УДК 769/799
А. А. ГЕРАСЬКИН Ю. Н. ЭРТМАН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОЧНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЕРХНИХ ПРЯМЫХ ПОДАЧ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ВОЛЕЙБОЛИСТКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ________________________
Повышение эффективности игровой деятельности в спортивных играх во многом зависит от создания и использования специальных технических средств, позволяющих направленно воздействовать на выполнение элементов техники и тактической подготовленности занимающихся. Кроме того, применение технических средств способствует совершенствованию специальных качеств, необходимых для быстрого и рационального решения задач, возникающих в игровой обстановке, а также получению срочной объективной информации о качестве выполняемых действий.
Ключевые слова: технические средства, методика тренировки, подача, точность, квалифицированные волейболистки.
Актуальность. В современном волейболе подача мяча — значимое средство атакующих действий команды. Разнообразие способов подач, тактическая целесообразность и точность их исполнения являются важнейшими характеристиками игры квалифицированных спортсменов [1—4]. При этом справедливо считается, что физическая подготовка — одна из главных составляющих совершенствования техники игроков [5]. Одной из актуальных задач в современном волейболе являет ся разработка методов подготовки спортсменов, с применением технических средств тренировки. При этом предпочтение отдаётся применению технических средств с обеспеченной обратной связью о качестве выполняемых действий [6—10].
Анализ литературы свидетельствует об актуальности вопросов повышения точности и результативности подач и наличии проблемы повышения точности выполнения подач мяча квалифицированными волейболистками и применения в этом направлении нетрадиционных средств подготовки.
Целью исследования является разработка и апробация методики совершенствования эффективности подач мяча квалифицированными волейболистками.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Выполнить анализ современного состояния проблемы исследования и совершенствования технико-тактической подготовленности при выполнении подач квалифицированными волейболистками.
2. Изучить влияние тренировочных воздействий с использованием технических средств на результативность подач мяча квалифицированными волейболистками.
Рабочая гипотеза: изучение современного состояния проблемы исследования позволило предположить, что методика совершенствования техникотактической подготовленности квалифицированных волейболисток с применением технических средств позволит существенно повысить эффективность выполнения подач мяча.
В настоящем сообщении приводятся результаты оценки уровня физической подготовленности занимающихся волейболисток, а также результаты применения разработанных комплексов упражнений с использованием технических средств в тренировочном процессе, являющиеся частью методики совершенствования подач мяча с применением технических средств при подготовке квалифицированных волейболисток.
Предлагаемая методика исследования является дальнейшим развитием ранее выполненных работ, где для подготовки волейболистов применялись тренажерные средства с обратной связью [11]. Теоретическое основание разработки методики составили положения теории спорта В. Н. Платонов, 2005 [9]; теории спортивного тренажёростроения И. П. Ратов, 2007 [12]; теории разработки тренажёрных средств в спортивных играх А. А. Гераськин, А. В. Родионов, 2005 [13].
Предлагаемая методика содержит комплекс специальных упражнений традиционного содержания; упражнения подвергшиеся рационализации и упражнения с применением разработанного комплекса целевых мишеней. При создании технического комплекса учитывались требования к методической направленности на совершенствование точности подач, компактности и простоте используемого оборудова-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
%
Рис. 1. Результаты средних значений предварительного тестирования контрольной и экспериментальной групп с применением комплекса технических средств
Рис. 2. Сравнительные данные физической подготовленности волейболисток
ния, мобильности при изменении педагогических задач, соответствия технических средств требованиям стандартизации исследований в спорте. В связи с этим комплекс содержит набор целевых мишеней, различной конфигурации. Мишени выглядят следующим образом: «квадратные», размером 150x150 см, «треугольные» размером 150x150x210 см, разделенные на три ячейки по 50 см. Для оценки качества выполнения подач каждая ячейка имеет свой условный оценочный балл, в зависимости от расположения на площадке (чем ближе часть мишени к линии площадки, тем выше балл). Такой размер мишеней объясняется данными И. В. Николаевой, Н. В. Сиваковой (2006) [14], на которых отражены показатели вероятности поражения квадратов волейбольной площадки площадью 1 м2, в процентах при выполнении подач мяча.
