Адресно-целевое проектирование профориентационной работы на ИБК ППО в r. Кемерово позволяет еще до объявления приема прогнозировать как количественный, так и качественный состав потенциальных абитуриентов РГППУ.
Литература
1. Безусова Т. А. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения // Педагогические науки. 2016. № 54-2. С. 17-23.
2. Жуков Г. Н. Профессиональный стандарт педагога и профессиональное самоопределение будущих специалистов в системе СПО // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 15-16 марта 2017 г.) : в 2 ч. Ч. 2. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2017. С. 121-123.
3. Жуков Г. Н., Кузнецова И. Ю., Жуков А. Г. Разработка и апробация региональной модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в процессе взаимодействия ИБК и организаций СПО Кемеровской области // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования : сб. науч.-метод. работ № 4. Уфа : Аэтерна, 2018. С. 7-15.
4. Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Профессиональные практики вуза. М. : Логос, 2014. 196 с.
References
1. Bezusova T. A. Metody proforientacionnoj raboty vysshego uchebnogo zavedeniya [Methods of vocational guidance work of a higher educational institution]. Pedagogical sciences, 2016, no. 54-2, pp. 17-23. (In Russian).
2. Zhukov G. N. Professional>nyj standart pedagoga i professional>noe samoopredelenie budushchih specialistov v sisteme SPO [Professional standard of the teacher and professional self-determination of future specialists in the ACT system]. Vocational education and youth employment: XXI century. Actual directions of the development of the vocational guidance system for young students. Materials of the International Scientific and Practical Conference (Kemerovo, march 15-16, 2017). Part 2. Kemerovo, KIRPRO, 2017, pp. 121-123. (In Russian).
3. Zhukov G. N., Kuznetsova I. Yu., Zhukov A. G. Razrabotka i aprobaciya regional>noj modeli podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v processe vzaimodejstviya IBK i organizacij SPO Kemerovskoj oblasti [Development and approbation of the regional model of training, retraining and advanced training of pedagogical staff in the process of interaction between the IBK and the organizations of the STR of the Kemerovo region]. Actual questions of the professional pedagogical education. Collection of scientific and methodical works № 4. Ufa, Aeterna, 2018, pp. 7-15. (In Russian).
4. Shafranov-Kutsev G.F., Tolstoguzov S. N. Professional>nye praktiki vuza [Professional practice of the university]. Moscow, Logos, 2014, 196 p. (In Russian).
УДК/uDC 377 М. В. Никитин
M. Nikitin
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО МЕХАНИЗМА
локального конкурса профессионального мастерства
В КОЛЛЕДЖЕ: ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ, СУБЪЕКТЫ1
THE FORMATION OF A PERSONALIZED MECHANISM FOR THE LOCAL PROFESSIONAL SKILL COMPETITION IN COLLEGE: A CONCEPTUAL FRAMEWORK, OBJECTIVES, STAGES, SUBJECTS
Введение. В статье рассматриваются промежуточные результаты практико-ориентирован-ного, междисциплинарного исследования по проблеме обеспечения качества профессиональных квалификаций студентов крупного колледжа — образовательного комплекса (ОК). Цель статьи — представить актуальный понятийный аппарат, задачи, этапы становления персонализированного
1 Статья подготовлена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту «Методологические основы преемственности и непрерывности образования в условиях его структурных изменений» на 2017-2018 гг. (№ 27.8472.2018/БЧ).
This work has been done within the governmental task for "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education" of the project "Methodological Basis of Education Continuity in the Conditions of Structural Changes" for 20172018 (№27.8472.2018/ND).
механизма локального конкурса профессионального мастерства в условиях становления сетевой (цифровой) экономики.
Методология. Исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной, И. П. Смирнова на основе практико-ориентированной теории и технологий непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания.
Результаты заключаются в определении целей, понятийного аппарата, субъектов и структуры персонализированного механизма конкурса профессионального мастерства для поэтапного обеспечения качества профессиональных квалификаций обучающихся колледжа — ОК. Разработанные рекомендации коррелируют с международными требованиями «Ворлдскиллс», «Джуниорскиллс», «Абилимпикс» (для лиц с ОВЗ).
