УДК 658.7:339.18
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОПРОВОДЯЩИМИ СИСТЕМАМИ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ЛОГИСТИКИ
Н.Ю. Нестеренко (КамчатГТУ)
Рассматривается формирование логистической системы в виде ассоциации на примере предприятий рыбной отрасли Камчатской области.
The author considers the formation of Kamchatka’s logistics system on the example offish enterprises of Kamchatka region.
Камчатская область и Корякский автономный округ переживают сейчас сложный период, связанный с объединением, когда необходим поиск путей оптимального развития будущего единого пространства. Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является использование логистического подхода, построение логистических систем на макро- и микроуровнях. Формирование таких систем позволит ускорить интеграцию нашего Камчатского края в региональное и мировое экономическое и информационное пространство.
Логистический подход заключается в интегрированном и координированном управлении всей логистической цепью: от поставщиков до конечного потребителя. Реализация этого подхода на практике может быть в виде создания на территории будущего Камчатского края ассоциации по логистике на базе Ассоциации рыбопромышленников Камчатки.
Предполагается, что ассоциация будет являться некоммерческой организацией, добровольным объединением партнеров, цель которой - формирование эффективных связей и партнерских отношений, предоставление информации и выполнение координирующих функций в области поставок материально-технических ресурсов и сбыта готовой рыбной продукции. Через ассоциацию должно осуществляться регулирование отношений внутри системы как между ее членами, так и между внешними структурами (поставщиками, посредниками, государственными органами власти, общественностью, потребителями). Несмотря на четко определенную цель деятельности ассоциации, ее организационная структура и спектр выполняемых функций не являются раз и навсегда установленными. Ассоциация должна быть гибкой и трансформироваться во времени в соответствии с изменяющимися рыночными условиями. Задачи ассоциации должны варьироваться в зависимости от этапа ее существования. Можно определить три этапа существования ассоциации:
1. Этап «Выживание». Функции и задачи ассоциации на данной этапе определяются общей экономической нестабильностью в России и должны заключаться в обеспечении выживаемости рыбного хозяйства в регионе, сохранении и укреплении позиций на внутреннем рынке. В таких условиях внимание предприятий-партнеров, входящих в ассоциацию, должно быть сосредоточено на максимально эффективном и выгодном для всех использовании имеющихся трудовых, производственных, финансовых ресурсов. Поэтому функции ассоциации на этом этапе заключаются в следующем:
- защита интересов предприятий рыбного хозяйства во властных структурах, в том числе в законодательных и фискальных органах, проведение законодательной инициативы в интересах членов ассоциации;
- упрощение доступа к финансово-кредитным ресурсам, участие в государственных программах развития рыбного хозяйства региона. Ассоциация может выступать как единая структура в вопросах получения кредитов для развития современных распределительно-складских комплексов, транспортных сетей, привлечения к сотрудничеству лизинговых, страховых и других финансовых институтов;
- поиск каналов снабжения и сбыта. Централизованная реализация этой функции особенно важна в современных российских условиях, характеризуемых ликвидацией централизованных структур обеспечения материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;
- обеспечение доступности консалтинговой поддержки. Ассоциация сможет привлекать к работе крупные консалтинговые агентства либо создавать в рамках ассоциации собственную консалтинговую группу, что существенно снизит издержки по оплате услуг и увеличит уровень научной обоснованности решений в области товародвижения.
