и организаций, земельному и транспортному налогам.
Специальный сервис разъясняет налогоплательщикам и сотрудникам территориальных налоговых органов официальную позицию ФНС России о порядке заполнения налоговых деклараций, исчисления и уплаты налогов и сборов, согласованную с Минфином России. Налогоплательщик может найти нужное ему разъяснение по виду налога, статье Налогового кодекса РФ, дате и номеру письма. Предусмотрен также контекстный поиск по одному или нескольким словам. В системе реализована возможность налогоплательщиков проинформировать центральный аппарат налоговой службы о действиях налогового органа, не следующего этим разъяснениям [1, с. 10-11].
С мая 2012 г. на территории всех субъектов Федерации начал действовать электронный сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию». Налогоплательщики, которые имеют квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и соответствующий ему ключ электронной подписи, могут направлять документы самостоятельно, либо обратиться к нотариусу и подать документы на государственную регистрацию в электронном виде. Особенно интересна эта услуга юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, проживающим в населенных пунктах, отдаленных от центральных офисов налоговых инспекций. Электронные образцы документов, подтверждающих регистрацию, с электронной подписью налогового (регистрирующего) органа направляются заявителю по адресу электронной почты. Оригиналы этих документов
можно получить любым удобным способом - по почте, лично либо через представителя [2].
С помощью электронного сервиса можно также узнать номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции.
Чтобы налогоплательщикам было проще ориентироваться в выборе того или иного сервиса, налоговая служба в апреле 2013 г. в пилотном режиме запустила единый навигационный сервис «Заплати налоги» по уже существующим платежным сервисам. Этот сервис создан в качестве единой точки входа для пользователей - физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, желающих осуществить оплату налоговых платежей. В связи с этим в дальнейшем ФНС России планирует отказаться от ссылок на самостоятельные сервисы «Заполнить платежное поручение» и «Уплата госпошлины».
Сервис «Онлайн запись на прием в инспекцию», находящийся в рамках пилотного проекта, предоставляет налогоплательщику возможность записаться на прием в удобное для него время. Такая возможность предоставляется физическим лицам и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Ранее сервис был доступен в рамках пилотного проекта только для Волгоградской, Липецкой, Нижегородской, Тюменской областей и Санкт-Петербурга. С декабря 2012 г. услуга стала доступной во всех субъектах Федерации.
Записаться на прием можно на сайте ФНС России и региональных управлений в течение двух недель до планируемого визита. После указания необходимых сведений на сайте сервис сформирует талон записи на посещение инспекции. В нем содержатся идентификационные сведения, наименование услуги и время записи на прием, способ проезда и контактная информация инспекции. Талон на посещение инспекций, где установлены системы электронной очереди, содержит PIN-код, который нужно ввести на терминале в операционном зале. Система автоматически обработает информацию и выдаст талон на прием к инспектору.
Кроме того, на официальном сайте ФНС России предусмотрены такие электронные услуги, как «Федеральная информационная адресная система» (ФИАС -позволяет получать достоверную, единообразную, общедоступную, структурированную адресную информацию по территории РФ); «Анкетирование» (предлагается оценить работу налоговых органов); «Программные средства для юридических и физических лиц»; «Форум сайта ФНС России». Здесь также
размещены информация о вакансиях, нормативные и методические материалы ФНС России, почтовая рассылка сайта (позволяет получать обновления сайта ФНС из интересующей пользователя рубрики).
На сайтах региональных управлений Федеральной налоговой службы помимо федеральных электронных сервисов размещают дополнительные услуги. Так, в Волгоградской области предусмотрены следующие интернет-услуги:
- 3-НДФЛ: камеральная проверка, возврат налога;
- налоговый калькулятор для расчета транспортного налога;
- налоговый калькулятор для расчета единого
налога на вмененный доход;
- списание задолженностей физических лиц;
- узнать об обязанности задекларировать полученные доходы.
