УДК796.325 DOI 10.14526/23_2015_23
К 31
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ
В.А. Каширин - кандидат педагогических наук, доцент
Ульяновский государственный университет, Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова,
Ульяновск
PHYSICAL ACTIONS PROGRAMMING AMONG 15-17 YEAR-OLD FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS
V.A. Kashirin - candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State University, L.D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,
Ulyanovsk
e-mail: elena_funina@mail.ru
Ключевые слова: волейбол, спортивное мастерство, программирование, методика, критерии оценки, общефизическая и технико-тактическая подготовленность, педагогический эксперимент.
Аннотация. Результативность деятельности волейболисток в ходе спортивной игры определяется уровнем технико-тактической подготовленности; степенью ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий при выполнении технических приемов, а также согласованностью действий с партнерами - все это требует соответствующего уровня технико-тактической подготовленности.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. Рассматривается проблема повышения спортивного мастерства волейболистов путем более эффективного использования резервных возможностей организма, в частности, посредством формирования навыков программирования двигательных действий в процессе игрового взаимодействия с противником. Программирование осуществляется на основе взаимодействия мотивации, двигательной памяти, обстановочной и пусковой информации, что способствует более глубокому осмыслению структурного содержания используемых основных технических приемов в волейболе, а также повышает уверенность в своих силах и является важным фактором роста технико-тактического мастерства.
Результаты. Разработана методика формирования навыков программирования и своевременной коррекции двигательных действий квалифицированных волейболисток в ходе возникающей игровой ситуации. Методика формирования навыков программирования движений позволяет игрокам самостоятельно отрабатывать необходимые технические
действия, получать обратную информацию о характере действий, вносить необходимые коррективы в параметры технических приемов в зависимости от изменения игровой ситуации. Разработка критериев оценки двигательной памяти и обстановочной информации как ведущих компонентов программирования позволяет осуществить контроль формирования навыков прогнозирования двигательных действий и своевременно корректировать алгоритм выполнения движений; объективно оценивать игровую ситуацию, владеть инициативой.
Заключение. Материалы наших исследований показали, что одним из перспективных способов обеспечения роста технико-тактического мастерства волейболисток является формирование навыков программирования и своевременной коррекции двигательных действий в ходе возникающей игровой ситуации.
Keywords: volleyball, sportsmanship, programming, a methodology, evaluation criteria, general physical and technical-tactical readiness, pedagogical experiment.
Annotation. The activity effectiveness of female volleyball players during the sports game is determined by the level of technical-tactical readiness; by the degree of orientation in spatiotemporal and spatio-power parameters of physical actions while fulfilling techniques and by the co-ordination of the actions with the partmers - all these demands a corresponding level of technical- tactical readiness.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Materials. A problem of sportsmanship improvement among volleyball players by means of more effective use of spare capacities of an organism, in particular, by means of skills formation of physical actions programming during the process of game interaction with an opponent is considered. Programming is fulfilled on the basis of motivation, motor memory, conditional and starting information interaction, which provides a deeper understanding of the structural content of the used main techniques in volleyball and increases confidence in own abilities, being an important factor of technical-tactical sportsmanship improvement.
Results. A methodology of the skills formation of programming and a timely correction of qualified female volleyball players' physical actions during the game situation is created. The methodology of physical actions programming skills formation allows the players master independently necessary technical actions get feedback of the actions character, correct the parameters of techniques depending on the game situation. The evaluation criteria creation of motor memory and conditional information, as the leading components of programming, allows to control skills formation of physical actions prognostication and to correct timely the algorithm of actions fulfillment; to evaluate objectively game situation, be initiative.
Conclusion. The materials of our research work showed, that one of the prospective ways of the technical-tactical mastery improvement among female volleyball players is the skills formation of programming and timely correction of physical actions during the game situation.
Актуальность. Возрастающие требования к спортивному
совершенствованию квалифицированных волейболисток детерминируют поиск нестандартных решений, стимулирующих их умственную и двигательную деятельность, обеспечивающую
творческое участие спортсменок в улучшении качества тренировочных занятий. Современный волейбол
характеризуется, с одной стороны, повышением интенсивности движений за счет увеличения их темпо-ритмовых параметров, а с другой - увеличением доли силовых приемов при блокировании, что требует большего внимания к укреплению мышц плечевого пояса, нижних конечностей, широких мышц спины; кроме того, постоянно повышаются
требования к показателям скоростно-силовых качеств.
