Am 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Уварова Наталья Витальевна
канд. юрид. наук,
докторант PhD Высшей школы экономики и управления, Учреждение образования «Каспийский общественный университет »,
Республика Казахстан, г. Алматы E-mail: [email protected]
MANAGEMENT PRINCIPLES OF STATE FINANCE IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Natalya Uvarova
Candidate of Legal Sciences, PhD student of Higher School of Economics Educational
Institution of “Caspian Social University ”, Republic of Kazakhstan, Almaty
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена принципам управления как исходным научным и экономическим категориям, выражающим сущность и особенности управленческих процессов в государственном секторе финансов. Автор полагает, что принципы управления государственными финансами — основополагающие, руководящие начала, выражающие определенные требования к деятельности субъектов финансовых отношений, отражают наиболее существенные стороны (компоненты) структуры и функционирования системы управления государственными финансами.
ABSTRACT
The article is devoted to management principles as the original scientific and economic categories which express the essence and peculiarities of management
Уварова Н.В. Принципы управления государственными финансами //
Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2015. № 8(19) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2474
processes in the public sector of finances. The author believes that management principles of state finance have fundamental, guiding elements expressing specific requirements for subjects’ activity of financial relations, reflect the most essential aspects (components) of the structure and functioning of the public finance management system.
Ключевые слова: государственные финансы, принципы, финансовая система, государственно-частное партнерство, бюджетная система.
Keywords: state finance; principles; financial system; public private partnership; budget system.
Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает новый этап модернизации национальной финансовой системы с тем, чтобы она не только могла обеспечивать развитие экономики республики, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной финансовой средой [6]. Имеется в виду повышение конкурентоспособности финансовой системы республики во всех ее базовых сегментах. В этом аспекте принята Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года [8]. В Концепции отражено видение развития финансовой системы республики, обоснование финансовой политики, формулируется совокупность ключевых положений, выражающих систему воззрений, принципов и механизма претворения в жизнь этой политики. Отсюда вытекает актуальность темы исследования. Речь идет о фундаментальных основах эффективного функционирования национальной финансовой системы в условиях мировых и региональных процессов интеграции.
Цель исследования — раскрыть сущность и дать классификацию принципов управления государственными финансами Республики Казахстан. Практическое значение темы исследования связано с модернизацией структуры и деятельности финансовых органов управления, успешной реализацией приоритетных направлений развития финансового сектора в республике. Сущность
и совокупность принципов управления государственными финансами основываются, с одной стороны, на общих закономерностях социальноэкономического и политического развития общества и государства, а с другой — на объективных процессах в самой финансовой системе.
Следует отметить, что проблема принципов управления финансовым сектором является слабо разработанной в теоретическом аспекте. В специальной литературе имеют место различные трактовки понятия и видов принципов финансового управления, произвольный «набор» принципов без обоснования критериев их классификации, нередко принципы отождествляются с правами и обязанностями субъектов управления. В частности, профессор В.Д. Мельников различает отдельные перечни принципов финансовой политики и принципов управления финансами [4, с. 59]; Н.Д. Шимширт ограничивается только принципами построения бюджетной системы [10, с. 61]; и др. Все это свидетельствует о том, что проблема принципов управления государственными финансами и финансовым сектором в целом нуждается в специальном исследовании.
Понятие «принцип» (от лат. principium — начало, основа) означает руководящую идею, исходное положение, основное правило поведения людей. Применительно к теме исследования принцип выступает центральным понятием, поскольку он положен в основу всей системы управления государственными финансами. В обобщенном виде принцип вбирает в себя сущностные свойства финансовой системы, из которой, в конечном счете, он выводится. В этом аспекте принцип управления государственными финансами можно определить как основополагающее, руководящее начало, выражающее сущность и внутреннюю согласованность структурных компонентов всей финансовой системы государства.
