Научная статья на тему 'Соревновательная надежность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе'

Соревновательная надежность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ АМПЛУА / НАДЕЖНОСТЬ / ТОЧНОСТЬ / ПОДАЧА / ВОЛЕЙБОЛ / NEW ROLES / RELIABILITY / ACCURACY / FILING / VOLLEYBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Гераськин Анатолий Александрович

Анализ содержания игровой деятельности позволяет выделить новое амплуа «подающего» игрока в волейболе, что открывает возможности для построения процесса технико-тактической и психологической подготовки с учетом амплуа. Это позволяет волейболистам, обладающим относительно невысоким ростом, но обладающих надежными и результативными подачами мяча, закрепляться в составах команд высокой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Гераськин Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive reliability as a basis for the selection of a new role in modern volleyball

The analysis of the content''s activity allows to select a new role «feed» player in volleyball, which opens up opportunities to build a process of technical, tactical and psychological training the given role. This allows the volleyball players having relatively short stature but with a reliable and efficient feed the ball to gain a foothold in the team of high qualification.

Текст научной работы на тему «Соревновательная надежность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе»

УДК 796/799

Ю. Н. ЭРТМАН А. А. ГЕРАСЬКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ КАК ОСНОВА ВЫДЕЛЕНИЯ НОВОГО АМПЛУА

В СОВРЕМЕННОМ ВОЛЕЙБОЛЕ_

Анализ содержания игровой деятельности позволяет выделить новое амплуа — «подающего» игрока в волейболе, что открывает возможности для построения процесса технико-тактической и психологической подготовки с учетом амплуа. Это позволяет волейболистам, обладающим относительно невысоким ростом, но обладающих надежными и результативными подачами мяча, закрепляться в составах команд высокой квалификации.

Ключевые слова: новое амплуа, надежность, точность, подача, волейбол.

Важной стороной подготовленности игрока являются его способности к преодолению разнообразных трудностей, выполняя при этом сложные двигательные задачи психологического, физического и координационного плана в решающий для команды момент игры. В связи с этим актуальной становится проблема подготовки игроков, обладающих высоким уровнем надежности для действий в экстремальной обстановке.

Актуальность. В современном волейболе наблюдается постоянный рост технико-тактического арсенала атакующих и защитных действий, осуществление которых обеспечивается высоким уровнем физической, технической, тактической, психической и интеллектуальной подготовленности игроков, с учетом выполняемых ими игровых функций [1, 2]. Такая деятельность проходит на фоне мощного влияния сбивающих факторов. К ним относится влияние высокой физической и психической нагрузки, выполнение игровых действий в экстремальных условиях. Преодоление подобных трудностей происходит в ходе решения сложных задач интеллектуального, физического и координационного плана [3].

Цель исследования: изучение эффективности выполнения подач мяча в условиях экстремальной деятельности в волейболе.

Рабочая гипотеза. Анализ состояния проблемы исследования позволил предположить, что факторы, определяющие надежность выполнения подач мяча в экстремальных ситуациях, позволит выделить новое амплуа в современном волейболе.

Задача исследования:

1. Обосновать целесообразность выделения нового амплуа — «подающий» в современном волейболе.

В деятельности волейболистов возникает множество ситуаций, требующих быстрых и правильных решений, соответствующих складывающейся обстановке. Подобные ситуации динамичны, характер их меняется мгновенно, восприятие волейболистов в этих условиях затруднено. В подобных условиях деятельности игроки часто, вынуждены действо-

вать интуитивно, опираясь на игровой опыт. Все это предъявляет высокие требования к надежности действий волейболистов в специфических условиях соревнований [1]. Замечено, что по тактической нацеленности подачи должны направляться в зоны между игроками противника, в слабо защищённые места площадки, которые приближаются к боковым и лицевым линиям, либо непосредственно к сетке.

Всё это требует высокого мастерства от исполнителей, достаточной специальной подготовленности, умения разумно рисковать в сложные моменты матча и действовать в условиях влияния стресса и физических напряжений.

Мы солидарны с Ю. И. Смирновым [4], который показывает, что надежность спортсмена следует выделить как особое специфическое свойство, входящее в комплекс свойств совокупной спортивной деятельности (рис. 1).