В волейболе используется сравнительно небольшое количество технических приемов, однако они отличаются сложностью структурного содержания и вариативностью способов их выполнения, что обусловило существенное возрастание прыгучести, обеспечивающей эффективность выполнения блокирующих приемов. Для волейбола характерно выполнение одних и тех же двигательных действий при каждой вновь разыгрываемой комбинации. Это связано с необходимостью программирования
соответствующих двигательных действий в разных режимах тренировочной и соревновательной деятельности.
Целью данной работы является теоретическое и методическое
обоснование значимости формирования навыков программирования двигательных действий в волейболе по ходу изменения игровой ситуации.
Задачи:
1. Выявить роль программирования двигательных действий квалифицированных волейболисток для повышения показателей технико-тактической подготовленности.
2. Разработка методики формирования навыков программирования и экспериментальная проверка ее эффективности.
Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент;
тестирование общефизической и технико-тактической подготовленности; разработка критериев оценки компонентов
афферентного синтеза; статистическая обработка данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Игровые действия в волейболе начинаются с подачи мяча, что является сигналом к выбору наиболее результативных действий, содержание которых обусловлено параметрами перемещения мяча: направлением,
траекторией и скоростью полета. В зависимости от изменения ведущих характеристик на игровой площадке спортсменки должны внести
своевременные коррективы в
двигательные действия, что позволяет эффективно выстроить игровую комбинацию[8]. Поэтому значительно возрастает роль программирования двигательных действий как условия владения инициативой игровой
деятельности. Программирование
движений в волейболе осуществляется каждый раз по-разному, что обусловлено степенью спортивного мастерства волейболисток, характером игровых ситуаций, новизной используемых приемов. Изменчивость игровой обстановки, нестандартность
соревновательной деятельности
определяют выбор соответствующих действий волейболисток.
Программирование осуществляется по П.К. Анохину [1] на основе взаимодействия мотивации, двигательной памяти, обстановочной и пусковой информации. В зависимости от мотивации (одержать победу в данных соревнованиях; выполнить все установки тренера; апробировать новые варианты выполнения комбинаций технических приемов и т.д.) определяется содержание
программирования тренировочной
деятельности волейболисток в заданном направлении. В афферентном синтезе ведущая роль принадлежит двигательной памяти, сформированной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, благодаря которой спортсменки приобретают навыки объективной оценки возникающих игровых ситуаций. Обстановочная информация, обусловленная масштабом и значимостью соревнований, их
организацией, составом команд и др., является также важным компонентом программирования последующей
деятельности. Пусковая информация, определяющая начало игры, является завершающим компонентом афферентного
синтеза. Центральным компонентом навыка выполнения технического приема в волейболе является программирование движений, выполнение которого определяется степенью сложности двигательного акта и способа выполнения технических действий.
Сложность программирования моторных актов в волейболе обусловлена также непрерывным изменением игровой ситуации в течение короткого времени, что вызывает необходимость его
осуществления в разных вариантах[3, 5, 7]. Условием успешного программирования является его соответствие
функциональным возможностям
организма. При рассогласовании содержания программы с реальным выполнением технических действий возникает необходимость своевременной коррекции двигательных действий. В зависимости от сложности выполняемого технического приема выделяется ряд элементов, выполняемых автоматически, без участия сознания, например, подготовительные движения. Ведущий структурный элемент требует контроля, что обусловлено ситуацией выполнения данного двигательного действия и соответствием его параметров заданной программе. При несоответствии осуществляется необходимая сенсорная коррекция направления движения, величины мышечного напряжения или скорости[2, 4, 6].
Методика формирования навыков программирования двигательных
действий. Сложность программирования движений в волейболе обусловлена непрерывным изменением игровых ситуаций и необходимостью разработки нового алгоритма действий при очередной подаче мяча или изменении характера взаимодействия с игроками команды противника. Для формирования навыков программирования новых моторных актов волейболисткам экспериментальной
группы предлагались двигательные задания в различных игровых ситуациях:
- при обманном движении во время блокирования и перебрасывании мяча через сетку в незащищенную зону спортсменки задней линии коротким ускорением перемещаются к сетке для приема мяча; возможны варианты при разном расположении игроков;
- при планирующей подаче противника прием мяча выполняют игроки II, III и IV зоны; их действия страхуют волейболистки I, VI, и V зоны; при приеме мяча снизу игроком III зоны выполняется передача игроку II или IV зоны в зависимости от игровой ситуации;
- при высокой траектории подачи мяча прием выполняет игрок VI зоны, его действия подстраховывают игроки I и V зоны, выполняющие передачу мяча волейболистам II и IV зоны. Один из них передает мяч в III зону и готовится к блокирующим действиям;
- при приеме мяча после подачи игроком III зоны, мяч передается игроку II зоны, который, соответственно, посылает мяч игроку IV зоны для пробивания блока. Те же алгоритмы действий выполняются при изменении темпо-ритмовых параметров технических приемов; на фоне утомления; при удлиненном периоде игры; с использованием утяжеленных поясов и кроссовок, что обеспечивает необходимый уровень общей и специальной выносливости.