Принципы, как основополагающие элементы системы управления государственными финансами, непременно должны быть выражены в правовой форме. В этом случае они приобретают обязательное значение для субъектов финансовых отношений. Отказ от нормативного закрепления принципов управления финансами неизбежно связан с переводом их в сферу научных
категорий. В этом случае принципы управления остаются на уровне теоретического воплощения идей, положений, взглядов ученого. Правовые же принципы управления государственными финансами есть уже реализованные в законодательстве и финансовой практике руководящие положения.
Принципы управления государственными финансами различаются по сфере действия. Прежде всего, следует выделить группу принципов, которые имеют основополагающее значение для всего общества и, соответственно, получили закрепление в Конституции РК; они распространяются на все отрасли государственного управления, в том числе на финансовый сектор. Наряду с этим имеется группа принципов, которая действует в системе управления отраслями экономики, включая государственные финансы (социально-экономические принципы). Наконец, можно выделить третью группу принципов — отраслевые, сфера действия которых ограничена системой управления государственными финансами.
Логично вначале рассмотреть общие принципы государственного управления и их проявление в финансовом секторе республики. К общим принципам относятся: конституционные принципы деятельности Республики Казахстан (п. 2 ст. 1 Конституции РК); законность; территориально-отраслевой; оптимальное сочетание централизации и децентрализации; учет общественного мнения и гласность; международное сотрудничество [3]. Данные принципы составляют фундаментальную базу для устойчивого развития экономики и финансовой системы, они нашли отражение и конкретизацию в действующем законодательстве по экономическим и финансовым вопросам.
Служебная роль принципа законности состоит в обеспечении внутренней согласованности структурных частей (элементов) системы управления государственными финансами, их связей, отношений, субординации; выражает особое состояние данной системы управления, режим функционирования финансовой системы. Это означает, что недопустимы любые нарушения законодательства о финансах независимо от того, от кого они исходят, причин их оправдания и региональных особенностей. Принцип законности выражается
в виде требований к государственным органам и организациям соблюдать финансовое законодательство республики, уважать права физических и юридических лиц на получение качественных финансовых услуг, означает единообразное понимание законности должностными лицами, гражданами и финансовыми организациями. В частности, Бюджетный кодекс РК и Налоговый кодекс РК не могут трактоваться произвольно, по усмотрению тех, кто их применяет. Сложившаяся структура финансовых органов (Министерство финансов РК, Национальный Банк РК и др.) содержит в себе потенциальные возможности для установления таких взаимосвязей между собой, которые способны поддерживать состояние финансовой системы в заданном правовом режиме.
Важное место в обеспечении законности в системе управления государственными финансами занимает контрольно-надзорная функция государства. Данная функция реализуется, с одной стороны, представительными, исполнительными и судебными органами в качестве составной части их компетенции, а с другой — специализированными органами (Счетный комитет РК, ревизионные комиссии маслихатов, органы финансовой полиции и др.). Соблюдение принципа законности придает стабильность финансовой системе республики, связано с эффективностью финансового обеспечения экономических программ, укрепления дисциплины в работе финансовых органов и подведомственных им организаций, с формированием конкурентоспособной финансовой системы республики.
Организационную структуру управления государственными финансами выражает территориально-отраслевой принцип. Суть этого принципа состоит в органической взаимосвязи отраслевых и функциональных начал в системе управления государственными финансами на соответствующей территории и находит свое проявление в компетенции соответствующих финансовых органов. Прежде всего, деятельность органов управления государственными финансами организуется по отраслевому принципу. Объективным основанием этого принципа является отрасль (конкретное направление финансовой
деятельности государства), в соответствии с которой формируется организационная структура (органы) управления. Одновременно компетенция уполномоченных органов государства по финансам распространяется строго на определенную территорию (функциональные начала). Это означает, что управление осуществляется в отношении объектов финансового сектора, расположенных на соответствующей территории, обеспечении межотраслевых связей, комплексного подхода к решению общегосударственных проблем социально-экономического развития регионов.
