Научная статья на тему 'Логистический сервис в материально-техническом снабжении предприятий'

Логистический сервис в материально-техническом снабжении предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / КОРПОРАТИВНАЯ ЛОГИСТИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Александр Григорьевич

Рассмотрены основные принципы предоставления логистического сервиса. Предлагается использование сторонних логистических операторов в материально-техническом снабжении предприятийI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are examined the basic principles of assignment logistic service. It is proposed the use of third party logistic providers in material and technical supply of enterprises.

Текст научной работы на тему «Логистический сервис в материально-техническом снабжении предприятий»

Среднее время разгрузки макулатуры, мин/тонну 3,75 3,75 3,44 3,44 3,0

Среднее время ожидания разгрузки макулатуры, мин 60 90 90 90 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004. 416 с.

2. Орлова-Шейнер М.Е. Межфирменное взаимодействие в цепях поставок // Молодежь, образование и наука XXI века: Матер. межрег. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, посв. памяти В.С. Соминского,

Санкт-Петербург, 21 апреля 2009 г. СПб.: СПбГТУРП, 2009. Вып. 6. С. 84-85.

3. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей / Пер. с англ. А. Платонова. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2009. 288 с.

4. Рамперсад X. Универсальная система показателей: Как достигать результатов, сохраняя целостность: Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 352 с.

УДК (061.5:656)

Гусев А.Г.

логистический сервис в материально-техническом снабжении предприятий

Инновационное развитие экономики предполагает кроме внедрения передовых технологий в области техники, производства и сбыта продукции также применение новых схем и технологий в управлении бизнесом. Это наиболее актуально для сферы материально-технического снабжения (МТС), безответственность управления которой вызывает значительные финансовые потери и убыточность отрасли в целом. Сегодня успешная деятельность компаний во многом зависит от способности каждого хозяйствующего субъекта контролировать, анализировать, своевременно и адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Проблемы, связанные с вопросами совершенствования системы МТС, в последние десятилетия решались многими зарубежными и отечественными учеными и практиками: среди отечественных - А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова, среди зарубежных - Д.Д. Бауэрсокс, Э. Мате, Д.Д. Клосс, Д. Тиксье, Р. Хэндфилд. Ими разработан ряд мето-

дов и моделей функционирования системы МТС, предназначенных для предприятий. Однако для крупнейших компаний, находящихся вдали от хозяйственно освоенной части России, промышленных предприятий, где номенклатура закупаемой продукции составляет сотни тысяч наименований, в процесс поставок вовлечены сотни контрагентов, необходима более универсальная модель.

Одна из основных задач логистического менеджмента в области материально-технического обеспечения (МТО) - выбор оптимального варианта организации его деятельности с наименьшими финансовыми и временными затратами. Общая схема хозяйственных связей и экономических отношений, складывающихся у торговых организаций, задействованных в снабжении, представлена на рисунке. Она наглядно иллюстрирует специфику логистических потоков и позволяет определить главные стратегические задачи в данной сфере.

Как видно из рисунка, внешняя среда деятельности организации - это источник информации о конъюнктуре рынка, а внутренняя - о движе-

Внешняя среда

Обработка информации

Разработка стратегии Оперативное управление Контроль

*

Обработка заказов

1 г

Обработка

Материальный поток

Информационный поток Финансовый поток

Движение информационных, финансовых и материальных потоков в торговых организациях

нии материальных потоков, сопровождающих их финансовых ресурсов и состоянии товарных запасов. Деятельность по снабжению находится под воздействием колебаний спроса-предложения на товары. Поэтому принципы гибкости и адаптивности к условиям внешней среды имеют в ней определяющее значение. Их наиболее полная реализация возможна в условиях достаточного информационного обеспечения участников рынка о конъюнктуре рынка по всем группам товаров, а также применения инновационных технологий менеджмента и логистики в управлении товародвижением.

В сфере обращения в составе логистических схем решаются задачи определения покупательского спроса, организации его удовлетворения, накопления, обработки, размещения товарных запасов, оказания услуг потребителям, выбора рациональных форм товародвижения, организации снабжения.

Формирование в снабжении логистической системы управления товарными потоками должно отвечать шести основным требованиям: необходимый товар; в необходимом количестве; соответствующего качества; в запланированное время; в нужное место; с минимальными затратами.

Соблюдение всех требований во взаимодействии приносит синергетический эффект, который значительно больше, чем сумма эффектов этих же подсистем, действующих независимо. Основные составляющие общего эффекта от применения логистики в МТО представлены далее в таблице.

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что логистическое управление МТО во взаимодействии подсистем - закупок, снабжения, транспортно-складских операций и сбыта способно принести синергетический эффект в виде сокращения издержек по созданию, содержанию товарных запасов и их поставкам потребителям.

