УДК 343.98 ББК 67.5
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ И ДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НАДЕЖДА ПАВЛОВНА МАЙЛИС,
профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор, доктор юридических наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: jlmaylis@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы использования инновационных технологий в судебно-экспертной деятельности и дидактическом процессе. Показаны пути совершенствования этих направлений, за счет новых подходов в экспертной практике и при преподавании основ судебной экспертизы.
Ключевые слова: инновационные технологии, метод, методика, информационное обеспечение, судебно-экспертная деятельность, дидактический процесс.
Annotation. Deals with the problematic issues of using innovative technologies in forensic activities and teaching process. Showing ways to improve these areas, due to new approaches in expert practice and teaching basic forensics.
Keywords: innovative technologies, methods, techniques, information technology, forensic activities, didactic process.
Современные достижения науки и техники занимают прочное место в институте судебной экспертизы. Благодаря использованию инновационных технологий совершенствуются не только различные направления судебных экспертиз, дидактический процесс, но и экспертная деятельность в целом.
Как известно, под технологией понимают совокупность методов работы с какими-либо объектами в процессе определенной профессиональной деятельности в целях достижения ее результатов. Под экспертной технологией подразумевают совокупность осуществления операций, действий в определенной последовательности на основе специальных знаний. Эти операции выполняются при исследовании вещественных доказательств-
объектов — для решения задач, поставленных перед экспертом. Инновационные технологии в судебной экспертизе это использование новых методов и средств, способствующих реализации решения поставленных задач на более качественном уровне.
Известно, что судебная экспертиза постоянно развивается за счет появления новых технических средств, методов и методик исследования. Такой подход обусловлен многими причинами. Это и рост преступности, новые формы совершения преступлений, появление новых объектов исследования. Чем изощреннее новые формы совершения преступлений, тем сложнее и экспертное исследование. Поэтому, зная основные требования, которые предъявляются к методам экспертных исследова-
ний — научная обоснованность метода, которая подразумевает его надежность с точки зрения получения достоверных результатов; допустимость, которая включает законность и этичность метода, безопасность для эксперта и другие, необходимо соблюдать их при разработке новых. В этой связи, в целях совершенствования судебно-экспертной деятельности будет способствовать и анализ внедрения новых методов и методик в практическую экспертную деятельность.
Рассматривая проблемы информационного обеспечения в институте судебной экспертизы, учитывая его особую специфику, он должен постоянно совершенствоваться путем разработки теоретических, методических и организационных основ, новых методов, методик и технических средств, разработки инновационных технологий.
Информационное обеспечение судебной экспертизы должно представлять собой научно организованный и непрерывный процесс отбора, подготовки и выдачи систематизированной научно-технической информации, необходимой для решения судебно-экспертных задач.
Одним из направлений совершенствования судебно-экспертной практики является автоматизация экспертного производства. Оно состоит в использовании технических средств, математических методов и программ деятельности, которые частично или полностью освобождают эксперта от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации при производстве экспертизы. В этой связи возникает настоятельная необходимость внедрения и функционирования в судебно-экспертной деятельности автоматизированных информационных систем, способствующих повышению эффективности поиска, сбора, обработки, хранения, анализа, выдачи и передаче информации. Их функционирование способствует повышению эффективности информационного обеспечения судебно-экспертной деятельности путем применения технических средств, задача которых достижение максимального результата при минимальной затрате сил, средств и времени.
Совершенствование судебно-экспертной деятельности состоит и в предупреждении экспертных ошибок. В этой связи, необходимо с определенной
периодичностью проводить обобщение и анализ экспертной практики по различным направлениям судебной экспертизы, с целью выявления различного рода ошибок, в том числе и по применению новых методов при производстве судебных экспертиз, либо игнорировании их использования, что не привело к положительным результатам при решении поставленных вопросов. Особое внимание следует уделить комплексным экспертизам, оценке полученных результатов и правильности их оформления.
Инновационные технологии складываются из многих составляющих, среди которых важное место занимают информационные программы.
Такой подход усиливает значимость наукоемких экспертиз, научное обеспечение новых родов и видов, что требует для их выполнения высококвалифицированных экспертов и научных работников. В этой связи большое значение приобретает повышение научного уровня экспертизы, подготовка научных кадров (кандидатов и докторов наук) и экспертов.
Исходя из сущности судебной экспертизы, являющейся специфической профессиональной деятельностью, обучение экспертов имеет свои особенности.
Эффективность обучения экспертным специальностям зависит от профессионализма преподавателя. Он должен не только ориентироваться в новых экспертных методиках, знать новую учебную и научную литературу, современное процессуальное законодательство, охватывающее все направления, связанные с осуществлением судебно-экспертной деятельности, но и постоянно взаимодействовать с практическими работниками — с экспертами, производящими судебные экспертизы, и следователями, которые их назначают.
Повышение уровня профессионализма в рассматриваемом виде деятельности представляет собой несколько направлений.
Одним из них, имеющим важное значение, являются стажировки преподавателей в экспертном учреждении, в котором можно ознакомиться с новыми методиками, новой приборной базой, изучить конкретные экспертизы. Полезно обсудить с экспертами, используемую терминологию, форму выводов, насколько они аргументированы и обоснованы, убе-
дительны ли фотоиллюстрации, подтверждающие эти выводы и многие другие положительные и отрицательные стороны, имеющие место при производстве конкретных экспертиз. Такой подход позволяет выработать единую тактику: преподавателю в процессе обучения, экспертам — при производстве судебных экспертиз. Несомненно, и неформальное общение будет иметь положительный эффект и принесет пользу обеим сторонам. Поэтому ознакомление преподавателя с экспертной работой должно быть глубоким и осмысленным.
