Научная статья на тему 'Совершенствование воспитательного процесса студентов-сирот технического вуза на основе внедрения программы «Куратор-педагог»'

Совершенствование воспитательного процесса студентов-сирот технического вуза на основе внедрения программы «Куратор-педагог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КУРАТОР / ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ-СИРОТА / ADAPTATION / CURATOR / PROGRAM / PHYSICAL ACTIVITY / STUDENT-ORPHAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов В. В.

Раскрыта проблема воспитательного процесса в технических вузах: отсутствие у преподавателей-кураторов академических групп педагогического образования для работы со студентами-сиротами. Представлен количественный анализ преподавателей, работающих в технических вузах Сибирского региона, с техническим, классическим и педагогическим образованием. Внедрена в воспитательный процесс со студентами-сиротами технического вуза разработанная, научно обоснованная программа «Куратор-педагог» для подготовки преподавателей-кураторов, участвующих в управлении процессом воспитания студентов-сирот для успешной адаптации к образовательной среде на основе организации теории и практики физкультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмиянов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF ORPHAN STUDENTS AT TECHNICAL HIGHER SCHOOL IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM “SUPERVISOR-TEACHERˮ1

The article revealed the problem of the educational process in technical universities, the lack of teachers, curators, academic groups of teacher education to work with students orphans. It provides the analysis of the number of employees in technical colleges of the Siberian region of the teaching staff with technical, classic and teacher education. It introduced in the educational process with the students orphaned technical college developed, sciencebased program “Curator-teacherˮ for the training of teachers, supervisors involved in managing the process of educating students for the orphans of successful adaptation to the educational environment through the organization of the theory and practice of athletic activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование воспитательного процесса студентов-сирот технического вуза на основе внедрения программы «Куратор-педагог»»

УДК 378.02 (14.35.05)

В. В. Исмиянов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ-СИРОТ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «КУРАТОР-ПЕДАГОГ»

Раскрыта проблема воспитательного процесса в технических вузах: отсутствие у преподавателей-курато-ров академических групп педагогического образования для работы со студентами-сиротами. Представлен количественный анализ преподавателей, работающих в технических вузах Сибирского региона, с техническим, классическим и педагогическим образованием. Внедрена в воспитательный процесс со студентами-сиротами технического вуза разработанная, научно обоснованная программа «Куратор-педагог» для подготовки препо-давателей-кураторов, участвующих в управлении процессом воспитания студентов-сирот для успешной адаптации к образовательной среде на основе организации теории и практики физкультурной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, куратор, программа, физическая деятельность, студент-сирота.

Современное российское общество ставит перед высшей школой серьезные задачи по созданию необходимых условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого студента, воспитанию его как личности, способной к непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Анализ педагогической литературы последних лет показал, что решение данных задач возлагается не только на преподавателей, но и на кураторов студенческих групп.

Изучению вопросов воспитательной деятельности куратора студенческой группы посвящено немало работ. Основные задачи, некоторые функции и обязанности куратора студенческой группы рассматриваются в трудах Л. А. Беляевой, Л. Д. Деминой, Е. А. Евсина, А. Е. Мармазинской и др. [1-4].

Вопрос необходимости совершенствования воспитательной деятельности кураторов студенческих групп рассматривается в работах В. П. Зелеевой,

Н. А. Люрьи, Е. С. Романчук, М. С. Якушкиной [5-8].

Теоретический анализ педагогической литературы позволил сделать вывод, что специальных исследований, в которых рассматривался бы воспитательный процесс по адаптации студентов-сирот к образовательной среде технических вузов, не проводилось.

Одним из путей решения вопросов воспитательного процесса по адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза, где основная часть кураторов академических групп из числа профессорско-преподавательского состава не имеют педагогического образования, является, по мнению автора, разработанная, научно обоснованная и внедренная в воспитательный процесс программа «Ку -ратор-педагог», способствующая решению социальных, психолого-педагогических задачь по своевременной помощи данной категории студентов.

Целью исследования явилось раскрытие проблемы воспитательного процесса в технических вузах, отсутствия у преподавателей-кураторов ака-

демических групп педагогического образования для работы со студентами-сиротами. Проведение количественного анализа профессорско-преподавательского состава (ППС) по базовому образованию (техническое, классическое, педагогическое). Разработать, научно обосновать и внедрить в воспитательный процесс со студентами-сиротами технического вуза программу «Куратор-педагог».

