УДК 338.24.01; 338.47
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Фёдорова Е.Ю., ведущий экономист Финансового управления ЦДИ - филиала ОАО «РЖД»
В настоящее время доля стоимости основных фондов инфраструктуры составляет более 60% от общей стоимости основных средств ОАО "РЖД", а доля эксплуатационных затрат на объекты инфраструктуры составляет порядка 35% от общего объема затрат.
Поэтому крайне важной задачей инновационного развития ОАО "РЖД" остается сокращение стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры при условии обеспечения безопасности перевозочного.
Учитывая макроэкономические факторы, необходимо принять во внимание технологии бережливого производства в инфраструктурном комплексе как основополагающую концепцию по минимизации издержек и основное направление повышения эффективности в условиях государственного регулирования.
Центральная дирекция инфраструктуры является основным объектом управления и повышения эффективности инфраструктурного комплекса Холдинга.
В статье заинтересованным пользователям представлена справочная, методическая и практическая информация по отдельным вопросам использования и оценки внедрения технологий бережливого производства как инструмента управления экономической эффективностью транспортной компании.
Автором исследуются отдельные виды потерь предприятий транспортной инфраструктуры и предложены инструменты технологий бережливого производства для получения эффекта в масштабах инфраструктурного комплекса.
В целях формирования инструментов управления экономической эффективностью железнодорожной инфраструктуры рассмотрены и предложены основные критерии и показатели комплексной оценки экономической эффективности, построенные на основе внедрения мероприятий по организации бережливого производства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
Ключевые слова: бережливое производство, экономическая эффективность, транспортная инфраструктура, потери, оценка.
PERFECTION OF METHODICAL APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE ECONOMIC
ACTIVITY
Fedorova E., lead economist of the CDI finance department - JSC «Russian Railways» branch
Currently, the share value of fixed assets of infrastructure is more than 60% of the total value of fixed assets JSC "Russian Railways" and the share of operating costs for infrastructure is about 35% of the total cost.
Therefore, it is an important task of innovative development of JSC "Russian Railways" is reducing the life cycle cost of infrastructure, provided the safety of transportation.
Taking into account macro-economic factors must be taken into consideration lean manufacturing techniques in complex infrastructure as a fundamental concept to minimize the costs and increase the efficiency of the basic direction in terms of government regulation.
Central Directorate of infrastructure is the main object of the management and efficiency of the complex infrastructure of the Holding.
This article provides background to interested users, methodical and practical information on selected issues of implementation and evaluation of the use of lean manufacturing techniques as a management tool of economic efficiency of the transport company.
The author investigates certain types of losses of enterprises of transport infrastructure and proposes tools of lean manufacturing techniques to produce the effect on the scale of the infrastructure of the complex.
In order to create management tools, economic efficiency of rail infrastructure and examined proposed basic criteria and indicators for an integrated assessment of economic efficiency that are based on the implementation of measures for the organization of the Central Directorate of lean production infrastructure - a branch of JSC "Russian Railways".
Keywords: lean production, economic efficiency, transport infrastructure, loss estimation.
Основной задачей инфраструктуры железнодорожного транспорта является обеспечение потребностей российской экономики и населения в перевозках при безусловном обеспечении безопасности движения и надежности технических средств.
К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования относится технологический комплекс, в который, помимо путей, входят станции, здания, устройства электроснабжения, связи, сигнализации, централизации блокировки, другие сооружения, системы управления, оборудование и т.д. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура становится фактором ограничения возможностей развития экономики страны в целом. Проблемой для развития транспорта является его низкая инвестиционная привлекательность. Особенностью транспортных проектов, в частности, относящихся к железнодорожному транспорту, является их высокая фондоемкость, длительные сроки реализации и окупаемости проектов. Потребность железнодорожного транспорта в инвестициях, помимо макроэкономических установок и параметров, определяется также в зависимости от перспектив и целей развития самой отрасли. При этом, развитие и модернизация инфраструктуры должны осуществляться с учетом природоохранных мероприятий.
В настоящее время доля стоимости основных фондов инфра-
структуры составляет более 60% от общей стоимости основных средств ОАО "РЖД", а доля эксплуатационных затрат на объекты инфраструктуры составляет порядка 35% от общего объема затрат.
