ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340.692 ББК 67.5
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ДИДАКТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ СВОЕЙ ПОДГОТОВКИ КАК СПЕЦИАЛИСТА
ЭЛИНА СЕРГЕЕВНА САРЫГИНА,
преподаватель кафедры судебных экспертиз МГЮА имени О.Е. Кутафина, эксперт АНО «Содэкс им. О.Е. Кутафина», аспирант МГЮА имени О.Е. Кутафина E-mail: msal.sarygina@gmail.com Научная специальность 12.00.12 - криминалистика, судебно-экспертная деятельность, оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены проблемы организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности в части современной подготовки специалистов. В современных реалиях ставится вопрос о качестве специально организованного педагогического процесса, повышения уровня готовности специалиста к обучению.
Ключевые слова: дидактическое проектирование, мотивация обучения, подготовка специалистов, индивидуальный план-отчет, судебный эксперт, творческий подход к самообучению.
Annotation. In the article concerns problems organizational welfare of judicial expert activities, in part training modern experts. In modern realities to be raised the question to quality specially organized pedagogical process, the expert increases level readiness of training.
Keywords: didactic design, motivation of training, training of specialists, individual plan report, judicial expert, creative approach to self-training.
Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин, преломляющих образование через собственную призму своего предмета, исследование определенного участка педагогической действительности. Педагогические науки могут быть объединены в группы в зависимости от того аспекта образования, который они рассматривают, и тех задач, которые стоят перед ними.
Возрастные особенности обучаемых лежат в основе ряда дисциплин.
Педагогика высшей школы исследует закономерности обучения и воспитания студентов безотносительно к их будущей профессии [4, с. 59]. Способы формирвоа-ния, формы обучения, обусловленные существованием в большинстве вузов лекционно-семинарской системы, принципы воспитания являются общими для всех учреждений, составляющих систему высшего образования, обусловленных общими задачами подготовки специалистов с учетом возрастных особенностей.
Специфика разных сфер образования учитывается при выделении научно-педагогических дисциплин: педагогика профессионального образования, педагогика дополнительного образования.
В педагогике профессионального образования находят применение положения дидактики, теории воспитания, частных методик, а также педагогики высшей школы.
Изучение педагогических закономерностей в различных видах социальной деятельности осуществляется такими разделами, как педагогика культурно-просветительной деятельности, педагогика журналистики, производственная, военная педагогика [4, с. 60].
«Современная педагогическая наука находится в стадии интенсивного развития и потому ее структуру нельзя рассматривать как окончательно устоявшуюся. Педагогическое знание открыто для постоянного пополнения. Источниками его пополнения выступают как постоянно меняющаяся социокультурная действительность, так и другие отрасли научного знания» [4, с. 62].
Так, результаты изысканий перечисленных отраслей педагогики напрямую связаны с прогрессом в сфере производства, социальной и культурной деятельности.
В современных реалиях практическая необходимость качественной подготовки специалистов на основе изучения педагогических закономерностей активизировала научно-педагогические исследования в
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
области организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности.
Исторически обучение судебного эксперта всех родов (видов) экспертиз (за исключением специалистов в области медицины) проводилось путем переподготовки лиц, имеющих базовое образование (естественно-научное, экономическое, техническое и другое), который затем приобретал экспертные знания (как компоненту в системе специальных знаний) путем краткосрочных курсов, стажировок, индивидуальной подготовки.
Введение государственного регулирования подготовки специалистов в вузах предопределил процесс стандартизации как разработку государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям, квалификационных характеристик и других документов для вузов.
Процесс стандартизации [3, 8, 9, 10] системы высшего образования в России обеспечивает единство образовательного пространства; объективизацию оценки функционирования педагогической системы, обеспечивает ее эффективное управление; повышение требований к качеству подготовленности выпускников вузов и поиски путей совершенствования юристов.
В.П. Беспалько справедливо подчеркивает, что под стандартом образования нужно понимать диагностическое описание обязательных минимальных требований к отдельным сторонам образования или образованию в целом [1, с. 14-28].
В российской образовательной практике и педагогической науки часто применяется термин «компе-тентностный подход». По мнению разработчиков такого подхода, деятельность педагогов здесь нацелена на выявление совокупности компетенций специалиста как инструмента усиления социального взаимодействия высшей школы с работодателями.
Подготовка судебных экспертов в рамках высшего образования по специальности «криминалистические экспертизы» - 1996 г. (стандарт первого поколения), по специальности «судебная экспертиза» - 2004 г.; с 2011 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально образования (далее ФГОС ВПО) третьего поколения с четким указанием на пять специализаций (в том числе экономические экспертизы) [11, с. 82-89].
