ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ Абдураззакова Д.А.1, Варга В.В.2
'Абдураззакова Дильдора Анваровна — ассистент;
2Варга Велта Владимировна — старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики,
Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются критерии оценки и уровни развития профессиональной мотивации студентов.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, результативные и процессуальные критерии оценки.
Профессиональная мотивация, как специфическое профессиональное свойство студента, характеризуется его стремлением к будущей профессиональной деятельности и является результатом целостного процесса образования и воспитания личности студента.
Однако, понятие «профессиональная мотивация» может рассматриваться не только как свойство личности, но и как комплексный процесс обучения, воспитания, развития личности, целью которого является формирование устойчивой профессиональной направленности, профессиональных целей и идеалов, профессиональных склонностей и интересов.
Наблюдаемая дуальность профессиональной мотивации не может не отразиться на выборе критериев ее оценки. Для оценки сформированности профессиональной мотивации, нами предлагаются результативные критерии, а для оценки мотивации профессиональной деятельности - процессуальные [1, 410].
1. Результативные критерии отражают ту ступень, которую достигают студенты в формировании профессиональной мотивации, в социальном, интеллектуальном и психологическом развитии:
Начальная ступень характеризуется тем, что студент, приняв решение освоить конкретную профессию, имеет соответствующий эмоциональный настрой, эпизодически - ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, но не проявляет самостоятельности, инициативы.
На второй ступени студент имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы, он проявляет склонность к данной профессиональной деятельности, однако пока его интересуют лишь практические стороны учебного материала.
На третьей ступени студент имеет твердую установку на овладение профессией, устойчивый интерес к ней, необходимый практический опыт работы и способности к данному виду деятельности, проявлять особую увлеченность как практической, так и теоретической сторонами обучения.
Четвертая ступень характеризуется страстным увлечением избранной профессией. Человек и его дело сливаются в единое целое. Эта ступень развития профессиональной мотивации формируется при наличии ярко выраженных способностей и призвания к избранной профессии, достаточно высокого профессионализма, выработанного профессионального идеала и твердого убеждения в личной и общественной значимости своей трудовой деятельности.
Достижение студентом третьей и четвертой ступеней формирования профессиональной мотивации является достаточной базой для дальнейшего автономного его развития в профессиональной деятельности. В рамках четвертой ступени возможности для профессионального совершенствования практически безграничны.
2. Процессуальные критерии, позволяют нам оценить путь профессионального становления студента, анализировать сформированность профессиональных компетенций, работоспособность, а также степень участия в процессе профессиональной подготовки.
В качестве процессуального критерия оценки профессиональной мотивации в нашем исследовании были использованы Портфолио студентов [2], оценка которых проводилась в баллах. Это позволяет наглядно отразить достижения индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, документально подтвердить спектр его
профессиональных способностей, культурных практик, интересов, склонностей и степень сформированном^ профессиональной мотивации.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что наиболее эффективна такая система формирования профессиональной мотивации, в которой высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетом в работе служат позитивные изменения в уровне сформированности профессиональной мотивации студентов. Вместе с тем велика роль и процессуальных показателей - способов деятельности, которые способствовали достижению тех или иных результатов.
Список литературы
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
2. Варга В.В. Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи Портфолио // Научный журнал, 2016. № 6 (7). С. 130-131.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛАМ Шамсиддинова Э.М.1, Варга В.В.2
1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна — ассистент;
2Варга Велта Владимировна — старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики,
Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье делается анализ психолого-педагогических и эргономических требований к электронным учебным материалам.
Ключевые слова: электронный учебный материал, ЭУМ, требования к ЭУМ.
Современные условия диктуют необходимость постоянного накопления новых знаний. Именно поэтому мы наблюдаем интенсивное развитие информационных технологий.
Однако, как сами компьютерные средства обучения, так и методика их использования должны соответствовать специфике изучаемого предмета, выполняться с учетом психологических, педагогических и эргономических требований [ 1].
В частности, выделяются следующие требования к структуре и содержанию электронного учебного материала:
1. Сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текстовых фрагментов (тяжело читать большой текст с экрана).
2. Использование слов, сокращений и мультимедиа-объектов, знакомых и понятных студенту. Сокращения должны быть общеупотребительными и их количество сведено к минимуму. Изложение материала языком, понятным студента.
3. Отсутствие нагромождений, четкий порядок во всем; тщательная группировка (структурирование) мультимедиа-информации; объединение отдельных связанных мультимедиа-объектов в целостно воспринимающиеся группы (принцип структурности); использование программ, реализующих нелинейное представление информации [2].
4. Наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков, таблиц, схем; текст и другие объекты должны легко просматриваться.
5. Вся наиболее важная информация должна помещаться в левом верхнем углу экрана и быть доступной без скроллирования.
6. Каждому положению (каждой идее) должен быть отведен отдельный абзац текста или мультимедиа-объект.
7. Основная идея абзаца должна находиться в самом начале (в первой строке) абзаца. Это связано с тем, что лучше всего запоминаются первая и последняя мысли.
8. Следует обратить особое внимание на мультимедийную заставку ресурса, продумать, на что она настраивает студента.