Заключение. Автором отмечается, что последние научно-методические исследования эффективности конкурсов профессионального мастерства в системе НПО/СПО осуществлялись еще в условиях плановой экономики для подготовки рабочих своего базового предприятия. Становление нового персонализированного механизма таких конкурсов должно ориентировать все субъекты образовательного процесса на эффективное трудоустройство в условиях сетевой (цифровой) многоукладной российской экономики.
Introduction. The article presents the interim results of the practice-oriented, interdisciplinary research on the problems of quality assurance of professional qualifications of the students of a large college/educational complex (EC). The purpose of this article is to develop a relevant conceptual framework, objectives, stages of development of personalized mechanism of the local professional skills contest in the conditions of the network (digital) economy development.
Materials and Methods. The study is being conducted in line with the scientific school of academicians RAE — S. Y. Batyshev, A. M. Novikova, D. A. Novikova, T. Y. Lomakina, I. P. Smirnova — based on the practice-oriented theory and technologies of continuous professional education/training and education.
Results. The results are in defining the objectives, conceptual framework, subjects and structure of a personalized mechanism of professional skills' competition for the phased quality assurance of vocational qualifications of college students — EC. The recommendations correlate with international requirements of Worldskills, JuniorSkills, Abilimpics (for persons with disabilities).
Conclusions. The author notes that recent scientific researches connected with the effectiveness of professional skills contests in the elementary vocational education (EVE)/secondary vocational education (SVE) were carried out in planned economy conditions to prepare their core business. The formation of a new personalized mechanism of such contests should guide all subjects of the educational process for the effective employment in the conditions of network (digital) Russian mixed economy.
Ключевые слова: локальный конкурс профессионального мастерства, персонализированный механизм конкурса профессионального мастерства, чемпионат «Абилимпикс», кейс-чемпионаты профессионального мастерства, студент СПО — фрилансер, учебно-тренажерное оборудование по специальностям СПО, стейкхолдеры профессионального образования.
Keywords: local professional skills' competition, personalized mechanism of professional skills' competition, the championship "Abilympics", case championships of professional skills, student of secondary vocational education (SVE)-freelancer, training and fitness equipment on specialties of secondary vocational education, stakeholders of professional education.
Введение
Проведенное междисциплинарное практико-ориентированное исследование было направлено на формулирование, уточнение, конкретизацию актуальных понятий непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания как новой культуры профессионального образования, основанной на подходе learningoutcomes (результатов обучения). Формирование персонализированного механизма локального конкурса профессионального мастерства в крупном колледже — ОК для разновозрастных групп обучающихся позволяет решить поставленную задачу. Как промежуточный результат исследования нами был определен актуальный понятийный аппарат.
* Локальный конкурс профессионального мастерства — процедура поэтапной, соревновательной внешней оценки (в том числе объективной самооценки) качества сформированности у разновозрастных обучающихся крупного колледжа — ОК профессиональных компетенций, отвечающих требованиям профессиональных стандартов на основе инструментов молодежных движений «Джуниорскиллс», «Ворлдскиллс» и чемпионата «Абилимпикс».
* Персонализированный механизм конкурса профессионального мастерства — формат публичной презентации обучающимся качества профессиональных компетенций в процессе одновременного проведения соревнований по одной рабочей профессии обучающихся 10-14 лет — «Джуниорскиллс» — и обучающихся молодых рабочих 17-21 года — «Ворлдскиллс», «Абилимпикс».
Локальный конкурс проводится в крупном колледже — ОК на оборудовании и с помощью комплектующих материалов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.
* Чемпионат «Абилимпикс» (сокр. с англ. — olimpics of Abilities) — механизм поэтапного включения разновозрастных групп граждан с ОВЗ и инвалидностью в Национальный чемпионат профессионального мастерства на основе повышения доступности всех ресурсов колледжа — ОК для этой категории граждан. Концентрация ресурсов в колледже — ОК для конкурсов профессионального мастерства «Джуниорскиллс» + «Ворлдскиллс» + «Абилимпикс» обеспечит преемственность и единство основных требований для чемпионата «Абилимпикс» как «олимпиады возможностей».
* Кейс-чемпионаты профессионального мастерства — механизм конкурсных процедур команд студентов третьего курса колледжа, ориентированных на развитие предпринимательской деятельности по профилю специальности СПО. Техническое задание для команд студентов формулируют представители реального бизнес-сообщества, а принятые студентами-участниками кейс-чемпионата решения становятся объективным основанием для дипломного проекта команды выпускников колледжа.
