Научная статья на тему 'Управление производительностью труда промышленных компаний'

Управление производительностью труда промышленных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2052
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЕНЧМАРКИНГ / LABOUR PRODUCTIVITY / LABOUR PRODUCTIVITY MANAGEMENT / COMPETITIVE POTENTIAL / BENCHMARKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучина Елена Вячеславовна

Рассматривается модель управления производительностью труда промышленной компании на основе системы диагностических и стратегических показателей. Разработан механизм управления производительностью труда по ключевым функциям управления. Представлен алгоритм решения задачи оптимизации вложений в долгосрочное повышение производительности труда. В качестве инструментария управления ростом производительности труда компании предложена модель проведения бенчмаркинга по производительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour Productivity Management at Industrial Enterprises

The paper deals with the model of labour productivity management at industrial enterprises on the basis of the system of diagnostic and strategic indicators. It develops the mechanisms for labour productivity management in line with the key management functions. The article presents the algorithm designed for optimization of investments into long-term improvement of labour productivity. The productivity benchmarking model is proposed as a tool for managing the growth of labour productivity in companies.

Текст научной работы на тему «Управление производительностью труда промышленных компаний»

Южно-Уральский государственный университет

454080, РФ, г. Челябинск, пр. им. В. И. Ленина, 76 Контактный телефон: (351) 267-92-81 e-mail: [email protected]

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов

КУЧИНА Елена Вячеславовна

Управление производительностью труда промышленных компаний

Рассматривается модель управления производительностью труда промышленной компании на основе системы диагностических и стратегических показателей. Разработан механизм управления производительностью труда по ключевым функциям управления. Представлен алгоритм решения задачи оптимизации вложений в долгосрочное повышение производительности труда. В качестве инструментария управления ростом производительности труда компании предложена модель проведения бенчмаркинга по производительности.

JEL classification: D24, M11, M54

Ключевые слова: производительность труда; управление производительностью труда; конкурентный потенциал; бенчмаркинг.

Промышленные компании сталкиваются с множеством проблем, связанных не только с достижением приемлемых экономических показателей, но и с возможностью выживания в условиях высокой неопределенности внешней среды. Для сохранения конкурентных позиций компания должна разрабатывать, производить и продавать продукцию с аналогичными (либо меньшими) затратами, чем у конкурента обеспечивая потребителя товаром с аналогичными (либо лучшими), чем у конкурента, потребительскими свойствами. Эту сложную задачу можно решить только на основе роста производительности труда. Повышение производительности труда в современных условиях становится практически безальтернативным источником обеспечения конкурентоспособности бизнеса за счет снижения издержек производства, накопления инвестиционного капитала, выполнения обязательств перед акционерами, работниками и государством. Оценка влияния производительности труда на конкурентоспособность предприятия позволяет утверждать, что главной задачей менеджмента компании является ориентация на более высокий, чем у конкурентов, уровень производительности. При этом следует исходить из того, что в современном понимании производительность отражает степень полезного применения не только живого труда, но и используемых средств производства, т. е. характеризуется затратами как живого, так и совокупного (живого и овеществленного) труда [6; 8; 9; 10]. В существующих условиях развития экономики эффективность использования живого и прошлого труда наиболее точно характеризует производительность совокупного труда. Рост этого д показателя способствует увеличению прибыли, рентабельности и конкурентоспособности предприятий.

™ Связь производительности и конкурентоспособности в последнее время становится

и все более очевидной. Вместе с тем ощущается явный недостаток глубоких отечествен-^ ных исследований по проблеме роста производительности и конкурентоспособности. © Научные концепции, посвященные изучению этих важных проблем, рассматриваются

без учета их взаимного влияния и взаимной обусловленности. Анализируя вопросы управления производительностью труда на микроуровне, отечественные исследователи делают акцент на живом труде [2; 5]. Однако методических разработок, посвященных повышению эффективности использования живого труда, явно недостаточно для комплексного решения проблемы. В этой связи особую значимость приобретают исследования, направленные на разработку научно-методических подходов к обеспечению конкурентоспособности предприятий на основе повышения производительности совокупного (живого и овеществленного) труда.

Целью настоящей статьи является разработка методического подхода к управлению производительностью труда как основы повышения конкурентоспособности промышленной компании. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

• определяются понятие и сущность производительности труда;

• формируется модель управления производительностью труда;

• разрабатывается алгоритм решения задачи оптимизации вложений в долгосрочное повышение производительности труда.