Финансовая система республики функционирует с учетом принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации в государственном управлении. Это означает, что финансовая система основывается
на органическом соединении единого централизованного руководства в решении стратегических, общегосударственных задач в масштабе республики с широким использованием демократических форм в реализации государственной политики в той или иной отрасли управления в регионах. В практической плоскости речь идет о разграничении компетенции центральных и местных органов управления по финансовым вопросам, государства и частного финансового сектора.
Суть идеи децентрализации управления государственными финансами в новых условиях заключается в предоставлении прав и необходимых финансовых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. Имеется в виду разграничение ответственности и полномочий между центром и регионами, повышение роли местных исполнительных органов путем подкрепления их полномочий финансовыми и кадровыми ресурсами. В связи с этим предстоит усовершенствовать действующую систему формирования и исполнения бюджетов всех уровней.
Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в системе управления государственными финансами имеет непосредственное отношение к реализации Концепции развития местного самоуправления [9]. Как известно, через органы местного самоуправления населению предоставляется реальная возможность самостоятельно и ответственно решать
вопросы местного значения. В связи с этим вопрос о финансовом обеспечении решений, принимаемых на уровне местного самоуправления, нуждается в детальном обсуждении.
На систему управления государственными финансами распространяется общий принцип учета общественного мнения и гласности. Данный принцип выражается в виде требования обязательного учета в практической деятельности финансовых органов и их должностных лиц общественного мнения, выраженного в любой форме. Например, публикации в печати критических материалов о деятельности финансовых организаций; предложения и рекомендации, направленные непосредственно в финансовые органы управления и т. д. Другой компонент данного принципа — гласность означает регулярное информирование общественности руководителями финансовых органов и финансовых учреждений о своей деятельности в средствах массовой информации (за исключением определенных ограничений с учетом содержания информации и специфики компетенции уполномоченных государственных органов и финансовых организаций).
Система управления государственными финансами основывается также на фундаментальном принципе международного сотрудничества, определяющем деятельность Республики Казахстан на международной арене. В Республике Казахстан определены долгосрочные приоритеты внешней политики республики (формирование позитивного имиджа и восприятия республики в мире как демократического, правового государства с современной рыночной экономикой; защита экономических интересов страны за рубежом и др.). В соответствии с принципом международного сотрудничества расширяются финансово-экономические связи Республики Казахстан с другими государствами и международными финансовыми организациями (МБР, МВФ и др.).
Система управления государственными финансами находится под воздействием не только общих, но и социально-экономических принципов. Данная группа принципов основывается на закономерностях развития рыночных
отношений в республике. Еще в Стратегии «Казахстан-2030» были определены фундаментальные положения, на которых строится стратегия экономического роста и финансовой системы в республике: ограниченное вмешательство государства в экономику при его активной роли; оказание помощи и стимулирование активности частного сектора и национального капитала; повышение роли государства как гаранта свободной экономики путем установления рыночных правил и обеспечения их соблюдения, либерализации цен; укрепление института частной собственности; создание юридической системы, защищающей право собственности и выполнение контрактов [5]. Все это направлено на создание сильной рыночной экономики, укрепление финансовой системы, активизации роли государства в этом направлении, а также привлечение иностранных инвестиций.
Экономическая политика нового курса предусматривает всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. Это означает принятие всех без исключения экономических и управленческих решений с точки зрения финансово-экономической целесообразности и долгосрочных интересов; определение новых рыночных ниш, где Казахстан может участвовать как равноправный бизнес-партнер; создание благоприятного инвестиционного климата с целью наращивания экономического потенциала и национального капитала; создание эффективного частного сектора экономики и развитие государственно-частного партнерства. Фундаментальной основой финансовой политики является экономическая политика государства нового курса, предусматривающая поддержку предпринимательства как ведущей силы национальной экономики, повышение общего уровня деловой культуры и стимулирование предпринимательской инициативы, создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних.
Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает формирование новой системы взаимодействия государственного аппарата с бизнес-сообществом [6].
