Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19 (157). Экономика. Вып. 21. С. 96-99.
А. Б. Тутуков
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Предлагаются методические положения совершенствования системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, применение которых позволит повысить эффективность и результативность управленческой деятельности региональных органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов и муниципальных образований в изменяющихся экономических условиях.
Ключевые слова: стратегическое управление, социально-экономическое развитие муниципальных образований.
В условиях продолжающегося формирования рыночной среды в современной России происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием территорий (регионов и муниципальных образований). Успех проводимых социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от эффективности управленческой деятельности органов власти и управления, которые согласно ст. 7 Конституции РФ несут ответственность за «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». К тому же, оказавшись перед фактом необходимости конкурировать за привлечение на находящуюся в сфере их ответственности территорию человеческих ресурсов, потоков капитала, передовых технологий и инноваций, все уровни государственного управления и местного самоуправления признают, что обязаны заниматься качественным социально-экономическим развитием территорий.
Однако отсутствие в настоящее время единой и четкой концепции управления территориальным развитием приводит к тому, что на практике большинство территориальных органов государственной власти и местного самоуправления продолжает ориентироваться в большей степени на решение текущих проблем, постоянно возникающих вследствие продолжающейся трансформации экономической и социальной сфер, стратегические установки которых до сих пор носят неустойчивый характер.
Разразившийся мировой финансово-экономический кризис наглядно подтвердил необходимость системного и целенаправленного управления процессами адаптации социально-
экономического развития территорий к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Но, с нашей точки зрения, инерционное управление, основанное на ситуативных и разрозненных методах и подходах к решению вопросов территориального развития, позволяет лишь в определенной степени решать оперативные задачи текущего функционирования и не способно обеспечить устойчивый и сбалансированный характер процессов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
Учитывая, что эффективность развития региона, как единой территориальной системы, во многом зависит от качественного и результативного развития муниципальных образований, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации, считаем, что обязательным компонентом управления региональной экономикой должно стать формирование системы стратегического управления социальноэкономическим развитием муниципальных образований, направленной на практическое согласование целей и интересов развития региона и муниципальных образований и ориентированной на скоординированную концентрацию ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического регионального развития.
В условиях поиска эффективных путей обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований, в значительной мере за счет внутрирегиональных ресурсных источников, переориентация региональных и муниципальных органов власти и управления на единые принципы и методы стратегического
управления территориальным развитием позволит, на наш взгляд, обеспечить взаимодополняемость управленческих усилий и определенный синергический эффект согласованных воздействий, когда решение стратегических задач развития территории одного уровня автоматически будет срабатывать на решение вопросов и достижение целей развития территории другого уровня, а действия органов управления разных уровней, направленные на обеспечение территориального развития, будут должным образом соотноситься и координироваться.
В результате анализа теоретических исследований, а также российского и зарубежного опыта стратегического управления территориальным развитием выявлено, что наименее проработанными в методологическом и методическом аспекте, в отличие от стратегического планирования, являются вопросы согласования интересов всех участников процессов стратегического управления территориальным развитием и вопросы практического достижения стратегических целей и реализации стратегических решений.
Для повышения эффективности стратегического управления развитием муниципальных образований считаем необходимым акцентировать внимание на внедрении в управленческую деятельность территориальных органов власти следующих системообразующих методов и механизмов стратегического управления территориальным развитием:
— прогнозирование и планирование территориального развития, ориентированные на формирование концептуального представления об ожидаемой перспективной ситуации на территории муниципального образования с выделением перспективных секторов роста и стратегических направлений развития;
— единые приоритеты региональной и муниципальной политики управления территориальным развитием как инструмент увязывания целей и задач развития региона и муниципальных образований, направленный на преодоление разобщенности использования дефицитных бюджетных ресурсов и их концентрацию на стратегически важных направлениях развития;
— механизмы практической реализации региональных и муниципальных стратегий территориального развития, позволяющих согласовывать деятельность органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного
самоуправления муниципальных образований по решению ключевых вопросов социальноэкономического развития муниципальных образований в реальном и перспективном масштабе времени.
При этом особый упор следует сделать на обоснование выбора направленности перспективного развития муниципальных образований, укладывающейся в общую стратегию региональной политики, и формирование системы взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, создающей положительную мотивацию во взаимном наращивании территориального потенциала и повышающей заинтересованность и ответственность органов власти и управления всех уровней за результаты социальноэкономического развития муниципальных образований.
