Научная статья на тему 'Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде'

Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ-СИРОТА / ADAPTATION / PHYSICAL EDUCATION / ORPHAN STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмиянов Владимир Владимирович

В статье представлена проблема адаптации студентов-сирот к образовательной среде в одном из технических вузов Байкальского региона, количественный и качественный анализ студентов и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of orphan students expulsions in the context of the study of problems of their adaptation to educational environment

The paper presents a problem of orphans students' adaptation to educational environment of technical universities in Siberia, the quality’s and quantity’s analysis of students and teachers is presented.

Текст научной работы на тему «Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде»

тивные, проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы, а также интерактивные, компьютерные, мультимедийные технологии.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает наличие у студентов способностей к осознанию себя в качестве субъекта учебнопрофессиональной деятельности и окружающего мира.

Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности у студентов

- физиков включает в себя входное тестирование по проверке остаточных знаний, умений и навыков по курсу общей физики, промежуточную диагностику освоения дисциплин направления, итоговый контроль сформированности профессиональной компетентности, а также диагностику удовлетворенности студентов качеством образования.

В качестве критериев сформированности профессиональной компетентности мы выделили три уровня: высокий, средний, начальный. Характерные особенности каждого уровня описаны в [7].

В заключении отметим, что предложенная нами модель является эффективным средством формирования профессиональной компетентно-

сти студентов-физиков и обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности.

Литература

1. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. - М.: Прогресс, 1988. — 508 с.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

3. Муфтахова Е.А. Модель формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов, будущих специалистов-бухгалтеров // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3. - С. 611-615.

4. Дамбуева А.Б., Скокова Л.В. Педагогические условия непрерывного формирования профессиональной компетентности будущих физиков в процессе взаимодействия школы и вуза // Профильная школа. - 2013. - №3. - С. 12-16.

5. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. канд. ... пед. наук. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010.

- 24 с.

6. Сандитов Д.С., Бартенев Г.М. Физические свойства неупорядоченных структур - Новосибирск: Наука, 1982. - 259 с.

7. Дамбуева А.Б. Формирование исследовательской компетентности будущих физиков // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2012. - Вып. 15. -С. 40-44.

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]

Dambueva Albina Borisovna, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, department of general physics, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 37.013.77 © В.В. Исмиянов

Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде

В статье представлена проблема адаптации студентов-сирот к образовательной среде в одном из технических вузов Байкальского региона, количественный и качественный анализ студентов и профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: адаптация, физическая культура, студент-сирота.

V.V. Ismiyanov

Analysis of orphan students expulsions in the context of the study of problems of their adaptation to educational environment

The paper presents a problem of orphans students' adaptation to educational environment of technical universities in Siberia, the quality’s and quantity’s analysis of students and teachers is presented.

Keywords: adaptation, physical education, orphan student.

В ситуации серьезных социально- проблемы сиротства отмечают, что эта социаль-

экономических перемен, происходящих в рос- ная категория граждан оказывается наиболее

сийском обществе и государстве, проблема уязвимой в период вхождения во взрослую са-

адаптации сирот, их интеграции в общество ста- мостоятельную жизнь, так как без поддержки

новится особенно актуальной. Исследователи родных и близких людей большинство из них не

способно успешно преодолеть возникающий адаптивный барьер. В этот период жизни сироты испытывают значительные трудности с получением жилья, составлением и соблюдением бюджета, обустройством быта, отстаиванием своих гражданских прав, получением профессионального образования. Противоречие между имеющимся у них небольшим, зачастую негативным социальным опытом и реально складывающейся ситуацией приводит к тому, что сироты сложно адаптируются в жизненном и образовательном пространстве. Проблемы, возникающие у сирот в такой ситуации, способны повлечь за собой тяжёлые последствия для молодой формирующейся личности, породить состояние безысходности, чувство собственной неполноценности, ущербности, стать причиной бездомности, безработицы и даже суицида [7].

Проблемы социализации и адаптации сирот в условиях профессионального образования рассматривались в диссертационных исследованиях Л.В. Гаращенко, И.Л. Одногуловой, Н.Г. Травниковой, Ю.О. Яблоновской. Учеными уделяется внимание изучению становления личности в процессе взаимодействия индивида со своим окружением, его интеграции с социальной средой. Феномен адаптации личности был исследован в работах ряда социологов и психологов

[1, 9, 11].

