ных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50 % его доходной части. В соответствии стребованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованиютаможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.
В условиях глобализации международная торговля все больше влияет на внутриэкономическое развитие стран, а потому государственное стимулирование экспорта закономерно становится стратегическим направлением деятельности правительств, рассматривается как завершающее звено в общем контексте усилий государства по обеспечению устойчивого хозяйственного роста.
В этих условиях таможенно-тарифная политика государства оказывает большое влияние на промышленные предприятия (а во многих случаях именно от нее зависит судьба производства).
Важным фактором, определяющим успешность политики иностранных государств в области стимулирования экспорта, является её гибкость и финансовая обеспеченность. Многие страны неоднократно меняли схемы стимулирования экспорта в попытках ускорения его раз-
вития, отбрасывая неудачные и расширяя применение более эффективных мер.
Мировой опыт свидетельствует, что в целях поддержки и стимулирования развития экспорта используется разнообразный арсенал средств, который можно разбить на два блока. Первый из них - это средства или меры, направленные на поддержку и стимулирование развития экспортного производства товаров. Второй блок мер направлен на поддержку и стимулирование продвижения экспортной продукции страны на внешние рынки. Два этих блока находятся в диалектической взаимосвязи, хотя наиболее важное место в их ряду принадлежит мерам, нацеленным на стимулирование развития экспортного производства. [1]
В стимулировании развития экспорта, формировании его структуры важная роль принадлежит государству, которое занимает особое положение в обществе и выполняет специфические функции на национальном и внешнем уровнях. Оно является носителем власти, располагает широкими финансовыми возможностями, выступает общественным контролёром, использует широкий спектр воздействия на развитие экономики страны. Сюда входят бюджетная, кредитная, денежная и валютная политика.
1-Л
О
гч
I-
о
1_
□
со
гч
■ QII
\
у
Литература:
1. Таможенныйсоюз: закон и практика // Информационно-аналитическое обозрение "Таможня". - 2010. - № 19.
2. http://www.terrahuma№a.ru-Таможенный союз: аспекты формирования единого таможенного законодательства / Ю.А. Максимов. -2010.- № 1.
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY: PLANNING AND IMPLEMENTATION PROBLEMS Musaev Shamil Magomedovich, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol The paper discusses the main challenges facing the participants of foreign economic activity. Keywords: foreign economic activity, planning, risks, issues foreign economic activity: planning and implementation issues.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: УДК339.9
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
В работе рассмотрены основные проблемы, стоящие перед учас- © Мусаев Ш.М., 2013
тниками внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, планирование, риски, проблемы.
Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в условиях преодоления кризиса российской экономики, безусловно, способствует оздоровлению народного хозяйства, становится ведущим фактором экономического роста. Объективной необходимостью является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механиз-
МУСАЕВ Шамиль Магомедович,
студент,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Ip—. X
r
0
«=;
□
n
C
C
О
fcQ
10
мов регулирования деятельности всех участников ВЭД, включая торговых посредников. Институт внешнеэкономических посредников становится неотъемлемым элементом коммерческой инфраструктуры общества, который в равной мере обслуживает как общегосударственные, так и региональные экономические интересы.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий как одна из ключевых составляющих их производственно-хозяйственной деятельности, существенно увеличила свою значимость за время экономических реформ. Но уровень конкуренции на международных рынкахтаков, что новым участникам приходится конкурировать не только продукцией, но и мобильностью, адаптивностью систем управления.На первый план выходит способность систем управления активно реагировать на условия внешней среды, положительно использовать изменения в технологических, финансовых и иных областях. Продукция на мировом рынке сама по себе является лишь необходимым, но часто не главным условием победы в борьбе за потребителя.
От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Отсутствие комплексного подхода к данной проблеме существенно ограничивает возможности развития конкурентоспособности предприятия, особенно на мировом рынке.
В настоящее время существует острая необходимость для многих предприятий к освоению подходов к управлению их внешнеэкономической деятельностью, которые являются адекватными современным экономическим условиям и целям развития, которые перед ними устанавливаются.