В типичной компании области физического распределения, материально-технического обеспечения производства и снабжения пересекаются. По мнению Д.Д. Бауэрсокса, управление ими как интегрированными составляющими единого процесса создания добавленной стоимости позволяет приумножить выгоды, порождаемые уникальными свойствами каждой из них, и в то же время облегчает логистическую деятельность в целом [2, с. 54].

Слагаемые эффектообразования в логистической системе

Вид потока Слагаемые процесса эффектообразования в логистической системе

Логистика закупок Логистика снабжения Транспортно-складс-кая логистика Логистика распределения (сбыта)

Материальный Экономия за счет оптимальной организации обработки закупок Экономия за счет снижения складских расходов Экономия за счет сокращения складских площадей Экономия за счет сокращения объема погрузочно-разгрузочных операций и связанных с ними затрат

Экономия от ускорения движения материальных потоков: сокращения величины материальных запасов сокращения текущих расходов по содержанию запасов снижения потерь материальных ресурсов в зависимости от времени нахождения в логистической системе

Финансовый Экономия за счет уменьшения величины капитала, инвестированного в запасы Сокращение величины оборотного капитала за счет ускорения движения денежного потока Сокращение издержек, обусловленных нарушением условий поставок

Информационный Сокращение текущих затрат вследствие ритмичной организации процесса поставок

Поток услуг Экономия за счет совершенствования сервисного обслуживания

Важную роль в управлении себестоимостью продукции играют поставщики. В частности, обе стороны - поставщик и промышленное предприятие - должны взаимодействовать при разработке программ ценообразования. Это взаимодействие включает [5, с. 62]: тщательную проработку решений относительно собственного производства или закупки комплектующих изделий; определение условий оплаты; установление оптовых скидок; функционально-стоимостной анализ; изучение возможности замены сырья, материалов, комплектующих; планирование изменений в производственных процессах, технологии или технологическом режиме; снижение объема отходов производства и их утилизацию; согласование отклонений от технических требований; выбор поставщика для разработки программ, связанных с контролем над затратами; консолидирование заказов на закупки МТР.

Совершенствование технологий снабжения за последние несколько лет изменили подход компаний к проектированию своих цепей поставки и увеличили ожидания потребителей от логистических операторов, которые в свою очередь предоставляют им логистический сервис и услуги.

В.И. Сергеев дает следующее определение понятию логистический сервис: это процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям [1, с. 922]. Это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными, финансовыми и информационными потоками, наиболее оптимальным с точки зрения затрат способом. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

К основным принципам, которые положены в основу логистического сервиса, относятся: максимальное соответствие его требованиям потребителей и характеру потребляемых изделий; неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами; гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, потребителей, обслуживаемых продуктов.

Основные задачи логистического сервиса: консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия,

позволяющее им сделать сознательный выбор; подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой продукции; передача необходимой технической документации, позволяющей специалистам покупателя должным образом выполнять свои функции; предпродажная подготовка товара во избежание малейшей возможности отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю; доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути; приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрация потребителю его в действии; обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока его нахождения у покупателя; оперативная поставка запасных частей.

Активное развитие логистического аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что компаниям в связи со стремительным развитием технической базы и технологий логистики сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их не имея большого штата квалифицированных логистов [3, с. 722]. Компании передают часть функций своих логистических подразделений сторонним компаниям. К основным функциям или услугам, предоставляемыми логистическими операторами, на сегодняшний день относятся: предоставление информации об управлении перевозками и отслеживании груза; таможенные услуги; проверка отгрузочных документов; организация грузовых перевозок; складское хранение; переговоры по транспортным тарифам; связь с поставщиками; операции по обработке и упаковке грузов; экспедиторские услуги; управление и контроль перевозок; страхование складских запасов; консультирование в области логистики; оптимизация грузопотоков; управление заказами; выбор грузового перевозчика; проверка надежности исполнения своих обязанностей грузовым перевозчиком [4, с. 557].

Именно способность обеспечить выполнение той или иной функции и стала основным классифицирующим элементом компаний - логистических посредников. В настоящий момент принята следующая классификация:

Автономная логистика (First Party Logistics -1PL) - все операции, связанные с товародвижением, выполняет сам грузовладелец.

Логистика второй стороны (Second Party Logistics - 2PL) предполагает, что компания-оператор оказывает традиционные услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями.