В этом направлении обязанностью государства является предоставление гражданам максимальных возможностей для реализации их деловой активности, создание инфраструктуры для отечественного бизнеса. Остаются незыблемыми право частной собственности и гарантированность защиты договорных обязательств. По существу речь идет о формировании принципа государственно-частного партнерства. Суть его можно выразить следующим образом: обеспечение консолидации бизнеса, широкого охвата и вовлечения всех предпринимателей в реализацию новой экономической стратегии. Международный опыт свидетельствует о том, что консолидация предпринимателей является одним из важных факторов эффективности экономики и использования финансов, формирования принципа «сильный бизнес — сильное государство». Государственно-частное партнерство предполагает безусловное выполнение требований базовых принципов свободного рынка (конкуренция, неприкосновенность частной собственности, поощрение деловой инициативы и др.), стимулирование эффективной деятельности частного сектора [8].
В Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года принципы представлены как основные приоритеты (Раздел 4.1). Их содержание раскрывается в виде следующих формулировок: дальнейшее развитие и международная интеграция на принципах соответствия лучшим международным стандартам (в частности, стран ОЭСР); консолидация банковского сектора, увеличение капитализации и рост его финансовых возможностей; обусловленность государственной финансовой поддержки и интенсивности надзорного процесса масштабом рисков; повышение устойчивости базы фондирования и эффективности управления системной ликвидностью за счет диверсификации фондирования по валютам, срокам, источникам (розничное, оптовое, капитал), постоянного участия Национального Банка Республики Казахстан на денежном рынке, стимулирования развития межбанковского рынка; риск-ориентированность в регулировании и надзоре за субъектами финансового рынка; формирование системы стимулов,
нацеленной на гибкое внедрение новых продуктов, развитие технологий с достаточным уровнем безопасности и эффективное управление капиталом финансовых организаций, и регуляторной среды, которая позволяет не только решать текущие проблемы, но и обеспечивает условия для недопущения повторения негативных ситуаций; активная роль государства в увеличении предложения финансовых инструментов на фондовом рынке в рамках «Народное IPO» и приватизации государственных активов; расширение охвата населения и субъектов экономики финансовыми услугами и повышение финансовой грамотности потребителей финансовых услуг; сочетание прагматичного регуляторного протекционизма на рынке ценных бумаг с либерализацией листинговых требований и процедур доступа; расширение регуляторных возможностей для квалифицированных инвесторов по инвестиционным операциям и принятию рисков с повышением требований к их управлению и достаточности капитала; ограниченность прямого участия государства в финансовой системе через институты развития, не конкурирующие с частными финансовыми организациями; повышение автономности и независимости институциональной структуры Национального Банка Республики Казахстан в части принятия решений по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций; повышение рыночной дисциплины; повышение инвестиционной привлекательности финансового рынка для вложений внутренних и внешних инвесторов в капитал; сохранение финансовой системы с преимущественно отечественным капиталом [7].Указанные приоритеты нацелены на вхождение республики в число 30 наиболее конкурентоспособных государств мира.
Среди социально-экономических принципов следует выделить отраслевые принципы управления государственными финансами. Служебная роль отраслевых принципов состоит в том, что они составляют основу для отграничения отрасли управления финансами от других отраслей управления. В отличие от общих и социально-экономических принципов, имеющих широкую сферу действия, отраслевые принципы отражают
качественные особенности управления государственными финансами. Отраслевые принципы фиксируются в тех законодательных актах, которые регулируют соответствующие группы финансовых отношений. Они подразделяются на принципы налогообложения и принципы бюджетной системы. Отраслевые принципы выражают значимость и относительную самостоятельность указанных основных сегментов государственных финансов, составляют фундаментальную основу их функционирования.
В соответствии с налоговым законодательством к принципам налогообложения относятся: обязательность, определенность, справедливость, единство налоговой системы и гласность (ст. 4 Налогового кодекса РК) [2]. Их особенность состоит в том, что они выражены в императивной форме и выступают в качестве официальных ориентиров для субъектов
налогообложения.
Принцип обязательности означает требование к субъектам налогообложения производить исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки. В практической плоскости данный принцип выражается в обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов исполнять налоговые обязательства.