* Студент СПО — коуч — студенты-победители конкурсов профессионального мастерства, предметных олимпиад, спортивных соревнований, обладающие репутационным капиталом, лидеры различных сообществ.
Студенты-коучи стимулируют мотивацию к самостоятельной деятельности и выполняют функции современных наставников.
* Стейкхолдеры профессионального образования — партнерская группа физических (например, экспертов) или юридических лиц (например, Ассоциация успешных выпускников СПО, саморегулируемые организации объединений работодателей (СРО), сетевые сообщества преподавателей и др.), заинтересованных в эффективности результатов деятельности колледжа — ОК и способных оказать влияние и/или внести вклад (работа, капитал, ресурсы, продвижение информации о колледже — ОК в различных сообществах) для достижения колледжем — ОК своей миссии и целей.
* Студент СПО — фрилансер — (англ. freelanser) — новый феномен (целевая группа, поток) работающего студента. Особая социальная группа молодежи с высокой трудовой мотивацией, которая подстраивает рабочее время к обучению по специальности СПО. Оплачиваемая работа позволяет молодому человеку оперативно решать материальные и финансовые проблемы.
Фриланс — новый вид, особый режим работы, который возник на современном рынке труда.
Работник-фрилансер выполняет работу без заключения долговременного письменного договора с работодателем.
* Учебно-тренажерное оборудование по специальностям СПО — условие обеспечения качества общеучебных и профессиональных компетенций студентов и профессиональных квалификаций педагогического персонала на основе продвижения российского учебно-тренажерного оборудования нового поколения с тремя техническими характеристиками: а) пневмоприводы; б) гидроприводы; в) электроприводы.
Методология
Исследование проводится в русле научной школы академиков РАО С. Я. Батышева, А. М. Новикова, Д. А. Новикова, Т. Ю. Ломакиной, И. П. Смирнова на основе практико-ориентирован-ной теории и технологий непрерывного профессионального образования/обучения и воспитания. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (01.03.2018) актуализирует существенную модернизацию всей системы профессионального образования в целях повышения ее привлекательности для всех субъектов и в первую очередь для всех возрастных групп обучающихся крупного регионального колледжа — образовательного комплекса.
Результаты
На Московском международном салоне образования (ВДНХ, Москва, 13.04.2016) на партнерской площадке «Модернизация профессионального образования. Роль дополнительного образования в подготовке технических специалистов будущего» были представлены промежуточные результаты партнерского проекта ЗАО «Дидактические системы» московского колледжа современных технологий им. Героя Советского Союза М. Ф. Панова и Центра непрерывного образования Института стратегии развития образования РАО МОН РФ.
Партнерский проект был реализован в соответствии с разработкой концепции «школа — колледж — вуз — предприятие» в рамках модели профильного и предпрофильного обучения для обеспечения качества подготовки инженерно-технических кадров для организаций города Москвы. На площадке были представлены возможности современного оборудования для обеспечения качества подготовки инженерно-технических специалистов/рабочих, техников, инженеров, и постулировалась необходимость повышения роли локальных конкурсов профессионального мастерства в соответствии с требованиями движений «Джуниорскиллс», «Ворлдскиллс».
В ходе дискуссии на партнерской площадке научные работники, эксперты и практики учреждений СПО установили:
а) цели и задачи современного конкурсного движения в колледже — ОК должны быть ориентированы на обеспечение качества персонализированных результатов всех разновозрастных групп обучающихся по всем профессиям и специальностям.
Необходимы несколько этапов локальных конкурсов профессионального мастерства для мониторинга роста качества результата профессиональных компетенций каждого обучающегося.
Практическая значимость персонализированного механизма локального конкурса профессионального мастерства заключается в создании мотивационной среды для каждого обучающегося по профессии/специальности СПО. Если чемпионаты разного уровня по движениям «Джуниорскиллс» и «Ворлдскиллс» охватывают сравнительно небольшие команды школьников и студентов, то локальные конкурсы профессионального мастерства — обязательная процедура оценки качества профессиональных квалификаций для всех обучающихся СПО, а это около 1 400 тысяч студентов.