Исследование отечественной экономической литературы современного периода выявило отсутствие единого подхода к пониманию сущности производительности труда. Согласно авторскому определению, производительность совокупного труда на внутрифирменном уровне - это показатель экономической эффективности функционирования затраченных в хозяйственной деятельности ресурсов, характеризующий вклад компании в приращение добавленной стоимости конечного продукта и отражающий степень прогрессивности управления, развития человеческого капитала, техники, технологии и науки. Производительность выступает как обобщенный измеритель, отражающий внутреннюю и внешнюю сторону деятельности компании. Внешний аспект отражает итоги функционирования компании - создание новой увеличенной добавленной стоимости и вклад, который она вносит в приращение добавленной стоимости отрасли и региона. Внутренний аспект отражает уровень эффективности использования имеющихся ресурсов и потенциал компании, ее возможности в улучшении результатов своей деятельности, повышении производительности и конкурентоспособности в перспективе.

Повышение производительности труда представляет собой процесс изменений и, как всякий процесс, требует управления. В качестве основных целей управления производительностью труда промышленных компаний можно выделить: повышение эффективности использования имеющихся ресурсов предприятия; укрепление и наращивание составляющих элементов потенциала предприятия как основы его конкурентоспособности в будущем. В соответствии с этим можно говорить о получении синергетического эффекта в двух формах: реального (существующего) - для краткосрочного периода; потенциального (латентного) - для долгосрочного периода. Производительность труда рассматривается как интегральный показатель, полученный за счет синергии от эффективного использования труда и капитала в краткосрочном периоде, а также за счет синергии организационно-управленческих, кадровых и технико-технологических возможностей предприятия, характеризующихся уровнем проявления и развития соответствующих потенциалов в рамках стратегии развития промышленного предприятия [3].

Процесс управления производительностью труда направлен на достижение ее целевых параметров и рассматривается как реализация следующих функций: измерение и оценка - планирование - организация - мотивация - контроль (рис. 1).

Набор показателей для измерения и оценки производительности труда можно дифференцировать по двум группам: диагностические и стратегические.

Диагностические показатели отражают ситуацию в области производительности и должны использоваться в оперативном и тактическом управлении, контролировать

Рис. 1. Модель управления производительностью труда

бизнес-процессы. К ним относятся показатели, характеризующие общие результаты деятельности компании, включая все задействованные факторы производства, а также эффективность использования труда и капитала: объем произведенной продукции на одного работника; коэффициент производительности основного капитала; коэффициент производительности активов; фондовооруженность труда; коэффициент производительности оборотного капитала; оборачиваемость оборотных средств; рентабельность производства и др. Для более детальной оценки показатели производительности труда предприятия «расщепляются» на показатели производительности труда цеха, участка, рабочего места. Оценка их производится двумя методами: 1) сравнение текущих и предшествующих показателей за фиксированные и сравнимые периоды времени; 2) сравнение плановых и фактических показателей за анализируемый период. При первом сравнении определяются динамика и скорость изменения показателей, при втором - повышение или экономия средств по отношению к запланированным показателям. Достаточно полная и обоснованная методика анализа производительности живого труда, основного и оборотного капитала поэтапно представлена в исследованиях Л. Г. Соколовой [9].

Стратегические показатели могут быть финансовыми и нефинансовыми. К финансовым относятся показатели финансовых результатов (например, размер прибыли), а также показатели оценки компании на финансовых рынках (например, рентабельность акционерного капитала, добавленная рыночная стоимость). Нефинансовые показатели могут быть количественными и качественными (доля дефектов, качество продукции, удовлетворенность потребителя). Они имеют более сложный характер, способны оценить операционную и инновационную эффективность деятельности компании, соответствие качества продукции техническим требованиям, удовлетворенность клиентов и сотрудников и многое другое. В зарубежной и отечественной литературе такие показатели рассматриваются в рамках системы измерения достижений компании (Performance Measurement) [1; 7; 12].