Поэтому крайне важной задачей инновационного развития ОАО "РЖД" является сокращение стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры при условии обеспечения безопасности перевозочного процесса и высокого уровня надежности технических средств.
Повышение эффективности железнодорожной инфраструктуры должно осуществляться по комплексной программе, которая включает:
• повышение эксплуатационной эффективности всех видов ремонтов и технического обслуживания и снижение расходов за счет модульных принципов работы, роста квалификации персонала и оптимизации планирования ремонта;
• пересмотр устаревших технических стандартов и нормативов для снижения энерго -, материало- и трудозатратности операций;
• использование принципа "общей стоимости эксплуатации", стоимости жизненного цикла при планировании и исполнении технического обслуживания и ремонта для снижения удельных затрат;
• комплексная автоматизация процессов управления движением,
Рис. 1. Место России по показателям качества инфраструктуры в мире
составления графиков движения поездов;
• внедрение механизмов экономической оценки вариантов организации движения и инструментов оптимизации ниток графика, формирования и обработки поездов для увеличения экономического эффекта (снижение затрат при заданных регулятором тарифах).
Стратегические инициативы развития инфраструктурного бизнеса разделены в зависимости от центра их реализации на три составляющие: управление перевозочным процессом, содержание инфраструктуры, содержание, эксплуатация и ремонт локомотивов.
Стратегические инициативы в локомотивном комплексе.
Приоритетной задачей для роста объемов перевозок, улучшения их качественных показателей, повышения надежности и эффективности комплекса тяги является приобретение локомотивов с улучшенными техническими характеристиками и локомотивов
нового поколения.
Экономия эксплуатационных расходов от приобретения такого тягового подвижного состава достигается за счет улучшения по сравнению с локомотивами-аналогами коэффициента технической готовности, снижения продолжительности и изменения структуры ремонтного цикла, повышения надежности локомотивов, снижения удельного расхода топливно-энергетических ресурсов, роста производительности труда локомотивных бригад.
Стратегическим направлением развития в данной сфере является переход на полное сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО "РЖД".
Кроме того, в локомотивном комплексе будет завершено внедрение системы бережливого производства.Также стратегическими задачами данного блока являются укрупнение и оптимизация числа ремонтных локомотивных депо, продолжится перевод машинистов
Стратегические инициативы в сфере управления перевозочным процессом
Реализация инициативы обеспечит: устойчивую работу каждой из систем; минимизацию съёма грузовых поездов пассажирскими, высвобождение инфраструктуры для освоения перспективного грузопотока за счет концентрации пассажирских перевозок на выделенных линиях и участках скоростного движения, повышение скорости и надёжности доставки грузов, оптимизацию стандартов содержания инфраструктуры.
В условиях нарастания "узких мест" в пропускной способности инфраструктуры одним из ключевых направлений повышения эффективности ее использования является увеличение веса грузовых поездов. Это, при соответствующем развитии инфраструктуры, позволит не только повысить провозную способность железнодорожных линий, но и снизить требуемый эксплуатируемый парк локомотивов.
Холдингом принята и реализуется программа модернизации основных сортировочных станций на сети, в соответствии с которой предполагается реализация мероприятий по увеличению длины сортировочных путей, модернизации парков, внедрению автоматизированных систем управления сортировочными работами, высвобождению персонала из опасных зон. В результате реализации данной программы будет обеспечен рост маршрутизации перевозок, сортировочная работа сконцентрирована на меньшем количестве высокооснащгнных станций.
Реализация инициативы обеспечит создание единой информационной платформы функционирования автоматизированных систем, обеспечивающих комплексное
. „ управление эксплуатационной работой на основе использования единой
4. Создание и развитие автоматизированных систем
_ _ информационной модели и методов адаптивного планирования, а так же переход на
управления перевозочным процессом, переход на безбумажные
безбумажные технологии. На основе комплекса автоматизированных систем будет
технологии.
осуществляться развитие адаптивных методов планирования перевозок, оптимизации перевозочного процесса, планирования производственных ресурсов в соответствии со спросом на перевозки.
