Научная статья на тему 'Совершенствование системы внешнеэкономической деятельности предприятия'

Совершенствование системы внешнеэкономической деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1639
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕБЕСТОИМОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ / ВЫХОД НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ СБЫТА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / COSTS / PROFITS / EFFICIENCY OF USE OF RESOURCES / ACCESS TO FOREIGN MARKETS / PRICING POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Анастасия Александровна

Основные направления по совершенствованию финансового состо яния предприятия рассматриваются для оздоровления предприятия и увеличения прибыли. Чем прибыльнее предприятие, тем стабильнее его доход, тем больше его вклад в развитие социальной сферы государства, его экономического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

The main directions for improvement of the financial state of the enterprise is considered in terms of rehabilitation of the enterprise and increase profits. That a profitable enterprise, the stability of its income, the more his contribution to development of social sphere of the state, its economic potential.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы внешнеэкономической деятельности предприятия»



Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

14

2) несоблюдение требований КоАП России, определяющих содержание постановления по делу об АП (неверно указан порядок обжалования постановления по делу).

Основным направлением деятельности должностных лиц, замещающих отдельные должности по правовой работе, является претензи-онно - исковая работа и представление интересов таможни в судебных органах.

По этому направлению итоги работы выглядят следующим образом.

В период с 11.01.2012 по настоящее время в производстве должностных лиц находилось 39 судебных дел, из них 9 дел являются перешедшими с прошлого года. По сравнению с прошлым годом, это на 4 судебных дел меньше (43 судебных дела в 2011 году).

Наблюдается положительная тенденция, направленная на снижение судебных споров суча-стниками ВЭД и физическими лицами, ввозимыми товары для личного пользования, в части принятия качественных решений должностными лицами ОТО и ТК и ОСТП таможенного поста.

Необходимо отметить, что в 2012 году судебная практика по заявлениям (жалобам) участников ВЭД по обжалованию решений, действий (бездействия) должностных лиц Ставропольского таможенного поста Минераловодской таможни по определению и контролю таможенной стоимости товаров не изменилась.

В итоге по всем делам в 2012 году Арбитражным судом Ставропольского края вынесены решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности. Наложено административных взысканий в виде штрафа на общую сумму 30 000 рублей. Конфисковано 29 544 единиц контрафактной продукции (ЕКП) на общую сумму 43 631,41 рублей.

Одним из показателей оценки эффективности деятельности правоохранительного блока та-

моженных органов является коэффициент вы-являемости. В нашем случае коэффициент выявляемое™ будет рассчитываться стоимостной. Для этого используются суммы наложенных взысканий и статистическая стоимость товаров.

Таблица 1 - Эффективность деятельности правоохранительного блока

Исходя из данныхтаблицы, можно сделать вывод, что за последние два анализируемых года коэффициентэффективности незначительно возрос с 0,7 в 2011 году до 0,82 в 2012 году. Сохранение штата сотрудников говорит о том, что работа идет эффективно. Таким образом, наблюдается улучшение работы и повышение показателей.

Подводя итоги анализа деятельности правоохранительного блока Ставропольского таможенного поста, можно сделать вывод, что к концу 2012 года все показатели имеют тенденцию к повышению.

Нельзя не отметить повышение таких показателей, как качество проведения расследований, коэффициент эффективности работы правоохранительного блока, повышение загруженности сотрудников. Важно, что все эти показатели взаимосвязаны и повышение одного неизменно влечет за собой улучшение другого.

Примечания:

1. Ананьев В.О. Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации: монография / В.О. Ананьев. - М.: Российская таможенная академия, 2011.

2. Пресняков В.Ю. Таможенная политика России на современном этапе (роль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации финансовой системы): учебное пособие / В. Ю. Пресняков. - М.: РИО РТА, 2009.

Период Кол-во сотрудников Кол-во дел Наложено санкций, тыс. руб. Коэффициент эффективности

2011 2 59 20,813 0,7

2012 2 124 50,711 0,82

IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF THE ENTERPRISE Popova Anastasiya Alexandrovna, Student, Chair of Economics and Management,

North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]

The main directions for improvement of the financial state of the enterprise is considered in terms of rehabilitation of the enterprise and increase profits. That a profitable enterprise, the stability of its income, the more his contribution to development of social sphere of the state, its economic potential.

Keywords: costs; profits; efficiency of use of resources; access to foreign markets; pricing policies.

УДК339.9 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Попова А.А., 2013 Основные направления по совершенствованию финансового состо-

яния предприятия рассматриваются для оздоровления предприя-

тия и увеличения прибыли. Чем прибыльнее предприятие, тем стабильнее его доход, тем больше его вклад в развитие социальной сферы государства, его экономического потенциала.

Ключевые слова: себестоимость; прибыль; эффективность использования ресурсов; выход на зарубежные рынки сбыта; ценовая политика.

В настоящее время, когда каждое современное предприятие стремится добиться самоокупаемости затрат, получить прибыль, возникает необходимость самостоятельного поиска возможностей и путей более прогрессивного функционирования. При этом результаты деятельности предприятия, его положение на рынке определяются эффективностью его производства.

На предприятии предлагается предусматривать плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

- снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

- улучшение ценовой политики;

- расширение рынковсбыта и др.

В этом случае для предприятий остро встаёт вопрос о снижении затрат на производство продукции, что приведет в свою очередь к повышению рентабельности. Поэтому на этом этапе развития существенно возрастает роль такой стоимостной категории, как себестоимость.

Как известно, снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором роста прибыли предприятия, так как, снижая себестоимость, предприятие сможет получать большую выгоду, продавая продукцию по неизмененной цене. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

С переходом на рыночные отношения и либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия получили право выхода на зарубежный рынок.