С целью раскрытия проблемы воспитательного процесса, направленного на работу со студентами-сиротами в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС), Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ), Забайкальском институте железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта (У-УИЖТ), Красноярском институте железнодорожного транспорта (КрИЖТ), Братском государственном университете (БрГУ), Ангарской государственной технической академии (АГТА), был проведен анализ профессорско-преподавательского состава по базовому образованию. Данные анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ профессорско-преподавательского состава

по базовому образованию

Вуз Общее количество преподава- телей Техническое и классическое образование Педагогическое образование

Абс. % Абс. %

ИрГУПС 375 290 77,30 85 22,70

КрИЖТ 109 78 71,56 31 28,44

ЗабИЖТ 108 66 61,11 42 38,89

У-УИЖТ 109 61 66,00 48 44,00

ИрГТУ 1 039 717 69,00 322 31,00

АГТА 190 159 83,68 31 16,32

БрГУ 256 213 83,20 43 16,80

Из табл. 1 видно, что среди преподавателей технических вузов 70-80 % имеют техническое и классическое образование, а педагогическое 2030 %. Поэтому в большинстве случаев кураторы академических групп, в которые при поступлении

попадают студенты-сироты, не имеют педагогического образования и знаний для работы с данной категорией студентов.

Для совершенствования воспитательного процесса и успешной адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза в 2012/13 учебном году была разработана, научно обоснована и внедрена в воспитательный процесс ИрГУПС программа «Куратор-педагог», рассчитанная на 36 ч.

Программа «Куратор-педагог» - это один из механизмов подготовки преподавателей, участвующих в управлении процессом воспитания студен-тов-сирот в техническом вузе для успешной их адаптации к образовательной среде на основе организации теории и практики физкультурной деятельности. Данная программа представлена в табл. 2.

Таблица 2

Программа «Куратор-педагог» для работы

со студентами-сиротами

Разделы программы Лекционные занятия, ч Пра-ктиче-ские занятия, ч Само-стоя-тельная работа, ч

Правовая подготовка кураторов к работе со студентами-сиротами б 2 -

Психолого-педагогическая подготовка кураторов к работе со сту-дентами-сиротами б 2 -

Специфика воспитательной работы со студентами-сиротами в техническом вузе 4 2 2

Теория и практика физкультурной деятельности студентов-сирот для адаптации к образовательной среде S 2 2

Цель программы - совершенствование психоло-го-педагогической подготовки кураторов-педагогов, оказание методической и информационной поддержки для адаптации студентов-сирот к образовательной среде технического вуза на основе организации теории и практики физкультурной деятельности.

Задачи программы:

1. Правовая подготовка кураторов-педагогов к работе со студентами-сиротами.

2. Психолого-педагогическая подготовка кура-торов-педагогов к работе со студентами-сирота-ми.

3. Проведение социологических, социальнопсихологических мониторингов личностного состояния, формальной и неформальной микросреды общения студентов-сирот первого курса. Организация психологической поддержки и консультативной помощи.

4. Ознакомление с основными направлениями деятельности психологического, педагогического и социального подхода к студентам-сиро-там.

5. Овладение понятийным аппаратом, описывающим проблемы сиротства в студенческой среде и адаптации студентов-сирот к образовательной среде.

6. Приобретение опыта учета индивидуальнопсихологических и личностных особенностей сту-дентов-сирот.

7. Усвоение теоретических основ теории и практики физкультурной деятельности студентов-сирот для адаптации к образовательной среде технического вуза и ее организации в учебно-воспитательном процессе профессиональной подготовки.

8. Усвоение форм и методов организации теории и практики физкультурной деятельности сту-дентов-сирот для адаптации к образовательной среде технического вуза и применение их для каждого студента-сироты.

9. Формирование навыков индивидуального подхода в учебном процессе.

Таким образом, в ходе исследования раскрыта проблема воспитательного процесса в технических вузах Сибирского региона, заключающаяся в отсутствии у преподавателей-кураторов академических групп педагогического образования для работы со студентами-сиротами.