б) Нормативно-правовое обеспечение локальных конкурсов профессионального мастерства для студентов СПО не пересматривалось еще со времен СССР. Требования конкурсных движений «Джуниорскиллс», «Ворлдскиллс» не отражаются в текстах локальных положений о конкурсах; процедура участия в конкурсе определяется, в основном, мастером производственного обучения и преподавателем специальных дисциплин среди наиболее успевающих студентов и является необязательной для каждого студента дневной группы обучения.
Более того, есть студенты-выпускники, которые ни разу за три года не участвовали в таких конкурсах; победителями конкурса почти всегда становятся студенты тех преподавателей, которые разрабатывали технические задания для конкурсантов и входили в жюри конкурса.
в) Разработка технических требований к оборудованию, инструментам, комплектующим, в том числе научно-методическое обеспечение обязательных конкурсных процедур для студентов 1-3-го курсов по техническим специальностям, находится в стадии дискуссионного обсуждения экспертами, методистами, практиками.
г) Организационно-управленческое обеспечение локальных конкурсных процедур часто не соответствует требованиям конкурентоспособности личности и не основано на персонализи-цированном механизме.
Вместо концентрации ресурсов на базе крупного регионального колледжа — ОК, где уже де-факто обучаются разновозрастные группы школьников и студентов, имеет место процесс декон-центрации, когда для проведения чемпионатов профессионального мастерства «Джуниорскиллс» они концентрируются в одном месте, а для проведения «Ворлдскиллс» — в другом.
д) Региональные агентства развития квалификаций (РАРК), городские торгово-промышленные палаты, ремесленные палаты и другие саморегулируемые организации работодателей — заказчиков кадров часто не имеют устойчивых, прозрачных процедур совместно с колледжем — ОК по подготовке квалифицированных (высококвалифицированных) кадров рабочих и специалистов, особенно по техническим специальностям/профессиям. Промежуточные результаты партнерского проекта позволили определить инновационный понятийный аппарат, цели, задачи, категории субъектов и содержательные этапы персонализированного механизма.
Цель конкурсных процедур на локальном уровне — создание администрацией и педагогическим коллективом колледжа — ОК новых реальных возможностей для всех субъектов конкурсного движения (обучающихся 10-14 лет, студентов 14-18 лет, молодых рабочих 19-21 года), в том числе самих руководителей, преподавателей, методистов, мастеров производственного обучения и представителей отраслевого экспертного сообщества, условий для обеспечения роста качества профессиональных квалификаций.
Мотивация всех обучающихся к их публичной презентации на конкурсе — инструмент поэтапной прагматичной самооценки выбора обучающимися своей профессиональной карьеры. Участие обучающихся в конкурсных процедурах есть практика наращивания конкурентоспособности личности, учебной группы, колледжа, региональной экономики.
Для формирования персонализированного механизма развития конкурсного движения в системе среднего профессионального образования необходимо решить следующие задачи:
1) проектирование мотивирующей образовательной среды локального конкурса профессионального мастерства как необходимого условия обеспечения роста качества профессиональных квалификаций;
2) разработка современного нормативно-правового обеспечения локальных конкурсных процедур в соответствии с требованиями движений «Джуниорскиллс» и «Ворлдскиллс»;
3) разработка психолого-педагогического сопровождения и инструментов оценки практических достижений обучающихся, в том числе научно-методического обеспечения подготовительных и конкурсных процедур;
4) развитие инфраструктуры локальных конкурсов с участием бизнес-сообщества, средств массовой информации, родителей, общественности и сетевого экспертного сообщества;
5) формирование межведомственного, государственно-частного управления конкурсными процедурами обеспечения качества профессиональных квалификаций у каждого обучающегося.
Анализ пилотной практики позволил определить пять базовых категорий субъектов — участников конкурсных процедур на локальном уровне (уровне колледжа — ОК):
1) школьники — потенциальные абитуриенты колледжа, участники конкурсов детского технического творчества, спортивных соревнований по техническим видам спорта, а также участников конкурсов «Джуниорскиллс»;
2) школьники — юниорская команда конкурса «Джуниорскиллс», которая участвует в конкурсных мероприятиях совместно с командой студентов колледжа (участников отраслевого чемпионата «Ворлдскиллс»);
3) студенты 1-2-го курсов колледжа по одной специальности — участники локальных конкурсов профессионального мастерства. Студенты 3-го курса (победители предыдущих этапов конкурсов профессионального мастерства) включаются в состав отраслевого жюри конкурса;
4) студенты — победители локальных конкурсов профессионального мастерства (занявшие 1, 2, 3-е места) получают новый статус «студент-коуч» и образуют команду участников отраслевого (городского, регионального) чемпионата «Ворлдскиллс»;
5) студенты-фрилансеры и студенты-дипломники публично защищают дипломный проект в интернет-пространстве с участием экспертов-практиков, выпускников прошлых лет, представителей отраслевого кластера, сетевого профессионального сообщества, родителей, родственников, друзей.
