Нестеренко Н.Ю.
доцент, соискатель факультета экономики и управления Камчатского государственного технического университета, г. Петропавловск-Камчатский
главрыба
совершенствование материально-технического обеспечения предприятий
рыбной отрасли Камчатского края
на принципах логистики
Рыбохозяйственный комплекс можно представить как сложную систему, состоящую из добывающих и перерабатывающих предприятий, которые посредством потоковых процессов формируют единый производственный механизм. Они же объединяют рыбное хозяйство с другими отраслями экономики. При этом каждый хозяйствующий субъект в процессе реализации своих основных экономических функций (снабжение -производство - сбыт) выполняет одни и те же операции по управлению потоковыми процессами.
Врыбохозяйственном комплексе (РХК) можно выделить признаки, интегрирующие разобщенные виды деятельности в единую межфункциональную систему - логистику. При этом логистика влияет на все финансовые параметры работы предприятия: прибыль, издержки, себестоимость, рентабельность. Все предприятия рыбного хозяйства Камчатского края на рынке снабжения и сбыта действуют независимо друг от друга. Однако при этом они реализуют идентичные задачи и действия в области снабжения, схемы продвижения материального потока, используют практически одних и тех же постав-
щиков и посредников. Но в современных условиях глобализации экономики такая изоляция отечественных производителей друг от друга может отрицательно повлиять на развитие регионального хозяйства. Мировой опыт показывает, что только совместными, скоординированными действиями, можно добиться высоких результатов в хозяйственной деятельности, повысить конкурентоспособность. Основными проблемами материально-технического обеспечения предприятий рыбного хозяйства на сегодняшний момент являются следующие:
- отсутствие значительных финансовых ресурсов у предприятий;
ское предпринимательство, 2008, № 6 (1)
- отсутствие государственного регулирования цен;
- большая длительность логистического цикла, что связано, прежде всего, с продолжительностью производственного цикла и с несогласованностью действий и дублированием ряда функций в области снабжения различными подразделениями на предприятии;
- отсутствие стабильного государственного заказа на изготовление продукции, что не позволяет отделам снабжения составить долговременный план закупок, а также дестабилизирует работу снабжения;
- отсутствие объективной информации о поставщиках и их надежности;
- постоянный рост транспортных тарифов;
- высокая звенность продвижения материальных ресурсов и готовой продукции.
Главным направлением совершенствования управления материальными потоками в рыбной отрасли Камчатского края является реализация- логистического подхода в виде создания региональной логистической системы РХК. С целью координированного и интегрированного управления материальными потоками автором предлагается создать Ассоциацию по логистике на базе Ассоциации рыбопромышленников Камчатки. Предполагается, что ассоциация будет являться добровольным объединением, некоммерческой организацией. К ее ключевым целям следует отнести формирование эффективных связей и партнерских отношений, выполнение координирующих функций и предоставление
информации в области поставок материально-технических ресурсов и сбыта готовой рыбной продукции. Через ассоциацию должно осуществляться регулирование отношений внутри системы, между ее членами, а также с внешними структурами (поставщиками, посредниками, органами власти, общественностью, потребителями). Автором предлагается следующий механизм функционирования логистической системы рыбной отрасли. Объектом управления в региональной логистической системе рыбной отрасли (РЛСРО) являются четыре вида потоков: ресурсные, товарные, информационные и финансовые. С целью их качественного управления предлагается включить в ассоциацию пять структур управления, которые специализируются на регулировании выше указанных видов потоков:
1. Региональный логистический координатор оптового рынка материально-технических ресурсов;
2. Региональный логистический координатор оптового рынка рыбных товаров;
3. Региональный маркетинговый информационно-аналитический центр;
4. Региональная банковская система, обслуживающая финансовые потоки РЛСРО;
5. Логистический центр связей с общественностью.
логистика влияет на все финансовые параметры работы предприятия
экономика отрасли
В РЛСРО коренным образом меняются взаимосвязи и перераспределяются логистические функции в связи с частичным переходом к соответствующим структурам ассоциации по логистике. На движение ресурсных и товарных потоков предлагается воздействовать на основе:
- стратегического планирования снабжения и сбыта предприятий-производителей;
- маркетинговых исследований, которые позволят установить равновесие объема и цены с платежеспособным спросом различных социальных групп населения;
- использования системы договоров с фирмами-посредниками;
- совместного использования транспортных средств и складского хозяйства.