Качество точности подач оценивалось по сумме баллов, которую набирали тестируемые игроки, после выполнения 20 подач (по 5 подач в каждую из мишеней). Процедура тестирования содержала традиционную «стандартную» предсоревновательную разминку, включавшую комплексы общеразвивающих упражнений и разминку с мячами. Далее выполнялись пробные попытки в исследуемую зону площадки противника (3 — 5 подач), а затем 20 подач по заданию тренера. Способ выполнения подач выбирался игроками самостоятельно, все подачи выполнялись в опорном положении.
Результаты исследования. Для определения эффективности методики «совершенствования подач мяча при подготовке квалифицированных волейболисток», проводилось предварительное тестирование с использованием комплекса технических средств. Исследование позволило установить, что результаты в контрольной и экспериментальной группах существенно не отличаются друг от друга.
Из рис. 1 мы видим, что сумма баллов в контрольной группе, набранных в ходе тестирования, составляет 5,42±1,5, а в экспериментальной 6,25±1,4 при р>0,05, что удовлетворяет условиям организации эксперимента.
Для точного определения списочного состава контрольной и экспериментальной групп было проведено тестирование испытуемых по уровню физической подготовленности, в котором использовались тесты: «Бег 30 метров», «Прыжок в длину с места», «Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками».
Из анализа приведенных данных (рис. 2) видно, что уровень физической подготовленности в начале эксперимента в контрольной группе составил 3,78±0,76, а в экспериментальной группе 3,69±1,02, при р<0,05. После проведенного эксперимента, в основу которого была положена разработанная методика показатели составляли 4,02±0,61 у контрольной группы и 4,14±0,72 у экспериментальной при р<0,05.
Рис. 4. Результаты тестирования экспериментальной группы
Рис. 5. Результаты средних значений тестируемых после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с применением комплекса технических средств
После определения уровня физической подготовленности испытуемых мы приступили к апробации методики совершенствования техники и тактики подачи мяча. Для эффективного использования средств при совершенствовании техники подачи был выбран комплекс технических средств (набор целевых мишеней и натяжная лента), с помощью которого определялась точность попаданий мяча в мишени, при ограничении высоты траектории полета мяча над сеткой. Следует отметить, что педагогический эксперимент проходил в подготовительном и соревновательном периодах, в то время, когда в тренировочном процессе значительная часть времени уделяется совершенствованию подач мяча.
Из рис. 3 видно: до эксперимента при первоначальном тестировании сумма составляла 77 баллов, после проведения эксперимента 92 балла, то есть изменения исследуемого показателя на наш взгляд наблюдаются на незначительном уровне, сумма ре-
зультатов увеличилась всего на 15 баллов, а средний показатель прироста составил 1,25 балла.
Из приведенных данных можно сделать заключение о том, что, занимаясь по стандартной методике, девять игроков контрольной группы результаты в тестах на точность выполнения подачи улучшили, а у троих тестируемых остались без существенных изменений.
Для определения эффективности применения разработанной методики с применением технических средств обучения мы провели идентичное тестирование в экспериментальной группе (рис. 4). По итогам проведенного тестирования в экспериментальной группе наблюдается увеличение количества попаданий в секторы мишеней после выполненных подач. Количество баллов, набранных испытуемыми, увеличилось на 74 балла (с 65 до 139). Причем точность попадания улучшилась у всей группы, прирост в среднем составил 11,58 балла.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
На рис. 5 показаны результаты средних значений испытуемых после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах с применением комплекса технических средств. Из данного рисунка мы видим, что сумма баллов в контрольной группе, набранных в ходе тестирования составляет 7,67±1,23, а в экспериментальной 11,58±2,23 (при р<0,05).
Из исходных данных выявленно существенное преимущество участников экспериментальной группы, где использовалась методика применения технических средств при совершенствовании техники подачи мяча, по сравнению с данными контрольной группы.