Основными направлениями работы в рамках данной инициативы являются:
• поиск грузовой базы для роста загрузки линий;
_ _ „ • оптимизация технологии обслуживания линий, сокращение издержек;
5. Оптимизация работы малодеятельных линии
• закрытие или передача на баланс заинтересованным сторонам не имеющих потенциала развития линий.
Рис.2. Стратегические инициативы в сфере управления перевозочным процессом
3. Повышение уровня маршрутизации грузовых перевозок за счет развития сортировочных станций.
Таблица 1. Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Инфраструктура»
Наименование показателя Единица измерения 2012 2015 2020 2030
Выручка проценты 100% +16% +77% +189%
Себестоимость перевозок (без амортизации в ценах 2012 г.) проценты 100% -3,0% -4,5% -5,2%
EBITDA проценты 100% +12% +77% +261%
Объем инвестиций без НДС млрд. руб. 481,1 1 303,4 5 678,3 14 453,3
Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) проценты 3,0% 2,5% 2,8% 4,6%
Долг/EBITDA раз 1,6 2,5 2,6 2,6
Грузооборот млрд. т-км 2 782,6 2 932,0 3 418,1 3 905,4
Пассажирооборот млрд. пасс-км 144,6 149,8 165,6 202,2
Доля грузовых отправок, доставленных в нормативный срок проценты 72,5% 80% 85% 90%
Средняя скорость доставки грузовых отправок в груженых вагонах км/сут 242 290 310 350
в том числе контейнеров км/сут 313 400 500 600
Протяженность скоростных и высокоскоростных магистралей км 1 250 1 250 3 490 10 635
Доля протяженности линий общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности проценты 12,0% 11,1% 12,0% 12,1%
Снижение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов проценты 100% 98,4% 96,7% 94,1%
Снижение удельного расхода условного топлива на тягу поездов проценты 100% 97,6% 92,3% 90,2%
Уровень безопасности движения кол-во событий на млн. поездо-км 2,4381 1,3958 1,0905 0,9226
в отдельных видах движения на работу в одно лицо.
Стратегические инициативы в сфере содержания и ремонта инфраструктуры.
Стратегической задачей является модернизация (реконструкция) железнодорожного пути с применением на наиболее грузонапря-женных направлениях элементов конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла.
Важным элементом в данной сфере является сглаживание сезон-
технологии ремонта и реконструкции пути. Кроме того, получит стратегическое развитие наработанный в настоящее время опыт ремонта инфраструктуры на закрытых перегонах.
В целях роста производительности труда и минимизации потребностей в "окнах" для ремонта инфраструктуры Холдинг реализует комплексную программу по обновлению и расширению парка современной путевой техники.
Также предусматривается внедрение системы комплексной
снижение темпов роста перевозок высокомаржнна.тьных для инфраструктурного комплекса грузов
изменения и тарифной системе,
ведущие к возникновению некомпенспруемых потерь дли Холдинга
рост пен на топливо, электроэнергию, материалы темпами выше, чем индексация тарифов на услуги инфраструктуры
Стратегия развития бизнес-блока "Инфраструктура"
Недостижение заявленных качественных параметров работы инфраструктуры и снижение, как следствие, привлекательности услуг пассажирских и грушиых перевозок, логистических услуг:
Невыполнение плановых параметров по росту производительности труда;
1 Реализация программ оптимизации издержек в недостаточном объеме: *
Недостаточные инвестиции в обновление и развитие инфраструктуры, сдерживание со стороны инфраструктуры темпов роста перевозочных видов бизнеса.
