Научная статья на тему 'Совершенствование точности выполнения верхних прямых подач квалифицированными волейболистками с применением технических средств'

Совершенствование точности выполнения верхних прямых подач квалифицированными волейболистками с применением технических средств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
582
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / ПОДАЧА / ТОЧНОСТЬ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / HARDWARE / TECHNIQUE TRAINING / FEEDING / ACCURACY / SKILLED VOLLEYBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Эртман Юрий Николаевич

Повышение эффективности игровой деятельности в спортивных играх во многом зависит от создания и использования специальных технических средств, позволяющих направленно воздействовать на выполнение элементов техники и тактической подготовленности занимающихся. Кроме того, применение технических средств способствует совершенствованию специальных качеств, необходимых для быстрого и рационального решения задач, возникающих в игровой обстановке, а также получению срочной объективной информации о качестве выполняемых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the accuracy of performance of upper direct serves by skilled volleyball players with the use of technology

Improving the effectiveness of the game in sports depends on the creation and the use of special technical means. It is directed to work on technique and execution elements involved in tactical preparedness. Besides using technology helps to improve the special qualities needed for a fast and efficient solution of problems arising in the gaming environment, as well as obtaining urgent objective information about the quality of operation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование точности выполнения верхних прямых подач квалифицированными волейболистками с применением технических средств»

УДК 769/799

А. А. ГЕРАСЬКИН Ю. Н. ЭРТМАН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЕРХНИХ ПРЯМЫХ ПОДАЧ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ВОЛЕЙБОЛИСТКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ________________________

Повышение эффективности игровой деятельности в спортивных играх во многом зависит от создания и использования специальных технических средств, позволяющих направленно воздействовать на выполнение элементов техники и тактической подготовленности занимающихся. Кроме того, применение технических средств способствует совершенствованию специальных качеств, необходимых для быстрого и рационального решения задач, возникающих в игровой обстановке, а также получению срочной объективной информации о качестве выполняемых действий.

Ключевые слова: технические средства, методика тренировки, подача, точность, квалифицированные волейболистки.

Актуальность. В современном волейболе подача мяча — значимое средство атакующих действий команды. Разнообразие способов подач, тактическая целесообразность и точность их исполнения являются важнейшими характеристиками игры квалифицированных спортсменов [1—4]. При этом справедливо считается, что физическая подготовка — одна из главных составляющих совершенствования техники игроков [5]. Одной из актуальных задач в современном волейболе являет ся разработка методов подготовки спортсменов, с применением технических средств тренировки. При этом предпочтение отдаётся применению технических средств с обеспеченной обратной связью о качестве выполняемых действий [6—10].

Анализ литературы свидетельствует об актуальности вопросов повышения точности и результативности подач и наличии проблемы повышения точности выполнения подач мяча квалифицированными волейболистками и применения в этом направлении нетрадиционных средств подготовки.

Целью исследования является разработка и апробация методики совершенствования эффективности подач мяча квалифицированными волейболистками.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Выполнить анализ современного состояния проблемы исследования и совершенствования технико-тактической подготовленности при выполнении подач квалифицированными волейболистками.

2. Изучить влияние тренировочных воздействий с использованием технических средств на результативность подач мяча квалифицированными волейболистками.

Рабочая гипотеза: изучение современного состояния проблемы исследования позволило предположить, что методика совершенствования техникотактической подготовленности квалифицированных волейболисток с применением технических средств позволит существенно повысить эффективность выполнения подач мяча.

В настоящем сообщении приводятся результаты оценки уровня физической подготовленности занимающихся волейболисток, а также результаты применения разработанных комплексов упражнений с использованием технических средств в тренировочном процессе, являющиеся частью методики совершенствования подач мяча с применением технических средств при подготовке квалифицированных волейболисток.

Предлагаемая методика исследования является дальнейшим развитием ранее выполненных работ, где для подготовки волейболистов применялись тренажерные средства с обратной связью [11]. Теоретическое основание разработки методики составили положения теории спорта В. Н. Платонов, 2005 [9]; теории спортивного тренажёростроения И. П. Ратов, 2007 [12]; теории разработки тренажёрных средств в спортивных играх А. А. Гераськин, А. В. Родионов, 2005 [13].