Это свидетельствует об эффективности использования технических средств для совершенствования технико-тактической подготовки при выполнении подач мяча квалифицированными волейболистками.
Выводы.
1. Изучение проблемы повышения результативности подач в современном волейболе и методики их совершенствования свидетельствуют о высокой значимости технико-тактической подготовленности при выполнении подач квалифицированными волейболистками в условиях соревновательной деятельности. Это обстоятельство выдвигает настоятельную необходимость поиска новых педагогических средств и методов повышения эффективности подач в волейболе. Одним из таких подходов является разработка и применение тренажерно-исследовательских средств совершенствования точности подач мяча в моделируемых условиях игровой деятельности волейболисток.
2. Использование методики совершенствования подач мяча с применением технических средств, ведет к качественному улучшению тестируемых показателей. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, где показатели попаданий мяча в целевые мишени после подачи улучшились в контрольной группе на 15 баллов, в средний показатель прироста составил 1,25 балла. В экспериментальной группе данные показатели улучшились более значимо, на 74 балла, в среднем прирост составил 11,58 балла. Данные проведенного исследования свидетельствуют, что для улучшения техники выполнения подач, при построении учебно-тренировочного процесса квалифицированных волейболисток, необходимо систематическое использование направленных педагогических воздействий с применением технических средств.
Библиографический список
1. Беляев, А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование / А. В. Беляев. — М. : Олимпия. Человек, 2007. - 54 с.
2. Железняк, Ю. Д. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболистов 13-16 лет с учетом индивидуальных особенностей / Ю. Д. Железняк, М. Х. Хаупшев / Теория и практика физ. культуры. — 1994. — № 7. — С. 32-31.
3. Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов /
B. В. Рыцарев. — М. : Кн. и бизнес, 2005. — 381 с.
4. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учётом амплуа : моногр. / Л. М. Иванова [и др.]. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. — 144 с.
5. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов : моногр. / А. Г. Фурманов. — Минск : МЕТ, 2007. — 329 с.
6. Гольцов, А. П. Техническая подготовка волейболистов с использованием системы новых тренажерных устройств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Гольцов. — Омск, 1984. — 19 с.
7. Иванова, Л. М. Формирование тактических умений в нападении волейболистов-новичков с использованием тренажерных устройств : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. М. Иванова. — Омск, 2007. — 22 с.
8. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещев. — М. : Физкультура и спорт, 2005. — 400 с.
9. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.
10. Притыкин, В. Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Притыкин. — Омск, 2003. — 27 с.
11. Шипулин, Г. Я. Соревновательная деятельность волейболистов на современном этапе развития игры / Г. Я. Шипулин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 9. —
C. 38 — 38.
12. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И. П. Ратов [и др.]. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 120 с.
13. Гераськин, А. А. Методология создания тренажерных устройств в спортивных играх / А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 10. — С. 33—35.
14. Николаева, И. В. Вероятность поражения различных зон волейбольной площадки при подачах соперника в современном волейболе / И. В. Николаева, Н. В. Сивакова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Смоленск 24 — 28 дек. 2005 г. / УМО по физической культуре и спорту, Смоленск, 2006. — С. 97 — 100.
ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр. ЭРТМАН Юрий Николаевич, аспирант кафедры теории и методики спортивных игр.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2012 г.
© А. А. Гераськин, Ю. Н. Эртман
Книжная полка
Стернин, Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений : моногр. / Ю. И. Стернин. - М. : ИнформМед, 2008. - 152 с. - ISBN 978-5-904192-02-0.
Монография посвящена одной из основных проблем спорта высших достижений — реабилитации спортсменов. Представлены изменения со стороны нервной и иммунной систем, происходящие во время тренировочной и соревновательной деятельности. Рассматриваются вопросы реабилитации спортсменов. Проводится подробный анализ препаратов для системной энзимотерапии, освещаются механизмы их влияния на физиологические и патофизиологические процессы в организме, роль и место в тренировочном процессе и реабилитации.