2. Этап «Развитие». На этом этапе происходит структурирование участников по группам в зависимости от масштабов деятельности и специализации с целью регулирования конкуренции среди родственных производителей и возможного совместного осуществления инвестиционных проектов. При ассоциации могут быть созданы различные коммерческие структуры, реализующие ее функции на экономическом уровне. На данном этапе можно выделить следующие функции:
- создание единой информационной базы для членов ассоциации. В рамках ассоциации целесообразно создание единого информационно-аналитического центра (ЕИАЦ) на базе корпоративной компьютерной сети, объединяющей информационные системы членов ассоциации с выходом в Интернет. ЕИАЦ будет заниматься поиском, аккумулированием и предоставлением информации членам ассоциации по таким важным вопросам, как правовые аспекты регулирования товародвижения и поставок материально-технического обеспечения, а также таможенное и валютное законодательства различных стран, сбор и анализ экономической и финансовой статистики в области товародвижения и логистической деятельности, изучение состояния рынка закупок МТО и сбыта готовой продукции, поиск возможных производственных партнеров для членов ассоциации и поставщиков, исследование рынка услуг транспортных, экспедиторских фирм, складских сетей с целью оптимального выбора каналов товародвижения и снижения издержек;
- координация внешних контактов. Эта функция заключается в организации взаимоотношений с государственными органами, прессой, общественными организациями, аналогичными
отраслевыми ассоциациями, зарубежными партнерами. В рамках этой функции организуются публикации и специализированные кампании в прессе, проводятся семинары, выставки и т. д.;
- координация коммерческой деятельности предприятий-членов ассоциации. Это подразумевает привлечение специализированных фирм-производителей упаковки, транспортных и страховых компаний, контроль за прохождением платежей через уполномоченные банки и др.;
- содействие в организации деятельности членов ассоциации на международном уровне, в том числе при организации экспортных поставок, планировании технического сотрудничества, участии в международных выставках, а также при организации дочерних фирм за рубежом и совместных предприятий на территории России;
- разработка совместных схем кредитования и финансирования. Ассоциация является крупным клиентом, что делает ее весьма привлекательной для банков. Поэтому ассоциация может рассчитывать на работу с уполномоченными банками, предоставляющими ей льготные проценты и схемы кредитования. По желанию ассоциации при уполномоченных банках могут создаваться страховые и лизинговые компании, обслуживающие ее членов. Таким образом, совместно с этими структурами под гарантии ассоциации могут реализовываться программы долгосрочного и оперативного кредитования инвестиционных и иных проектов предприятий-членов ассоциации;
- формирование стратегий выхода на новые ранки. Объединив усилия, члены ассоциации получают возможность выработки совместных стратегий сбыта, осуществления согласованной ценовой политики, а значит, и активного продвижения на рынки продукции собственного производства за счет активной рекламы, привлекательной упаковки, соответствующей сертификации качества и совместной торговой марки;
- планирование процессов закупки материально-технического обеспечения, доставки, хранения и сбыта готовой продукции для предприятий-членов ассоциации. Здесь возможно совместное осуществление функций планирования в рамках ассоциации при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности предприятий-членов ассоциации;
- сотрудничество с различными отраслевыми ассоциациями, в том числе международными;
- формирование кадрового потенциала. Здесь подразумевается совместно организованное обучение специалистов в области логистики и по другим направлениям, а также проведение семинаров.
3. Этап «Трансформация». На этом этапе упрочивается взаимодействие с партнерами, создается все большее количество собственных институтов, специализирующихся на решении специфических проблем предприятий-членов ассоциации. Поэтому к функциям этого этапа относятся:
1) формирование собственных структурированных каналов сбыта. Это означает создание собственной оптовой сети по поставкам МТО и сбыту готовой продукции. Поставки МТО и реализация продукции через такую систему будут служить не только источником прибыли, но и позволят защитить предприятия от некачественной продукции МТО, снизить зависимость от поставщиков и снизить издержки обращения;
2) создание единой транспортной базы и контроль ее использования. При ассоциации могут формироваться собственные транспортные, экспедиторские компании, обслуживающие ее членов;
3) создание собственного образовательного центра, позволяющего проводить подготовку и переподготовку кадров предприятий-членов ассоциации по различным направлениям;
4) создание собственного печатного органа;
5) создание специализированной выставки для членов ассоциации в рекламных и информационных целях;
6) формирование собственных финансовых и консалтинговых институтов;
7) содействие в формировании финансово-промышленных групп (ФПГ) на базе предприятий рыбного хозяйства региона. Создание ФПГ позволит совместить привлечение финансовых ресурсов с процессом их вложений в производство, обеспечить стабильное функционирование и развитие отрасли, расширить собственный сектор на внутреннем рынке, обеспечить продвижение на мировой рынок.
Управление материальными, информационными и финансовыми потоками будет осуществляться на основе схемы, представленной на рисунке.
Оптовый Региональный
межрегиональный маркетинговый
рынок рыбных информационно-
товаров аналитический центр
Условные обозначения: -4---------► - информационно-управленческие потоки;
■■■► - финансовые потоки; - ресурсные потоки (материально-технических ресурсов);
- товарные потоки (готовой рыбной продукции)
Схема региональной логистической системы
Результатом деятельности ассоциации по логистике станет возникновение синергического эффекта вследствие сокращения трансакций и соответствующих затрат у участников ассоциации, а именно синергизма продаж и оперативного синергизма. В результате совместного управления ресурсами и сбыта готовой продукции произойдет сокращение трансакций (из схемы видно, что для предприятий рыбного хозяйства есть всего лишь одна трансакция - это трансакция с ассоциацией по логистике) и общих затрат у каждого участника ассоциации, так как часть функций по закупкам и сбыту будет передана логистическому координатору (оптово-закупочной фирме в сфере МТО и оптовой торговой организации в сфере сбыта).