ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Сокол К.П.
УДК65.9(2)240
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Рыночные условия требуют создания гибких, конкурентоспособных и одновременно простых систем управления трудовыми и технологическими операциями, для которых характерны:
- небольшие подразделения, укомплектованные более квалифицированными работни-
ками, но с меньшей численностью;
на
груп-
- структуры, основанные пах (командах) специалистов;
- графики и процедуры работ, ориентированные на потребителей;
- возможности для гибкой и минимальный объем запасов;
- быстрая реакция на изменения конъюк-туры рынка;
- высокая производительность и низкие затраты;
- ориентация на прочные связи с потребителем.
Реформа организационной структуры управления подразделениями позволит создать условия для производства и быстрой доставки высококачественной продукции и услуг при одновременном, повышении эффективности работы.
Среди основных предпосылок ведения новой системы управления производительностью труда можно выделить следующие:
- повышение ее качества транспортных услуг при перевозке грузов и пассажиров;
- повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов;
- рост требований к уровню обслуживания и времени выполнения заказов клиентуры, существенно отличных от традиционных производственных систем и механизма принятия решений;
- снижение доли стоимости рабочей силы в издержках производства с увеличением объема информационной оснащенности;
- отсутствие новых методов расчета и измерения производительности, основанного на рыночных принципах.
Главным итогом реформы должно стать резкое повышение эффективности работы с одновременной ориентацией на повышение производительности труда.
При конструировании модели производительности научный подход заключается в определении объемов продаж(объемов перевозок) необходимой рынку продук-ции(услуг), бюджетирования затрат в соответствии с долгосрочными, средне и краткосрочными целями развития компании. Какие же проблемы придется решать новому руководителю в первую очередь? Ни для кого не является секретом, что в условиях интенсификации экономики и определенной ограниченности трудовых ресурсов рост производительности труда является решающим фактором повышения эффективности производства. Это определяет необходимость улучшения повседневной практической работы в целях более полного использования всех резервов роста производительности труда, углубленного изучения и совершенствования методов планирования и оценки факторов производства(табл.1), влияющих на его динамику.
Несмотря на определенные различия, инновационные структуры в стабильно действующих системах будут иметь много общего.
Во-первых, их основу составляют небольшие группы специалистов с многопрофильной квалификацией, которые отвечают за все аспекты реализации данного проекта от начала до конца.
Рис. 1. Цели реформирования промышленного железнодорожного транспорта
Во-вторых, координация и интеграция осуществляются внутри каждой группы, а не между функциональными блоками. Кроме того, успех в работе зависит от эффективного сотрудничества ее работников в достижении общей цели. Организационные формы могут быть различные, однако общая тенденция должна состоять в создании всем работникам та-
ких условий, чтобы на любом участке они действовали более свободно, творчески и эффективно.
Еще одна из важнейших проблем — качество ремонта подвижного состава и содержания в высокой степени исправности технические обустройства. Реализованное в производственных процессах, товарах и услугах, оно
Таблица 1
Влияние внутренних факторов производственной среды на рост производительности труда
Фактор роста производства Уд. вес фактора, %
Снижение трудозатрат 32
Интенсивные технологии 28
Образование и профессиональная подготовка 14
Снижение удельных издержек производства 9
Повышение качества рабочей силы 8
Законодательные, институциональные и социальные условия 9
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
может обеспечить ремонтному структурному подразделению огромные конкурентные преимущества на рынке. Однако, несмотря на многочисленные лозунги и призывы, качество так и не стало для большинства предприятий предметом неустанных забот.
В период реорганизации систем управления ремонтного производства целесообразно строить эту деятельность, исходя из шести базовых принципов управления качеством:
- работа, направленная на повышение качества, должна быть обязательной составной частью стратегии подразделения;
- в плане сокращения издержек более перспективна ориентация на совершенствование производственного процесса, а не просто на уменьшение затрат;
- поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех неудачах;
- каждый работник ремонтного подразделения обязан постоянно повышать свою квалификацию.
- обеспечить тесную связь между уровнем зарплаты, производительностью и эффективностью.
- предусмотреть изменение доли переменных и стабильных выплат в зависимости от производительности и прибыльности;
Комбинация фиксированных и гибких систем оплаты может оказаться эффективной. Поэтому, новую корпоративную систему оплаты труда предстоит еще разработать и впоследствии оценить, насколько она обладает достаточной гибкостью, стимулирует ли стремление работника к повышению квали-
фикации, сотрудничеству, достижению общих целей, иными словами способствует ли повышению производительности. Для этого необходимо добиться стабильности и гибкости штатного состава работников подразделений. Опыт показывает, что обеспечение гарантированной занятости принесет ожидаемый результат, если соблюдаются следующие условия:
- отказ от чрезмерной классификации работ;
- осознание факта, что стабилизация занятости — не «пожизненный найм»;
- создание возможности для всестороннего использования производственного опыта работников;
- исключение вероятности оправдания низкой эффективности труда;
- формирование условий для внедрения новых интенсивных технологий.
Рабочая сила как элемент производительного потенциала и объект накопления капитала по своей стоимости, полезности (ценности), по характеру своего морального износа отлична от других факторов производства. Мы имеем здесь дело с принципиально иным типом морального «износа»(рис.2), не с уменьшением (относительным и абсолютным) производительной силы, а с приращением фонда знаний, навыков, опыта, воплощенного в рабочей силе. Производственная ценность работника повышается со временем.