Важнейшие компоненты соревновательной надежности — это высшая результативность действий спортсмена и устойчивость этого уровня подготовленности в экстремальных условиях. Научное направление, изучающее вопросы безотказного выполнения спортсменами своих соревновательных целей, сформировалось и получило наименование соревновательной надежности спортсмена [4]. Применительно к волейболу это, очевидно, будут основные биологические (психофизические и анатомические) свойства и уровень психологической подготовленности участника к спортивной деятельности.

Надежность спортсмена можно выделять как специфическое свойство, входящее в комплекс свойств совокупной спортивной деятельности. В связи с этим отметим, что выполнение подачи мяча к настоящему времени является для игроков сложным координационным актом, открывающим путь к началу каждого игрового фрагмента в состязании волейболистов.

В работах О. В. Матыцина [5], И. Ш. Тучаш-вили [6] отмечается, что эффективность игровой деятельности, как своеобразной модели решения оперативных задач, определяется интегральным

Рис. 1. Наглядное представление феномена надежности спортивной деятельности (по Ю. И. Смирнову, И. И. Зулаеву)

Рис. 2. Ростовые показатели женских волейбольных команд суперлиги чемпионата России (ЧР)

по волейболу (сезон 2012-2013)

взаимодействием ряда психологических факторов. В числе их: 1) высокоразвитый «оперативный интеллект», который в спорте представляет собой продукт специальных перцептивно-психомоторных и интеллектуальных способностей; 2) актуальные психические состояния, адекватные условиям деятельности, возникающие в процессе адаптации к этим условиям, а также формирование установки на предстоящую деятельность.

Характер взаимодействия этих факторов определяется не только объективными условиями тренировки или соревнования, но и в значительной степени обусловлены индивидуальными особенностями субъекта деятельности, самим спортсменом, с присущими ему личностными и психофизическими качествами, его индивидуальным стилем деятельности.

Мы согласны с мнением Г. Д. Бабушкина [7] в том, что интеллектуализация подготовки спортсменов должна стать доминирующим аспектом тренировочного процесса. Это обусловлено следующим:

— высокой значимости для спортсмена специальных знаний в тренировочной и соревновательной деятельности;

— проявлением рефлексивных процессов, являющихся средством для решения соревновательных ситуаций в игровой деятельности;

— моделированием предсоревновательной подготовки с учетом тактики предстоящих соперников;

— знанием дивергентного и конвергентного мышления спортсмена в решении соревновательных ситуаций;

— высокой значимостью спортивно-психологической компетентности спортсмена в спортивной деятельности;

— проявление интеллектуальной активности ставит спортсмена в позицию субъекта своей спортивной деятельности, самостоятельно распоряжающегося своим интеллектуальным потенциалом.

Спортивная деятельность направлена на борьбу с сопротивлением конкретного или условного соперника, что определяет его внутреннее состояние, причем конфликтность ситуации противоборства способствует тому, что спортсмены стремятся создавать наибольшую неопределенность своих намерений. В силу этого любое игровое действие имеет не только техническую сторону, но и тактическое содержание.

Под влиянием спортивной деятельности, с решением оперативных задач в экстремальных условиях, у участников такой деятельности формируются определенные психодинамические свойства. С одной стороны, они являются основой для формирования индивидуального стиля деятельности, а с другой — способствуют развитию специальных способностей спортсмена. Некоторые из них, на первый взгляд, отрицательно влияют на эффективность решения оперативных задач (например, невротичность

и сенситивность). Они, скорее, создают психологические предпосылки для развития специальных способностей, например, быстроту «врабатываемо-сти» в режим деятельности.

Сюда же относят способности «фильтровать» индифферентные и полезные сигналы в воспринимаемой информации, и проявляются они также в индивидуальном стиле деятельности [8].

Поведение игрока при решении спортивных задач может рассматриваться как направленное на достижение победы в условиях противоборства. Здесь результативность деятельности во многом зависит от противника, интересы которого антагонистичны по отношению к данному спортсмену. Это ведёт к возникновению конфликтных ситуаций, когда решение должно приниматься спортсменом в условиях временной и альтернативной неопределенности. Спортсмен ориентируется на установление связи между возникшей тактической задачей и способом ее разрешения. Большое значение в таких ситуациях имеет способность предвидеть ход событий, предугадывать вероятность изменения ситуации. В процессе деятельности спортсмен упрощает процесс принятия решения, не рассматривая множество возможных решений, а выбирает наиболее рациональное, исходя из логики спортивной борьбы. При этом анализируются варианты ситуации, особенности данного соперника, особенности действий партнеров, других «внешних» факторов. Спортсменам приходится постоянно действовать в условиях жесткого лимита времени. Важно, что, как правило, текущее действие не приводит к окончательному «снятию» конфликтной ситуации, а только изменяет ее или вызывает новую [9].