Становление персонализированного механизма локального конкурса профессионального мастерства в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и конкурсных движений «Джуниорскиллс» и «Ворлдскиллс» предполагает следующие логически связанные этапы наращивания качества профессиональных компетенций у обучающихся.
Первый этап — внутригрупповой конкурс среди обучающихся с ориентацией на создание собственными руками персонального изделия и его публичную презентацию. Оценка результатов конкурса ранжируется с 1-го по 25-е место, по количеству обучающихся в группе. Занятое место отражается в профессиональном портфолио обучающегося как начальная точка отсчета его профессионального мастерства.
Второй этап — внутрикурсовой конкурс обучающихся по одной профессии/специальности, но из разных групп. Победители этого этапа конкурса направляются для участия на следующем этапе.
Третий этап — внутриколледжный (внутритехникумовский) с участием победителей внутри-групповых и внутрикурсовых конкурсов по одной специальности/профессии. Победители вну-
триколледжного конкурса включаются в состав команды колледжа для участия (в том числе для прохождения тренировок в специальном центре компетенций) в региональном чемпионате «Ворлдскиллс».
Проведенный нами критический анализ публикаций по проведению локальных конкурсов профессионального мастерства в учреждениях СПО, в том числе личный опыт участия автора, позволил выявить сравнительные характеристики традиционных и персонализированных процедур таких конкурсов (табл.).
Таблица
Сравнительные характеристики локальных конкурсов профессионального мастерства в учреждениях СПО
Характеристики персонализированного механизма конкурса Характеристики традиционной процедуры конкурса
Конкурс профессионального мастерства — процедура поэтапной, обязательной соревновательной внешней оценки качества профессиональных квалификаций у каждого обучающегося на основе инструментов «Джуниорскиллс» и «Ворлдскиллс»: «конкурс для всех и каждого» Конкурс транслируется в Интернете для ознакомления с его результатами родителей, родственников, соседей, друзей Конкурс профессионального мастерства — форма внеурочной, внеучебной, в большей степени воспитательной, деятельности для обучающихся или педагогического коллектива: «конкурс для продвижения лучших»
Преподаватели, мастера производственного обучения получают статус экспертов, тренеров, наставников после стажировки по программе «Ворлдскиллс»: «преподаватель-тренер»; «преподаватель-эксперт»; «преподаватель-наставник» — с соответствующей персональной надбавкой и эффективным контрактом Не является обязательной для преподавателя спецдисциплин, мастера производственного обучения формой контроля качества профессионального образования. Подготовительные мероприятия к конкурсу не включаются в педагогическую нагрузку и не тарифицируются
Студенты добровольно записываются для участия в локальном конкурсе по своей специальности/ профессии, так как это один из форматов их самостоятельной работы и опыт практической деятельности Студентов — участников конкурса — рекомендуют преподаватели спецдисциплин, мастера производственного обучения из числа наиболее успевающих по теории и практике
Состав профессионального жюри конкурса: а) РАРК — 2 эксперта; б) предприятия кластера — 1 эксперт; в) отраслевой профсоюз — 1 эксперт; г) центр оценки качества — 1 эксперт; д) СМИ — 1 эксперт; е) студент-фрилансер — 1 эксперт. Итого: все члены жюри — внешние эксперты В состав жюри входят администрация учреждения СПО, педагогические работники (« 98%), представители заказчиков кадров (~ 1 %) и СМИ (~ 1 %). Итого: 98 % — внутренние (от учреждения СПО) эксперты
Победители локальных конкурсов переводятся на обучение по индивидуальной образовательной программе, включаются в команду для участия в городском, региональном чемпионате «Ворлдскиллс». Студенты-победители переводятся в статус «студент-коуч» и включаются в состав Ассоциации успешных выпускников СПО. Победитель конкурса получает право приема на работу в свое УСПО в соответствии с полученной квалификацией Победители локального конкурса не получают значимых мотивационных преимуществ среди других студентов учебной группы и колледжа
Заключение
Проведенное междисциплинарное исследование позволило определить актуальный понятийный аппарат, цели, субъекты, этапы и представить сравнительные характеристики нового персонализированного механизма конкурса профессионального мастерства в условиях крупного регионального колледжа — образовательного комплекса. Такое исследование в Российской Федерации в секторе СПО осуществлено впервые, является авторским вкладом и представлено для начала научно-методической дискуссии экспертов и практиков.