ухудшение макроэкономической ситуации в стране
дальнейшее организационное дробление железнодорожной отрасли (в Т.ч. создание локальных перевозчиков и дробление тяги) и рост транзакциониых издержек
сохранение в экономике страны необоснованного роста заработной платы работников сверх темпов роста производительности труда, снижение конкурентоспособности заработной платы работников инфраструктурного блока
'минимизируетсяпри использовани концепции "бережливого производства" 1
Рис. 3. Внешние и внутренние риски реализации Стратегии
Виды потерь в деятельности Центральной дирекии инфраструктуры
Аварии, катастрофы выход из строя части инфраструктуры, жертвы и т.п.;
Отказы, поломки элементов инфраструктуры (верхнего строения пути; земляного полотна; искусственных сооружений; объектов электрификации и электроснабжения; объектов автоматики и телемеханики; защитных лесонасаждений), в т.ч. внеплановые ремонты и т.п.; поломки оборудования (аварийные простои)
Длительная переналадка обработка вагонов, очистка, уборка и т.п.;
Лишняя транспортировка к месту ремонта, отстоя и т.п.;
Невысокие коэффициенты готовности инфраструктуры; пропускных возможностей участков, станций, узлов;
Низкая эффективность оборудования.
Рис. 4. Основные виды потерь Центральной дирекции инфраструктуры
ЖАТ на микропроцессорной элементной базе с расширенными функциональными возможностями, модульных цифровых систем технологической радиосвязи стандартом GSM-R, DMR, проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности, оптимизации технологических нормативов и др.
Кроме того, повышением эффективности инфраструктурного комплекса является совершенствование систем мониторинга и диагностики инфраструктуры и ИССО на основе современных методов и систем и расширение практики планирования обслуживания и ремонтов инфраструктуры по фактическому состоянию с учетом прогнозируемых предотказных состояний и рисков.
Также стратегической задачей в области содержания и ремонта инфраструктуры является совершенствование технологических нормативов с учетом достигнутого уровня техники и технологий, а также масштабов внедрения участков инфраструктуры, отремонтированных или модернизированных с внедрением современных технических решений.
Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока "Инфраструктура" в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 1.
Ключевые риски реализации стратегических задач данного бизнес-блока определяются внешними и внутренними факторами.
Учитывая вышеуказанные рискообразующие факторы, связанные с реализацией Стратегии компании, необходимо принять во внимание технологии бережливого производства в инфраструктурном комплексе как основополагающую концепцию по минимизации издержек и основное направление повышения эффективности в условиях государственного регулирования тарифов.
Центральная дирекция инфраструктуры является основным объектом управления и повышения эффективности инфраструктурного комплекса Холдинга. Однако в целях реализации мероприятий по оптимизации издержек инфраструктуры необходимо учитывать важность проведения работ текущего и капитального характера по обновлению инфраструктуры для обеспечения безопасности движения поездов.
По каждому из видов потерь должны быть разработаны и выполнены программы по их снижению с применением методов Lean и методов управления качеством. В настоящее время используются следующие методы:
1. Всеобщее управление качеством (Total Quality Management)
Концепция всеобщего управления качеством строится на
методологической основе международных стандартов ISO серии 9000:2000. Ключевая характеристика концепции - комплексный подход к качеству и использование инструментария управления качеством во всех функциональных направлениях деятельности. Концепция всеобщего управления качеством предусматривает ответственность за качество и участие всех структурных подразделений организации на каждом уровне и внедрение методов производства и управления, направленных на «встраивание» качества в продукцию.
Необходимо последовательно учитывать вопросы качества при принятии любых управленческих решений, обеспечивая на этой основе реализацию системного подхода к управлению качеством.
2. «Бережливое производство» (Lean Production)
Концепция направлена на максимальную экономию ресурсов
в процессе производства, в первую очередь, временных. Базовым принципом указанной концепции является выявление и устранение процессов, которые не приносят добавленной ценности или уменьшают ее (например, процессы, приводящие к избытку запасов, процессы ожидания, процессы лишней транспортировки, процессы
излишней обработки, процессы, создающие дефекты, и т.д.).
Инструментарий концепции бережливого производства целесообразно использовать для определения и исключения непроизводительных затрат ресурсов при оптимизации внутренних процессов дирекции.
3. Кайдзен (Kaizen)
Концепция основана на принципе постоянного совершенствования внутренних процессов организации с минимальными затратами ресурсов и вовлечением всех работников во внедрение улучшений.
В рамках использования указанной концепции целесообразно создание внутренней системы учета, оценки и внедрения предложений работников в области улучшения условий труда, экономии ресурсов, совершенствования оборудования и процессов, повышения качества работ и услуг. Перспективным элементом этой системы может стать подход, предусматривающий разделение эффекта от нововведения между организацией и работником, который его предложил.