Система разработки методов выхода предприятия на зарубежные рынки требует совершенствования, в том числе в связи с новыми требованиями к международной торговле, к качеству товаров и услуг, в связи с ускорением проникновения процессов глобализации в мировую экономику.

Предприятие в современных условиях жесткой конкуренции, быстроменяющейся ситуацией должно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы ему успевать за изменениями в его окружении.

В нынешних условиях глобализации процессов мировой экономики важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию предприятия к быстроменяющейся окружающей среде.

Преимущества в конкурентной борьбе получает более мобильное предприятие, делающее анализ и прогноз изменения внешней среды на максимальный период. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов, изменение позиции потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, развитие информационных сетей, делающих молниеносным распространение и получение информации, широкая доступность современныхтехнологий, изменение роли персонала, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Вектор стратеги-

I---------

15

ПОПОВА Анастасия Александровна,

студентка, кафедра

Экономики

и управления,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

[email protected]

Ip—. X

r

0

«=;

Г/Т

n

C

C

О

fcQ

16

ческого управления предприятия должен совпадать с вектором глобализации мировых экономических процессов, исходя из этого предприятие должно эволюционным путем пройти ряд стадий, который представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Стадии вовлечения предприятия в процессы экономической глобализации

Системный подход в изучении управления процессами выхода предприятия на зарубежные рынки позволяет рассматривать систему как совокупность подсистем с индивидуальной структурой и специфическими внутрисистемными связями. Кроме того, модель предприятия и управления процессами внешнеэкономической деятельности предложено рассматривать как комплекс взаимосвязанных подсистем.

Данная модель предприятия и управления процессами внешнеэкономической деятельности представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель предприятия и управления процессами внешнеэкономической деятельности как комплекса взаимосвязанных подсистем

На схеме цифрами указаны организационно -управляющие блоки:

1. Управление планированием внешнеэкономической деятельности, маркетингом, прогнозированием спроса.

2. Управление продажами.

3. Управление производственно-экономическими операциями.

4. Управление логистикой внешнеэкономическихопера-ций.

5. Управление внешнеэкономическими расчетами.

6. Управление рисками внешнеэкономической деятельности.

7. Управление имиджем.

8. Анализ финансово-экономической эффективности внешнеэкономической операции.

9. Информационное и правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности.

Если блоки 1-5 соответствуют конкретным функциям, то блоки 6-9 работают для всех функций на всех этапах процессов внешнеэкономической деятельности.

При адаптации предприятия к внешнему окружению предлагается следующая технология:

1. Анализ внешнего окружения.

2. Оценка ключевых компетенций, структуры отношений собственности и организационной структуры управления, выявление элементов эффективной реализации функций и процессов.

3. Позиционирование предприятия во внешнем окружении в части возможностей реализации конкретных стратегий в отдельных видах и фазах деятельности.

4. Реорганизация системы управления предприятием.

Таким образом, ключевым элементом в преобразовании системы управления предприятием можно считать адаптацию предприятия к меняющемуся внешнему окружению, включая изменения под влиянием мегафакторов мировой экономики.

Следовательно, анализ теоретических подходов разработки и реализации стратегии выхода предприятия на мировые рынки показывает, что можно сформировать концепцию системного подхода повышения эффективности управления предприятием и его адаптации к новой внешней среде, используя методику проникновения в зарубежные рынки с соответствующими адекватными изменениями в разнообразных сегментах структуры управления предприятием.

Одним из наиболее существенных направлений анализа финансового состояния предпри-

ятия является ценовая политика предприятия. Цены, пожалуй, самый важный фактор, из факторов, определяющих прибыльность предприятия. Поэтому ценовая политика как цели, которых предприятие достигает с помощью цен на свою продукцию, и система мер, на это направленных, должны быть хорошо продуманы и обоснованы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реклама также может повысить действенность цены, влияя на сбыт продукта предприятием. Если предприятие продаст свой продукт по высокой цене, которая ктомуже выше цены конкурентного продукта, или оно собирается изменить цену в сторону повышения, то в этих случаях желательно снизить чувствительность покупателей к цене (ценовую эластичность) за-счет усиления их предпочтения к данному продукту. Напротив, если предприятие продаст свой продукт по низкой цене, которая ктомуже еще ниже цены конкурента, или оно собирается сни-

зить цену, то в этих случаях для предприятия желательно повысить ценовую эластичность.

Чем выше будет ценовая эластичность, тем благоприятнее для предприятия окажется текущая низкая цена или снижение цены. В этом случае предприятие пытается провести свою рекламу так, чтобы ценовая эластичность была ^ как можно выше.

Таким образом, предложенные мероприятия О выведут предприятие на новый уровень эффек- *

тивности и развития, а также позволят увели- к/1 чить прибыль. ^

Примечания: qq

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика предприятий: учеб. .оп,

/ И.В. Сергеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

3. Батьковский А.М., Булава И.В., Мингалиев К.Н. и др. Стратегия ,

развития российских предприятий в современный период: теория I

и методология. - М.: МЭСИ, 2009. S .

ON THE QUESTION OF TARIFF REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION Sedykh Christina Alexandrovna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]

The paper discusses the issues of tariff regulation in the Russian Federation at the present stage.

y

Keywords: Customs Tariff; the Customs Union; the WTO; the protection of interests.

17

К ВОПРОСУ О ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В работе рассмотрены вопросы тарифного регулирования в РФ на современном этапе.

Ключевые слова: таможенный тариф, Таможенный союз, ВТО, защита интересов.

^Г~

В последние годы в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортныхтаможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6 %, в то время как на

УДК 339.543

© Седых К.А., 2013

СЕДЫХ Кристина Александровна,

студентка,

Северо-Кавказский

федеральный

университет,

Ставрополь

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.