Наряду с показателями производительности труда оцениваются факторы макросреды (политические, экономические, социальные, технологические) и микросреды (динамика рынка, ценовая политика, интенсивность конкуренции, условия материально-технического обеспечения производства) компании. Влияние факторов макросреды является наиболее существенным в долгосрочной перспективе, предприятию необходимо постоянно адаптироваться к ним. Влияние факторов микросреды более ощутимо в краткосрочной перспективе, что более актуально для компании и требует принятия управленческих решений в каждый конкретный период времени. Успешность деятельности предприятия будет определяться, в первую очередь, степенью адаптивности к быстро изменяющимся факторам микросреды. Для каждой группы факторов можно разработать систему показателей-индикаторов, отслеживать их динамику и влияние на конечные показатели деятельности.

Основными целями оперативного и стратегического планирования производительности труда являются:

• рост производительности труда компании и ее подразделений по сравнению с базовым периодом деятельности;

• определение приоритетных направлений повышения производительности труда компании;

• достижение среднеотраслевого (или превышающего его) уровня производительности труда;

• достижение более высокой, чем у основных конкурентов, производительности труда.

Организация работы по росту производительности труда предполагает: разработку плана мероприятий и реализацию его по подразделениям с целью повышения

эффективности использования имеющихся ресурсов; принятие решения об инвестициях; определение направлений и оптимизацию структуры вложений денежных средств для наращивания потенциала компании на перспективу. В рамках этого этапа необходимо построение четкой организационной структуры управления процессом. Она может быть адаптирована к обычной структуре управления промышленным предприятием путем закрепления соответствующих функций за конкретными управленческими звеньями: маркетинговой службой, финансово-экономической службой, службой управления персоналом, подготовки производства, отделом снабжения. Возглавлять и контролировать этот процесс должен руководитель компании.

Мотивация персонала строится на элементах стратегии мотивации персонала: оплата труда, льготы, компенсации, обучение, создание благоприятных условий труда, перспективы карьеры и др. Важным элементом мотивирования работника в рамках процесса управления производительностью труда является использование программы премирования на основе выделения ключевых показателей эффективности.

На этапе контроля оцениваются полученные результаты, анализируются и определяются направления по повышению эффективности деятельности предприятия на перспективу. С этой целью осуществляется мониторинг показателей производительности труда и сравнение их с показателями уровня и динамики производительности труда у конкурентов. При наличии неблагоприятных отклонений должны немедленно приниматься меры воздействия на подсистему фактической реализации мероприятий. На этом уровне конкретные подразделения и исполнители, ответственные за проводимые мероприятия, проверяют ресурсное обеспечение, намечают меры по ликвидации отрицательных отклонений и оперативному контролю. Ежемесячно менеджмент компании контролирует достоверность предоставляемых данных, работает с итоговой информацией по сравнительному, факторному и специальному анализу.

Наряду с проведением текущих мероприятий необходимо формировать систему прогнозирования, в том числе в области инвестирования в конкурентный потенциал предприятия. В качестве элементов конкурентного потенциала предприятия рассматриваются его организационно-управленческие, кадровые и технико-технологические возможности с точки зрения вложений:

• в организационно-управленческий конкурентный потенциал:

• во внедрение систем оперативного управления производством;

• во внедрение ERP-систем;

• во внедрение и сертификацию систем менеджмента качества;

• в развитие внешних инновационных коммуникаций;

• в кадровый потенциал:

• в профессиональные и инновационные программы обучения, в том числе инструментам «бережливого производства»;

• во внедрение рационализаторских работ;

• в материальное и моральное стимулирование работников;

• в технико-технологический потенциал:

• во внедрение прогрессивных технологий обработки;

• во внедрение гибких систем регулирования загрузки производственных мощностей;

• в модернизацию технологического оборудования;

• в исследования и разработку новых видов продукции.

Оптимизация вложений в долгосрочное повышение производительности труда состоит из следующих этапов:

1) определение величины фонда накопления;

2) принятие решения о необходимости привлечения заемных средств по составляющим конкурентного потенциала предприятия.

Основным финансовым источником вложений является доход предприятия 7(0, который в каждый конкретный момент времени t делится на потребление и инвестиции (капиталовложения) [4]:

7(0 = Р(0 + С(0, (1)

где Р(0 - фонд потребления в период £ С(0 - фонд накопления в период t.

т=з(ш), (2)

где 5(0 - норма накопления в период t, %.

Алгоритм оптимизации вложений в долгосрочное повышение производительности труда представлен на рис. 2.