С помощью первого сервиса в течение всего срока камеральной налоговой проверки декларации о доходах налогоплательщик может, введя свой ИНН и указав год, за который представлена декларация, узнать дату окончания проверки. Также услуга позволяет воспользоваться образцами заявлений о перечислении излишне уплаченной суммы налога на банковскую карту, сберегательную книжку или расчетный счет и просмотреть, перечислены ли денежные средства.
Чтобы узнать, обязан ли налогоплательщик представить декларацию по форме 3-НДФЛ о доходах за предыдущий год, необходимо ответить на 11 вопросов анкеты. Каждый из вопросов относится к одной из категорий физических лиц, обязанных декларировать доходы. При заполнении налогоплательщиком в соответствующих полях персональных данных (ИНН, фамилия и имя) сервис предоставляет информацию о наличии или отсутствии обязанности декларировать доходы на основании сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов области. Кроме того, новый сервис предоставляет возможность заполнить декларацию по форме 3-НДФЛ.
Онлайн-сервис «Налоговый калькулятор» предоставляет физическим лицам возможность осуществить расчет транспортного налога в соответствии с гл. 28 Налогового кодекса РФ и законом Волгоградской области от 11.11.2002 № 750-0Д «О транспортном налоге». Перед расчетом налога рекомендуется ознакомиться с перечнем транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения, и лиц, освобождающихся от уплаты транспортного налога.
Можно также в автоматическом режиме рассчитать сумму единого налога на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 Налогового кодекса РФ и законами Волгоградской области. Услуга предназначена только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
По каждому интернет-сервису установлены свои технологические сроки обновления [3]:
- актуализация адресов массовой регистрации -раз в неделю;
- актуализация сведений по дисквалификации -раз в неделю;
- актуализация сведений форм 13 и 14 - раз в сутки;
- актуализация реквизитов инспекций - по мере получения новых данных от УФНС;
- актуализация публикаций (сведения о записях регистрации ЕГРЮЛ) - раз в неделю;
- актуализация сведений о задолженности - раз в неделю.
На портале ФНС России практически на всех ключевых страницах установлены счетчики, где фиксируется количество обращений к этим страницам.
В 2012 г. ежемесячное посещение сайта ФНС России составляло в среднем 5 млн. Для сравнения: в середине 2011 г. было максимум 4 млн, а в середине 2010 г. - около 560 тыс посещений ежемесячно [4].
С 2010 по 2012 г. количество граждан, обращающихся к официальному порталу налоговой службы, увеличилось более чем в 6 раз (рис. 1). Это говорит о том, что сайт с каждым годом становится все более популярным, следовательно, и более удобным в использовании.
В 2012 г. ФНС России продолжила активно развивать электронные услуги, представленные на официальном сайте. Если в 2011 г. их насчитывалось 22, то к концу 2012 г. действовало уже 32 сервиса.
В 2010 г. электронные сервисы только начинали внедряться, поэтому статистика обращений не очень велика. Налогоплательщики обращались в основном к одному электронному сервису - «Узнай свою задолженность». Количество обращений составило более 18 млн (рис. 2).
В 2011 г. самым востребованным интернет-сервисом налоговой службы являлся сервис «Проверь себя и контрагента». В среднем за неделю формировалось более 4 млн запросов, за год - более 230 млн. В 2012 г. количество запросов возросло в 1,7 раза и составило 395 млн.
30
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЦ№ И Пртт
70 60 50 40 30 20 10 0
10
48
61
2010
2011
2012
Источник: Мишустин о продвижении электронных налоговых сервисов // LiveInternet.Ru. URL: http://www.liveinternet.ru/users/klirimaggi/ post274198075/.
Рис. 1. Количество посещений официального сайта ФНС России в 2010-2012 гг., млн
20 000 • 18 000 ■ 16 000 • 14 000 12 000 • 10 000 ■ 8 000 6 000 4 000 2 000 0
18 565
481
31,3
2,1
1
2
3
Источник: составлено автором по данным [5].