Современный волейбол становится все более атлетичным и динамичным, скоростные и силовые способности игроков постоянно увеличиваются. Помимо этого увеличиваются и ростовые показатели игроков. Атакующим спортсменам, обладающим меньшими показателями роста, сложно противостоять высоким блокирующим игрокам (рис. 2).

На рис. 2 представлены данные средних ростовых показателей команд, выступающих в ЧР по волейболу среди женских команд. Из анализа представленных данных видно, что минимальный ростовой показатель составляет 184,5 см ± 4,6 см, а максимальный показатель среднего роста команды равен 190,5 ± 6,2 см, при среднем росте всех полевых игроков, выступающих в ЧР, 187,2 ± 5,1 см.

Несмотря на это, спортсмены, чьи ростовые показатели зачастую не превышают средний рост команды, обладают высоким техническим мастерством. Именно такие игроки благодаря своей психологической надежности и высокой технике выделяются и точным исполнением подач в решающие моменты игры.

Нами на материале женских команд, участвующих в чемпионате России, подвергались наблюдению и анализировались действия группы игроков, выходящих на замену для выполнения подач в ответственные игровые моменты, исполняющих, по нашему мнению, своеобразное амплуа «подающего игрока», что более подробно будет рассмотрено далее. При анализе данных статистики игровых действий изучалась динамика показателей технико-тактической подготовленности игроков при выполнении подач в соревновательных условиях. Основным критерием применявшегося в исследовании варианта статистики является набор очков, выигранных волейболистками в результате выполнения подач (рис. 3).

На данном рисунке представлены сравнительные результаты выполнения подач квалифицированными волейболистками в игровых условиях чемпионата России. Для сравнения мы рассматриваем данные тестируемых участников наблюдений и средние показатели всех игроков чемпионата. Тем самым создается возможность наглядного представления предполагавшегося преимущества спортсменок, стабильно демонстрирующих надежность и результативность подач по сравнению со всеми участницами чемпионата. Как следует из представленных данных, группа спортсменок, выходивших для выполнения подач в ответственные игровые моменты, существенно превосходит по качеству подач остальных участниц соревнований. Это наблюдается по данным набора выигранных мячей, где исследуемые тестируемой группы набирают за матч 11,5 очка, а остальные участницы чемпионата набирают только 7,4 очка за игру. Из этого следует, что в целом участницы, не входившие в тестируемую группу, недостаточно эффективно выполняют подачи в соревновательной обстановке, а спортсменки, обеспечивающие выполнение подач в напряженные моменты игры, имеют существенное преимущество перед ними. Это объясняется тем, что с такими игроками в командах применяется в тренировочном процессе специализированная подготовка к выполнению подач.

>

Рис. 3. Сравнительные результаты выполнения подач квалифицированными волейболистками в условиях соревнований

В современном волейболе, в условиях острой конкуренции, победы добиваются путём высокого качества исполнения каждым игроком своей игровой функции (амплуа). Традиционно спортсмены-волейболисты выполняют пять основных амплуа: связующие, блокирующие, доигровщики, диагональные и либеро. Для приведённых амплуа разработаны специализированные методики подготовки. Вместе с тем перед исследователями и практиками волейбола стоит проблема подготовки игроков, способных в любой момент игры, а, как правило, это решающие эпизоды матча, выйти на площадку и выполнить подачу в заданную зону с целью — добиться одного или серии очков с учётом ситуации в матче [10]. Фактически решение этой проблемы содержит настоятельную необходимость выделения нового амплуа — «подающий» игрок.