НАЧАЛО

\ /

Оценка уровня производительности труда и принятие решения о его повышении

\ /

Определение направлений вложений в повышение производительности труда

\ /

Оценка объема вложений

\ /

Оценка собственных источников финансирования

Оптимизация структуры вложений

Нет

\ /

Оценка возможности привлечения внешних источников финансирования

Рис. 2. Алгоритм оптимизации вложений в повышение производительности труда

Экономико-математическая модель, описывающая связь между ростом производительности труда в долгосрочной перспективе и факторами, непосредственно влияющими на этот рост, является динамической и должна приводить к максимуму производительности труда промышленной компании в каждом конкретном периоде времени, т. е. Рт(0 — тах. Данную модель можно использовать для упрощения процедуры плани-

рования и распределения средств, предназначенных на дальнейшее развитие потенциала компании с целью повышения ее производительности и конкурентоспособности.

Разработанная модель управления производительностью труда может быть применена в практической деятельности российских компаний, стремящихся к росту (сохранению) достигнутого уровня конкурентоспособности в условиях экономической нестабильности и ограничений и способных реализовать программы повышения производительности труда в текущей и долгосрочной перспективе.

В качестве нового инструментария управления производительностью труда предприятия предлагается использовать бенчмаркинг как методологию изучения, анализа и адаптации передовых технологий и безнес-процессов наиболее успешных компаний (конкурентов, партнеров, лидеров отрасли) [4; 11]. Модель бенчмаркинга по производительности состоит из семи этапов: признание необходимости повышения производительности; оценка основных показателей производительности внутри компании; поиск эталонной компании и выбор формы сопоставления; сбор информации; анализ информации; внедрение изменений с целью повышения производительности; повторная самооценка и анализ улучшений.

Механизмом реализации процесса управления производительностью должно быть создание программ повышения производительности [13; 14]. Целостная программа повышения производительности может быть сформирована лишь на основе использования спектра методов и подходов, которые могут включать различные способы и системы управления аспектами деятельности организации. Такое «меню» предлагает самый широкий выбор средств: от оценок эффективности до оценок результатов деятельности, от компьютеризации до роботизации; от методов ведения коллективных переговоров до конкретных форм тесного сотрудничества между персоналом и управляющими; от использования материальных стимулов до полного отказа от денежных форм мотивации; от вложения средств в развитие оборудования до вложений в развитие рабочей силы; от профессиональной подготовки до подготовки управленческого персонала; от налаживания обратных связей до создания информационных сетей. Программа повышения производительности труда должна разрабатываться специалистами предприятия и основываться на знаниях и опыте собственных сотрудников (линейных и функциональных менеджеров различного уровня).

Разработанный методический подход к управлению производительностью труда позволяет внести определенный вклад в решение проблемы обеспечения конкурентоспособности промышленных компаний на основе повышения производительности труда, имеющей важное значение для эффективного функционирования промышленности - базовой отрасли экономики.

Источники

1. Внедрение сбалансированной системы показателей : пер. с нем. / Horvath Partners. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Краснопевцева И. В. Управление производительностью труда через улучшение качества рабочей силы промышленного предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184).

3. Кучина Е. В. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе повышения производительности совокупного труда. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2008.

4. Магомедова М. Ю., Муртазалиева А. М. Бенчмаркетинг как слагаемое успешной стратегии бизнеса // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 1.

5. Макарова Ю. И. Совершенствование инструментов управления производительностью труда на машиностроительном предприятии : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2011.

6. Петров А. Ю. Экономический анализ производительности труда : учеб. пособие. М. : Экономистъ, 2003.

7. Салюков В. Н. Сбалансированная система показателей как эффективный метод управления реализацией продукции // Российское предпринимательство. 2014. № 15 (261).

8. Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : пер. с англ. М. : Прогресс, 1989.

9. Соколова Л. Г. Производительность: теория, измерение, проблемы роста. Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000.

10. Управление эффективностью и качеством. Модульная программа / под ред. И. И. Прокопенко, К. Норта. М. : Дело, 2001.

11. Фирсова И. А. Бенчмаркетинг как инструмент оценки конкурентоспособности предприятий // Научные труды вольного экономического общества России. 2012. Т. 166.

12. Kaplan R. S., Norton D. P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Boston : Harvard Business School Press, 1996.

13. Lawlor A. Productivity improvement manual. Aldershot, United Kingdom : Gower, 1985. Chap. 4.

14. Riggs J. L., Felix G. H. Productivity by Objectives. Englewood Cliffs (N. J.) : Prentice-Hall, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.