Логистика третьей стороны, или контрактная логистика (Third Party Logistics - 3PL) выходит за пределы простой транспортировки товаров. Основой пакета 3PL-услуг выступают складирование, перевозки, экспедирование, документооборот и консультации по выбору перевозчиков. По этим первичным, но не единственным, признакам логистический провайдер позиционируется как 3PL-партнер. Особо следует отметить такой непременный атрибут 3PL-сервиса, как возможность предоставления информации о нахождении товара при движении в цепочке поставок, а также сведения об этапах проводимых логистических операций.

Логистика четвертой стороны (Fourth Party Logistics - 4PL) - это интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставки товарно-материальных ценностей. 4PL-оператор уже решает задачи, связанные с планированием, управлением и контролем всех логистических процессов компании-клиента с учетом долгосрочных стратегических целей;

В последние несколько лет в зарубежной практике компаниям-клиентам начала предлагаться концепция интернет-логистики, получившая название логистика пятой стороны (Fifth Party Logistics - 5PL). Критерий выделения ее среди других - использование интернета как единой виртуальной платформы для электронных средств информации.

Логистических операторов четвертого и пятого уровней в России пока не существует, сегодня развивается только рынок 3PL-операторов. Термин логистика третьей стороны применяется для обозначения концепции покупки логистического сервиса и услуг.

С 2003 года данную систему предоставления логистического сервиса и услуг в снабжении промышленного предприятия успешно реализует компания ООО Торгово-логистический центр. Применительно к МТО предприятий основная идея заключается в том, что головная компания-заказчик (ОАО ГМК Норильский никель) оставляет в своей компетенции только главные функции МТС: формирование плана закупок МТР, определение цен на эти ресурсы, определение поставщиков, контроль над выполнением плана закупок. Все остальные функции, включая закупки, отгрузку товара от поставщиков, доставку на склады и переработку МТР, проведение претензионной работы при недостаче, пересортице или обнаружении брака, обработку текущих заявок структурных подразделений заказчика, формирование партий

отправки товаров, их доставку (и передачу) конечному потребителю, возлагаются на внешнего логистического оператора.

Компания-заказчик в результате получает следующие преимущества:

разделение ответственности - можно передать управление значимых блоков цепочки поставок внешним операторам, поддерживать их усилиями товарные запасы и уровень исполнения заказов;

экономия времени - можно сосредоточиться на профильной деятельности, переключить освобождающиеся ресурсы на главные бизнес-проекты;

передача вспомогательного сервиса профессионалам - можно использовать опыт, специализацию и ресурсы прямых участников цепочки поставок, применять их ноу-хау и специфические технологии;

не отвлекаются денежные средства заказчика на оплату товара, находящегося в пути или на складском хранении, оплата производится только после реального ввода МТР в производство (после надлежащей приемки структурными подразделениями);

не отвлекая денежные средства на создание складских запасов, заказчик имеет возможность выбирать на складе нужную продукцию, которую оператор хранит, исходя из существующих норм запаса;

возможность для заказчика вывести из складского хозяйства большую часть зданий, помещений и территорий, сократить численность людей, заня-

тых в сфере снабжения, и, как следствие, сократить затраты на их обслуживание, капитальный ремонт и т. д. (имеет место реальная оптимизация производственных процессов);

отсутствие проблемы неликвидных ресурсов для заказчика - в складские остатки оператора заказчик не инвестирует денежные средства.

В результате проведенного исследования можно сделать следующий обобщающий вывод. Модель снабжения, основанная на применении практики логистического аутсорсинга, позволяет решить ряд следующих задач, связанных со спецификой поставок МТР для предприятий, находящихся вдали от хозяйственно освоенной части России: отсутствие прозрачной системы планирования и учета; необоснованность расходования средств на материально-техническое обеспечение; отсутствие экономического обоснования содержания системы складского хозяйства; высокие затраты на доставку ресурсов; сезонность поставок; отвлечение крупных денежных средств на длительный период логистического цикла поставки. Внедрение в практику МТС предприятий современных технологий управления, основанных на логистике, маркетинге и инновациях, позволит в значительной степени рационализировать управление потоками товаров, обеспечить бесперебойное снабжение ими потребителей и одновременно поможет стабилизировать и укрепить финансовое положение предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корпоративная логистика / Под общ. и науч. ред. проф. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Под ред. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж.; [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. М.: ЗАО "Олимп - Бизнес", 2008.

3. Логистика: Учебник / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; Под ред. В.И. Сергеева.

М.: Эксмо, 2008.

4. Современная логистика. 7-е изд.: /Д. Джонсон, Д.Ф. Вуд, Д.Л. Вордлоу, П.Р. Мерфи; Под ред. канд. экон. наук. Н.А. Коржа. М.: Изд. дом "Вильямс", 2005.

5. The Role and Relevance of Improved Purchasing for Logistics / Wagner William B. // Journal of Business Logistics, 1987. March.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.