ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.147 ББК 65.7
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ: ИЗУЧЕНИЕ В РАМКАХ КРИМИНАЛИСТИКИ И СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА МОИСЕЕВА,
зам. заведующего кафедрой уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы им. Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия, профессор, доктор юридических наук E-mail: moiseevatf@mail.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Обоснована необходимость разграничения объема и содержания знаний о криминалистических экспертизах в курсах криминалистики и судебной экспертизы, чтобы избежать ненужного дублирования изучаемого материала и нерационального использования учебных часов.
Ключевые слова: класс криминалистических экспертиз, формы изучения дисциплины, разграничение объема знаний.
Annotation. Need of differentiation of volume and the content of knowledge of criminalistic expertises for courses of criminalistics and judicial examination is proved to avoid unnecessary duplication of the studied material and irrational use of class periods.
Keywords: class expertises, forms of the discipline , the delineation of knowledge.
Криминалистические экспертизы - один из наиболее значимых классов судебных экспертиз в раскрытии и расследовании преступлений. Его формирование неразрывно связано со становлением криминалистики. Экспертные исследования следов, почерка, оружия, внешнего облика человека основаны на методах, разработанных в рамках криминалистики для расследования и раскрытия преступлений. Таким образом, криминалистические экспертизы неразрывно связаны и с криминалистикой и с судебной экспертизой, представляя собой некоторую пограничную область знания.
Изучение криминалистических экспертиз предусмотрено и в курсе криминалистики - они составляют основное содержание раздела «Криминалистическая техника», и в курсе «Судебная экспертиза» как один из классов судебных экспертиз.
Выделение судебной экспертизы в самостоятельную отрасль знания привело к формированию и учебной дисциплины, которая преподается в ВУЗах наряду с криминалистикой, входящей в обязательный компонент юридического образования, в разных формах: как специальный курс по специальности «Юриспруденция», как основная базовая дисциплина по специальности «Судебная экспертиза». В обеих формах, хотя и на разных уровнях, предусмотрено изучение криминалистических экспертиз. Поскольку изучение кри-
миналистики, как правило, предшествует изучению судебной экспертизы (что представляется логически обоснованным, также как и предварительное изучение уголовно-процессуального права), то при изучении судебной экспертизы имеет место повторение одного и того же материала.
Чтобы избежать ненужного дублирования изучаемого материала и нерационального использования учебных часов, необходимо разграничение объема и содержания знаний о криминалистических экспертизах в курсах криминалистики и судебной экспертизы,
В общем курсе судебной экспертизы предполагается изучение основных научных положений и процессуальных аспектов, связанных с назначением и производством судебной экспертизы. Как правило, данный курс знакомит с основными классами судебных экспертиз и их возможностями в судопроизводстве.
В рамках экспертного образования проблема разделения информации, получаемой при изучении таких определенных стандартом обязательных дисциплин, как «Криминалистика», «Судебная фотография и видеозапись», «Теория судебной экспертизы», «Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований», «Трасология и трасологическая экспертиза», «Технико-криминалистическая экспертиза документов» встает особенно остро. Так, методология
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
судебной экспертизы является объектом изучения и в криминалистике, и в теории судебной экспертизы, и в естественно-научных методах судебно-экспертных исследований, а трасологическая и технико-криминалистическая экспертиза документов также достаточно подробно изучаются в криминалистике. Кроме того, входя в базовый цикл дисциплин по специальности «Судебная экспертиза», трасологические экспертизы и технико-криминалистические экспертизы документов углублённо изучаются в рамках специализации экспертного образования «Криминалистические экспертизы». Уровень изучения данных дисциплин определяется количеством часов, отведенных на их преподавание. Однако, представляется целесообразным проведение разграничения и объема информации, получаемой студентами в при изучении одних и тех же дисциплин в рамках разных дисциплин и форм специализаций.
В этой связи следует пересмотреть и перечень так называемых криминалистических экспертиз. Основания выделения экспертиз в класс криминалистических очень спорные. Об этом уже много писалось ранее.
Научная классификация судебных экспертиз предполагает деление на классы по областям научного знания, которое лежит в основе экспертных исследований. Деление на классы по тем отраслям знаний (наукам), которые востребованы при их производстве, вполне логично (медицина, биология, искусствоведение и т.д.). Высказываются различные точки зрения на основания отнесения экспертиз к классу криминалистических. Очевидно, что для криминалистических экспертиз основными являются криминалистические знания, а точнее знания специальных методов криминалистики, которые разрабатывались и используются для расследования и раскрытия преступлений. По этому принципу построено обучение экспертов-криминалистов в рамках вузов МВД России, где слушатели получают по окончании право производства традиционных экспертиз, не требующих фундаментальной подготовки в области других наук.
Отнесение к классу криминалистических экспертиз КЭВМИ, одорологическую, автороведческую, видеофонографическую экспертизы как «нетрадиционные криминалистические» вызывает обоснованные возражения1. Сторонники данного положения объяснили это, прежде всего, возможностью проведения в рамках этих экспертиз индивидуальной идентификации как отличительного признака криминалистической экспертизы. Однако, криминалистическая идентификация проводится и в других классах судебных экспертиз. Исходя из специальных материаловедческих знаний, необходимых для проведения экспертных исследований, в настоящее время исследование веществ, материалов и изделий предлагается рассматривать как самостоятельный класс судебной экспертизы2. Так называемая одорологическая экспертиза представляет собой судебно-биологическую экспертизу запаховых
следов человека3. Проведение видеофонографической и автороведческой экспертиз также основано на фундаментальных специальных знаниях других наук, а не криминалистики.