Принцип определенности налогообложения есть требование, согласно которому налоги и другие обязательные платежи в бюджет должны быть ясными, определенными, не допускать произвольного установления их численности и размера. Данный принцип означает установление
исчерпывающего перечня всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.
Принцип справедливости налогообложения имеет социальное значение и основывается на высоких нравственных началах. Это выражается в том, что налогообложение в республике является всеобщим и обязательным. Предоставление налоговых льгот индивидуального характера запрещается законом. Наряду с этим принцип справедливости означает соразмерность между
правонарушением в области налогообложения и наказанием лица, его совершившим.
Принцип единства налоговой системы — основополагающее начало, выражающее особенности организационной структуры налоговой системы республики. Данный принцип позволяет отграничить управление налоговой системой от других сегментов финансового сектора. К числу неотъемлемых компонентов организационного единства налоговой системы относятся: совокупность уполномоченных государственных органов, осуществляющих руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет; налогоплательщики и налоговые агенты; адекватная им система взаимосвязей (налоговые правоотношения); управленческие отношения между отдельными звеньями финансовых органов и др. С учетом территориального принципа управления налоговая система является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).
Принцип гласности налогового законодательства означает обязательное информирование населения в средствах массовой информации и иных источниках о принятых решениях, связанных с изменениями и дополнениями действующего законодательства в области налогообложения. Установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.
Функционирование бюджетной системы Республики Казахстан основывается на следующих принципах: единство, полнота, реалистичность, транспарентность, последовательность, результативность, самостоятельность бюджета, преемственность, обоснованность, своевременность, единство кассы, эффективность, ответственность, адресность и целевой характер бюджетных средств (ст. 4 Бюджетного кодекса РК) [1]. Указанные принципы выражают следующие требования:
• принцип единства закрепляет системные свойства бюджетного сектора государственных финансов. В практической плоскости имеется в виду
применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы, использование единой бюджетной классификации и единых процедур бюджетного процесса в республике;
• принцип полноты означает отражение в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством. В соответствии с данным принципом не допускается зачет взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступка прав требований по бюджетным средствам;
• принцип реалистичности означает соответствие утвержденных
(уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным
(скорректированным) параметрам, направлениям прогнозов социально-
экономического развития, стратегических планов государственных органов;
• принцип транспарентности означает обязательное опубликование
нормативных правовых актов по вопросам бюджета; утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении; стратегических планов и отчетов об их реализации; о формировании и использовании Национального фонда Республики Казахстан (за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну), а также обязательная открытость бюджетного процесса для общественности с использованием средств массовой информации;
• принцип последовательности означает соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений;
• принцип результативности означает, что разработка и исполнение бюджета должны быть ориентированы на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами и (или) бюджетными программами государственных органов;
• принцип самостоятельности бюджета означает установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в установленном порядке, право субъектов всех уровней управления государственными финансами
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Согласно данному принципу не допускается изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, а также возложение на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;
• принцип преемственности охватывает сферу планирования республиканского и местных бюджетов, основанного на прогнозах социально -экономического развития, базовых расходах, утвержденных в предыдущие периоды, итогах бюджетного мониторинга, оценке результатов;
• принцип обоснованности означает, что планирование бюджета должно быть на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов, а также использование бюджетных средств и активов государства в установленном порядке;
• принцип своевременности означает своевременное зачисление поступлений в республиканский и местные бюджеты, на контрольный счет наличности Национального фонда Республики Казахстан и последующий перевод их на счета Правительства в Национальном Банке РК, проведение платежей в соответствии с индивидуальными планами финансирования по платежам и перечисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств в сроки и с соблюдением порядка, установленного соответствующими нормативными правовыми актами и т. д.;
• принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;
• принцип эффективности есть требование, в соответствии с которым разработка и исполнение бюджета должны производиться исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижения прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств;
• принцип ответственности означает наступление ответственности и неотвратимость наказания администраторов бюджетных программ, руководителей государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора за принятие незаконных решений и невыполнение административных указаний и управленческих решений, направленных на достижение прямых и конечных результатов;
• принцип адресности и целевого характера бюджетных средств выражает требование, согласно которому использование бюджетных средств администраторами бюджетных программ, субъектами квазигосударственного сектора должно быть направлено на достижение результатов, предусмотренных стратегическими планами и (или) бюджетными программами государственных органов, финансово-экономическими обоснованиями бюджетных инвестиций посредством участия в уставном капитале субъектов квазигосударственного сектора с соблюдением законодательства.