Особенности подготовки судебных экспертов в рамках высшей школы состоят в комплексном интегра-тивном образовании, позволяющее сформировать необходимые профессиональные компетенции. Тогда как экспертные курсы и стажировки объективно не позволяют сформировать эти компетенции, а также не могут заменить систематического вузовского образования.
Несмотря на то, что существующая в вузах профессиональная подготовка студентов предназначена обеспечить потребности государства в качественно подготовленных юристах (в том числе судебных экспертов), удовлетворить эти потребности в количественном отношении она пока не может.
Так, в рамках дополнительного профессионального образования [5] (далее ДПО) на базе РФЦСЭ МЭ РФ в целях подготовки квалифицированных государственных судебных экспертов, обеспечения единого и высокого уровня профессиональной компетентности судебных экспертов системы Минюста, а также частных экспертов (на основании договора об оказании платных образовательных услуг) осуществляется обучение экспертным специальностям. Дополнительная профессиональная переподготовка по экспертным специальностям (540 часов) направлена на получение лицом квалификации судебного эксперта (права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности) и организуются по учебным модулям и включают следующие основные дисциплины (модули): «Теория судебной экспертизы»; «Основы криминалистики»; «Специальность». Стоит отметить о возможности сделать перезачет первых двух моделей (на основании ранее усвоенных дисциплин).
Программы дополнительной подготовки должны обеспечивать преемственность по отношению к федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности Судебная экспертиза, соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым судебному эксперту соответствующей специальности, основываться на современных и перспективных образовательных технологиях, методах и средствах обучения, соответствовать установленным правилам оформления дополнительных профессиональных программ (п. 27 ДПО).
Оценка качества освоения программ ДПО проводится путем: внутренней оценки качества образования; внешней независимой оценки качества образования.
Таким образом, в современных реалиях ставится вопрос о качестве специально организованного педагогического процесса в прямой взаимозависимости между будущим специалистом, степенью его готовности к обучению, и преподавателем, совершенствованием его профессионально-педагогической подготовки.
С позиции проектирования современная подготовка юристов в высшей школе представляет собой интеграцию двух процессов: процесса проектирования подготовки специалиста (кого готовить; целенаправленная и согласованная деятельность педагогов и студентов по разработке педагогических проектов, объединяющих педагогические цели и технологии подготовки специалистов с возможностями вузов по реализации данных проектов), процесса функционирования подготовки специалиста в течение всего периода обучения в высшей школе (как готовить, взаимодействие педагогов и студентов с целью реализации проекта подготовки специалистов на основе педагогических технологий и в ходе проведения конкретных учебных занятий) [6, с. 44-45].
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Качество профессиональной подготовки специалиста любого профиля зависит от степени обоснованности трех основных узлов: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить) [7, с. 5].
Проектирование подготовки юристов включает в себя элементы: содержание подготовки студентов (проектирование) и разработку педагогических технологий его реализации. Повышение роли образования в жизни общества, необходимости повышения качества подготовки студентов в высшей школе обусловило усиление внимания ученых [2] к проблемам совершенствования подготовки специалистов на основе дидактического проектирования.
Теоретический анализ Н.А. Давыдова, И.И. Ами-нова, С.П. Полякова термина «дидактическое проектирование подготовки юристов в вузах» [6, с. 32-44] позволяет выделить его содержание как самостоятельный педагогический процесс дидактически обоснованного моделирования, прогнозирования, технологизирова-ния, конструирования и планирования подготовки студентов в течение всего периода их обучения с целью разработки и реализации учебных планов эффективной подготовки юристов в вузе.
Актуальными дидактическими проблемами в проектировании, влияющими на подготовку специалистов является: слабое понимание ими процесса и результата планирования и формирования собственных профессиональных качеств; недостаточное понимание студентами возможностей специально организованного педагогического процесса с целью повышения качества личностной подготовки как специалиста.
В современных условиях низкий уровень готовности студентов к дидактической технологизации своей профессиональной подготовки обусловливает поиски путей его повышения.
Самостоятельная работа студентов является основой для профессионального становления личности в вузе. Формирование стремления к самосовершенствованию представляет собой дидактическое средство индивидуализации их подготовки в вузе.
Выявление и самооценка сильных сторон своей личности и имеющихся недостатков позволяют им разработать проект индивидуального плана-отчета с целью самосовершенствования как основное направление работы над собой во временных рамках учебной дисциплины.