Рис. 2. Количество обращений к интернет-сервисам ФНС России в 2010 г., тыс.:
1 - запрос ИНН физического лица; 2 - подача заявления физическим лицом о постановке на учет; 3 - получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет: 4 - узнать свою задолженность
Второй по популярности являлась услуга, с помощью которой можно узнать свою задолженность. За неделю сервис посещали до полумиллиона человек. С начала 2011 г. к нему обратились свыше 27 млн посетителей, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. популярность сервиса возросла в 1,3 раза.
Также востребованной услугой в 2011 г. являлся онлайн-сервис «Адрес вашей инспекции», который
собрал около 30 млн запросов. Однако в 2012 г. количество налогоплательщиков, интересующихся этой информацией, резко сократилось и составило чуть более 2 млн чел.
К сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который с ноября 2011 г. проходил тестовую эксплуатацию лишь в пяти регионах страны, зафиксировано 116 977 обращений [7].
В 2012 г. востребованным стал интернет-сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы». Сервис был запущен в июле и всего за полгода собрал 2,2 млн обращений.
Также популярным являлся сервис «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». С начала 2012 г. к нему обратились более 1 млн посетителей [8]. По Волгоградской области в 2013 г. фиксируется более 1 000 обращений в сутки к этому сервису [6].
На лидирующей позиции в 2012 г. остался сервис «Проверь себя и контрагента». Его доля среди всех обращений налогоплательщиков составляет 81,3%.
Онлайн-сервисы налоговой службы, пользующиеся наибольшей популярностью у налогоплательщиков, представлены в таблице.
Результаты исследования подтверждают сделанные выводы по самым востребованным электронным сервисам налоговой службы. Так, к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в 2012 г. обратились 884 112 налогоплательщиков. По сравнению с 2011 г. количество обращений увеличилось в 7,6 раза. По состоянию на 01.04.2013 в Волгоградской области к указанному сервису подключено 21 259 налогоплательщиков, что соответствует 17-му месту по России [6].
Количество граждан, подавших электронные документы на государственную регистрацию через
4
Использование электронных услуг ФНС России в 2010-2012 гг.
Электронные услуги Количество обращений 2011 2012
2010 2011 2012 к 2010 к 2011
Адрес вашей инспекции - 29 431 607 2 207 939 - 0,1
Адреса массовой регистрации - 22 530 364 14 337 708 - 0,6
Заполнить платежное поручение - 1 195 768 1 014 147 - 0,8
Запрос ИНН физического лица 481 076 3 331 225 4 494 364 6,9 1,3
Имущественные налоги: ставки и льготы - - 2 222 763 - -
Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц - 116 977 884 112 - 7,6
Подача заявления физического лица о постановке на учет 31 382 155 728 181 527 5,0 1,2
Подача электронных документов на государственную - 2 515 24 880 - 9,9
регистрацию
Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет 2 150 40 008 83 307 18,6 2,1
Проверь себя и контрагента - 233 000 000 395 000 000 - 1,7
Разъяснения ФНС России, обязательные для применения - - 1 096 479 - -
налоговыми органами
Сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия - - 178 999 - -
в организации или в отношении которых данный факт
установлен в судебном порядке
Сведения о юридических лицах и индивидуальных пред- - 10 518 983 24 539 936 - 2,3
принимателях, в отношении которых представлены доку-
менты для государственной регистрации
Сведения о юридических лицах, в состав исполнительных - 1 100 909 1 096 040 - 1,0
органов которых входят дисквалифицированные лица
Узнай свою задолженность 18 565196 27 906 342 37 596 789 1,5 1,3
Уплата госпошлины - - 65 475 - -
Федеральная информационная адресная система - 163 928 889 436 - 5,4
Всего обращений 19 079 804 329 330 426 485 913 901 17,3 1,5
Источник: составлено автором по данным [5].
сайт ФНС России, в 2012 г. увеличилось почти в 10 раз по сравнению с 2011 г..
Общее количество обращений к самым востребованным электронным услугам в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось более чем в 17 раз. В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом число обращений выросло в 1,5 раза.
Анализируя представленные данные, можно сказать о растущей популярности сайта налоговой службы среди налогоплательщиков, а также об актуальности и важности представленных на портале услуг.
Список литературы
1. Егоров Д.В. Единый подход к применению норм налогового права // Налоговая политика и практика. 2011. № 10. С. 10-11.