Модель системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований, предлагаемая автором и приведенная на рисунке, наглядно отображает взаимообусловленность элементов индикативного планирования комплексного развития муниципальных образований и практических механизмов обеспечения устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований, что, с нашей точки зрения, позволяет более эффективно задействовать и использовать территориальный потенциал муниципальных образований, включая человеческий капитал, и на основе четкого представления о текущем состоянии объекта управления, возможных изменениях во внешней среде и желаемого состояния объекта управления в будущем осуществлять целенаправленные и результативные управленческие воздействия по обеспечению социально-экономического развития муниципальных образований.
Считаем, что изменение методического подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований региона на основе принципов, методов и инструментов стратегического управления территориальным развитием позволит обеспечить:
— способность субъектов управления более четко, оперативно и комплексно реагировать на появляющиеся возможности, новые потребности и угрожающие тенденции развития муниципальных образований;
Миссия
Повышение уровня и качества жизни населения муниципальных образований
Стратегические цели регионального управления социально-экономическим развитием муниципальных образований
Повышение качества регионального и муниципального управления Развитие человеческого капитала и обеспечение социального благополучения населения Обеспечение качественного развития экономики муниципальных образований
Обеспечение устойчивого и сбалансированного развития муниципальных образований
Обеспечение реализации приоритетных направлений повышения качества жизни населения муниципальных образований
Развитие сферы народосбережения и отраслей жизнеобеспечения населения
Поддержание благоприятного для проживания состояния окружающей среды
Обеспечение устойчивых темпов экономического развития и оптимальной структуры экономики
Повышение эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности органов местного самоуправления
Разработка и реализация программ и стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, предусматривающих использование инструментов и механизмов регулирования территориального развития, нацеленных на реализацию приоритетных направлений повышения
качества жизни населения
Механизм финансового стимулирования реализации приоритетных направлений повышения качества жизни
Методика оценки устойчивости социально-экономического развития муниципальных образований Фонд поддержки социально-экономического развития муниципальных образований
Проведение региональными органами государственной власти оценочного мониторинга эффективности и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований Повышение мотивации органов местного самоуправления в проведении результативной социально-экономической политики, обеспечивающей положительную динамику интегральных показателей устойчивого развития муниципальных образований региона
Модель системы стратегического регионального управления социально-экономическим развитием
муниципальных образований
— оценки альтернативных вариантов развития муниципальных образований и распределения ресурсов по стратегически обоснованным и высокоэффективным направлениям;
— согласование и скоординированность решений органов всех уровней управления, связанных с обеспечением устойчивого социальноэкономического развития муниципальных образований;
— создание внутренней среды, благоприятствующей активному руководству развитием муниципальных образований и противо-
действующей практике пассивного реагирования на изменение ситуации и внешнего окружения.
Таким образом, совершенствование системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований через внедрение единого методического подхода, определяющего переход от ситуативного к системному управлению территориальным развитием, позволит, на наш взгляд, обеспечить увязку стратегических ориентиров, определяющих долгосрочные приоритеты и направления
социально-экономического развития муниципальных образований, с ресурсными источниками и практическими механизмами достижения стратегических целей и задач.
Список литературы
1. Жаравин, Д. П. Стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования / Д. П. Жаравин, Н. А. Па-холков ; под общ. ред. Н. А. Пахолкова. Вологда : ВоГТУ, 2005. 143 с.
2. Козбаненко, В. А. Государственное управление: основы теории и организации : учебник : в 2 т. М. : Статус, 2002. 366 с.
3. Кремлев, Н. Д. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований субъекта Рос-
сийской Федерации / Н. Д. Кремлев, А. Б. Тутуков // Муницип. власть. 2007. № 4. С. 85-89.
4. Тутуков, А. Б. Обоснование основных направлений совершенствования внутрирегиональных межбюджетных направлений в контексте достижения приоритетных целей регионального развития // Социально-экономические проблемы дотационного региона : материалы рос. науч.-практ. конф. (23-24 ноября 2006 г.). Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2006. 164 с.
5. Тутуков, А. Б. Обоснование необходимости перехода к стратегическому управлению развитием муниципальных образований // Модернизация экономики дотационного региона на основе научных знаний : сб. тр. науч.-практ. конф. (заочная). Курган : Курган. филиал ИЭ УрО РАН, 2007. 288 с.