Многие руководители уверены, что повышение квалификации — это издержки, а не капиталовложения, что обучение только отрывает людей от работы, а слишком хорошо подго-
Рис. 2. Соотношение результативности труда «худшего», «лучшего» и работника качественно «новой» формации
товленные работники найдут более высокооплачиваемые места в других организациях. Отбор, подготовка кадров и непрерывное их обучение — одна из приоритетных задач при перестройке системы управления производительностью труда в структурном подразделении.
Необходимо так же вводить новые системы учета труда в целях определения темпов роста производительности труда и эффективности основной деятельности. Большинство имеющихся систем учета и оценки трудовой деятельности работников не отвечает задачам современного интенсивного производства; они не приспособлены для использования применительно к гибким ресурсосберегающим производствам и т. п. Традиционно считалось, что критерием оценки эффективности служит число высвобожденных основных производственных рабочих, а не обогащение содержания труда. Сегодня необходима разработка новых систем оценки и учета эффективности и качества труда.
Наиболее точная оценка эффективности труда может быть определена по добавленной стоимости как, например, в США — так называемая «стоимость, добавленная обработкой», так как добавленная стоимость отражает вклад труда работника в создание валового внутреннего продукта.
Измерение производительности труда по добавленной стоимости нацеливает трудовые коллективы на ресурсосбережение и рост конечного финансово-экономического результата — прибыли.
В этом случае экономические результаты деятельности компании или акционеров в целом могут быть определены через показатель производительности труда в стоимостном выражении.
Производительность труда — (Пт) компании в основных видах деятельности определяется делением созданной и реализованной за установленный период добавленной стоимости на среднесписочную численность работников (Ч):
П _ О _(1 + Кесн )ФОТ + БССО + М + Ф
Т N N
где: ФОТ — фонд заработной платы работников Компании, тыс. руб.;
К есн — коэффициент, учитывающий уплату единого социального налога;
^оц — выплаты социального характера работникам Компании из финансовых средств в составе Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности тыс. руб.;
М — амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, тыс. руб.;
Ф — прибыль до налогообложения, тыс.руб.;
N — среднесписочная численность работников Компании, чел.;
Для сопоставления результатов расчета показатель Пт для предыдущего периода (т) рассчитывается по формуле:
п
ОГВ _ ( Кесн + кт + .) ■ ФОТт + К + . • Б^4 + Мт + Фт
N
N
где: Кт +1 — индекс роста потребительских цен в (т + 1) году;
Важная роль в повышении производительности труда и ускорении экономического роста принадлежит правительству — третьему социальному партнеру. Эффективная экономическая политика и стратегия, лидеры, способные осуществлять принятые ими решения, комплекс стимулирующих и регулирующих мер в экономике — вот факторы, обеспечивающие достижение указанных целей(рис 3).
Для эффективной деятельности предприятий и организаций в условиях перехода к рынку необходима фундаментальная перестройка традиционных систем управления. Локальные меры не принесут эффекта.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Анненков, А.В. Организация производства и управление транспортной компанией в условиях конкуренции на транспортном рынке. - М.: РГОТУПС, 2003. - 235 с.
2. Афонин, Г.М. Структура управления железными дорогами // Ж.-д. трансп. - 2001. -№ 10. - С. 20-42.
3. Варнавский, В. Реформирование железнодорожного транспорта сулит позитивные сдвиги на региональном и местном уровнях // Федерализм. - 2002. - № 4. - С. 229-246.
4. Ганеев, М.Ф. Структурная реформа железнодорожного транспорта: подходы к правовому обеспечению // Имуществ. отношения в Рос. Федерации. - 2002. - № 1. - 97 с.
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Рис. 3. Модель управления производительностью труда
Иванов С.С.
УДК 528:002.5:656.2
ОБ ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ЗАЩИТЫ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА МЕТОДАМИ Н - МОДЕЛЕЙ
В качестве предмета для использования недоопределенных моделей (Н — моделей) при оценке эффективности реализации инвестиционного проекта предлагается рассмотреть создание современной схемы защиты подвижного тягового состава (ТПС) с использованием геоинформационной системы и навигационных возможностей ГЛОНАСС. Ранее эта разработка нами была представлена [1].
В частности, схема защиты локомотивов от несанкционированного доступа состоит из: охранной сигнализации индивидуального объекта, центрального поста охраны на станции, распределенной системы защиты и каналов передачи данных. Для повышения надежности система использует спутниковый, сотовый и радиочастотный канал связи в комплексе.
Использование радиочастотного канала производится на общедоступной гражданской и ведомственной частотах, специально выделяемых для этих целей. Для сотовой связи могут использоваться простые мобильные телефоны. Для спутниковых систем - аппаратура приема-передачи (ГЛОНАСС / GPS).
Предлагаемая статья поясняет некоторые моменты использования Н-моделей при работе с ИП. Современные математические и компьютерные модели играют важную роль в разработке инвестиционных проектов (ИП) Примером этого может служить программный комплекс инвестиционного проектирования PROJECT EXPERT [3]. Однако существующие средства моделирования ИП ограничены возможностями традиционного математического