4. Канбан (КапЬап)
Базовым принципом указанной системы является обеспечение своевременной поставки продукции заказчику (как внешнему, так и внутреннему) с учетом наличия спроса на данную продукцию в каждый конкретный момент времени производственного цикла. В соответствии с этим подходом производство очередной партии продукции должно осуществляться только тогда, когда на нее есть заказ от внутреннего либо внешнего потребителя.
Применение инструментария Канбан целесообразно при организации производства, управлении запасами и организации материально-технического снабжения на ремонтных структурных подразделениях ЦДИ.
5. Концепция системы лидерства
Концепция системы лидерства предполагает формирование и долгосрочное развитие лидерского ядра менеджеров, способных наиболее эффективно и ответственно реализовывать новые проекты и осуществлять прорывные преобразования в организации.
Однако есть место и другим методам бережливого производства, которые необходимо внедрять в инфраструктурном комплексе в целях повышения эффективности деятельности:
«Шесть сигм» (Sixsigma)
Основа концепции «шесть сигм» - минимизация количества несоответствий (браков) на один миллион возможностей. Высший уровень качества достигается на уровне «шести сигм» - 3,4 дефекта на 1 млн. возможностей. Концепцию «шесть сигм» необходимо рассматривать как философию управления, в которой основное внимание уделяется устранению брака путем анализа результатов измерений и оптимизации на этой основе внутренних процессов.
В соответствии с концепцией «шесть сигм» будет осуществляться количественное измерение и мониторинг контрольных показателей качества на каждом этапе выполнения технологического процесса, что позволит своевременно выявлять и минимизировать количество несоответствий (браков). Применение указанного подхода обеспечит сквозной контроль качества по всей цепочке оказания услуги (текущий отцепочный ремонт вагонов, предоставление в пользование объектов железнодорожной инфраструктуры и т.д.).
В настоящее время в компании отсутствует методология комплексной оценки экономической эффективности и экономического эффекта от внедрения технологии бережливого производства Центральной дирекции инфраструктуры в целом. Действующая методика предусматривает оценку экономического эффекта от внедрения бережливого производства исключительно структурных
подразделений функциональных хозяйств Центральной дирекции инфраструктуры в отдельности: управление пути и сооружений, электрификации и электроснабжения, вагонного хозяйства, автоматики и телемеханики.
Для каждой из перечисленных функциональных структур еще до создания Центральной дирекции инфраструктуры существовали свои отдельные показатели эффективности деятельности и использования производственных ресурсов.
В связи с выделением инфраструктурного комплекса в Центральную дирекцию инфраструктуры для решения задачи комплексной оценки экономической эффективности рекомендуется использовать единый агрегированный показатель, учитывающий деятельность всей совокупности входящих в нее подразделений.
Анализ экономической эффективности внедрения концепции бережливого производства предлагается начинать с расчета средней себестоимости продукции структурных единиц Центральной дирекции инфраструктуры, на которых было внедрено бережливое производство, по формуле:
АСвн = 2 АС] / J
j - индекс структурной единицы;
J - количество структурных единиц, на которых внедрено бережливое производство;
АС] - средняя себестоимость единицы продукции структурной единицы, на которой было внедрено бережливое производство.
Указанный показатель позволит рассчитать долю средней себестоимости продукции структурных единиц, на которых было внедрено бережливое производство, в общей сумме себестоимости продукции.
Таким образом, доля (d) определяется по формуле:
d = АСвн / АСобщ *100, %
Для дальнейшего определения экономической эффективности необходимо выполнить следующие этапы:
- прогноз объема инвестиций для реализации мероприятий бережливого производства для каждого мероприятия, внедряемого в структурную единицу;
- в зависимости от прогнозируемого объема инвестиций и охвата мероприятиями бережливого производства структурных подразделений определить долю средней себестоимости продукции (d);
- экспертным путем определяется пороговое значение d*, при котором начнет проявляться экономический эффект от внедрения мероприятий по бережливому производству в виде прироста прибыли предприятия.
Пороговое значение d* может зависеть и от того, насколько эффективно внедряется мероприятие. Чем выше эффективность внедрения мероприятия, тем ниже будет пороговое значение d*.