Аргументы, что их причисляют к криминалистическим, потому что они направлены на расследование преступлений, также не состоятельны поскольку и все другие классы судебных экспертиз используют для этого, а криминалистические экспертизы имеют значение и для гражданских дел.
Представляется обоснованным мнение А.Г. Филиппова, который считает, что основанием отнесения экспертиз к классу криминалистических следует считать используемые при их проведении специальные методы, разработанные в криминалистике. По этому критерию к криминалистическим относятся так называемые традиционные криминалистические экспертизы. Эти экспертизы могут выполнять эксперты-криминалисты, получающие специальное экспертное образование в высших учебных заведениях МВД России. Указанные выше «нетрадиционные криминалистические» экспертизы проводят эксперты с высшим естественнонаучным, техническим или лингвистическим образованием.
Преобладающая ранее тенденция к расширению класса криминалистических экспертиз сменяется тенденцией к его полному отрицанию. Так, в 1997 г. А.Г. Скоморохова предлагала все судебные экспертизы разделить на традиционные криминалистические и иные криминалистические, методики которых разработаны позже 60-х годов, а также естественно-технические криминалистические и т.д.4 В 2001 г. Е.Р. Россинская пишет: «Поскольку комплексирова-ние и взаимное проникновение знаний закономерно приводит к стиранию граней между криминалистическими и некриминалистическими экспертизами, интеграции разных родов и видов экспертиз, напрашивается вывод о единой природе судебных экспертиз. Таким образом, утрачивается принципиальное отличие между традиционными криминалистическими и прочими судебными экспертизами. Более того, отнесение судебной экспертизы к криминалистическим в современных условиях играет негативную роль, поскольку во главу угла ставит именно криминалистические познания»5.
Тем не менее, в настоящее время в учебниках криминалистики речь идет о традиционных и нетрадиционных видах криминалистических экспертиз, которое ничем логически объяснить нельзя.
Представляется, что выходом из сложившейся ситуации может быть ограничение класса криминалистических экспертиз рамками традиционных и их изучение в разделе криминалистики «Криминалистическая техника» для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Об основных положениях и возможностях в судопроизводстве других классах судебных экспертиз речь должна идти в курсе «Основы судебно-экспертной деятельности», обяза-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
тельном не только для уголовной специализации, но и гражданской, поскольку судебная экспертиза имеет значение для всех видов судопроизводства.
Для обучающихся по специальности «Судебная экспертиза» представляется целесообразным исключить изучение криминалистических экспертиз из курса криминалистики, уделяя основное внимание в разделе «Криминалистическая техника» вопросам собирания доказательств. Достаточно подробно изучение ряда экспертиз этого класса предусмотрено образовательным стандартом, а других возможно в рамках дисциплин по выбору студентов.
1 Филиппов А.Г. О понятии и классификации криминалистических экспертиз / Актуальные проблемы криминалистического обеспечения расследования преступлений. Тр. Академии МВД РФ. М., 1996. С. 133-134; Аверьянова Т.В. Классификация судебных экспертиз / Актуальные проблемы судебной экспертизы. Тр. Академии управления ИВД РФ, М., 1998; Плескачевский В.М.,
Проткин А.А. Некоторые вопросы совершенствования классификации судебных экспертиз / Фундаментальные и прикладные проблемы управления расследованием преступлений: Сб.научн. трудов (в двух частях). Ч. 2. М.: Академия управления МВД России, 2005, С. 204-205; Моисеева Т.Ф. Принципы формирования класса криминалистических экспертиз. Там же. С. 207-209.
2 Эксперт. Руководство для экспертов органов внутренних дел / Под ред. Т.В. Аверьяновой и В.Ф. Статкуса. М.: Кно-Рус, Право изакон, 2003. С. 517.
3 Старовойтов В.И, Моисеева Т.Ф. Словарь-справочник терминов и понятий судебной экспертизы пахучих (запаховых) следов человека. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2004. С. 47.
4 Скоморохова А.Г. Экспертизы, проводимые в системе правоохранительных органов:классификационный перечень, задачи, тенденции развития/ Информационный бюллетень № 3. Академия управления МВД РФ. М., 1997.
5Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2005. С. 139.
УДК 378.147 ББК 67.5
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДОКУМЕНТОВ» В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
ДИНА ИВАНОВНА ПАКАЛИНА,
старший преподаватель кафедры исследования документов Московского Университета МВД России им. В.Я. Кикотя,
Е-таИ: dina_pakalina@mail.ru Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность, оперативно-разыскная деятельность.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются необходимые условия подготовки экспертов по дисциплине «Технико-криминалистическая экспертиза документов» при реализации компетентностного подхода в образовании.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, подготовка экспертов, компетенции, технико-криминалистическая экспертиза документов.
Annotation. Discusses the necessary conditions for the training of experts in the discipline «Technical-criminaHstic examination of documents» in implementation of the competence approach in education.
Keywords: federal state educational standard, training of experts, competences, technical-criminalistic examination of documents.