Для оценки навыков
программирования нами были
разработаны критерии оценки уровня двигательной памяти и обстановочной информации, как компонентов
афферентного синтеза. Двигательная память имеет большое значение для программирования движений к четкому воспроизведению ведущих параметров структурных элементов двигательных актов в сходной ситуации игрового взаимодействия.
Критерии оценки:
5 баллов - полное сходство направления, траектории и скорости полета мяча при второй передаче в условиях соревновательной деятельности;
4 балла - незначительное отклонение в направлении мяча, устраняемые в ходе коррекции параметров двигательного действия;
3 балла - отклонения в направлении, траектории и скорости полета мяча, требующие существенной коррекции параметров движений;
2 балла - существенное отклонение основных параметров моторного акта, ведущих к потере подачи;
1 балл - воспроизведение одного из ведущих параметров.
Критерии оценки обстановочной информации. Оценивается способность к адекватному реагированию на реакцию зрителей; сигналы судей; ход игры:
5 баллов - четкое программирование двигательных действий в условиях сложной обстановочной информации;
4 балла - незначительные погрешности при программировании моторных актов, не оказывающие существенного влияния на качество выполнения технического приема;
3 балла - ошибки при программировании движений, исправляемые с помощью партнеров по команде;
2 балла - грубые ошибки, связанные с потерей мяча;
1 балл - частичное выполнение программирования двигательных
действий.
Для проверки эффективности предложенной нами методики был проведен педагогический эксперимент с участием 28 волейболисток ПД разряда, возраст 15-17 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ)группы, в каждой по 14 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование общефизической и технико-тактической подготовленности
спортсменов. Для оценки уровня общефизической подготовленности
использовались следующие тесты: ускорение на 3, 6 и 9м, челночный бег
(6х5м), бег 30м; прыжок в длину с места; прыжок в высоту с места; бросок набивного мяча (1кг) правой и левой рукой.
Для оценки показателей технико-тактической подготовленности
использовались следующие технические действия: прием различных видов подачи мяча двумя руками снизу; выполнение различных видов подачи мяча; выполнение второй подачи мяча; пробивание блока; программирование двигательных действий в заданной игровой ситуации.
Обработка материалов
исследования не выявила существенных различий по исходным показателям общефизической и технико-тактической подготовленности волейболисток КГ и ЭГ (р>0,05). Занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой, рекомендованной федерацией волейбола РФ. В ЭГ применялась разработанная нами методика
формирования навыков программирования двигательных действий в зависимости от игровой ситуации.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование общефизической и технико-тактической подготовленности. Анализ динамики показателей физической подготовленности свидетельствует об улучшении результатов в обеих группах, КГ и ЭГ. Однако в ЭГ результаты оказались существенно выше. Так, в КГ при выполнении ускорения на 3м при исходных данных 0,79±0,06с к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на 5,74% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 0,80±0,031с показатели возросли на 8,96% (р<0,05). При выполнении челночного бега в КГ при исходных данных 10,11±0,09с к завершению педагогического
эксперимента показатели улучшились на 1,01% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 10,07±0,08с увеличение произошло на 1,95% (р>0,05).Ускорения на короткие отрезки в волейболе являются одним из ведущих показателей физической
подготовленности, так как большая часть технических приемов связана с резкой сменой двигательных действий. Прыжок в длину с места, позволяющий оценить скоростно-силовые качества, в КГ и ЭГ, характеризуется различными
результатами. В КГ при исходных данных 223,0±7,9 см к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился на
I,85% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 220,6±2,7см к завершению педагогического эксперимента прирост показателей составил 8,38% (р<0,05). Подобная тенденция существенного улучшения показателей в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.
Показатели технико-тактической подготовленности оценивались в баллах по выполнению различных видов подачи; в передаче мяча и пробивании блока. В КГ при исходных данных 3,12±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились на 6,17% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 3,16±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на
II,68% (р<0,05). Способность кпрограммированию двигательных действий в КГ при исходных данных 2,47±0,14 балла к окончанию педагогического экспериментаулучшилась на 3,17% (р>0,05);в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,41±0,13 балла прирост данного показателя составил 12,66% (р<0,05).