В современных условиях роль физической культуры как неотъемлемой части общей культуры в жизни человека и общества актуализируется. Все более значимым становится использование широкого спектра ее социальных функций. Физическая культура приобретает особую социальную значимость, так как ее целью, предметом и главным результатом являются развитие и саморазвитие самого человека. Раскрытием социальных функций физической культуры занимались М.А. Арвисто, В.К. Баль-севич, В.М. Выдрин, М.Я. Виленский, Л.П. Матвеев, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров, В.Д. Чепик и др. [2,

3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14].

Адаптация студентов-сирот к образовательной среде технических вузов требует существенного переосмысления и технологии организации теории и практики физкультурной,

учебно-воспитательной деятельности в процессе физического воспитания.

Цель исследования - анализ контингента абитуриентов и профессорско-преподавательского состава (ППС).

Результаты исследования. Для продолжения педагогического эксперимента и раскрытия проблемы адаптации студентов-сирот к образовательной среде в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС), Иркутском государственном техническом университете (ИрГТУ), Забайкальском институте железнодорожного транспорта (ЗабИЖТ), Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта (У-УИЖТ), Красноярском институте железнодорожного транспорта (КрИЖТ), Братском государственном университете (БрГУ), Ангарской государственной технической академии (АГТА), нами был проведен анализ количества ежегодно поступающих и отчисленных студен-тов-сирот, количества работающих членов профессорско-преподавательского состава с техническим, классическим и педагогическим образованиями, а также социально-педагогический и воспитательный потенциал по работе с данной категорией студентов. Данные анализа представлены в таблицах 1, 2, 3.

По данным таблицы 1 видно, что ежегодно 30-60% студентов-сирот не могут адаптироваться к образовательной среде и отчисляются, но иногда процент отчисления увеличивается до 80-100%. В ходе исследования выявлен ряд проблем, возникающих у студентов-сирот в период их адаптации к образовательной среде вуза: социальные проблемы - отсутствие поддержки со стороны близких, неумение организовать свой быт, составлять и распределять бюджет, отсутствие нормальных условий для выполнения домашних заданий; психологические проблемы - неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах, негативное отношение к себе и окружающим, чувство «другого», чувство одиночества; педагогические проблемы

- несформированность учебной мотивации, умений самостоятельной работы, коммуникативных и рефлексных умений, недостаток знаний, полученных в школе, неумение организовать свою досуговую деятельность.

Таблица 1

Количество ежегодно поступивших и отчисленных студентов-сирот 2009-2010 гг., 2010-2011 гг., 2011-2012 гг., 2012-2013 гг.

(ИрГУПС, КрИЖТ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, ИрГТУ, АГТА, БрГУ)

Количество поступивших и отчисленных студентов-сирот Высшие учебные заведения

О С и р К н § н б а СО У-УИЖТ У Т и рИ 1 < н и < У и & И

Поступившие (2009 год) 23 10 4 14 165 34 42

Отчисленные (2010 год) 8 1 4 2 118 18 17

Отчисленные (% ) 34,7 10 100 14,3 71,5 53 40,4

Поступившие (2010 год) 24 6 11 25 141 14 56

Отчисленные (2011 год) 7 4 1 3 84 4 37

Отчисленные (% ) 29,2 66,6 45,5 12 59,6 28,6 66

Поступившие (2011 год) 46 8 10 34 158 19 39

Отчисленные (2012 год) 12 7 5 10 70 9 17

Отчисленные (% ) 26 87,5 50 29,4 44,3 47,3 43,6

Поступившие (2012 год) 35 9 10 28 119 20 25

Отчисленные (2013 год) 6 3 5 13 63 13 25

Отчисленные (% ) 17,1 33,3 50 46,4 53 65 100

Всего поступивших (2009 - 2012 гг.) 128 33 35 101 583 87 162

Всего отчисленных (2010 - 2013 гг.) 33 15 19 28 335 44 96

Кол-во отчисленных (2010 - 2013 гг.) (%) 25,8 45,5 54,2 27,8 57,5 50,6 59,3

Проведенное среди отчисленных студентов-сирот анкетирование показало, что одним из главных проблем в воспитательном процессе вуза является отсутствие ответственного преподавателя за данную категорию студентов, к которому они могли бы обратиться по любым вопросам (юридическим, социальным, педагогическим, психологическим, учебным и др.) для своевременной им помощи, как это делают остальные студенты, обращаясь к своим родителям.