Экономический эффект любого мероприятия, в том числе мероприятий по бережливому производству, заключается в дополнительно получаемой прибыли. Уровень дополнительно получаемой прибыли зависит от увеличения выручки и сокращения производственных затрат предприятия в связи с реализацией данных мероприятий по бережливому производству. Таким образом, ключевой подход к расчету эффекта любого мероприятия (в том числе мероприятий по бережливому производству) заключается в определении темпов роста доходов и расходов при внедрении технологий бережливого производства.
В качестве критериев экономической эффективности внедрения мероприятий по организации бережливого производства предлагается использовать показатели эффективности, такие как: чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR) и дисконтированный срок окупаемости, совместно с долей средней себестоимости продукции структурных единиц, на которых было внедрено бережливое производство.
Чистый дисконтированный доход (NPV) определяется по формуле:
NPV = I Pi / (1 + r)i - Investment
, где
Pi - прирост прибыли предприятия от внедрения концепции бережливого производства;
i - шаг расчета (месяц, квартал, год), где i = 0, 1, 2,..., n;
r - норма (ставка) дисконта;
Investment - сумма инвестиций (затраты) на мероприятия бережливого производства.
Если рассчитанное значение NPV положительно, то сумма всех потерь, которые предполагается устранить, больше, чем инвестиции
в мероприятие, следовательно, рассматриваемое мероприятие следует принять к реализации. Если NPV меньше нуля, то от данного мероприятия следует отказаться.
Внутренняя норма рентабельности (IRR) - это норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь.
1вв - r NPV - f (r) - 0
IKK = r, при котором .
Значение IRR находят по следующей формуле:
ЕPi / (1 + IRR )i - Investment - 0
Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности (рентабельность инвестиций) или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект.
Дисконтированный срок окупаемости.
Период окупаемости инвестиций - время, которое требуется для обеспечения достаточных поступлений денег в целях возмещения инвестиционных расходов.
Общая формула для расчета срока окупаемости:
PP - Io / Tok, где
Io - величина исходных инвестиций в нулевой период;
Ток - срок окупаемости инвестиций
Таким образом, появляется возможность получить оперативную информацию о состоянии бизнес-процессов в организации.
Исчисленная эффективность внедрения мероприятий бережливого производства может использоваться как для анализа результатов внедрения мероприятий, так и для определения тех подразделений, в которых более выгодно внедрять бережливое производство. Поэтому данный подход позволит в условиях ограниченности ресурсов рационально распределить между подразделениями Центральной дирекции инфраструктуры капиталовложения, направленные на реализацию концепции бережливого производства пропорционально доли себестоимости продукции каждой структурной единицы, на которой было внедрено бережливое производство.
Литература:
1. Методика оценки экономической эффективности внедрения технологий бережливого производства в структурных подразделениях функциональных филиалов ОАО "РЖД" производственного блока (Утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2012№ 2768р);
2. Методика визуального контроля (методы визуализации) по системе Кайдзен в структурных подразделениях Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры" № М ЦВ 2.05.0022013 (Утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.12.2013 № 2840р);
3. Методика внедрения системы всеобщего обслуживания оборудования ТРМ в структурных подразделениях Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры" № М ЦВ 2.05.001-2013 (Утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.12.2013 № 2840р);
4. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года;
5. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства/; Пер. с англ. - 4-е изд. - М: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 125 с.
6. Имаи М. Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний /; Пер. с англ. — 2-е изд. — М: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 274 с.
7. Лайкер Д.К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/; Пер. с англ. - М: Альпина Бизнес Букс, 2005. -С.157-158, С.49
8. Лапидус В.А. Возможности повышения эффективности транспортной системы ОАО "РЖД" на основе современных принципов управления качеством и издержками//Железнодорожный транспорт. - 2010. - №11.
9. Оно T. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Пер. с англ. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. — 192 с.
10. Справочник «Бережливое производство в ОАО "РЖД"»/ [Электронный ресурс]. I Режим доступа. I URL: http://10.132.70.70/ ntp/files/14721.pdf
11. http://www.leanzone.ru