Не менее важным для повышения эффективности преподавания различных направлений судебной экспертизы, по-прежнему, остается актуальным и взаимодействие с представителями правоохранительных органов. Положительный опыт в этом направлении есть в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Сотрудники правоохранительных органов, часто присутствуют на семинарских и практических занятиях, приглашаются на заседания «круглых столов», «научно-практические семинары», на которых обсуждаются проблемные вопросы, касающиеся процессуальных аспектов назначения и производства судебных экспертиз, предоставления необходимых для исследования материалов, в том числе сравнительных образцов и т.п. Такие встречи способствуют повышению эффективности и при преподавании и при проведении учебных отдельных следственных действий (осмотр места происшествия, с целью обнаружения следов и их изъятия, проведение экспертного эксперимента на месте происшествия и т.п.).
Другим подходом, учитывая, что обучение является процессом управления усвоения знаний, приобретением навыков и умений, осуществляемое преподавателем, входит передача готовых знаний, с помощью учебников, учебно-методических пособий и разнообразных дидактических средств и приемов. Представляется целесообразным для эффективного управления процессом усвоения знаний, лучшего восприятия, особенно новой литературы, не просто обозначить и рекомендовать ее для изучения, но готовить расширенные аннотации к каждому источнику. Это позволит обучающимся правильно воспринимать содержание литературных источников.
Следует обозначить и еще одно направление, способствующее повышению преподавательского мастерства — это взаимодействие преподавателей, читающих курс лекций по криминалистике и судебной экспертизе. Поскольку судебная экспертиза, как самостоятельная учебная дисциплина, стала преподаваться намного позже и лишь в немногих государственных вузах, то ряд тем по-прежнему изучаются в рамках «Криминалистики», в частности, в ее разделе «Криминалистическая техника». Такие же темы, но более углубленно изучаются и в рамках дисциплины «Судебная экспертиза». Так, например, осмотр места происшествия и тактика его проведения следователем и участие специалиста (эксперта) в том же следственном действии. Взаимодействие этих процессуальных субъектов должно осуществляться на основе полного взаимопонимания, действия их должны быть четко согласованы. Поэтому и преподаватели должны выработать единые взгляды на изложение того или иного материала.
С тем чтобы обеспечить всесторонность учебного процесса, преподаватель должен ориентироваться в новых экспертных методиках, должен знать новую не только учебную, но и научную литературу, сам принимать участие в разработке новых технологий и внедрять их при преподавании (например, использовать интерактивные доски, мультимедийные сопровождения и др.).
Для успешного преподавания теоретических и правовых основ судебной экспертизы необходимо продолжить подготовку специальных учебников, методических и учебных пособий по отдельным направлениям тех или иных родов (видов) экспертиз. Весьма эффективной формой подготовки таких изданий является совместная работа над ними преподавателя и ведущего специалиста из государственного судебно-экспертного учреждения. При написании того или иного труда такая совместная деятельность будет удачно дополнять друг друга, что, несомненно, положительно скажется и на освоении экспертной специальности.
Так, например, в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя хорошо налажена организация и правовое обеспечение внедрения научной продукции в деятельность практических органов внутренних дел МВД России. При этом
авторское сопровождение является одной из приоритетных задач и представляет самостоятельное направление деятельности университета. В области судебной экспертизы в аспекте инновационных технологий, которые успешно внедряются в учебный процесс, подготовлен ряд учебников, учебно-методических пособий, рекомендаций, разработаны методики практического использования специальных технических средств получения и обработки информации, совершенствуются формы и методы экспертно-криминалистической деятельности. При этом все современные технологии, в том числе автоматизированные информационные поисковые системы (АИПС), проходят обязательную апробацию в экспертных учреждениях органов внутренних дел, что подтверждает связь с практическими подразделениями.
К приоритетным направлениям такого взаимодействия относятся: регулярное пополнение и использование в общих интересах различных видов коллекций, информационных фондов; создание и внедрение в практику экспертно-криминалистиче-ских подразделений новых разработок кримина-
листической техники (в том числе и совместных); организация совместных научно-исследовательских работ по созданию новых методик проведения криминалистических экспертиз; организация и проведение взаимных стажировок и семинаров специалистов экспертно-криминалистических подразделений; осуществление взаимного информационного и методического обеспечения экспертно-криминали-стической деятельности и другие.
Новые подходы требуются и для разработки единой методики описания тех или иных объектов, измерения следов и повреждений, выработки единой структуры заключения. Целесообразно также создание совместимой АИПС с информацией по различным видам объектов (например, об обуви, о волосах человека, почве, ЛКП и т.п.).
Изложенное, подтверждает, что внедрение инновационных технологий способствует не только повышению качества судебных экспертиз, эффективности дидактического процесса и совершенствованию экспертной деятельности в целом, но и положительно будет сказываться на раскрытии и расследовании преступлений.
деятельности,
Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. 6-е изд., пере-раб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 759 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления адми-основы теории административно-публичного обеспечения
нистративной безопасности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.