Эффективность процесса дидактического конструирования и планирования подготовки специалиста зависит от уровня готовности студентов к специально организованному педагогическому процессу в высшей школе.
К особенностям учебных дисциплин, касающихся знаний о судебной экспертизе, можно отнести формирование умений комплексного подхода к проблемам междисциплинарного характера, развитие аналитического и творческого стиля мышления. Традиционное
обучение студентов ориентировано на расширение объема изучаемого учебного материала, что приводит к перегрузке обучающихся, наносит вред развитию творческого мышления и профессиональной подготовленности будущих специалистов, может ухудшить диалектику анализа и синтеза в познавательной деятельности юристов и, как результат, снижение уровня их подготовленности к будущей профессии.
Педагогическая практика свидетельствует, что чаще всего преподаватели дифференцируют студентов в учебной группе на микро группы успевающих, на «отлично» (А), «хорошо» (Б), «удовлетворительно» (В). На занятиях одни преподаватели более взаимодействуют с группами А и Б, реже с В. Другие преподаватели чаще взаимодействую с Б и В, отдавая группе А предпочтение заниматься по индивидуальным заданиям. Третьи преподаватели осуществляют дифференциацию обучения на основе внедрения системы рейтинговой оценки.
Несмотря на то, что качество подготовки юристов в вузе зависит от неуклонного повышения самостоятельности студентов, вариативность как основная тенденция проводимых в современной системе образования инновационных изменений обеспечивает каждому слушателю реальную возможность выбора методов и организационных форм обучения.
Основные причины, востребующие вариативность, это многообразие учебных задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей, стиля их познавательной деятельности и множества других факторов, в том числе взаимоотношения слушателей друг с другом и с педагогом.
Развитие технологического подхода в образовании привело к пониманию того, что вариативными должны быть методы и приемы как компоненты технологии обучения, так и сами технологии, которые зависят от дидактических целей, особенностей учебного материала, слушателей, педагогов и от условий обучения.
Содержание учебной дисциплины должно определятся как наукой, так и дидактическим профилем специалиста по конкретной специальности, который можно представить в виде компонентов: научно-теоретическое ядро, базисное (основное) содержание, дополнительное содержание, факультативная часть.
Факультативная часть содержания учебной дисциплины указывает на добровольное овладение студентами материала, а также на способность удовлетворить запросы будущих специалистов в более глубоком изучении.
Как правило, педагогические нововведения усложняют педагогическую деятельность педагогов, что в свою очередь, влечет увеличение затрат на усложнение этой деятельности. Так, обучение студентов планированию личностного самосовершенствования на основе индивидуализации их подготовки как специалистов в учебном процессе высшей школы (разработка и реали-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
зация индивидуального плана подготовки специалиста) является одним из путей повышения мотивации к овладению своей специальностью. Индивидуальный план-отчет может служить оценочным средством для промежуточной аттестации.
Резюмируя вышесказанное можно предположить следующее: за счет введения преподавателем в педагогическую технологию подготовки специалистов индивидуального плана-отчета у студента повысится мотивация собственной разработки планирования изучаемой дисциплины на основании базовой, а также с учетом прямой зависимости уровня усложнения материала в процессе подготовки; помощь педагога в определении степени готовности обучающегося, т.е. согласование ожидаемого результата; уточненная студентом и педагогом система контроля качества подготовки по каждому элементу учебной дисциплины; последующая реализация в педагогическом процессе.
Литература
1. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия [Текст]. Педагогика, 1993. № 5. с. 14-28.
2. Давыдов Н.А., Минаева О.В., Поляков С.П. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании [Текст]: Учеб. пособ. (высшее образование: бакалавриат) / Под ред. В.В. Рубцова и А.М. Столяренко. М.: Инфра-М, 2014. 304 с.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, принят Госсударственной Думой Федерального Собрания РФ 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 26 декабря 2012 г., офиц. текст: по состоянию на 13 октября 2015 г. (Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).
4. Педагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Со-ловцова, А.М. Байбаков / Под ред. Н.М. Борытко. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 496 с.
5. Положение о дополнительном профессиональном образовании работников федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное Приказом ФБУ РФЦСЭ МЮ РФ от 16 декабря 2014 г. № 239/1-1 / http://sudexpert.ru/norms/ (дата обращения: 13 октября 2015 г.).
6. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации) [Текст]: Монография / Под общ. ред. Н.А. Давыдова. М: Проспект, 2015. 208 с.
7. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г, Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста [Текст]: Саратов: СГУ, 1987. 176 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 судебная экспертиза (квалификация (степень)
«специалист»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 40 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 31 мая 2011 г. № 1975).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 судебная экспертиза (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 судебная экспертиза (квалификация (степень) «магистр»), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.
11. Экспертиза в судопроизводстве [Текст]: Учебник для бакалавров / Под. ред. Е.Р. Россинской. М.: Проспект, 2016. 336 с.
References
1. Bespalko V.P. Education standardization: main ideas and concepts [Text]. Pedagogics, 1993. No. 5. page 14-28.
2. Davydov N.A., Minayeva O.V, Polyakov S.P. Professional and personal orientations in modern higher education [Text]: manual (the higher education: a bachelor degree) / under the editorship of V V. Rubtsov and A.M. Stolyarenko. M.: Infra-M, 2014. - 304 pages.
3. About education in the Russian Federation [An electronic resource]: Feder. the law of December 29, 2012 No. 273-FZ: it is accepted State. Thought Feeder. Sobr. Russian Federation 21 Dec. 2012: одобр. Federation Council Feeder. Sobr. Russian Federation 26 Dec. 2012: ofitsa. text: as of 13.10.2015 - Access from справ. - legal ConsultantPlus system.
4. Pedagogics [Text]: manual for students of higher educational institutions / N. M. Borytko, I.A. Solovtsov, A.M. Baybakov; under the editorship of N. M. Borytko. M.: Publishing center "Akademiya", 2007. - 496 pages.
5. The provision on additional professional education of workers of federal budgetary judicial and expert institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation approved by the Order FBU RFTsSE MU of the Russian Federation of December 16, 2014 No. 239/1-1/ http://sudexpert .ru/norms/(date of the address on October 13, 2015).
6. Modern training of lawyers: bachelors, experts and masters in higher education institutions of Russia (experience of design and realization) [Text]: the monograph / under a general edition of N. A. Davydov. М: Prospectus, 2015. - 208 pages.
7. Talyzina N.F., Pechenyuk N., Hikhlovsky L.B. Ways of development of a profile of the expert [Text]: Saratov: SGU, 1987. - 176 pages.
8. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation (specialty) 031003
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
judicial examination (qualification (degree) "expert") approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 No. 40 (in an edition of the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31.05.2011 No. 1975).
9. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation (specialty) 031003 judicial examination (qualification (degree) "bachelor") approved by the Order of the Ministry of Education and Sci-
ence of the Russian Federation of May 04, 2010 No. 464.
10. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation (specialty) 031003 judicial examination (qualification (degree) "master") approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 14, 2010 No. 1763.
11. Examination in legal proceedings [Text]: the textbook for bachelors / under. E.R. Rossinskaya edition. M.: Prospectus, 2016. 336 pages.
УДН 343.983 ББК 67.5
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДАКТИЛОСКОПИИ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА СОКОЛОВА,
доцент кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: Sokolova-o-a@mail.ru Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность Научный консультант: профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор Н.П. МАЙЛИС
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности преподавания теоретических основ дактилоскопии; внимание акцентируется на недостаточной разработанности диагностического направления в дактилоскопии, а именно: установление давности оставления следа, его возможной фальсификации и др. Анализируются возможности интеграции данных из других наук в дактилоскопию.
Ключевые слова: особенности преподавания дактилоскопии, теоретические основы дактилоскопии, диагностические задачи в дактилоскопии, дактилоскопическая экспертиза, интеграция наук.
Annotation. The article considers some peculiarities of teaching theoretical basics of fingerprinting, the emphasis is on the lack of readiness of the diagnostic trends in fingerprinting, namely: the establishment of limitations leaving a trace, its possible falsification, etc. Discussed the possibility of integration of data from other Sciences in fingerprints.
Keywords: eatures of teaching fingerprinting, fundamentals of fingerprinting, diagnostic tasks in fingerprinting, fingerprint examination, integration of Sciences.
Формированию профессионально-специализированных компетенций у курсантов и слушателей ВУЗов системы МВД Российской Федерации, ведущих подготовку специалистов экспертного профиля по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения, в первую очередь, способствует
овладение обучающимися общекультурными и профессиональными компетенциями. В данном направлении важная роль принадлежит инновационным подходам к организации образовательного процесса. При подготовке специалистов в области судебной экспертизы особая роль отводится изучению теоретических и методических основ дактилоскопической экспертизы.