2. Интернет-сервис «Подача электронных документов на государственную регистрацию» в действии // Volginform.ru - Волжский информационный сайт. URL: http://www.volginform.ru/7454-internet-servisa-podacha-elektronnyh-dokumentov-na-gosudarstvennuyu-registraciyu-v-deystvii.html.
3. Онлайн-сервисы ФНС России для налогоплательщиков // Гарант. URL: http://www.garant. ru/action/interview/213807/.
4. Онлайн-сервисы ФНС становятся популярными // Бухгалтериям. URL: http://www.buhgalteria. ru/news/n53179.
5. Петрушин А.С. О принципах и порядке ведения и предоставления информации из базовых информационных ресурсов, а также их использования при формировании и ведении ведомственных реестров и справочников. Опыт Федеральной налоговой службы // Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/common/ img/uploaded/library/2012/12/Petrushin_A.S.pdf.
6. Управление ФНС России по Волгоградской области. http://www.r34.nalog.ru.
7. ФНС России подвела итоги обращений к своим онлайн-сервисам за 2011 г. // Cnews.ru http:// www.r53.nalog.ru/html/sites/www.r53.nalog.ru.
8. Шестакова Е. Наиболее частые запросы пользователей в ФНС // Налоги и право. URL: http://lawedication.ru/naibolee-chastye-zaprosy-polzovatelej-v-fns.html.
32
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЦ№ И ПрШШ
Taxation
ANALYSIS OF ESERVICE USE IN THE TAX AREA
Galina Ia. CHUKHNINA
Abstract
The article presents the development of electronic services of the Federal Tax Service. It submits characteristics of the main types of electronic services. The author carried out a comparative analysis of use of electronic services provided by the Federal Tax Service of Russia for the last three years. The article reveals the most popular Internet-services of the Tax Service of Russia and the Volgograd region.
Keywords: electronic service, information technology, internet service, tax office, regional websites, taxpayer
References
1. Egorov D.V. Edinyi podkhod k primeneniiu norm nalogovogo prava [A unified approach to application of tax law]. Nalogovaiapolitika ipraktika - Tax policy and practice, 2011, no. 10, pp. 10-11.
2. Internet service "Submission of electronic documents for the state registration" in action. Volga information website. Available at: http://www.volgin-form.ru/7454-internet-servisa-podacha-elektronnyh-dokumentov-na-gosudarstvennuyu-registraciyu-v-dey-stvii.html. (In Russ.)
3. Online services of the Federal Tax Service of Russia for taxpayers. Garant. Available at: http://www. garant.ru/action/interview/213807/. (In Russ.)
4. Online FTS services are becoming popular. Buhgalteriya.ru. Available at: http://www.buhgalteria. ru/news/n53179. (In Russ.)
5. Petrushin A.S. O printsipakh i poriadke vedeniia i predostavleniia informatsii iz bazovykh informatsionnykh resursov, a takzhe ikh ispol'zovaniia pri formirovanii i vedenii vedomstvennykh reestrov i spravochnikov. Opyt Federal'noi nalogovoi sluzhby [The order and principles of maintenance and provision with information from the information resource database, and the use of it for formation and maintenance of departmental registers and directories. Experience of the Federal Tax Service]. Available at: http://www. minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/12/ Petrushin_A.S.pdf. (In Russ.)
6. Department of the FTS of Russia for the Volgograd region. Available at: http://www.r34.nalog.ru. (In Russ.)
7. FTS Russia summed up calls to their online services for 2011. Cnews.ru. Available at: http://www. r53.nalog.ru/html/sites/www.r53.nalog.ru. (In Russ.)
8. Shestakov E. Naibolee chastye zaprosy pol'zovatelei v FNS. Nalogi ipravo [The most frequent requests of users to the FTS. Taxes and law]. Available at: http://lawedication.ru/naibolee-chastye-zaprosy-polzovatelej-v-fns.html. (In Russ.)
Galina Ia. CHUKHNINA
Volgograd State Agricultural University, Volgograd,
Russian Federation