Из таблицы 2 видно, что 70-80% профессорско-преподавательского состава технических вузов (ИрГУПС, ИрГТУ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) имеет техническое и классическое образование, педагогическое 2030%. Поэтому кураторы академических групп, в которые при поступлении попадают студенты-сироты, не имеют педагогического образования и знаний для работы с данной категорией студентов.

Таблица 2

Количество членов профессорско-преподавательского состава (ППС) с техническим, классическим и педагогическим образованием в вузах (ИрГУПС, КрИЖТ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, ИрГТУ, АГТА, БрГУ)

№ Вуз Всего ППС Техническое и классическое образование % Педагогическое образование %

1 ИрГУПС 375 290 77,3 85 22,7

2 КрИЖТ 109 78 71,56 31 28,44

3 ЗабИЖТ 108 66 61,11 42 38,89

4 У-УИЖТ 109 61 66 48 44

5 ИрГТУ 1039 717 69 322 31

6 АГТА 190 159 83,68 31 16,32

7 БрГУ 256 213 83,2 43 16,8

С момента поступления в академическую группу для обучения в вузе студенты-сироты находятся на равных условиях со всеми осталь-

ными студентами. Социально-педагогический и воспитательный потенциал в технических вузах по работе со студентами-сиротами недостаточно

используется, именно для данных студентов с учетом их особенностей не разработаны условия для их успешной адаптации.

Проанализировано, что в технических вузах Сибирского региона (ИрГУПС, ИрГТУ, За-бИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) ежегодно 30-60% студентов-сирот не могут адаптироваться к образовательной среде отчисляются, но иногда процент отчисления увеличивается до 80-100%. Одним из путей решения вопросов адаптации студентов-сирот к образовательной среде является, на наш взгляд, создание в образовательном процессе технического вуза организационных, психологических и педагогических условий для реализации теории и практики организации физкультурной деятельности сту-дентов-сирот с различным исходным уровнем способностей и интересов, а также предоставление возможности для их самоопределения и самоутверждения на индивидуально-доступном уровне, способствующих мотивации к дальнейшему гармоничному развитию личности.

Проанализировано, что 70-80% профессорско-преподавательского состава технических вузов (ИрГУПС, ИрГТУ, ЗабИЖТ, У-УИЖТ, КрИЖТ, БрГУ, АГТА) имеет техническое и классическое образование, педагогическое 20 -30%. Необходима специальная программа «Куратор-педагог», способствующая решению социальных, психолого-педагогических задач по своевременной помощи данной категории студентов.

Выявлено, что педагогический потенциал в техническом вузе по отношению к данной категории студентов требует на сегодняшний день внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию. Одним из путей решения вопросов внедрения новейших технологий в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию является, на наш взгляд, разработанная, научно обоснованная и внедренная в учебный процесс по физическому воспитанию структура теории и практики организации физ-

культурной деятельности студентов-сирот для адаптации к образовательной среде.

Литература

1. Андреева Г.М., Яноушек Я. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева, Я.. - М.: МГУ, 1987. - 302 с.

2. Арвисто М.А. Мотивация физкультурноспортивной деятельности // Физическая культура и советский образ жизни / под ред. М.Х. Титма. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - С. 169-180.

3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 2.

5. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) // ТиПФК. - 1987.

- №8. - 22 с.

6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 128 с.

7. Жилина Л.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. -Омск: ОГПУ. - 2008. - 194 с.

8. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия. -2001. - 240 с.

9. Наячаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии).

- Ереван: АГПИ, 1988. - 246 с.

10. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№6. - С. 2-10.

11. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М., 1982.

12. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 287 с.

13. Столяров В.И. Спорт и культура: методологические и теоретические аспекты проблемы // Спорт, духовные ценности и культура: Историческое и теоретико-методологическое обоснование / под ред. В.В. Кузина, В.И. Столярова, Н.Н. Чеснокова. -М.: Гуманитарный центр «СпАрт», РГАФК, 1997. -Вып. 1. - С. 84-209.

14. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. - М.: ТЕНС, 1995. - 168 с.

Исмиянов Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образовании. E-mail: [email protected]

Ismiyanov Vladimir Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student of pedagogy, East Siberian State Academy of Education. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.