Заключение. Таким образом, программирование двигательной
деятельности является сложным процессом, выявление ведущих
компонентов которого дает возможность поэтапного формирования навыков разработки рационального алгоритма движений. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность формирования навыков программирования двигательных действий в волейболе, что способствует повышению показателей пространственно-временной и
пространственно-силовой ориентировки
при выполнении технических приемов; анализу действий игроков и противников; развитию творческого мышления и аналитических способностей,
совершенствованию тактических
действий. Способность к
программированию моторных актов активизирует интеллектуальную
деятельность, обеспечивает быстрое реагирование на изменяющуюся ситуацию, а также способствует формированию навыков импровизации в трудно предсказуемых ситуациях
соревновательной деятельности.
Одновременно с программированием создаются условия для усвоения навыков своевременной коррекции моторных актов, улучшение которой обусловливает рост спортивного мастерства.
Литература
1. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1975. - 447с.
2. Беляев А. В. Динамика физической подготовленности квалифицированных волейболистов на предсоревновательном этапе подготовки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкина, М. В. Савин // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы 2 Междунар. науч.-практ. заоч. конф., г. Смоленск 2003 г. / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. -Смоленск, 2003. - C. 24-29.
3. Бурцев, А. В. Формирование навыков ориентировки в пространственно-временных параметрах игровой деятельности / А. В. Бурцев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны, 2011. - № 1. - С. 3943. - Режим доступа: http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
4. Демиденко, О. В. Моделирование процесса развития точности движений у волейболистов массовых разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. В. Демиденко. - Москва, 2007. - 22 с.
5. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства : учебник рекомендованный УМО / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин и др. - М. : Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2012. - 400 с.
6. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям : учебное пособие. - М. :СпортАкадем Пресс, 2002. - 192 с.
7. Кузнецова, З. М. Народные подвижные игры как средство реализации социальных функций
физической культуры : учебное пособие / Кузнецова З. М., Савосина М. Н., Гжемская Н. Х. -Набережные Челны : РИО КамГИФК, 2006. - 159 с.
8. Gerard Moras Feliu. Guia de voleibol de la A.E.A.B. Guir oficial de ia Aso-ciacion de Entrenadores Americanos de voleibol / M. F. Gerard. Barcelona, 1992. - 468 p.
References
1. Anokhin, P. K. Articles on the physiology of the functional systems / P. K. Anokhin. - Moscow : Medicine, 1975. - 447p.
2. Belyaev A. V. The dynamics of physical readiness of qualified volleyball players at the pre-competitive stage of training / A. V. Belyaev, L. V. Bulykina, M. V. Savin // Sports games in physical upbringing, recreation and sport : materials of the 2nd International scientific-practical conference, Smolensk 2003 / Smolensk State Institute of Physical Culture. -Smolensk, 2003. - Р. 24-29.
3. Burtsev, A. V. The skills of orientation inspatio-temporal parameters of game activity formation / A. V. Burtsev // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - Naberezhnye Chelny, 2011. - № 1. - P. 39-43. - Access mode: http://www/kamgifk.chelny.net/journal.
4. Demidenko, O. V. The process modeling of movements' accuracy development among volleyball players of mass categories : abstract of dissertation of the candidate of pedagogics / O. V. Demidenko. -Moscow, 2007. - 22 p.
5. Zheleznyak, Y. D. Sportgames: Sportsmans hipimprovement :a textbook recommended by the Educational-methodical Union / Y. D. Zheleznyak, Y. M. Portnov, V. P. Savinand others. - Moscow :"ACADEMY" Publishing center, 2012. - 400 p.
6. Kleschev,Y. N. Volleyball. A team training for competitions :a manual. - Moscow : SportAcademPress, 2002. - 192 p.
7. Kuznetsova, Z. M. Folk outdoor games as the means for social functions realization of physical culture : a manual / Kuznetsova Z. M., Savosina M. N., Gzhemskaya N. K. - Naberezhnye Chelny : Editing Publishing Center of Kama State Institute of Physical Culture, 2006. - 159 p.
8. Gerard Moras Feliu. Guia de voleibol de la A.E.A.B. Guir oficial de ia Aso-ciacion de Entrenadores Americanos de voleibol / M. F. Gerard. Barcelona, 1992. - 468 p.
Статья поступила в редакцию: 15.02.2015г.