Основные мотивы развития внешнеэкономической деятельности предприятия:
- потребность в закупках сырья, комплекту-ющихизделий, новейшихтехнологий, "ноу-хау" и оборудования, привлечении инжиниринговых услуг для производственных нужд, исходя из их уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка (фирма выступает в качестве импортера; торговые фирмы импортируют товары с целью получения прибыли путем их перепродажи на внутреннем рынке);
- расширение рынка сбыта своей продукции за рамки национальных границ с целью максимизации прибыли (фирма выступает в качестве экспортера);
- развитие экспортно-импортных операций специализированными торговыми посредническими фирмами с целью получения прибыли за счет разницы между ценами закупки и продаж;
- увеличение портфеля заказов строительных фирм путем получения подрядов на строительство объектов за рубежом;
- привлечение иностранных инвестиций с целью внедрения новыхтехнологий, модернизации производства, стабилизации финансового положения, повышения конкурентоспособности продукции и рентабельности предприятия;
- участие в международной кооперации с целью обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции;
- минимизация затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;
- экспорт капитала в зарубежные страны с целью повышения эффективности его вложения, прежде всего в предпринимательской форме, для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (за счет приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли за счет снижения налоговых отчислений (вывоз капитала в оффшорные зоны, налоговые гавани и свободные экономические зоны);
- освоение новых рынков сбыта в целях достижения оптимальных размеров производства, обеспечивающих минимальные удельные производственные затраты, и продление жизненного цикла продукции путем ее реализации на совершенно новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса (развивающиеся страны);
- перенос предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;
- приближение производства к потребителям, что позволяет более гибко реагировать на изменение запросов, экономить на затратах на транспортировку и хранение продукции;
- вынос "вредного производства" в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.
Качественная организация ВЭД на предприятии предполагает проведение экономического анализа ВЭД: от оценки перспектив выхода на внешний рынокдо оценки эффективности конечной операции.
Большое значение в правильной организации и планировании деятельности предприятия в целом, и на внешнем рынке в частности, принадлежит экономическому анализу ВЭД. Правильная организация и планирование ВЭД могут привести к экономии как временных затрат, так и материальных ресурсов, что положительно отразится в целом на деятельности предприятия. Комплексный экономический анализ внешнеэкономической деятельности (КЭАВЭД) организации изучает ВЭД организации, которая представляет собой хозяйственные процессы,
непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, продукции, работ и услуг на внешнем рынке.
Основополагающей целью функционирования коммерческой организации является получение прибыли. Однако для реализации этой цели в долгосрочном периоде организация должна работать эффективно и сохранять конкурентоспособность на рынке. Поэтому при обобщающей оценке эффективности ВЭД наиболее существенными показателями являются:
- показатели рентабельности и финансовых результатов;
- основные показатели эффективности производственных процессов;
- показатели конкурентоспособности продукции и ее реализации.
Для более полной быстрой оценки эффективности ВЭД целесообразно ввести интегральный показатель оценки эффективности ВЭД. Для этого необходимо:
1) систематизировать показатели, характеризующие различные аспекты эффективности внешнеэкономической деятельности. Показатели должны интерпретироваться однозначно, например показатели рентабельности или доли рынка;
2) избрать соответствующий метод комплексной оценки отобранных показателей.
В реальной экономической деятельности все хозяйственные процессы протекают с существенной долей неопределенности и связаны с риском. Во внешнеэкономической деятельности компании категории "риск" и "неопределенность" играют чрезвычайно важную роль. Именно в сфере внешнеэкономической деятельности риски компании очень разнообразны и трудно прогнозируемы. Высокая степень рискованности международных сделок по сравнению со сделками на национальном рынке обусловлена сложностью внешней среды международного бизнеса. В частности при международном лизинге лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами разных государств, в которых действует своя юридическая система, предлагаются свои нормативные акты для поддержки национальной экономики. Кроме того, любой инвестиционный проект всегда сопряжен с долей риска получить не всю расчетную прибыль, вплоть до потери всего инвестированного в проект капитала.
Неотъемлемой составной частью любой хозяйственной деятельности является неопределенность. Она лежит в основе практически всех экономическихявлений, взаимодействие с которыми определяет соответствующее поведение и отдельных фирм, и общества в целом.
Ситуация риска, по сути, разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. В этом случае посредством инструментов теории вероятностей и математической статистики мож-
но объективно оценить вероятность событий, которые предположительно возникнут в результате определенной деятельности. Соответственно, вероятность того, что событие произойдет, равна 1, а невозможность события равна 0.
Особое место в общей системе рисков занимают предпринимательские риски. Предпринимательские риски - это вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом.
Впервые классификация предпринимательских рисков была представлена в трудах Дж. Кейнса, считавшего, что стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, с изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф.
Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков: риск предпринимателя или заемщика, риск кредитора, риск инфляции.
В настоящее время существует немало классификаций предпринимательских рисков, основанных на различных их характеристиках (В.М. Гранатуров, О.И. Дегтярева и др.). Практически все эти классификации сходятся в одном - они выделяют риск экономический, основой которого является возможное негативное влияние на деятельность фирмы событий в сфере экономики.
Ряд авторов (О.И. Дегтярева и др.) (и мы с ними согласны) разбивают экономические риски натри группы: рыночные риски; кредитные риски; операционные риски. Рыночные риски, связанные с неопределенностью колебаний рыночной конъюнктуры, наиболее разнообразны. Они включают в себя: процентные риски, валютные риски, ценовые риски рынка акций, ценовые риски товарных рынков, риски рынка производных финансовых инструментов.
Ценовые риски связаны с неопределенностью относительно будущего уровня цены. Ценовой риск большинством исследователей (К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, О.И. Дегтярева,
В.М. Чибинеев и др.) определяется как вероятность (возможность) отклонения будущей цены от ее ожидаемого значения. Любое отклонение цены от ожидаемой величины считается проявлением ценового риска (это касается как динамики цен на продукцию, так и на услуги). Если применение данного определения риска ограничивается только ситуациями с неблагоприятным исходом, то целесообразно говорить о риске фирмы понести убытки; при рассмотрении ситуаций с благоприятными отклонениями целесообразно говорить о риске недополучения фирмой прибыли.
Вышеприведенное определение ценового риска указывает на способ его измерения: так
1-Л
о
гч
I-
о
1_
□
со
гч
■ QII
I—
11
12
как ценовой риск принимает форму отклонения от ожидаемой величины, то чем больше изменчивость цен, тем большему риску подвергается субъект рынка.
Операционным рискам при осуществлении внешнеэкономической деятельности российские компании, как правило, не уделяют должного внимания. Хотя при неблагоприятных условиях они способны привести к значительным финансовым потерям. Базельский комитет предложил собственное определение операционных рисков, которое получило всеобщее признание: "операционный риск определяется как риск возникновения убытков из-за неэффективных или разрушенных внутренних процессов, действий людей, ошибочного функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних факторов".
Помимо вышеперечисленного к основным проблемам для российских компаний при осуществлении внешнеэкономической деятельности относятся:
1) рассмотрение сделки: поиск контрагента, развитие и налаживание с ним связей; разработка и обсуждение с ним условий контрактов; обсуждение деталей со вспомогательными организациями;
2) оформление сделки: сбор юридических документов для оформления сделки; непосредственное оформление; подписание контракта;
3) проведение, сопровождение и закрытие сделки: проведение платежей и перемещение ценностей; осуществление внутреннего учета фатов выполнения условий сделки; составление финансовой отчетности; сверка контрольно-учетныхзаписей.
EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF A LAW ENFORCEMENT UNIT OF THE STAVROPOL CUSTOMS OFFICE MINERALNYIE CUSTOMS
Pidshmorga Christina Nikolaevna, Student, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: FBI160491@yandex. ru
This paper assesses the effectiveness of a law enforcement unit in the Customs example of Stavropol customs post.
Keywords: customs; law enforcement; effectiveness.
УДК339.543 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО БЛОКА СТАВРОПОЛЬСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА МИНЕРАЛОВОДСКОЙ ТАМОЖНИ
© Пидшморга К.Н., 2013 В работе проводится оценка эффективности правоохранительного блока таможни на примере Ставропольского таможенного р I поста.
Ключевые слова: таможенная служба; правоохранительная деятельность; эффективность.
ПИДШМОРГА Кристина Николаевна,
студентка,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
Главными направлениями деятельности таможенной службы России являются осуществление фискальной и правоохранительной функций, развитие технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Одно из важнейших мест в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всехуровней.
В настоящее время одной из актуальных проблем государственного строительства является совершенствование правоохранительной деятельности как основного механизма упорядочения социальных отношений.В последнее время внешнеэкономическая деятельность все больше привлекает криминальные элементы. Возможность получения высоких доходов от внешнеторговых операций, уклонения от уплаты налогов, "выстраивания" сложных схем перевода денег на счета иностранных банков - все это делает внешнеторговый бизнес привлекательным и усиливает его криминализацию.
В условиях роста экономической преступности до сих пор идет сложный процесс становления таможенных органов как субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.