Общие, социально-экономические и отраслевые принципы тесно взаимосвязаны, взаимодействуют между собой и в своей совокупности составляют фундаментальную основу управления государственными финансами в республике.
По поводу отраслевых принципов управления государственными финансами можно высказать, в порядке обсуждения, следующие замечания концептуального характера. Прежде всего, это касается терминологического наименования отраслевых принципов: «определенность», «справедливость», «результативность», «обоснованность», «эффективность», «своевременность» и т. д. Данные термины имеют общий, родовой характер, широко применяются в государственной и общественной практике. В этом аспекте желательно разработать специальную терминологию для отраслевых принципов управления, отражающих специфику государственного финансового сектора.
Другое замечание касается произвольного «набора» отраслевых принципов как по численности, так и по качественным характеристикам. Вполне очевидно, что в качестве принципов могут быть такие требования (правила, установки), которые
выражают наиболее важные, фундаментальные элементы построения и функционирования системы управления государственными финансами, закономерные связи в механизме воздействия на финансовые отношения. Данные вопросы являются предметом дальнейших научных исследований автора.
Таким образом:
а) принципы управления государственными финансами
есть основополагающие, руководящие начала, выражающие определенные требования к деятельности субъектов финансовых отношений. Принципы управления являются официальными ориентирами для субъектов финансовых отношений; служат исходными положениями (установками) для формирования механизма регулирования финансовых отношений; придают стабильность системе управления государственными финансами; обеспечивают динамичность государственного управления в финансовом секторе;
б) принципы отражают наиболее существенные стороны (компоненты) структуры и функционирования системы управления государственными финансами. В зависимости от масштаба действия (критерий классификации) можно выделить следующие основные группы принципов: общие, социальноэкономические и отраслевые. Общие принципы распространяются на все отрасли государственного управления, в том числе действуют в системе управления государственными финансами и наполняются конкретным содержанием. Социально-экономические принципы основываются на закономерностях развития рыночных отношений и составляют фундаментальную основу для управления финансово-экономической сферой республики. Отраслевые принципы управления (принципы налогообложения, принципы бюджетной системы) выражают качественные особенности управления государственными финансами. Их служебная роль состоит в том, что они составляют основу для отграничения управления финансами от других, смежных отраслей управления.
Список литературы:
1. Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV Бюджетный кодекс Республики Казахстан / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000095_ (дата обращения: 01.04.2015).
2. Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/K080000099_ (дата обращения: 08.06.2015).
3. Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_ (дата обращения: 02.02.2011).
4. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. — Алматы:
ТОО «Издательство» ЛEM», 2005. — 560 с.
5. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года Казахстан- 2030.
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/K970002030_ (дата обращения: 11.10.1997).
6. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации
Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (дата обращения: 14.12.2012).
7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа
2014 года № 954 «Об утверждении Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000954 (дата
обращения: 27.08.2014).
8. Указ Президента РК от 1 февраля 2010 года № 923 «О Концепции развития
финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
URL:http://adilet.zan.kz/rus/docs/U100000923_ (Утратил силу Указом Президента Республики Казахстан от 8 сентября 2014 года № 905). (дата обращения: 17.06.2015).
9. Указ Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438 «Об
утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1200000438 (дата обращения: 28.11.2012).
10. Шимширт Н.Д. Управление государственными и муниципальными финансами / Н.Д. Шимширт, Н.В. Крашенникова. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. — 352 с.