Как очень точно констатировал один из нобелевских лауреатов: «Каменный век закончился не потому, что закончился камень, и сырьевая экономика заканчивается не потому, что заканчива-
ется нефть и газ, а потому, что появляются новые технологии». Только высококвалифицированные специалисты могут продвигать такие технологии, а персонализированный механизм, формирующийся в колледже — ОК, позволяет это делать наиболее эффективно.
Литература
1. Аксенова М. А. Центр компетенций как образовательный ресурс подготовки высококвалифицированных специалистов // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 18-24.
2. Гайнеев Э. Р. Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 46-48.
3. Зубова И. А. Конкурсы профессионального мастерства как механизм популяризации рабочих профессий // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24.09.2015 г.) : в 2 т. Т. 2. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 70-74.
4. Исламгалиев Ф. Г. Конкурсы профессионального мастерства как форма представления профессиональных достижений обучающихся // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24.09.2015 г.) : в 2 т. Т. 2. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 81-88.
5. Никитин М. В. Персонализированный механизм локального конкурса профессионального мастерства в УСПО: этапы становления // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 6. С. 4-8.
6. Никитин М. В. Колледж - образовательный комплекс как полиструктурная модель образования в течение всей жизни // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 12-14.
7. Смирнов И. П. О понятии «опережение» в образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 8-12.
References:
1. Aksenova M. A. Centn kompetencij kak obrazovatel>nyj resurs podgotovki vysokokvalificirovannyh specialistov [Centre of excellence as an educational re-source training of highly qualified specialists]. Professional Education and the Labour Market, 2017, no. 4, pp. 18-24. (In Russian).
2. Gineev E. R. Vozmozhnosti individualizatsii obucheniya v konkursakh professionalnogo masterstva [Possibilities of individualization of education in competitions of professional skill]. Professional Education and the Labour Market, 2017, no. 2, pp. 46-48. (In Russian).
3. Zubova I. . Konkursy professional>nogo masterstva kak mekhanizm populyarizacii rabochih professij [Competitions of professional skill as a mechanism of popularization of working professions]. Vocational education: problems, research, innovation. Collection of materials international scientific and practical conference (Ekaterinburg, 24.09.2015). Vol. 2. Ekaterinburg, Publishing house of the Ural University, 2015, pp. 70-74. (In Russian).
4. Islamgaliev F. G. Konkursy professional>nogo masterstva kak forma predstavleniya professional>nyh dostizhenij obuchayushchihsya [Competitions of professional skill as a form of representation of the professional achievements of students]. Vocational education: problems, research, innovation. Collection of materials international scientific and practical conference (Ekaterinburg, 24.09.2015). Vol. 2. Ekaterinburg, Publishing house of the Ural University, 2015, pp. 81-88. (In Russian).
5. Nikitin M. V. Personalizirovannyj mekhanizm lokal>nogo konkursa professional>nogo masterstva v USPO: etapy stanovleniya [Personalized mechanism of the local competition of professional skills in USPO: stages of formation]. Professional Education. Capital, 2016, no. 6, pp. 4-8. (In Russian).
6. Nikitin M. V. Kolledzh - obrazovatel>nyj kompleks kak polistrukturnaya model) obrazovaniya v techenie vsej zhizni [College of education as a complex poly-structural model of education throughout life]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 12-14. (In Russian).
7. Smirnov I. P. O ponyatii «operezhenie» v obrazovanii [On the concept of «advance» in education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 8-12. (In Russian).
УДК/uDC 377.3(571.56) С. В. Панина
S. Panina
оценка образовательно-профессионального и производственного потенциала западной ЯКУТИИ
educational, professional and industrial Evaluation
OF POTENTIAL (wESTERN PART OF YAKuTIA AS A CASE-STuDY)
Введение. Материал подготовлен по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» в рамках программы комплексных научных исследований в Республике Саха, направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 гг.