Предлагаемая методика содержит комплекс специальных упражнений традиционного содержания; упражнения подвергшиеся рационализации и упражнения с применением разработанного комплекса целевых мишеней. При создании технического комплекса учитывались требования к методической направленности на совершенствование точности подач, компактности и простоте используемого оборудова-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

%

Рис. 1. Результаты средних значений предварительного тестирования контрольной и экспериментальной групп с применением комплекса технических средств

Рис. 2. Сравнительные данные физической подготовленности волейболисток

ния, мобильности при изменении педагогических задач, соответствия технических средств требованиям стандартизации исследований в спорте. В связи с этим комплекс содержит набор целевых мишеней, различной конфигурации. Мишени выглядят следующим образом: «квадратные», размером 150x150 см, «треугольные» размером 150x150x210 см, разделенные на три ячейки по 50 см. Для оценки качества выполнения подач каждая ячейка имеет свой условный оценочный балл, в зависимости от расположения на площадке (чем ближе часть мишени к линии площадки, тем выше балл). Такой размер мишеней объясняется данными И. В. Николаевой, Н. В. Сиваковой (2006) [14], на которых отражены показатели вероятности поражения квадратов волейбольной площадки площадью 1 м2, в процентах при выполнении подач мяча.

Качество точности подач оценивалось по сумме баллов, которую набирали тестируемые игроки, после выполнения 20 подач (по 5 подач в каждую из мишеней). Процедура тестирования содержала традиционную «стандартную» предсоревновательную разминку, включавшую комплексы общеразвивающих упражнений и разминку с мячами. Далее выполнялись пробные попытки в исследуемую зону площадки противника (3 — 5 подач), а затем 20 подач по заданию тренера. Способ выполнения подач выбирался игроками самостоятельно, все подачи выполнялись в опорном положении.

Результаты исследования. Для определения эффективности методики «совершенствования подач мяча при подготовке квалифицированных волейболисток», проводилось предварительное тестирование с использованием комплекса технических средств. Исследование позволило установить, что результаты в контрольной и экспериментальной группах существенно не отличаются друг от друга.

Из рис. 1 мы видим, что сумма баллов в контрольной группе, набранных в ходе тестирования, составляет 5,42±1,5, а в экспериментальной 6,25±1,4 при р>0,05, что удовлетворяет условиям организации эксперимента.

Для точного определения списочного состава контрольной и экспериментальной групп было проведено тестирование испытуемых по уровню физической подготовленности, в котором использовались тесты: «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», «Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками».

Из анализа приведенных данных (рис. 2) видно, что уровень физической подготовленности в начале эксперимента в контрольной группе составил 3,78±0,76, а в экспериментальной группе 3,69±1,02, при р<0,05. После проведенного эксперимента, в основу которого была положена разработанная методика показатели составляли 4,02±0,61 у контрольной группы и 4,14±0,72 у экспериментальной при р<0,05.

Рис. 4. Результаты тестирования экспериментальной группы

Рис. 5. Результаты средних значений тестируемых после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с применением комплекса технических средств

После определения уровня физической подготовленности испытуемых мы приступили к апробации методики совершенствования техники и тактики подачи мяча. Для эффективного использования средств при совершенствовании техники подачи был выбран комплекс технических средств (набор целевых мишеней и натяжная лента), с помощью которого определялась точность попаданий мяча в мишени, при ограничении высоты траектории полета мяча над сеткой. Следует отметить, что педагогический эксперимент проходил в подготовительном и соревновательном периодах, в то время, когда в тренировочном процессе значительная часть времени уделяется совершенствованию подач мяча.

Из рис. 3 видно: до эксперимента при первоначальном тестировании сумма составляла 77 баллов, после проведения эксперимента 92 балла, то есть изменения исследуемого показателя на наш взгляд наблюдаются на незначительном уровне, сумма ре-

зультатов увеличилась всего на 15 баллов, а средний показатель прироста составил 1,25 балла.

Из приведенных данных можно сделать заключение о том, что, занимаясь по стандартной методике, девять игроков контрольной группы результаты в тестах на точность выполнения подачи улучшили, а у троих тестируемых остались без существенных изменений.

Для определения эффективности применения разработанной методики с применением технических средств обучения мы провели идентичное тестирование в экспериментальной группе (рис. 4). По итогам проведенного тестирования в экспериментальной группе наблюдается увеличение количества попаданий в секторы мишеней после выполненных подач. Количество баллов, набранных испытуемыми, увеличилось на 74 балла (с 65 до 139). Причем точность попадания улучшилась у всей группы, прирост в среднем составил 11,58 балла.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

На рис. 5 показаны результаты средних значений испытуемых после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с применением комплекса технических средств. Из данного рисунка мы видим, что сумма баллов в контрольной группе, набранных в ходе тестирования составляет 7,67±1,23, а в экспериментальной 11,58±2,23 (при р<0,05).