Каковы особенности функции такого игрока? К ним мы отнесли следующее:

1) умение выйти на площадку из замены в любой момент встречи и мгновенно включиться в борьбу. У подающего игрока нет возможности для своеобразной «раскачки», когда первая подача выполняется не в полную силу и с недостаточной степенью риска, что могут иногда позволить себе игроки основного состава. Особенно высокие требования предъявляются к исполнению подач в концовках встреч, когда от качества каждой подачи зависит результат поединка;

2) если мяч остаётся в игре, подающий должен после подачи перейти к защитным или нападающим действиям из глубины площадки. Он должен действовать не ниже уровня игрока, ушедшего с площадки, иначе такая замена не имеет смысла;

3) выходящий на подачу должен уметь внести в настроение команды новый эмоциональный заряд и своими рациональными и самоотверженными действиями добиться перелома в игре, если команда отстаёт от противника, или помочь команде уверенно продолжить игру, оказать помощь в выигрыше игрового эпизода, партии или матча;

4) практика показывает, что для выполнения подач в ответственные моменты игры к таким функциям могут привлекаться игроки разного плана. В зависимости от ситуаций игры это может быть игрок связующего плана, например, при замене основного связующего с недостаточно результативной подачей. Это может быть и нападающий второго темпа, который способен взять на себя функции основного бомбардира второго эшелона атаки и т.д.

Изложенное выше позволяет заключить, что для подготовки игроков высокого уровня, исполнителей функций подающего необходима разработка методики специализированной подготовки таких спортсменов, с учётом специфических особенностей такого амплуа.

Выводы

1. Анализ литературных данных и результатов статистики чемпионата России сезона 2012 — 2013 позволил выявить, что основной состав команд укомплектован высокорослыми игроками всех амплуа. Менее рослые игроки, обладающие высокой технической и психологической подготовленностью, не имеют возможности закрепиться в составе.

2. В современном волейболе стало необходимым выделение нового амплуа «подающий» по ряду причин:

— повышение динамичности и атлетичности волейбола ведет к повышению ростовых показателей игроков. Это способствует повышению конкуренции

в командах, и как следствие, игрокам, чей рост находится на уровне 187,2 ± 5,1 см и менее, но обладающим высокой технико-тактической подготовленностью, становится трудно бороться за место в составе;

— исход волейбольного матча во многом зависит от действий игроков в конце каждой партии. Поэтому надежность выполнения подач мяча в стрессовых ситуациях имеет первостепенное значение;

— авторы настоящей работы выносят предположение, что в дальнейшем произойдут изменения в официальных правилах, которые приведут к тому, что игрокам амплуа «подающий» будет разрешено неоднократно выходить на площадку для выполнения подач, как в ряде других игровых видов спорта.

Библиографический список

1. Клещев, Ю. Н. Волейбол (школа тренера) / Ю. Н. Кле-щев. — М. : Физк. и спорт, 2005. — 400 с.

2. Шипулин, Г. Я. Анализ соревнований высококвалифицированных волейболистов как основа построения соревновательной деятельности в классическом волейболе : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.04 / Шипулин Г. Я. — М., 2002. - 38 с.

3. Родионов, А. В. Механизмы решения оперативно-так -тических задач в игровых видах спорта / А. В. Родионов, О. В. Топышев, В. А. Усков // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 6. - С. 31-34.

4. Смирнов, Ю. И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена : учеб. пособие / Ю. И. Смирнов, И. И. Зулаев. - М. : МГАФК, 1995. - 79 с.

5. Матыцин, О. В. Надежность соревновательной деятельности в настольном теннисе / О.В. Матыцин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 43-46.

6. Тучашвили, И. Ш. Некоторые психологические аспекты индивидуального стиля спортивной деятельности / И. Ш. Тучашвили // Рудиковские чтения : матер. Межд. науч. конф. психологов спорта и физической культуры. - М., 2004. - С. 105-107.

7. Бабушкин, Г. Д. Результативность соревновательной деятельности спортсмена и пути её повышения / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. - 2014. - № 1 (32). - С. 63-66.

8. Непопалов, В. Н. Медитация как способ формирования способности самоуправлять вниманием / В. Н. Непопалов // Ру-диковские чтения : материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта и физической культуры. - М., 2004. - С. 57-58.

9. Коренберг, В. Б. Надежность / В. Б. Коренберг // На рубеже XXI века. Год 2004-й. Науч. альманах. Том VI. - Малаховка : МГАФК, 2004. - С. 311-328.

10. Эртман, Ю. Н. Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств / Ю. Н. Эртман, А. А. Гераськин // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115) - С. 156-160.

ЭРТМАН Юрий Николаевич, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: trener-ertmann@inbox.ru ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры теории и методики спортивных игр Сибирского государственного университета физической культуры и спорта; доцент кафедры физического воспитания Омского государственного института сервиса.

Адрес для переписки: anatoly_geraskin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2014 г. © Ю. Н. Эртман, А. А. Гераськин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.