Выявлено, что среди представителей профессорско-преподавательского состава технических вузов (ИрГУПС, ИрГТУ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) 70-80 % имеют техническое и классическое образование, а педагогическое 2030 %.

Для кураторов академических групп из числа профессорско-преподавательского состава технических вузов, не имеющих педагогического образования для работы со студентами-сиротами, внедрена разработанная, научно обоснованная программа «Куратор-педагог», способствующая решать социальные, психолого-педагогические задачи по своевременной помощи данной категории студентов.

— б4 —

Список литературы

1. Беляева Л. А., Гриднева Т. Г. Особенности проявления коммуникативных способностей подростков в условиях детского дома // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 11 (126). С. 192-197.

2. Демина Л. Д., Кондрашова Л. В. Работа куратора в студенческой группе: учеб. пособие. Барнаул: АГУ, 1981. С. 12-15.

3. Евсин Е. А., Иванкин Ю. Н. Работа куратора в прикрепленной группе вуза: метод. рекомендации. Пермь: ППИ, 1981. С. 5-50.

4. Зелеева В. П. Совершенствование работы кураторов студенческих групп: отчеты о науч.-исслед. работе. Казань: Изд-во КГУ, 2002.

С. 20-26.

5. Люрья Н. А. Формирование профессиональных качеств педагога в системе образования вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 13 (155). С. 151-155.

6. Мармазинская П. Е., Шевцова Л. П. Работа куратора в академической группе: метод. рекомендации по инд. подходу к студентам. Черновцы: УГУ, 1988. С. 5-25.

7. Романчук Е. С. Этнопедагогический подход к совершенствованию воспитательной деятельности кураторов студенческих групп: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. С. 3-45.

8. Якушкина М. С. Кураторство как фактор совершенствования воспитания в вузе // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. С. 118-123.

Исмиянов В. В., докторант.

Восточно-Сибирская государственная академия образования.

Ул. Нижняя Набережная, 6, Иркутск, Россия, 664011.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.11.2013.

V. V. Ismiyanov

IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS OF ORPHAN STUDENTS AT TECHNICAL HIGHER SCHOOL IMPLEMENTATION

OF THE PROGRAM “SUPERVISOR-TEACHER”

The article revealed the problem of the educational process in technical universities, the lack of teachers, curators, academic groups of teacher education to work with students orphans. It provides the analysis of the number of employees in technical colleges of the Siberian region of the teaching staff with technical, classic and teacher education. It introduced in the educational process with the students orphaned technical college developed, science-based program “Curator-teacher” for the training of teachers, supervisors involved in managing the process of educating students for the orphans of successful adaptation to the educational environment through the organization of the theory and practice of athletic activities.

Key words: adaptation, curator, program, physical activity, student-orphan.

References

1. Belyaeva L. A., Gridneva T. G. Features of teenagers communicative abilities display in condtions of orphanage. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 11 (126), pp. 192-197 (in Russian).

2. Demina L. D., Kondrashov L. V. The work of curator in the student group: Manual. Barnaul, ASU Publ., 1981, pp.12-15 (in Russian).

3. Evsin E. A., Ivankin Yu.N. The work of curator in the attached group of high school: Method, recommendations. Perm: Perm Polytechnic Institute Publ., 1981, pp. 5-50 (in Russian).

4. Zeleeva V. P. Improving the performance of curators of student groups. Development of a model system of education in higher education. [Reports on research work] Kazan, KSU Publ., 2002, p. 20-26 (in Russian).

5. Lyurya N. A. The formation of teacher's professional qualities in the education system. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 13 (155), pp. 151-155 (in Russian).

6. Marmazinskaya P. E., Shevtsova L. P. The work of curator in the academic group: (Method, recommendations on individual approach to students). Chernivtsi, PGAs Publ., 1988. pp. 5-25.

7. Romanchuk E. S. Ethnopedagogical approach to improving educational activity of curators of student groups: diss. cand. ped. sci. Kazan, 2008. pp. 3-45 (in Russian).

8. Yakushkina M. S. Supervision as a factor in improving education in high school. Education and self-development. 2007. no. 6, pp.118-123 (in Russian).

East Siberian State Academy of Education.

Ul. Nizhnyaya Naberzhnaya, 6, Irkutsk, Russia, 664011.

E-mail: [email protected]

— б5 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.