Из исходных данных выявленно существенное преимущество участников экспериментальной группы, где использовалась методика применения технических средств при совершенствовании техники подачи мяча, по сравнению с данными контрольной группы.

Это свидетельствует об эффективности использования технических средств для совершенствования технико-тактической подготовки при выполнении подач мяча квалифицированными волейболистками.

Выводы.

1. Изучение проблемы повышения результативности подач в современном волейболе и методики их совершенствования свидетельствуют о высокой значимости технико-тактической подготовленности при выполнении подач квалифицированными волейболистками в условиях соревновательной деятельности. Это обстоятельство выдвигает настоятельную необходимость поиска новых педагогических средств и методов повышения эффективности подач в волейболе. Одним из таких подходов является разработка и применение тренажерно-исследовательских средств совершенствования точности подач мяча в моделируемых условиях игровой деятельности волейболисток.

2. Использование методики совершенствования подач мяча с применением технических средств, ведет к качественному улучшению тестируемых показателей. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, где показатели попаданий мяча в целевые мишени после подачи улучшились в контрольной группе на 15 баллов, в средний показатель прироста составил 1,25 балла. В экспериментальной группе данные показатели улучшились более значимо, на 74 балла, в среднем прирост составил 11,58 балла. Данные проведенного исследования свидетельствуют, что для улучшения техники выполнения подач, при построении учебно-тренировочного процесса квалифицированных волейболисток, необходимо систематическое использование направленных педагогических воздействий с применением технических средств.

Библиографический список

1. Беляев, А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование / А. В. Беляев. — М. : Олимпия. Человек, 2007. - 54 с.

2. Железняк, Ю. Д. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболистов 13-16 лет с учетом индивидуальных особенностей / Ю. Д. Железняк, М. Х. Хаупшев / Теория и практика физ. культуры. — 1994. — № 7. — С. 32-31.

3. Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов /

B. В. Рыцарев. — М. : Кн. и бизнес, 2005. — 381 с.

4. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учётом амплуа : моногр. / Л. М. Иванова [и др.]. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. — 144 с.

5. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов : моногр. / А. Г. Фурманов. — Минск : МЕТ, 2007. — 329 с.

6. Гольцов, А. П. Техническая подготовка волейболистов с использованием системы новых тренажерных устройств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Гольцов. — Омск, 1984. — 19 с.

7. Иванова, Л. М. Формирование тактических умений в нападении волейболистов-новичков с использованием тренажерных устройств : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. М. Иванова. — Омск, 2007. — 22 с.

8. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещев. — М. : Физкультура и спорт, 2005. — 400 с.

9. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.

10. Притыкин, В. Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Притыкин. — Омск, 2003. — 27 с.

11. Шипулин, Г. Я. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития игры / Г. Я. Шипулин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 9. —

C. 38 — 38.

12. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И. П. Ратов [и др.]. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 120 с.

13. Гераськин, А. А. Методология создания тренажерных устройств в спортивных играх / А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 10. — С. 33—35.

14. Николаева, И. В. Вероятность поражения различных зон волейбольной площадки при подачах соперника в современном волейболе / И. В. Николаева, Н. В. Сивакова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Смоленск 24 — 28 дек. 2005 г. / УМО по физической культуре и спорту, Смоленск, 2006. — С. 97 — 100.

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр. ЭРТМАН Юрий Николаевич, аспирант кафедры теории и методики спортивных игр.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.09.2012 г.

© А. А. Гераськин, Ю. Н. Эртман

Книжная полка

Стернин, Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений : моногр. / Ю. И. Стернин. - М. : ИнформМед, 2008. - 152 с. - ISBN 978-5-904192-02-0.

Монография посвящена одной из основных проблем спорта высших достижений — реабилитации спортсменов. Представлены изменения со стороны нервной и иммунной систем, происходящие во время тренировочной и соревновательной деятельности. Рассматриваются вопросы реабилитации спортсменов. Проводится подробный анализ препаратов для системной энзимотерапии, освещаются механизмы их влияния на физиологические и патофизиологические процессы в организме, роль и место в тренировочном процессе и реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.