Для повышения эффективности информационных потоков предлагается задействовать интернет-коммерцию посредством использования информационных ресурсов создаваемой Российской рыбной биржи. Такая форма организации торговли способствует сокращению числа посредников, снижению розничных цен на рыб-
в современных условиях изоляция отечественных производителей друг от друга может отрицательно повлиять на развитие регионального хозяйства
ную продукцию, а, следовательно, приводит к росту внутреннего совокупного спроса, росту продаж и прибыли товаропроизводителей.
Таким образом, у предприятий-участниц РЛСРО остаются лишь функции определения потребностей материально-технических ресурсов и доставки ресурсов с региональных складских комплексов РЛСРО на предприятия. Для оценки экономической эффективности данной РЛСРО автор предлагает следующую систему показателей:
1. Экономическая эффективность логистики - Рл [8, 5]:
Р=-
(1)
где П1 - прибыль от реализации, получаемая при базисных условиях реализации для 1-ой логистической подсистемы, руб.; АП/ - прирост прибыли от реализации, полученный за счет применения методов логистики в 1-ой логистической подсистеме, руб.; АЛЗ/ - сокращение логистических издержек в 1-ой логистической подсистеме, руб.
Кз! - среднехронологическая стоимость материальных запасов в 1-ой логистической подсистеме, руб.; ОФлг средняя за период стоимость основных средств, используемых для логистических операций в 1-ой логистической подсистеме, руб. 2. Величина логистических издержек, которые по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками производства, затратами по завозу товаров и другими составляющими издержек обращения.
российское предпринимательство, 2008, № 6 (1)
нио
3. Скорость движения материальных и сопутствующих потоков, которая рассчитывается исходя из вида и типа используемого транспортного средства, расстояния перевозок грузов, а также времени:
- на транспортировку и осуществление погрузочно-разгрузочных операций;
- простоев;
- движения и обработки сопутствующей информации;
- прохождения финансовых потоков.
4. Надежность поставки, которая означает способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки поставки в установленных пределах и рассчитываемая как частное от деления объема удовлетворенных потребностей в указанный срок на общий объем потребностей.
5. Величина логистического цикла. Выражается периодом времени, от оформления заказа на поставку товара до его доставки к потребителю.
6. Уровень запасов. Определяется исходя из нормативов потребления материалов, интервалов времени между двумя очередными поставками.
7. Период оборачиваемости капитала в запасах. Равен времени хранения их на складе от момента поступления до передачи в производство.
Итак, при использовании данного механизма количество звеньев в логистической цепи с 38 уменьшается до 7. Существенно упрощается прохождение запросов и материальных потоков. Уровень запасов сокращается на 30%, величина логистических издержек - на 10%,
что в целом приводит к росту прибыли на 10%. Закупочные органы предприятий освобождаются от рутинной работы, а использование общего регионального складского комплекса позволяет на 15% снизить складские издержки.
Литература
1. Миротин Л.Б., Корчагин В.А., Ляпин С.А., Некрасов А.Г. Логистические цепи сложно-технологических производств: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 288 с.
2. Линдерс Майкл Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. / Пер. с англ. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. - 768 с.
3. Сергеев В.И., Сергеев И.В. Логистические системы мониторинга цепей поставок. Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2003. - 172 с.
4. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.
5. Cristopher М. The Strategy of Distribution Management. - London, 1986. - p. 21.
6. Корчков О., Курбан В. Вопросы и ответы по проблеме создания электронной биржи российскими сталелитейными предприятиями. // Консультант директора. - 2000.- №21.
7. Сафронов В. Построение логистической системы предприятия. // Консультант директора. - 2000.- №21.
8. Семенов В., Володина Е. Эффективность логистических систем. // Маркетинг. - 2000.- №2.
9. Тренев Н. Перспективы рынка развития информационных систем для предприятий. // Консультант директора. - 2001.- №12.
экономика отрасл